ПАРАМИ́ТА

0 комментариев

В буддизме высшие достижения адепта, приводящие его к просветлению.

Все осн. ре­ли­гии Ин­дии раз­ли­ча­ли сту­пе­ни со­вер­шен­ст­ва, од­на­ко толь­ко в буд­диз­ме эти сту­пе­ни по­лу­чи­ли чёт­кую тер­ми­но­ло­ги­за­цию. В вве­де­нии к па­лий­ско­му со­б­ра­нию джа­так со­об­ща­ет­ся о брах­ма­не Су­мед­хе (бу­ду­щий Буд­да), ко­то­рый прак­ти­ко­вал 10 доб­ро­де­те­лей, ве­ду­щих к со­стоя­нию буд­ды: щед­рость, нрав­ст­вен­ное по­ве­де­ние в це­лом, ми­ро­от­вер­же­ние, муд­рость, усер­дие, воз­дер­жан­ность, прав­ди­вость, ре­ши­тель­ность, со­ра­до­ва­ние, рав­но­ду­шие. Эта схе­ма прак­ти­ку­ет­ся в тхе­ра­ва­де. Наи­бо­лее вос­тре­бо­ван­ны­ми П. ста­ли в ма­хая­не; на­чи­ная по край­ней ме­ре с та­ких тек­стов, как «Да­шаб­ху­ми­ка-сут­ра» (3 в.) и да­лее в «Бод­хи­сат­тва- бху­ми» (4 в.), «Ма­хап­радж­ня­па­ра­ми­та- ша­ст­ре» (5 в.), «Бод­хи­ча­рья-ава­та­ре» Шан­ти­дэ­вы (7 в.) и др., ус­та­но­ви­лась схе­ма П., мар­ки­рую­щая про­дви­же­ние адеп­та на «пу­ти бод­хи­сат­твы»: щед­рость (да­на), нрав­ст­вен­ное по­ве­де­ние в це­лом (ши­ла), тер­пе­ние (кшан­ти), усер­дие-стой­кость (ви­рья), ме­ди­та­ция (дхья­на), муд­рость (прадж­ня), ис­кус­ность в сред­ст­вах об­ра­ще­ния жи­вых су­ществ (упая кау­ша­лья), вер­ность обе­ту (пра­нид­ха­на), мо­гу­ще­ст­во (ба­ла), ис­тин­ное зна­ние (джня­на). Ве­ро­ят­но, на­чаль­ная ма­ха­ян­ская схе­ма П. бы­ла шес­ти­рич­ной, и лишь позд­нее бы­ли до­бав­ле­ны П., сле­дую­щие за пра­дж­ней. В ма­ха­ян­ской схе­ме (по срав­не­нию с П. в тхе­ра­ва­де) боль­шее вни­ма­ние уде­ле­но вне­эти­че­ским доб­ро­де­те­лям, свя­зан­ным с ус­пе­хом в ме­ди­та­ции и до­с­ти­же­ни­ем сверх­спо­соб­но­стей, что объ­яс­ня­ет­ся ус­та­нов­кой в ма­хая­не на ус­ко­рен­ный ме­тод дос­ти­же­ния ос­во­бо­ж­де­ния на «пу­ти бод­хи­сат­твы».

Автор статьи: В. К. Шо­хин.

© Большая Российская Энциклопедия (БРЭ)

Литература
  • Шо­хин В.К. Древ­няя и сред­не­ве­ко­вая Ин­дия // Ис­то­рия эти­че­ских уче­ний / Под ред. А. А. Гу­сей­но­ва. М., 2003
  • Hirakawa A. A history of Indian Buddhism from Śa̅kyamuni to Early Ma­ha̅ya̅na / Transl. P. Groner. Honolulu, 1990
  • Buddhist philosophy from 100 to 350 A. D. / Ed. K. H. Potter. Delhi, 1999
  • Sadd­hatissa H. Buddhist ethics: essence of Buddhism. L., 1970
  • Dayal H. The Bodhisattva Doctrine in Buddhist Sanskrit literature. L., 1932
Статью разместил(а)

Редакция Федерального портала ИСТОРИЯ.РФ

Приглашаем историков внести свой вклад в Энциклопедию!

Наши проекты