ПАЛЕОГРА́ФИЯ музыкальная

0 комментариев

ПАЛЕОГРАФИЯ. Ак­тив­но при­ме­ня­ет­ся для изу­че­ния па­мят­ни­ков ста­рин­ной му­зы­ки и музыкальной нау­ки.

По­сколь­ку в со­от­вет­ст­вии со спе­ци­фи­кой му­зы­каль­но-со­зи­да­тель­ной дея­тель­но­сти в эпо­хи ан­тич­но­сти, сред­них ве­ков, Воз­ро­ж­де­ния, час­тич­но ба­рок­ко (осо­бен­но в об­лас­ти куль­то­вой му­зы­ки, в т. ч. древ­не­рус­ской) не­воз­мож­но го­во­рить об «ав­то­гра­фе» музыкального про­из­ве­де­ния, современное ис­сле­до­ва­ние нот­но­го па­мят­ни­ка тре­бу­ет па­лео­гра­фического изу­че­ния его ва­ри­ан­тов. Из-за от­сут­ст­вия ар­хе­ти­па музыкального со­чи­не­ния эти ва­ри­ан­ты мо­гут рас­це­ни­вать­ся как ху­до­же­ст­вен­но рав­но­знач­ные не­за­ви­си­мо от фор­мы ори­ги­на­ла (ру­ко­пис­ной или пе­чат­ной) и да­же от их от­но­си­тель­ной да­ти­ров­ки. Сле­до­ва­тель­но, лю­бая современная уни­фи­ка­ция нот­но­го па­мят­ни­ка, осо­бен­но ес­ли она пред­став­ле­на в ви­де пуб­ли­ка­ции-транс­крип­ции, - зо­на ис­клю­чи­тель­ной от­вет­ст­вен­но­сти па­лео­гра­фа. О ста­рин­ных фор­мах за­пи­си му­зы­ки смотри в статье Но­та­ция.

Прин­ци­пы при­ме­не­ния Палеографи к па­мят­ни­кам ран­ней музыкальной нау­ки (например, музыкальным трак­та­там Бо­эция, Гви­до Аре­тин­ско­го, Мар­кет­то Па­ду­ан­ско­го) в час­ти ис­сле­до­ва­ния их тек­сто­вой час­ти ана­ло­гич­ны тем, ко­то­рые при­ме­ня­ют­ся к па­мят­ни­кам ста­рин­ной письменной куль­ту­ры в це­лом. Ми­ро­вой центр па­лео­гра­фического изу­че­ния западно-ев­ропейских латинских трак­та­тов о му­зы­ке - Ба­вар­ская АН (Мюн­хен).

 

© Большая Российская Энциклопедия (БРЭ)

Статью разместил(а)

Некрасов Владимир Александрович

редактор

Приглашаем историков внести свой вклад в Энциклопедию!

Наши проекты