ТАРАСОВ Николай Иванович

0 комментариев

Заслуженный артист РСФСР (1937 г.). Награжден орденами Знак Почёта (1951 г.), Трудового Красного Знамени (1971 г.), медалью «За доблестный труд в ВОВ 1941–45» (1946 г.).

Родился в семье артиста балета Большого театра Ивана Васильевича Тарасова. Мальчик обнаружил хорошие балетные данные, был музыкален и в 1913 г. поступил в Московское театральное училище.

В младших классах училища Тарасов занимался у Н.П. Домашева, который, будучи в прошлом танцовщиком Большого театра, имел феноменальный прыжок, поражал зрителей виртуозной техникой и вместе с тем благородной манерой исполнения.

Последние два года в училище Тарасов учился у Н.Г. Легата, известного петербургского танцовщика, сыгравшего значительную роль в истории русского балета. В своих учениках Легат воспитывал красоту, ловкость движений, умение держаться на сцене, шлифуя их мастерство, как с технической, так и с пластической стороны. Н.Г. Легату принадлежит заслуга в окончательном формировании Тарасова как танцовщика, он привил ему строгий академизм исполнения, свойственный традициям Петербургской школы. Учась у Легата, Тарасов испытал на себе систему преподавания классического танца, в дальнейшем все это помогло ему при создании научного метода преподавания классического танца.

Осенью 1918 г. в Большой театр приняли учеников школы первого советского выпуска, а выпускников 1919-го и 1920-го гг. по рекомендации А.А. Горского и В.Д. Тихомирова приняли в театр досрочно: среди них был и Тарасов.

Вначале он работал в кордебалете, затем стал выступать как солист и, наконец, ведущий солист балета. Тарасов исполнял главные партии в основном классическом репертуаре театра: «Лебединое озеро» П.И. Чайковского, «Щелкунчик» П.И. Чайковского, «Спящая красавица» П.И. Чайковского, «Дон Кихот» Л. Минкуса, «Баядерка» Л. Минкуса, «Раймонда» А.К. Глазунова, «Коппелия» Л. Делиба, «Эсмеральда» Ц. Пуни. Его партнершами были ведущие балерины: Е.В. Гельцер, М.Т. Семенова, В.В. Кригер, М.К. Кандаурова, Л.М. Банк, В.В. Кудрявцева, Е.М. Адамович и др. По воспоминаниям очевидцев, танец Тарасова отличался академической строгостью, элегантностью, технической четкостью (особенно в заносках), ясностью и красотой позы.

Однако, как всякий ищущий художник, подчинивший свое творчество времени, Тарасов проявлял интерес к поискам, которые велись тогда в многочисленных танцевальных студиях и на эстраде. Участником такого коллектива, основанного А.А. Горским, был и Тарасов. Свою экспериментальную работу эта группа начала на сцене Дома Союзов, а с 1922 г. – в Новом театре, ставшем филиалом Большого. Зрители увидели балеты «Тамара» на музыку М. Балакирева, «Хризис» Р.М. Глиэра, «Безделушки» на музыку В.А. Моцарта, «Грот Венеры» на музыку Р. Вагнера и др.

Годы учебы и начало творческой деятельности Тарасова совпали с поисками развития хореографического искусства и становлением советского балетного театра. Ищущий художник, он не только совершенствует свое исполнительское мастерство, но и участвует в поисках новых выразительных средств и форм в хореографии.

Почти одновременно с началом артистической деятельности Тарасов, будучи еще совсем молодым танцовщиком, стал пробовать свои силы в педагогике. С 1924 г. он начинает вести класс для артистов Большого театра. С 1924 г. начинается и многолетняя, плодотворная деятельность Николая Ивановича в стенах Московского хореографического училища (далее МХУ). С его именем связана серьезная работа школы по созданию научной методики преподавания классического танца. В 1940 г. результатом научно- исследовательской работы училища стало создание первого учебно- методического пособия по классическому танцу «Методика классического тренажа», авторы – Тарасов, А.И. Чекрыгин, В.Э. Мориц.

Научно-методический кабинет МХУ, в работе которого Николай Иванович принимал активное участие, был полон творческих планов, но им не суждено было осуществиться: началась Великая Отечественная война. В этот тяжелейший момент в истории страны директором и художественным руководителем МХУ становится Тарасов, приняв на себя всю ответственность за судьбу школы. Артисты Большого театра и многие педагоги школы были эвакуированы в Куйбышев.

В августе 1941 г. педагоги и ученики МХУ на пароходе «Григорий Пирогов» прибыли в небольшой волжский городок Васильсурск. С первых дней Тарасов проводит огромную работу по налаживанию жизни воспитанников училища, а здесь были и младшие, и средние, и старшие классы. Сначала и классы для занятий специальными  и общеобразовательными  дисциплинами, и комнаты для жилья расположились в клубе «Водников». Тарасов решает вопросы быта, продовольствия, медицинского обслуживания детей и педагогов. Строит заново весь учебно-воспитательный процесс. И, несмотря на трудности, учебный год в Васильсурске начался 1 сентября 1941 г.

Погруженный целиком в заботу о детях, Тарасов тем не менее был строг и требователен, пропускать занятия не разрешалось никому. В остальное время Николай Иванович был отечески ласков и добр с каждым из учеников. Тарасов понимал, что дети должны продолжать не только образование по своей специальности, по общеобразовательным предметам, но они также должны участвовать в жизни страны. Началась подготовка концертной программы для выступления в госпиталях, в колхозах, для жителей Васильсурска, для эвакуированных школьников. Это было подвигом – учить ребят танцу в таких тяжелых условиях, но Николай Иванович смотрел вперед. Он сохранял жизнь Московской балетной школы, а, значит, и судьбу Большого театра.

Вместе с другими педагогами училища Тарасов стремился расширить сценическую практику учащихся, дать им возможность полнее раскрыть свое дарование. Находившийся в эвакуации вместе со школой балетмейстер К.Я. Голейзовский по просьбе Тарасова поставил для учеников детский спектакль «Елка Деда Мороза». Спектакль был задуман как новогодний подарок училища васильсурским детям. Голейзовский подготовил также большую концертную программу ко Дню Красной армии и Военно-Морского флота. За 1941 и 1942 гг. учащиеся дали более 100 концертов. Тарасов воспитывал в детях лучшие человеческие качества, являясь для них примером самодисциплины, отзывчивости, требовательности к себе.

В 1943 г. школа вернулась в Москву, а в 1944 г. на сцене Концертного зала им. П.И. Чайковского состоялся выпускной концерт, первый за все военное время. В пояснительной записке к программе концерта Тарасов писал, что концерт составлен так, чтобы показать всесторонне артистические и технические возможности учащихся, показать новые полноценные балетные кадры, воспитанные в тяжелых условиях войны и эвакуации. Р.В. Захаров, сменивший Тарасова на посту директора в 1945 г., отметил, что школа никогда не забудет всего, что сделал Тарасов по ее спасению, школа была сохранена!

Война еще не закончилась, а Тарасов думал о продолжении своей научной деятельности. В училище вновь организовали научно-методический кабинет, и научная работа продолжилась.

В 1947 г. по сценарию Тарасова и под его художественным руководством был создан большой учебный фильм «Методика классического танца», в фильме были заняты учащиеся Московского и Ленинградского хореографических училищ. В работе над фильмом принимала участие А.Я. Ваганова. Фильм явился ценным учебно-методическим пособием по классическому танцу и стал важным этапом в развитии хореографической педагогики. Тарасов участвовал во всех всесоюзных конференциях по хореографическому образованию, выступал с докладами, составлял учебные программы. Он стал одним из первых исследователей, научно подошедших к преподаванию танца.

В 1958 г. по инициативе Тарасова в стенах ГИТИСа организовали педагогическое отделение, готовившее высокопрофессиональных преподавателей хореографии. Художественное руководство осуществлял Тарасов. Им была создана и научно обоснована новая дисциплина, которая называлась «Методика преподавания классического танца». Свой огромный педагогический опыт Тарасов начал передавать молодежи. Блестящим итогом всей практической и научной деятельности Тарасова явилась выпущенная в 1971 г. издательством «Искусство» книга «Классический танец. Школа мужского исполнительства» - фундаментальный труд, посвященный воспитанию танцовщика, в котором изложены принципы преподавания мужского классического танца.

В 1975 г. труд профессора ГИТИСа Тарасова представили на соискание Государственной премии СССР в области литературы и искусства. Но он не дожил до вручения награды: премию ему присудили посмертно.

Учениками Тарасова были такие разные по своему дарованию танцовщики, как Юрий и Леонид Ждановы, Александр Лапаури, Ярослав Сех, Марис Лиепа, Максим Мартиросян, Михаил Лавровский. Среди преподавателей мужского классического танца  его учениками являются П.А. Пестов и А.А. Прокофьев. Питомцами Тарасова являются многие мастера из союзных республик и зарубежных стран: Г. Валамат-Задэ, В. Гривицкас, А. Чичинадзе, О. Дадишкилиани, Евг. Чанга, М. Заславский, И. Гудавичюс, Д. Абиров, К. Джараров. Ученик Тарасова из Германии М. Путке перевел фундаментальный труд своего учителя на немецкий язык.

Смежные статьи
Награды
  • Награжден орденами Знак Почёта (1951 г.), Трудового Красного Знамени (1971 г.), медалью «За доблестный труд в ВОВ 1941–45» (1946 г.).
Литература
  • Тарасов Н.И. Методика классического тренажа (совм. с А.И. Чекрыгиным). М., 1940
  • Файер Ю. О себе, о музыке, о балете. М., 1974. С. 276
  • Чернова Н. От Гельцер до Улановой. М., 1979. С. 50–51
  • Лиепа М. Вчера и сегодня в балете. М., 1982. С. 30–34, 43–44
  • Стручкова Р. Наш любимый профессор. «Советский балет». 1983. № 1
  • Холфина С. Вспоминая мастеров московского балета... М. 1990. С. 250–258, 260–261
  • Валукин Е. Н.И. Тарасов – мастер мужского танца // Проблемы наследия в хореографическом искусстве. М., 1992. С. 68–101
  • Валукин М. Педагогический метод Н.И. Тарасова. – Методика преподавания хореографических дисциплин. Вып. 2. М., 2003
  • Беляева-Челомбитько Г.В. Балет: эпоха sovietica (1917 – 1991 гг.). М., 2005. С. 35
  • Лиепа М. Я хочу танцевать сто лет. М., 2006. С. 13, 15–17
  • Леонова М.К. Из истории московской балетной школы (1945–1970). М., 2008. С. 16–18, 31, 38, 142–155
  • Московская балетная школа в Васильсурске (1941–1943). М., 2010. С.101,135,136,140.
Статью разместил(а)

Ляшко Зайтуна Хабибовна

начальник историко-архивного отдела Московской государственной академии хореографии

Приглашаем историков внести свой вклад в Энциклопедию!

Наши проекты