РАЧИ́НСКИЙ СЕРГЕ́Й АЛЕКСА́НДРОВИЧ

0 комментариев

Выдающийся русский педагог, писатель, ученый, общественный деятель, основатель образцовой народной школы в с. Татево Бельского уезда Смоленской губернии.

Отец – Александр Антонович Рачинский (1799 —1866), капитан Муромского пехотного полка, свойственник декабриста В.К. Кюхельбекера. Мать – Варвара  Абрамовна  Баратынская (1810 - 1891), сестра знаменитого поэта.

В возрасте 15 лет поступил  на медицинский факультет Московского  университета, затем перевелся на естественный факультет. Окончил учебу в 1853 году. После окончания университета  недолго служил в Архиве иностранных дел, затем уехал  в Европу, продолжив  учебу  в известных университетах Германии. Вернувшись  из-за границы, защитил диссертацию по теме «О движении высших растений», получил звание  магистра и стал руководителем  кафедры  физиологии  растений  в Московском университете.  В 24 года за  крупное сочинение «О некоторых химических превращениях растительных тканей» ему была присуждена ученая степень доктора ботаники. В 1861 году С. А. Рачинский и Я. А. Борзенков перевели и издали книгу «Физиология обыденной жизни» Г. Г. Льюиса. В 1864 году в переводе С. А. Рачинского  впервые  появилось на русском языке "Происхождени видов" Чарльза Дарвина.

В университете Рачинский вел обширную и бескорыстную общественную деятельность, чем снискал  себе любовь и уважение преподавателей и студентов. Был членом попечительского комитета о бедных студентах, избирался судьей университетского суда,  оказывал материальную помощь бедным и  особо одаренным студентам. Вместе с братом Константином учредил стипендии для поездок за границу талантливых студентов. На их средства в 1862 году был командирован за границу будущий известный физик Александр Григорьевич Столетов (1839—1896).

В 1867 году вышел в отставку из-за конфликта коллектива прогрессивных профессоров с администрацией, жил в Москве. В его  доме собирались известные ученые, литераторы, художники. Здесь Рачинский  познакомился с Л. Н. Толстым, П. И. Чайковским, сдружился с братьями Аксаковыми, семьей В. Ф. Одоевского, историком В. И. Герье.

В 1872 году вернулся в родовое село Татево. Зайдя однажды в Татевскую крестьянскую школу, застал там урок математики, найдя его очень скучным и непрофессиональным.  Вскоре      С. А. Рачинский сам стал преподавать математику в сельской школе, помогая своей сестре Варваре Александровне, также педагогу-энтузиасту. Вскоре стал устроителем, директором и учителем первой  в России сельской школы с общежитием для крестьянских детей,  построив для нее в 1876 году новое здание.

 В первый период своего учительства Рачинский был последователем немецкого  педагога Карла Фолькмара  Стоя (1815-1885)  и  Л. Толстого,  с которыми вел переписку. Позже, в 1880-е годы он стал одним из главных в России идеологом церковно-приходской  школы,  начавшей конкурировать с появившейся земской школой.

Рачинский публиковал в «Русском вестнике», «Руси», «Церковных ведомостях» свои «Заметки о сельских школах», внесшие заметный вклад в развитие теории и практики национальной педагогики.

Наблюдая долгое время за учениками своей школы и их семьями,  Рачинский  сделал вывод,  что приоритетное обучение детей в духе  русской традиционной православной культуры может сделать их способными  и к восприятию лучших европейских образцов классической литературы, искусства, музыки.

     Будучи человеком чрезвычайно разносторонним, С. А. Рачинский   занимался  литературным  творчеством. Вместе   сестрой Варварой  Александровной  издавал  «Татевский  сборник» - альманах с  произведениями    Е. Баратынского,  В. Жуковского,  А. Фета,  П. Вяземского из семейного архива.  Писал талантливые  статьи о литературе,  живописи,  музыке.  Сотрудничал  с  журналом  «Сельская  школа»  и сочинил два  сюжета для опер  Чайковского,  которые остались  невоплощенными. Сам написал для своей школы учебник по математике и другие методические пособия.

В школьной художественной мастерской Рачинский  занимался с детьми  живописью,  черчением и рисованием.  Здесь также давал уроки детям его родственник, художник Э. А. Дмитриев-Мамонов.

 Во время посещений Татева  со школьным  хором  занимался С.В. Смоленский, музыкант,  известный руководитель Придворной певческой капеллы. Он же вел отбор лучших певцов  из школы  для учебы в  хоре Синодального училища.


В 1891 году Академия наук избрала С.А.Рачинского своим Член-корреспондентом.

Многие выпускники университетов приезжали в Татево, чтобы поработать под руководством Рачинского. В числе их были и  известные педагоги-ученые  Н.М. Горбов,  В.А. Лебедев,  учителя  А.Д. Воскресенский,  А.Голицын.

Умер Сергей Александрович 15 мая 1902 года, в день своего рождения, на руках                     А.А.  Серякова, одного  из учеников  и преемников,  которому  завещал  продолжать  дело  его  жизни. Впоследствии  А.А. Серяков  стал руководителем  Татевской народной  школы.  Похоронен С. А. Рачинский в Татево.

 Сочинения:

«Заметки о сельских школах» (1881)

«Народное искусство и сельская школа» (1882)

«Из записок сельского учителя» (1888)

«Сельская школа» (1891)

Пособия по математике:

«1001 задача для умственного счета»,

«Арифметичекие забавы»

«Геометрические забавы»

 

 

Смежные статьи
Литература
  • С. А. Рачинский и Татево /Смоленский С. Воспоминания: Казань. Москва. Петербург. М., 2002. С. 401—423.
  • Семенов В. И. Идеи С.А. Рачинского как основа создания гуманистических воспитательных систем сельских школ/Сборник «Гуманистические воспитательные системы вчера и сегодня (в описаниях их авторов и исследователей)». Редактор-составитель Е.И. Соколова/Под общей редакцией доктора педагогических наук Н.Л. Селивановой. М., 1998.
  • Соловьёв И. С. А. Рачинский. Татевская школа: Док. Очерки. Тверь, 2002.
Статью разместил(а)

Галимзянова Евгения Александровна

Приглашаем историков внести свой вклад в Энциклопедию!

Наши проекты