ТА́НАТОС, ТА́НАТ, ФА́НАТ (др.-греч. Θάνατος)

0 комментариев

В древнегреческой мифологии бог смерти.

Танатос (букв. «смерть»), олицетворяющий смерть – сын богини ночи Никты, брат бога сна Гипноса (Hesiod. Theog., 211-212; 764-766; Il., XIV, 231); обиталище братьев находится на краю света (Hesiod. Theog., 759). У Гомера Танатос еще не выступает в качестве вестника смерти, как это представляется в позднейшей традиции: он (вместе с Гипносом) переносит тело Сарпедонта в Ликию для погребения – сюжет, широко представленный в античном искусстве. Танатос представлялся крылатым, чаще всего с обычным человеческим лицом, однако порой оно изображалось грубым и уродливым. Со временем он становится вестником смерти, особенно примечательна его роль в «Алкестиде» Еврипида, где он назван «крылатым Аидом» (pterotos Haidas). Сюжет трагедии связан с мифом о том, как Гераклу удалось обмануть Танатоса и отбить у него Алкестиду, аатем вернуть ее горевавшему супругу. Согласно одной из версий мифа о Сизифе (Pherecyd., FgrHist 3 F 119), и он сумел перехитрить Танатоса и даже связать его, когда тот пришел к нему возвестить о смерти; Танатос провел в плену у Сизифа несколько лет, и люди перестали умирать, пока бога смерти не освободил Арес.

На знаменитом ларце коринфского тирана Кипсела, описанном Павсанием, были  изображены два мальчика – белый, спящий на руках у матери, и черный, которых Павсаний отождествляет соответственно с Гипносом и Танатом (Paus., V, 18, 1).

Иллюстрация:

Гипнос и Танатос несут тело Сарпедона, за ними наблюдает Гермес. Сторона А аттического краснофигурного кратера (т.н. кратера Эвфрония). Около 515 г. до н.э. Нью-Йорк, Метрополитен-музей.

Автор статьи: О.В. Кулишова

Литература
  • Vermeule E. Aspects of Death in Early Greek Art and Poetry. Berkeley, 1979. Р. 145-151
  • Garland R. The Greek Way of Death. London, 1985. Р. 56-59
  • Peifer E. Eidola und andere mit dem Sterben verbundene Flügelwesen in der attischen Vasenmalerei in spätarchaischer und klassischer Zeit. Frankfurt, 1989. S. 212-266
  • Vernant J.-P. Mortals and Immortals: Collected Essays / Ed. F. I. Zeitlin. Princeton, 1991. P. 95-97; 101
  • Sourvinou-Inwood C. ‘Reading’ Greek Death. Oxford, 1995 (Ch. 5)
  • Wöhrle G. Hypnos der Allbezwinger. Stuttgart, 1995
Статью разместил(а)

Кулишова Оксана Викторовна

доктор исторических наук, профессор кафедры истории древней Греции и Рима Санкт-Петербургского государственного университета

Приглашаем историков внести свой вклад в Энциклопедию!

Наши проекты