РАДИКА́ЛЬНАЯ РЕФОРМА́ЦИЯ

0 комментариев

Общее название для ряда воинственных и радикальных религиозных движений, зародившихся в 1520-е гг. в Швейцарии и Германии.

Также известна под названием «левого крыла Реформации» и «Третьей реформации». В основе различных радикальных направлений лежало движение Томаса Мюнцера в Германии и цюрихских  анабаптистов из круга Гребеля. Для движения в целом характерны милиантисткие настроения, отрицание церковных структур, стремление к радикальному преобразованию общества и создания государства избранных (ко Спасению), поэтому важным теологическим постулатом был отказ от крещения младенцев и мистическое откровение как условие крещения (Шляйтхаймские статьи 1527 г.).

В 1520-1530-е гг. существовало два лагеря анабаптистов, одни из которых призывали к вооруженному сопротивлению, а другие исповедовали пацифизм и идеи непротивления даже в случае справедливой войны. После поражения восстания Томаса Мюнцера в 1525  г. его взгляды получают развитие в теологии Пильграмп Марпека и Ганса Хута.

Однако опыт по созданию Мельхиора Хофманна по созданию «Царства последнего дня» в Мюнцере в 1534-1535 гг. оказывается столь драматичен и кровав, что в дальнейшем воинствующая риторика сменяется пацифистскими настроениями в духе швейцарских анабаптистов. Радикальные движения получили осуждение немецких и швейцарских реформаторов, а их лидеры подвергалось преследованиям, что обеспечило им славу мучеников за веру (например, швейцарский синод мучеников 1523 г., все члены которого были убиты).

На протяжении XVI-XVII вв. из числа анабаптистов выделились многочисленные радикальные секты и группировки. Идеи отрицания раннего крещения и избранничества, а также идея «мирного времени» получила развитие  в теологии голландца Менно Симонса, от которого произошла секта меннонитов. Значение пророческого откровения, видений, мистического опыта и отрицание книжности легло в основу секты спиритуалов, давших начало современным харизматам и пятидесятникам. Наконец, характерна группа унитаристов или антитринитаристов, отрицавших догмат о троичности божества («Польские братья» Фауста Социна).

Радикальные движения в основном имели локальный характер, существуя в виде общин, возглавляемых маргинальными лидерами, однако секты добились достаточно сильного влияния в Польше и Трансильвании.

Иллюстрации:

Томас Мюнцер, гравюра XVII в.;

Титульный лист теологического памфлета против анабаптистов. 1644 г.

Автор статьи: Лурье З.А.

Литература
  • Clasen С. Р. Anabaptism: a Social History, 1525–1618 Switzerland, Austria, Moravia, South and Central Germany. Ithaca, 1972
  • Stayer А. М. The German Peasants’ War and Anabaptists community of goods. Montrealб 1991
Статью разместил(а)

Лурье Зинаида Андреевна

аспирант Института Истории СПбГУ, ассистент Института современных иностранных языков СПбГУ

Приглашаем историков внести свой вклад в Энциклопедию!

Наши проекты