ТА́КСИС (букв. «порядок»)

0 комментариев

порядок.

Основное понятие жизненной философии и мировоззрения византийцев.

Будучи гармонической субординацией различных институтов, из которых состоял государственный организм, Т. в глазах ромеев являлся отражением боговдохновенного плана, своеобразной проекцией небесного божественного устройства. За пределами «богохранимой империи» Т. существовал в виде иерархии варварских стран.

Восприятие Т. как «великого порядка», обуславливало представление о любых его изменениях как об отклонении от вековечного строя, т.е. о беспорядке, характерном лишь для дикарей. В этой связи принципиальное значение приобретала идея об избранничестве ромейского (римского) народа. Византийское общество считало себя постоянной структурой и расценивало собственный режим как идеальный, а социальные катаклизмы, которые его подтачивали, проистекавшими не вследствие изъянов хозяйственно-административного аппарата, а в результате злоупотреблений со стороны отдельных носителей власти. Больше того, все реформы, независимо от их целей и итогов, проходили под консервативным лозунгом очищения, восстановления старого уклада.

В то же время ярко выраженный традиционализм византийцев, помноженный на зарегулированность в рамках бесчисленных ритуалов, провоцировал стихийные перемены, которые нередко исходили не из центра. Даже всеобщий хранитель традиций – император – становился таковым не по факту рождения, а благодаря особой церемонии: церемониал оказывался сильнее родства. Иными словами, прочно укоренившаяся мысль о Т. как о незыблемой ценности и любых новациях как о тяжелом грехе, непростительном для всех, включая василевса, и в случае крайней необходимости вынуждала ограничиваться только полумерами и избегать решительных преобразований общественно-политической системы.

Автор статьи: А. Н. Слядзь

Литература
  • Каждан А.П. О социальной природе византийского самодержавия // Народы Азии и Африки. № 6. 1966
  • Ahrweiler H. L'Idéologie politique de l'empire byzantine. Paris, 1975
Статью разместил(а)

Слядзь Андрей Николаевич

аспирант Института истории Санкт-Петербургского государственного университета

Приглашаем историков внести свой вклад в Энциклопедию!

Наши проекты