НАРО́ДНИЧЕСТВО

0 комментариев

Политическое движение, выступающее за общинный социализм.

Основателем народнической идеологии является А. Герцен, идеи народничества разрабатывали Н. Чернышевский, М. Бакунин, П. Лавров, П. Ткачев, Н. Михайловский и др. Народники считали, что экономика будет более устойчивой и гуманной, если ее основой станут самоуправляющиеся коллективы трудящихся, возникшие на основе традиции крестьянских общин в условиях демократизации. Но крестьяне для этого должны были стать полноправными хозяевами земли, которую следовало конфисковать у помещиков. На общественной земле должен был практиковаться свободный труд коллективов-общин с применением передовой техники, который позволил бы резко увеличить производительность труда и значительно улучшить жизнь крестьян. Предприятия тоже должны были перейти в руки коллективов (общин) трудящихся, а не капиталистов. В этом случае доходами распоряжались бы не узкий слой капиталистов, а все труженики. Передача земельной собственности и предприятий в руки общества и самоуправляющихся общественных организаций должно было привести к исчезновению эксплуатации и возникновению нового, более гуманного и демократического общественного строя - социализма. Это предполагало распространение общинной демократии и самоуправления на организацию государства и, следовательно, свержение самодержавия. На формирование идей народничества оказали влияние славянофильство, прудонизм и др.

В народнической теории выделялись три течения: анархистское или «бунтарское» (М. Бакунин и др.), бланкистское (Н. Ткачев, Н. Морозов и др.) и «пропагандистское» (П. Лавров и др.).

Для распространения своих идей народники предприняли «Хождение в народ», подвергались репрессиям (см. процесс 193-х). Они создали организацию «Земля и воля». После перехода части народников к террору «Земля и воля» раскололось на «Народную волю» и «Черный передел». После убийства Александра II 1 марта 1881 г., разгрома «Народной воли» и перехода идеологов «Черного передела» к марксизму (см. «Освобождение труда»), народничество продолжало существовать в виде легального народничества и подпольных кружков. В начале ХХ в. влияние народничества возродила Партия эсеров.

Исторические источники:

Бакунин М.А. Философия. Социология. Политика. М., 1989;

Зверев В.В. Реформаторское народничество и проблема модернизации России. От сороковых к девяностым годам XIX века. М.,1997;

Лавров П.Л. Избранные произведения. М., 1965–1966;

Лавров П.Л. Философия и социология. М., 1965;

Михайловский Н.К. Полное собрание сочинений. СПб., 1911-1914;

Ткачев П.Н. Кладези мудрости российских философов. М., 1990;

Утопический социализм в России. М., 1985.

Автор статьи: Шубин А.В.

Смежные статьи
Литература
  • Антонов В.Ф. А.И. Герцен. Общественный идеал анархиста. М., 2000
  • Антонов В.Ф. Н.В. Чернышевский. Общественный идеал анархиста. М., 2000
  • Володин А.И., Итенберг Б.С. Лавров. М., 1981
  • Кан Г.С. «Народная воля». Идеология и лидеры. М., 1997
  • Революционеры 1870-х гг. М., 1986
  • Троицкий Н.А. Крестоносцы социализма. Саратов, 2002
  • Твардовская В.А., Итенберг Б.С. Русские и Карл Маркс: выбор или судьба. М., 1999
  • Пирумова Н.М. Александр Герцен. Революционер, мыслитель, человек. М., 1989
  • Пирумова Н.М. Социальная доктрина М.А. Бакунина. М., 1990
  • Рудницкая Е. Л. Русский бланкизм. Пётр Ткачёв. М., 1992
  • Шубин А.В. Социализм. «Золотой век» теории. М., 2007
Статью разместил(а)

Шубин Александр Владленович

доктор исторических наук, руководитель Центра истории России, Украины и Белоруссии Института всеобщей истории РАН

Приглашаем историков внести свой вклад в Энциклопедию!

Наши проекты