ПАГА́Н ЗАПОВЕ́ДНИК

0 комментариев

ПАГАН ЗАПОВЕДНИК (ПЭГАН) - культурно-исторический заповедник, так называемая Археологическая зона Паган, в центральной части Мьянмы, в административной области (регионе) Мандалай.

Расположен на правом берегу реки Иравади, в 145 км к юго-западу от города Мандалай. В его составе - Старый Паган (столица средневекового государства Паган), посёлки городского типа Ньяуну (в 5 км к северо-востоку от Старого Пагана), Новый Паган (основан в 1990 году; в 3 км к югу) и несколько окрестных деревень. Паган обслуживают автовокзал, железнодрожная станция на линии Янгон - Мандалай, речной порт и региональный аэропорт (все - близ поселка Ньяуну).

Территория будущего города заселялась с каменного века, о чём свидетельствуют орудия энядской культуры. С начала н. э. здесь расселился народ пью. В IX веке она подверглась нападению со стороны войск государства Наньчжао; в это же время началось активное проникновение народа мьянма. Основание Пагана бирманские летописцы приписывают Пьинбье, который в 850 (или в 849) году обнёс его стеной. Первоначальное название города - Аримадданапура («Город, сокрушающий врагов»). Возвышение Пагана относится к середине XI века, когда его правитель Аноратха объединил под своей властью значительную территорию современной Мьянмы и Паган стал крупнейшим столичным центром в Западном Индокитае. В результате завоевания пьюских городов, а в 1057 году (по летописным данным) монских земель на юге страны и восприятия бирманцами культурных достижений живших там народов в Пагане распространилась письменность на языках пали, санскрите, монском языке, а затем и на бирманском (первые бирманские надписи датируются 1112 годом), укрепились торговые и культурные связи с Китаем, Бенгалией, Шри-Ланкой, тайским княжетвом Харипунчайя, Наньчжао и др. В результате утверждения буддизма в качестве государственной религии в Пагане расширилось культовое строительство, преимущественно в 1-й половине XII века. Однако со 2-й половины XII века из-за ослабления власти и экономики, частых набегов шанов, с 1277 года также монголов, начался постепенный упадок Пагана. По сообщениям летописей, он утратил единодержавную функцию после того, как в 1287 году был захвачен войсками хана Хубилая, а в 1299 году разграблен шанами. Формально до 1360-х годов Паган сохранял статус центра верховной власти, оставаясь местом религиозного паломничества, средоточием культурных традиций. Особое внимание возведению (построено около 100 новых ступ и храмов) и реставрации главных буддийских сооружений уделялось в период правления династии Конбаун (1752-1885 годы). В период британского колониального господства началось научное исследование Пагана. Значительные реставрационные работы проведены (при участии ЮНЕСКО) после землетрясения 1975 года. Проект по восстановлению и реконструкции памятников Пагана начал осуществляться с 1995 года: за 15 лет было возрождено около 1,3 тысячи культовых построек.

Ныне в Пагане находится свыше 3 тысяч буддийских сооружений (предположительно их было около 4,5 тысяч), построенных, за небольшим исключением, в XI-XIII веках в эпоху существования государства Паган. Ядром Старого Пагана является стоящий на левом берегу реки Иравади королевский город, когда-то квадратный в плане (со стороной около 1,2 км), окружённый 5-6-метровыми кирпичными стенами (частично сохранились). Из нескольких городских ворот до нас дошли только главные - Тэраба (Тараба), с массивными пилонами и нишами для скульптур стражей города; недалеко от них - один из королевских дворцов (реконструирован в 2000-е годы). Буддийские культовые постройки расположены внутри городских стен, но главным образом вне их, образуя почти полукруг радиусом 3-4 км. Большая часть из них - ступы (зеди или пхэя) и храмы (патхоу или пхэя), небольшая часть - здания монастырей (пхоунчжи чаун). Обычно выделяют 5 групп археологических памятников. В главную группу входят постройки внутри бывших стен, среди которых - старейшая из паганских ступ Бупхэя (Бупея; «Ступа-кабачок», около 850 года), элегантный храм Швегучжи (Швегуджи; 1131), 2-этажные храмы-гиганты Табиннью (середина XII века; высота 64 м, самый высокий в Пагане) и Годопалин (конец XII - 1-я треть XIII веков, высота 55 м), Махабодхи (конец XII - 1-я треть XIII веков), сооружённый в стиле индуистского святилища в Бодх-Гае, а также самый почитаемый из крупных храмов Пагана - Ананда. В северной группе памятников выделяются храм Тхиломинло (конец XII - 1-я треть XIII веков, высота 46 м) и самая большая, целиком позолоченная ступа Швезигон (2-я половина XI - начало XII веков), в которой, по легенде, замурован зуб Будды. К лучшим памятникам центральной группы относятся: стоящая на высоком многоярусном основании ступа Швесандо (XI век), где хранится священный волос Будды; храм Локатхейпан (Локатейпан; начало или середина XII века) с росписями на темы из жизни Будды и на сюжеты из джатак; храмы-левиафаны Суламани (1183, росписи XVIII века) и Дхаммаянчжи (Дхаммаянджи; конец XII века, высота 55 м), имеющий, как и Ананда, центрический план. Южная группа включает храмы: Кубьяучжи (Кубьяуджи) близ деревни Мьинкаба (1113) с росписями и стуковыми рельефами; Мануха (XI век) с огромными статуями будд; Нанпхэя (Нанпая; 2-я половина XI - начало XII веков) с каменной облицовкой и рельефными изображениями индуистских божеств. Среди памятников восточной группы - храмы Нандаманья (середина XIII века) и Пхэятоунзу (Паятоунзу; конец XIII века) с росписями; ступа-гигант Дхаммаязика (1197-1198 годы), имеющая уникальный пентагональный план и небольшие святилища у каждой стороны, посвящённые 5 буддам настоящей кальпы (эры) в буддийской мифологии. Музеи: археологический (с 1998 года; собрание пьюских древностей, паганской скульптуры, вотивных табличек, каменных стел XI-XIII веков и др.), лакового искусства.

Иллюстрации: 

Фото Н.А. Гожевой; Храмовый комплекс Годопалин. Конец XII -1-я треть XIII веков.

© Большая Российская Энциклопедия (БРЭ)

Литература
  • Luce G. H. Old Burma – Early Pagan. N. Y., 1969–1970. Vol. 1–3
  • Ожегов С. С. Архитектура Бирмы. М., 1970
  • Ожегова Н. И. Искусство Бирмы. М., 1979; Strachan P. Pagan: art and architecture of old Burma. Whiting Bau, 1989
  • Pichard P. Inventory of monuments at Pagan. P. a. o., 1992–2001. Vol. 1–8; Frasch T. Pagan: Stadt und Staat. Stuttg., 1996
  • Листопадов Н. А. Бирма. Страна к югу от горы Меру. М., 2002
  • Stadtner D. M. Ancient Pagan: Buddhist plain of merit. Bangkok, 2005
  • Hudson B. Restoration and reconstruction of monuments at Bagan (Pagan), Myanmar (Burma), 1995–2008 // World Archaeology. 2008. Vol. 40. № 4
Статью разместил(а)

Верижникова Наталья Сергеевна (модератор Дробышев)

редактор

Приглашаем историков внести свой вклад в Энциклопедию!

Наши проекты