НА́СКА

0 комментариев

НАСКА - ар­хео­ло­гическая куль­ту­ра (100 год до н. э. / 50 год н. э. - около 750 года н. э.) на по­бе­ре­жье современного Пе­ру [департаменты Ика (основные па­мят­ни­ки), Аре­ки­па].

От­кры­та в 1901 году немецким ар­хео­ло­гом М. Уле, на­ме­тив­шим в раз­ви­тии Наска 2 эта­па; американский ис­сле­до­ва­тель Дж. Роу и др. вы­де­ля­ют 9 пе­рио­дов.

Наска сло­жи­лась на пе­ри­фе­рии куль­ту­ры Па­ра­кас в хо­де ос­вое­ния её но­си­те­ля­ми ра­нее сла­бо за­се­лён­ных бо­лее юж­ных до­лин. Ря­до­вые по­се­ле­ния изу­че­ны не­дос­та­точ­но [пло­щадь не­сколь­ко га; до­ма из адо­ба (круг­лых или не­пра­виль­ной фор­мы сыр­цо­вых кир­пи­чей), гли­ны, тро­ст­ни­ка, де­ре­ва]. Тру­по­по­ло­же­ния скор­чен­ные на бо­ку, в ямах или в за­глуб­лён­ных ка­ме­рах из адо­ба. Не­ред­ки за­хо­ро­не­ния го­лов со шнур­ка­ми для под­ве­ши­ва­ния и «за­ши­тым» ко­люч­ка­ми ртом, а так­же тел без го­ло­вы (пред­по­ла­га­ют, что охо­та за го­ло­ва­ми осу­щест­в­ля­лась в хо­де войн между во­ж­дест­вами, свя­за­на с куль­та­ми пред­ков и пло­до­ро­дия по­лей).

Ке­ра­ми­ка леп­ная, тон­ко­стен­ная, хо­ро­шо обож­же­на, в тес­те мел­кий пе­сок. В ка­че­ст­ве од­ной из её ве­ду­щих форм от Па­ра­кас со­хра­ня­лись ша­ро­вид­ные со­су­ды с 2 ко­рот­ки­ми гор­лыш­ка­ми и руч­кой-мос­ти­ком ме­ж­ду ни­ми, но с по­ли­хром­ной (4-6, ино­гда бо­лее 10 цве­тов) рос­пи­сью. Рас­пис­ная ке­ра­ми­ка (ха­рак­тер­ны изо­бра­же­ния фан­та­стических ан­тро­по- и зоо­морф­ных су­ществ) бы­ла основной ка­те­го­ри­ей пре­стиж­ных из­де­лий, по­па­дав­ших в за­хо­ро­не­ния на­ря­ду с по­ли­хром­ны­ми тка­ня­ми (из хлоп­ка, ре­же из шер­сти ка­ме­ли­дов; слож­ные ти­пы пе­ре­пле­те­ний, впле­те­ние яр­ких перь­ев).

Из зо­ло­та де­ла­ли ук­ра­ше­ния; для позд­не­го пе­рио­да из­вест­но не­мно­го мед­ных крюч­ков для копь­е­ме­тал­ки. В ос­нов­ном или толь­ко с Наска свя­за­ны ги­гант­ские зоо­морф­ные и гео­мет­рические гео­гли­фы (из­об­ра­же­ния на зем­ле) на пла­то На­ска (вклю­че­ны в спи­сок Все­мир­но­го на­сле­дия). Они, ве­ро­ят­но, от­ра­жа­ют сис­те­му се­ке (це­по­чек ри­ту­аль­но зна­чи­мых объ­ек­тов, свя­ти­лищ) и по­чи­та­ние ду­хов гор­ных вер­шин. Есть мне­ние о воз­ник­но­ве­нии гео­гли­фов до Наска. В ос­но­ве хо­зяй­ст­ва - оро­шае­мое зем­ле­де­лие (в т. ч., ве­ро­ят­но, с ис­поль­зо­ва­ни­ем ак­ве­ду­ков- пу­ки­ос для дос­ту­па к под­зем­ным во­дам, но ряд ис­сле­до­ва­те­лей счи­та­ют, что они по­строе­ны ис­пан­ца­ми), раз­ве­де­ние лам, морское ры­бо­лов­ст­во, сбор се­мян аль­гар­ро­бы (де­ре­во из семян бо­бо­вых).

В пе­рио­ды 1-3 на основной тер­ри­то­рии Наска, ве­ро­ят­но, су­ще­ст­во­ва­ло по­ли­тическое об­ра­зо­ва­ние ти­па слож­но­го во­ж­де­ст­ва или кон­фе­де­ра­ции (около 15 тыс. человек) с административным цен­тром в Вен­ти­лья (до­ли­на Ин­хе­нио; около 200 га, тер­ра­сы, об­не­сён­ные сте­на­ми жи­лые ком­плек­сы, плат­фор­мы из адоба) и куль­то­вым в Кауа­чи (до­ли­на На­ска; 40 хра­мо­вых плат­форм из адо­ба, ко­то­ры­ми об­ло­же­ны скаль­ные вы­сту­пы; сле­дов по­сто­ян­но­го на­се­ле­ния нет); со­глас­но др. точ­ке зре­ния - бы­ло несколько про­стых во­ж­деств.

На­чи­ная с пе­рио­да 5 центр в Кауа­чи исполь­зу­ет­ся толь­ко для за­хо­ро­не­ний. В пе­рио­ды 6-7 (около 550-650 годов н. э.) про­сле­жи­ва­ет­ся влия­ние куль­ту­ры мо­чи­ка (на ке­ра­ми­ке сце­ны ри­туа­лов с уча­сти­ем лю­дей и др.). В это же вре­мя ус­лож­ня­ют­ся до не­уз­на­вае­мо­сти изо­бра­же­ния ми­фо­ло­гических пер­со­на­жей. В пе­рио­ды 8-9 Наска пе­ре­жи­ва­ет рас­пад, свя­зы­вае­мый с ка­та­ст­ро­фическими по­след­ст­вия­ми кли­ма­тического дис­ба­лан­са, пе­ре­сы­ха­ни­ем ре­чек и ка­на­лов в ре­зуль­та­те вы­руб­ки де­ревь­ев по их бе­ре­гам и др. Наска бы­ла по­гло­ще­на куль­ту­рой Уа­ри, свя­зан­ной с гор­ны­ми рай­она­ми.

© Большая Российская Энциклопедия (БРЭ)

Литература
  • Beresford-Jones D. G. a.o. The role of prosopis in ecological and landscape change in the Samaca Basin, Lower Ica Valley, South Coast Peru from the Early Horizon to the Late Intermediate Period // Ibid. 2009. Vol. 20. № 2
  • Gijseghem H. A frontier perspective on Paracas society and Nasca eth­no­genesis // Latin American Antiquity. 2006. Vol. 17. № 4
  • Silverman H., Proulx D. A. The Nasca. Malden; Oxf., 2002
  • Brown D. M., Silverman H., García R. A cache of 48 Nasca trophy heads from Cerro Carapo, Peru // Latin American Antiquity. 1993. Vol. 4. № 3
  • Hadingham E. Lines to the mountain Gods: nazca and the mystics of Peru. L., 1987
  • Бе­рез­кин Ю. Е. Рос­пи­си куль­то­во­го со­дер­жа­ния на со­су­дах на­ска, Пе­ру // Сбор­ник Му­зея ан­тро­по­ло­гии и эт­но­гра­фии. Л., 1975. Вып. 31
Статью разместил(а)

Фоминов Евгений Евгеньевич

редактор

Приглашаем историков внести свой вклад в Энциклопедию!

Наши проекты