ВАРДА́Н АЙГЕКЦИ́

0 комментариев

ВАРДАН АЙГЕКЦИ - армянский богослов, историограф, баснописец.

Отрывочные сведения о его жизни сохранились лишь в колофонах рукописей его произведений.

Получил начальное образование в родном селении; продолжил обучение в монастыре Аркакахин на Чёрной горе и был удостоен степени вардапета.

Проповедовал сначала в Амите (отсюда одно из его прозвищ - Амтэци), затем в Тлуке. В 1198 году участвовал в церемонии коронации царя Киликийской Армении Левона II. Предположительно был архиепископом Ламброна и настоятелем армянского монастыря Скевра в Киликии.

Преследуемый по неизвестным причинам, в 1208 году был вынужден покинуть родные места. После двух лет скитаний обосновался на Чёрной горе в монастыре Айгек (Виноградник) и занялся литературной деятельностью.

Здесь были написаны послания и поучения Вардан Айгекци, в том числе 22 слова, направленные в 1212 году антиохийскому князю Боэмунду IV; 5 наставительных посланий, адресованных Микаэлу, епископу Антиохийскому (1223-1231 годы; епископская кафедра Армянской Апостольской Церкви в Антиохии была утверждена католикосом Хачиком I (973-992 годы) и просуществовала до сер. XIII века). Многие сочинения, переписанные автором собственноручно, сохранились в нескольких редакциях.

Самым ранним из сохранившихся произведений Вардан Айгекци считается полемический богословский сборник «Корень веры», или «Книга убеждения и корень веры» (1205 год). В условиях необходимости противостоять, с одной стороны, нарастающему политическому и конфессиональному давлению латинского Запада, пытавшегося установить в Киликии господство Римско-католической Церкви, с другой - проникновению в армянскую среду обычаев и представлений Сирийской (Яковитской) Церкви, автор считает опасными сепаратистские тенденции в среде армян-халкидонитов. Опираясь на свидетельства армянских и иноязычных церковных писателей (их число достигает 100), Вардан Айгекци стремится доказать и защитить истинность вероучения (гл. 1-9) и обрядов (гл. 10-16) Армянской Апостольской Церкви, ее верность традициям древних отцов и постановлениям трех Вселенских Соборов. При этом «Корень веры», являющийся по существу апологией Армянской Церкви, не содержит резких выпадов против других конфессий.

Востребованность книги среди армянского духовенства и при дворе киликийского царя была столь велика, что Вардан Айгекци изготовил двенадцать ее списков, советуя всем читателям поступать так же. Об авторитете сборника говорит тот факт, что в середине XIII века армяне-халкидониты сочли необходимым выпустить сборник с таким же названием, но другого содержания.

В списке книг, составленном в 1341 году в Авиньоне униатом Нерсесом Палианенцем и представленном им папе Бенедикту XII, «Корень веры» фигурирует как труд, содержащий «опаснейшие заблуждения». Перу Вардан Айгекци принадлежат также богословские сочинения «О нечестивых клеветниках Армянской Церкви» и «Назидание злословящим крикунам», обнаруженные А.С. Анасяном в рукописи Матен. № 8357 (1322 год, Киликия) и изданные им в Венеции в 1968-1969 году «Назидание злословящим крикунам» адресовано Вардан Айгекци жителям его родной области Тлук - армянам, грекам и сирийцам. Автор призывает своих «духовных чад» жить в мире, согласии и терпимости, покончить с бессмысленными церковными спорами и взаимными упреками. В этом послании Вардан Айгекци продолжает развивать идеи Нерсеса IV Шнорали, Нерсеса Ламбронаци, Григора IV о межэтническом и межконфессиональном взаимопонимании, взаимной терпимости и церковном единстве.

В своих проповедях и посланиях Вардан Айгекци постоянно использовал притчи и басни, как оригинальные, так и почерпнутые им из письменных источников (в том числе 13 басен Эзопа, 8 - из «Физиолога») и фольклора, сопровождая их душеспасительными назиданиями, заменяющими бытовую мораль басен. Он положил начало новому литературному жанру - притчепроповеди (назиданию). Вардан Айгекци составил 1 или 2 сборника из более 30 своих притч и басен в помощь проповедникам. Басни лаконичны, едки и остроумны. Темы их взяты из повседневной жизни разных социальных слоев общества и откликались на злобу дня («Бык и лошадь», «Церковь и водяная мельница», «Блудливый монах и собака», «Пташки и аист», «Священникотовор и вдова», «Бедняк, священник и Евангелие», «Болтливая жена», «Вино», «Капля меда - причина войны» и т.д.). Вплоть до XVII века «Сборники Вардана» обогащались новыми притчами, баснями, новеллами и анекдотами (число их превысило 500). В части рукописей сборник озаглавлен «Лисья книга» (Աղվեսագիրղ), его 1-е издание вышло в Амстердаме в 1668 году.

© Православная Энциклопедия

 

 

 

 

Литература
  • Марр Н.Я. Сбор­ни­ки притч Вар­да­на. СПб., 1899. Ч. I: Ис­сле­до­ва­ния;
  • Ор­бе­ли И.А. Избр. тру­ды. М., 1968. Т. 1.
Статью разместил(а)

Спаринский Артур Романович

редактор

Приглашаем историков внести свой вклад в Энциклопедию!

Наши проекты