ПА́ГОДА

0 комментариев

ПАГОДА - отдельно стоящее культовое сооружение реликварного, погребального или мемориального назначения в странах Восточной и Юго-Восточной Азии.

Термин «Пагода» появился в Европе в XVI веке; возможно, он представляет собой португальскую транскрипцию (pagoda) слова «бхагавати» (санскр. - священный) либо связан с бацзяота (кит. - 8-угольная башня).

Пагоды появились в Китае на рубеже эр в связи с распространением буддизма и характерной для него практики поклонения ступам. Представляют собой версию индийских ступ, сформировавшуюся под влиянием добуддийской национальной традиции многоэтажных сооружений (башен, сторожевых вышек, павильонов). За китаизированными ступами сразу же закрепилось именование та («башня»), которое и переводится на европейские языки как «Пагода». Согласно письменным источникам, древнейшие Пагоды были деревянными, реже каменными. В первых веках н. э. появились Пагоды из кирпича, а позднее и из комбинированных материалов. Деревянные части Пагоды обычно расписывались; в декоре некоторых Пагод использовались серебро, золото и драгоценные камни. В X веке научились сооружать Пагоды целиком из чугунных отливок, а также железных плит и бронзовых деталей. В рельефах кирпичных, каменных и металлических Пагод воспроизводились деревянные конструкции. В архитектуре Пагод не сформировалась самостоятельная эстетика каменного зодчества, чему препятствовали как нормативы фэн-шуй (энергетика камня предназначалась для мира усопших), так и приоритетный для китайского искусства интерес к передаче пластических свойств одних материалов средствами других материалов.

Композиция Пагоды по вертикали состоит из 3 частей: цзицзо («цоколь»), шэнь («тело») и ша («навершие»), символизирующих соответственно чувственный мир, мир чистых форм и мир за пределами форм. Цоколи могли быть гладкими, но часто их профилям придавали форму сюймицзо [«трон (в форме горы) Сумеру»], воспроизводившую уступы склонов мифические горы, символизировавшей ось мира. Некоторые крупные Пагоды, помимо цоколей, имели высокие платформы, обеспечивавшие устойчивость их конструкции. В «теле» Пагоды, как правило, насчитывалось чётное число граней и нечётное число ярусов, что соответствовало китайской нумерологии. «Навершия» были полностью металлическими или бронзовые шпили сочетались с основным материалом Пагоды. Каждая Пагода отличалась своим набором символических элементов «навершия», служивших кодом доктрин разных буддийских школ. В соответствии с требованиями фэн-шуй о пребывании праха только под землёй в Китае под Пагодой к трём основным частям добавили четвёртую (дигун - «подземный дворец»), представлявшую собой традиционных склеп, в который помещали урну, личные вещи покойного или ценные реликвии. Уже на раннем этапе стали различаться прихрамовые и кладбищенские Пагоды. Первые служили хранилищами важнейших реликвий, кладбищенские выполняли функцию надгробия и образовывали зону за стенами монастыря [самый известный комплекс из 500 пагод Талинь («Лес пагод», VI-XIX века, площадь 14 тысяч м2) в мон. Шаолинь на горе Суншань (провинция Хэнань)].

Известно свыше 20 типов и подтипов Пагод, из которых 7 считаются основными. Одним из ранних является тип одноэтажных Пагод тингэ ши та («пагода в форме беседки»), возникший путём простого присоединения буддийского навершия к форме китайского садового строения (возводились до конца XIII века). Сохранившиеся кирпичные и каменные Пагоды этого типа имеют квадратные, реже круглые и многогранные формы без внутренных помещений, т. к. служат надгробиями; у прихрамовых Пагод имеются небольшие внутренние помещения с поклонными изображениями.

Тип Пагод лоугэ ши та («пагода в форме многоэтажных хором») объединяет многоэтажные ступенчато-пирамидальные и ступенчато-полигональные Пагоды, которые могли иметь от 3 до 13 этажей, разделённых сильно выступающими карнизами. Крупные Пагоды были обычно прихрамовыми и внутри имели лестницы, соединявшие этажи с деревянными настилами [7-этажная пагода Даяньта («Большая пагода гуся», 701-704 годы, высота 64 м) монастырь Цыэньсы в Сиане].

Ступенчато-полигональные Пагоды чаще всего бывают 8-гранными, реже 6-гранными; они получили распространение с X века [кирпично-каменная 11-этажная пагода Ляодита (1001-1055 годы, высота 84 м) монастыря Кайюаньсы (город Динчжоу, провинция Хэбэй); деревянная 9-этажная пагода Шицзята (1056, высота 67 м) монастыря Фогунсы (уезд Инсянь, провинция Шаньси)]. Пагода Тета («Железная пагода», 1049, 13 этажей, высота 57 м) монастыря Югосы в Кайфыне облицована глазурными изразцами зеленовато-коричневого цвета, с чем и связано её название. Самые древние металлические Пагоды имели ступенчато-пирамидальную форму и небольшую высоту; последующие были в основном ступенчато-октагональными и высокими.

Для многокарнизного типа Пагоды миянь ши та [«пагода в форме (расположенных плотно) карнизов»] характерны частые тяги горизонтальных карнизов, расположение которых не совпадает с внутренними этажами, и вытянутый параболический силуэт [15-карнизная и 12-гранная Пагода (520) монастыря Сунъюэсы (гора Суншань, провинция Хэнань); 13-карнизная кирпичная пагода Байта (2-я половина XII века, высота 71 м) в Ляояне)].

Тип Пагоды фу-бо ши та («пагода в форме перевёрнутой чаши»), или лама та (ламаистские Пагоды, XIII-XVII века), воспроизводит форму тибетских ступ, для него характерен высокий цоколь сюймицзо, бутылеобразная центральная часть и навершие в форме многоярусного конуса, накрытого сверху металлическим балдахином. Все Пагоды имеют глинобитное ядро, укреплённое кирпичной кладкой, и обязательную побелку, из-за которой все они называются байта («белая пагода»).

Тип Пагоды цзиньган баоцзо та («пагода алмазного трона») заимствован из Индии (преимущественно XV - середина XVIII веков, хотя прототипы встречаются в VIII веке). Основание Пагоды представляет высокую, широкую, покрытую резьбой платформу, символизирующую «алмазный трон». На платформе покоятся 5 многокарнизных пирамидальных башен в честь 5 главных будд в буддизме ваджраяны. Сохранилось около 10 Пагод многобашенного типа, из которых наиболее известна беломраморная пагода Ута (1473) монастыря Чжэньцзюэсы в Пекине.

Каменные, многогранные, столпообразные Пагоды небольших размеров, называемые цзинчуан ши та («пагода в форме хоругви канонов») или шичуан («каменные хоругви»), воспроизводят в камне шёлковые хоругви с текстами сутр. С VIII века одиночные и парные Пагоды с гравированными на их гранях текстами сутр начали размещать на монастырских дворах, в гробничных комплексах и на перекрёстках городских улиц (Пагода XI века, монастырь Дицансы в Куньмине). Надвратные Пагоды гоцзе ши та («пагода в форме уличного прохода») с XIV века возводились поперёк улиц.

Среди погребальных Пагод различается несколько типов - в зависимости от скульптурного оформления их средней части в виде урны для праха, многопрофильного постамента, хоругви, лотоса и пр. К Пагодам причисляются также сян та («пагода для воскурения благовоний») - небольшие башни, в нижней части которых имеется камера со створкой, куда кладутся благовония и др. культовые подношения. К категории Пагод китайские исследователи относят фэн-шуй та («башни фэн-шуй»), существовавшие ещё до появления буддийских Пагод в Китае. Монолитные, многоярусные, конусообразные башни круглых и многогранных форм служили своеобразными «антеннами», регулировавшими энергетические потоки на местности.

В Корее Пагоды появились с проникновением буддизма из Китая в IV веке. Предпосылкой возникновения и распространения именно каменных пагод в Корее можно считать систему традиционных добуддийских верований (шаманизма), с которыми буддизм на Корейском полуострове активно взаимодействовал. Пагоды как «могилы Будды» стали преемниками традиционных каменных гробниц и в целом культа гор. Поэтому Пагода символизировала также и космическую вертикаль, связывающую Землю и Небо. Об этом свидетельствуют как случаи возведения Пагод на вершинах гор, так и поздний феномен уникальных Пагод, сложенных из необработанных камней (постройки монаха Ли Гамнёна в горах Маисан, конец XIX - 1-я половина XX веков).

Различают Пагоды двух типов: погребальные Пагоды-ступы, которые воздвигались над местом захоронения урны с прахом известного буддийского монаха, и Пагоды-башни вотивного характера; самые известные - каменная Пагода-ступа монастыря Кодальса (Йоджу, провинция Кёнгидо), а также Пагода монастыря Чонтхоса (город Ульсан) и Попчхонса, возведённые в период Корё (X-XIV века). Пагоды второго типа представляют собой вертикальные башни, сужающиеся к вершине и расчленённые горизонтальными ярусами. На эволюцию Пагоды повлияла китайская традиция, определившая исходные конструктивные особенности и выбор материала. Самые ранние сохранившиеся деревянные Пагоды датируются XVII веком (Пхальсан-чжон монастыря Попчуса, провинция Северный Чхунчхон). Ранние каменные Пагоды (монастрь Чоннимса, VII век, провинция Южный Чхунчхон) государства Пэкче по своей структуре подражают аналогичным постройкам из дерева. Строители Силла прежние приёмы сочетали с подражанием в камне кирпичным сооружениям (Пагода в монастыре Пунхванса, VII век, провинция Южный Кёнсан). Кирпичные Пагоды появились в Силла под влиянием Китая в VIII-X веках, но не получили широкого распространения. Внешняя отличительная черта каменных Пагод«стиля Силла» - ступенчатая нижняя часть ярусов, доходящая до края ската яруса. С VIII века каменные Пагоды теряют прежнюю суровость: на верхней ступени пьедестала, а в отдельных случаях и на 1-м ярусе со всех четырёх сторон помещают рельефы с изображениями буддийских божеств. Новым стало и сооружение перед храмом парных Пагод, а самым распространённым типом стала 3-ярусная Пагода. В качестве типичных Пагод периода Объединённого Силла можно назвать Пагоды монастырей Камынса, Косонса и Хванбонса в Кёнджу. Одновременно с этим воздвигаются и более декоративные варианты Пагоды с элементами скульптуры [Львиная Пагода монастыря Хваомса (754), провинция Южная Чолла]. Пагоды IX-X веков становятся более высокими, украшаются статуями и барельефами с изображениями буддийских божеств. Характерной Пагодой периода Корё (X-XIV века) является 7-ярусная Пагода монастыря Хонбокса (1368, Пхеньян). В XV-XIX веках (государство Чосон) каменные Пагоды внешне повторяют форму пагод Корё, но конструкция и декор продолжают усложняться [10-ярусная мраморная Пагода монастыря Вонгакса (1467; ныне перенесена в Сеул)].

Во Вьетнаме сооружение Пагод связано с появлением буддизма, пришедшего сюда в первые века н. э. из Индии, а с V-VI веках - в виде школы китайского буддизма чань. Пагода, как правило, находилась перед храмом либо в центре внутреннего дворика, окружённого культовыми сооружениями, либо на одной вытянутой оси с храмом. В позднесредневековый период её могли размещать сбоку либо позади храма в отдельном дворике и даже выносить за ограду (пагода Баонгием в храме Бут-Тхап, XVII век, провинция Бакнинь). До наших дней сохранилось малое количество древних (деревянных) Пагод, к тому же все Пагоды были сильно перестроены. К VIII веку сложился так называемый стиль Дайла, соединивший в себе элементы тямской, ханьской и собственно вьетской архитектуры. От Пагод этого периода остались лишь каменные фундаменты; согласно археологическим данным и литературным источникам, Пагоды были квадратные в плане, высотой в 5-6 и более ярусов, построены из обожжённого кирпича, как правило, с черепичной кровлей. Отличительной чертой этих Пагод были вогнутые крыши - как считают исследователи, наследие культуры Донгшона. Основные типы Пагод сложились при династиях Поздние Ли и Чан (1009 или 1010-1400 годы). Наряду с укрепившейся традицией квадратных в плане строений, получивших дальнейшее развитие в невысоких надгробных Пагод (комплекс в храме Фаттить, XI-XVII века), начинает распространяться тип многоугольных многоярусных Пагод, образцом для которых были китайские ступенчато-пирамидальные Пагоды. В правление Поздних Ли храм зачастую фланкировали две Пагоды, количество их этажей доходило до 12 [пагода Дай-Тханг-Ты-Тхиен с медной кровлей храма Баотхиен в городе Тханглонг (ныне Ханой)]. При династии Чан (1225-1400 годы) многоярусные Пагоды становятся более изящными по своим пропорциям [14-ярусная пагода Фоминь (провинция Намдинь, 1305-1310 годы)].

В XVII веке появляется новая разновидность многоэтажной Пагоды - 9-ярусная «Лотосовая башня» (деревянная пагода Кыу-Фам-Льен-Хоа комплекса Бут-Тхап, способная вращаться вокруг осевого стержня; её нижний край входит в медное отверстие в полу здания, а верхний фиксируется в балках крыши, что даёт возможность видеть всю буддийскую скульптуру на стенах). В Пагодах XIX-XX веков отразились 2 тенденции: сдержанность орнаментального оформления [7-ярусная октагональная пагода Фыок-Зуен (1884) храма Тхиенму (провинция Тхыатхьен-Хюэ) и др.] и усложнённость архитектурного декора [12-ярусная пагода Кыу-Фам-Льен-Хоа (1926) буддийского комплекса Коле]. В современных Пагодах заметно стремление соединить традиции вьетнамской архитектуры с достижениями зодчества Европы и сопредельных азиатских стран (Пагода храма Зяк-Вьен в Хошимине и др.).

В Японии Пагоды начали возводить после проникновения в страну буддизма в VI веке. Принцип сооружения Пагоды, вне зависимости от их высоты и количества ярусов (3 или 5), одинаков: она представляет собой коробчатую конструкцию из квадратных в плане ярусов, в которой каждый последующий ярус меньше предыдущего, поэтому как бы «вложен» в него и скреплён с помощью гнездовых шарниров. Уменьшающиеся последовательно по высоте ярусы образуют уступы, которые со всех четырёх сторон закрываются односкатной крышей, и поэтому пагоды зрительно воспринимаются как многоэтажные. Как правило, деревянные Пагоды сооружались на каменном основании и укреплялись одним или несколькими шипами. В нижнем ярусе Пагоды, имеющем перекрытие, хранятся священные изображения, свитки и др.; внутреннее пространство выше 1-го яруса не используется.

Японская Пагода - образец антисейсмической постройки. Практически все её элементы скреплены без гвоздей с помощью шарниров, пазов и выступов; в центре Пагоды имеется вертикально стоящая колонна (симбасира; выступает над крышей Пагоды в виде высокого шпиля сорин, на нём укрепляются 9 бронзовых колец, символизирующих 9 небесных сфер), на которую «нанизаны» ярусы, но не скреплены с ней. Все элементы такой конструкции могут во время землетрясения, не распадаясь, двигаться в местах соединений, что придаёт Пагоде большую устойчивость.

Самая ранняя Пагода Японии - 3-ярусная Пагода храма Хоккидзи в Икаруге близ Нары (706). Среди наиболее значительных образцов японской Пагоды - 5-ярусная Пагода монастыря Хорюдзи в Икаруге (начало VIII века, высота 31,9 м), 3-ярусная Восточная Пагода храма Якусидзи в Наре (730, с 6 ярусами крыш и шпилем высотой 10 м), 5-ярусные Пагоды храма Муродзи в префектуре Нара (конец VIII - начало IX веков) и Пагода храма Тодзи в Киото (1644; высота 57 м).

Иллюстрации: 

Архив БРЭ; Комплекс Талинь из 500 пагод в монастыре Шаолинь на горе Суншань в провинции Хэнань в Китае. VI-XIX века.

© Большая Российская Энциклопедия (БРЭ)

Литература
  • Franz H. G. Pagoda, Turmtempel, Stupa: Studien zum Kultbau des Buddhismus in Indien und Ostasien. Graz, 1978
  • Григорьева Т. П. Японская художественная традиция. М., 1979
  • The stupa. Its religious, historical and architectural significance. Wiesbaden, 1980
  • Liang Ssu-ch’eng. A pictorial history of Chinese architecture. Camb., 1984
  • Ha Van Tan. Buddhist temples in Vietnam. Hanoi, 1993
  • Korean traditional art. Seoul, 1995
  • Древние пагоды Китая. Ханчжоу, 1996 (на кит. яз.)
  • Tran Ngoc Them. Recherche sur l’identité de la culture Vietnamienne. Hanoi, 2001
  • Chinese architecture / Ed. S. N. Steinhardt. New Haven, 2002
  • Nguyen Ba Dang, Nguyen Vu Phuong, Ta Hoang Van. Traditional Vietnamese architecture. Hanoi, 2004
  • Духовная культура Китая: Энциклопедия. М., 2010 [Т. 6]: Искусство.
Статью разместил(а)

Верижникова Наталья Сергеевна (модератор Дробышев)

редактор

Приглашаем историков внести свой вклад в Энциклопедию!

Наши проекты