ВА́КХИЙ

0 комментариев

/ Ориг.: Βακχεῖος

ВАКХИЙ (греч. Βακχεῖος) - греческий музыкальный теоретик.

Под этим именем во многих греческих рукописях представлены 2 трактата (учебники по музыкальной теории) с названием «Введение в искусство музыки старца Вакхия» (Εἰσαγωγὴ τέχνης μουσικῆς Βακχείου τοῦ γέροντος): первый написан в повествовательной манере и следует традициям пифагорейской науки о музыке; второй представлен в большинстве рукописей в форме вопросоответника и во многом совпадает с идеями, которые связаны с именем Аристоксена (ученика Аристотеля).

В первой половине XIX века И.Ф. Беллерман, впервые опубликовавший повествовательное сочинение Вакхия, обратил внимание на то, что после изложения обоих трактатов в рукописи XV века Neap. gr. 259 (III. C. 1) присутствует эпиграф: «Старец Вакхий перечислил лады, мелос и консонансы (τόνους τρόπους μέλη τε καὶ συμφωνίας) музыки. Вместе с ним пишущий [эти строки] Дионисий величайшего владыку мудрого Константина показывает почитателем искусств, ибо тому, кто явился изобретателем и дарителем всяческих мудрых дисциплин, никак не подобает быть чуждым ей (т.е. музыке)». Впоследствии тот же текст был обнаружен и в других рукописях (Marc. gr. app. cl. VI/10 (coll. 1300), XII-XIII вв.; Salamantinensis Univers. gr. 2748, XV век и др.). Беллерман считал, что по поручению императора Константина I Великого некий Дионисий создал компендиум из работ авторитетных авторов, включив в него вопросоответное сочинение Вакхия, а сам написал еще один трактат в повествовательной форме. Вслед за Беллерманом ученые стали датировать повествовательный трактат («Псевдо-Дионисия») IV веком, а вопросоответный («Вакхия») - более ранним временем. Впоследствии утвердилась точка зрения, что в эпиграфе речь идет о Константине VII Багрянородном (945-959 годы), что увеличило амплитуду возможных датировок сочинений.

Во второй половине XIX века было обнаружено, что в ряде рукописей (Palat. gr. 281. Fol. 181, 1040 г.; Vat. gr. 192. Fol. 195v, XIII в., и др.) присутствуют 6 фрагментов из вопросоответного трактата, написанные в повествовательной форме. Эти выдержки содержат теоретические положения о количестве консонансов в «совершенной системе», об областях звучания и состоянии мелодии, о модальной системе определения лада, о видах консонансов в нотации, о количестве тонов и полутонов в каждом из консонансов (в вопросоответном варианте - § 11, 12, 44-49). Было сделано предположение, что в конце античного или в самом начале византийского периода сочинение, дошедшее до нас в вопросоответной форме, было написано в повествовательной манере и что впоследствии византийские дидаскалы, желая приспособить «Введение» для своих учебных нужд, переделали текст в вопросоответник в соответствии с популярными в то время образцами. Однако сравнительный анализ текстов показывает, что отрывок является производной и сокращенной версией вопросоответного текста. Таким образом, вопрос о датировке сочинений «старца Вакхия» остается открытым.

1-я часть повествовательного трактата (§ 1-18) посвящена дискредитации всех чувств, от зрения до слуха, как инструментов познания. На слух невозможно с точностью устанавливать муз. интервалы и даже верно настраивать инструмент, поэтому требуется особый инструмент, показания к-рого могли бы служить верным ориентиром. Во втором разделе (§ 22-31) не только описаны консонансы (кварта, квинта, октава, дуодецима, двойная октава) как важнейшие интервалы древней музыкальной теории, но и включено их определение на монохорде - однострунном инструменте, дающем возможность демонстрировать пропорциональные выражения интервалов: октава - 2:1, квинта - 3:2, кварта - 4:3, дуодецима - 3:1, двойная октава - 4:1. Деление струны канона и трактовка группы консонансных интервалов (из к-рых исключена ундецима) осуществляются по пифагорейской методике.

Вопросоответный трактат, очевидно, состоит из двух некогда механически объединенных сочинений. В §1-66 содержится ряд важнейших положений гармоники, начиная от определений музыки и звука до подробного объяснения, что такое системы и модуляции. Второй раздел (§ 67-101) вновь открывается изложением основных правил гармоники: характеристики музыкального звука, описаний категорий консонансов, систем, тетрахордов, мелоса и т.д., причем все это сделано с аристоксеновских позиций и даже ундецима (8:3) причислена к консонансным интервалам. Лишь в заключительном разделе представлены основные правила ритмики, отсутствующие в первом разделе трактата. Многие теоретические положения проиллюстрированы примерами, записанными древнегреческой нотацией.

Таким образом, до настоящего времени сохранились не два сочинения «старца Вакхия», а три: повествовательное «пифагорейское» и два вопросоответных «аристоксеновских».

© Православная Энциклопедия

 

 

 

Литература
  • Античное муз. мышление. Л., 1986. С. 61-69
  • Герцман Е.Византийское музыкознание. Л., 1988. С. 44-45.
Статью разместил(а)

Спаринский Артур Романович

редактор

Приглашаем историков внести свой вклад в Энциклопедию!

Наши проекты