ПО́ЛО МА́РКО

0 комментариев

ПОЛО МАРКО (Polo) - итальянский ку­пец, пу­те­ше­ст­вен­ник и пи­са­тель.

Ро­дил­ся в се­мье куп­ца Ник­ко­ло По­ло, ко­то­рый вме­сте со сво­им бра­том Мат­тео тор­го­вал пря­но­стя­ми и юве­лир­ны­ми из­де­лия­ми, в том числе со стра­на­ми Вос­то­ка. Мно­го пу­те­ше­ст­вуя, они по­се­ти­ли сре­ди других мест Бу­ха­ру, от­ку­да с ка­ра­ва­ном от­пра­ви­лись в Хан­ба­лык (ны­не Пе­кин). По­па­ли в не­го зи­мой 1266 года и бы­ли при­ня­ты монгольским ха­ном Ху­би­ла­ем, пра­ви­те­лем Монгольской им­пе­рии и Ки­тая, ко­то­рый по­ру­чил им пе­ре­дать по­сла­ние па­пе Рим­ско­му с прось­бой на­пра­вить в им­пе­рию про­по­вед­ни­ков хри­сти­ан­ст­ва и при­слать мас­ла с гроб­ни­цы Хри­ста в Ие­ру­са­ли­ме. В 1271 году Мат­тео и Ник­ко­ло По­ло от­пра­ви­лись из Ве­не­ции в Ие­ру­са­лим, взяв с со­бой юно­го Мар­ко. Мо­рем дош­ли до юго-восточного бе­ре­га полуострова Ма­лая Азия и от­ту­да по су­ше че­рез Ар­мян­ское на­го­рье, Ме­со­по­та­мию, Иран­ское на­го­рье, Па­мир и Каш­га­рию до­б­ра­лись до Ки­тая, ос­та­но­вив­шись в Пе­ки­не, где про­жи­ли поч­ти 17 лет. Вы­учив монгольский язык, Поло со­сто­ял до 1292 года на служ­бе у ха­на Ху­би­лая и объ­ез­дил поч­ти весь Ки­тай. Не­смот­ря на мно­го­численные прось­бы се­мьи По­ло, хан не от­пус­кал их на ро­ди­ну, од­на­ко в 1291 году он вы­дал од­ну из прин­цесс за персидского иль­ха­на Ар­гу­на. Для её безо­пас­но­го пу­те­ше­ст­вия Ху­би­лай сна­ря­дил от­ряд из 14 ко­раб­лей и, раз­ре­шив се­мей­ст­ву По­ло при­сое­ди­нить­ся в ка­че­ст­ве официальных пред­ста­ви­те­лей ха­на, от­пра­вил фло­ти­лию в Ор­муз. Они по­бы­ва­ли на Су­мат­ре и Цей­ло­не и че­рез Иран и Чёр­ное море в 1295 году вер­ну­лись в Ве­не­цию. В 1298 году Поло уча­ст­во­вал в морском сра­же­нии при Кур­цо­ле ме­ж­ду Ве­не­ци­ей и Ге­ну­ей; в 1298-1299 годы был в пле­ну у ге­нуэз­цев. В тюрь­ме его яр­кие рас­ска­зы бы­ли за­пи­са­ны (1298) на ста­роф­ранцузском язы­ке, по другим дан­ным, на ве­нет­ском диа­лек­те (в XIII веке - язык итальянской ху­дожественной про­зы) со­ка­мер­ни­ком Рус­ти­кел­ло (Рус­ти­ча­но) да Пи­за, ра­нее со­ста­вив­шим для прин­ца Эду­ар­да Анг­лий­ско­го (бу­ду­ще­го ко­ро­ля Эду­ар­да I) ком­пи­ля­цию ар­ту­ров­ских ле­генд. Эти рас­ска­зы со­ста­ви­ли кни­гу, из­вест­ную в раз­ных стра­нах под раз­ны­ми на­зва­ния­ми: в Анг­лии - «Пу­те­ше­ст­вия Мар­ко По­ло», во Фран­ции -«Кни­га о чу­де­сах ми­ра» и «Кни­га Ве­ли­ко­го ха­на», в Ита­лии - «Мил­ли­он» (от иро­нического про­зви­ща Поло). Его вос­по­ми­на­ния вы­хо­ди­ли так­же с на­зва­ния­ми «Опи­са­ние ми­ра», «Кни­га о раз­но­об­ра­зии ми­ра», «Об ус­ло­ви­ях жиз­ни и при­выч­ках на­ро­дов Вос­то­ка», «Кни­га Мар­ко По­ло» и другие. Этот труд из­вес­тен в не­сколь­ких линг­вис­тических ва­ри­ан­тах; важ­ней­шим и наи­бо­лее раз­вёр­ну­тым счи­та­ет­ся фран­ко-италь­ян­ский (пер­вое пол­ное из­да­ние - 1928 года), на­пи­сан­ный в ду­хе ры­цар­ских ро­ма­нов; со­хра­ни­лось около 20 ру­ко­пи­сей (в наи­луч­шем со­стоя­нии - ру­ко­пись из Национальной библиотеки Фран­ции, F 1116); её со­дер­жа­ние по­ло­же­но в ос­но­ву боль­шин­ст­ва пе­ре­во­дов. Из­вест­но бо­лее 140 спи­сков на раз­ных язы­ках, по­вто­ряю­щих од­ни и те же сю­же­ты. Пер­вый русский пе­ре­вод (с немецкой вер­сии) вы­шел в 1861-1862 годы; наи­бо­лее точ­ным счи­та­ет­ся пе­ре­вод И.П. Ми­нае­ва (с французско-итальянской вер­сии, опуб­ли­ко­ван­ный в 1902 году). Кни­га со­дер­жа­ла са­мые раз­но­об­раз­ные све­де­ния (во мно­гих слу­ча­ях - уни­каль­ные) по гео­гра­фии, эт­но­гра­фии, ис­то­рии Ар­ме­нии, Гру­зии, Ира­на, Ки­тая, Мон­го­лии, Ин­дии, Ин­до­не­зии и других стран; там же за­пи­са­ны народные по­ве­рья, ле­ген­ды и сказ­ки. Ев­ро­пей­цы по­лу­чи­ли пред­став­ле­ние о ве­ли­ком Ки­тае, о яко­бы бо­га­тей­ших стра­нах Япо­нии, Цей­ло­не и Ма­да­га­ска­ре, ост­ро­вах Ява и Су­мат­ра, впер­вые уз­на­ли о бу­маж­ных день­гах, са­го­вой паль­ме, го­рю­чих «чёр­ных кам­нях» (ка­мен­ном уг­ле) и, глав­ное, о ме­сто­на­хо­ж­де­нии пря­но­стей. Это осо­бен­но вдох­нов­ля­ло на по­ис­ки но­вых пу­тей и на при­об­ре­те­ние пря­но­стей, что в даль­ней­шем по­ло­жи­ло ко­нец арабской тор­го­вой мо­но­по­лии и при­ве­ло к пе­ре­де­лу ми­ра. Пе­ре­ве­дён­ная на ев­ропейские язы­ки кни­га ста­ла куль­тур­ным и на­уч­ным со­бы­ти­ем, сыг­рав боль­шую роль в ис­то­рии Ве­ли­ких гео­гра­фи­че­ских от­крытий, и ока­за­ла зна­чит. влия­ние на мо­ре­пла­ва­те­лей, кар­то­гра­фов (не­смот­ря на мно­же­ст­во не­точ­но­стей и оши­бок) и пи­са­те­лей позд­не­го Сред­не­ве­ко­вья и Воз­ро­ж­де­ния, в том числе на Х. Ко­лум­ба и на Л. Арио­сто. По­сле ос­во­бо­ж­де­ния в 1299 году Поло вер­нул­ся в Ве­не­цию.

Час­тич­но ми­фо­ло­ги­зи­ро­ван­ная био­гра­фия и факт дос­то­вер­но­сти пу­те­ше­ст­вия Поло про­дол­жа­ют вы­зы­вать со­мне­ния, на­учные дис­кус­сии и спо­ры. Име­нем Поло на­зва­ны кра­тер на Лу­не и аэ­ро­порт в Ве­не­ции.

Сочинения:

Кни­га Мар­ко По­ло / Пер. И.П. Ми­нае­ва;

Ред. и вступ. ст. И.П. Ма­ги­до­ви­ча. М., 1955;

Кни­га о раз­но­об­ра­зии ми­ра. М., 2008.

© Большая Российская Энциклопедия (БРЭ)

Литература
  • Racine P. M. Polo et ses voyages. P., 2012
  • Юр­чен­ко А.Г. Кни­га М. По­ло: за­пис­ки пу­те­ше­ст­вен­ни­ка, или Им­пер­ская кос­мо­гра­фия. СПб., 2007
  • Дреж Ж.-П. М. По­ло и Шел­ко­вый путь. М., 2006
  • Харт Г. Ве­не­циа­нец М. По­ло. М., 2001
Статью разместил(а)

Шибин Владимир Эдуардович

редактор

Приглашаем историков внести свой вклад в Энциклопедию!

Наши проекты