МЕ́МФИС

0 комментариев

Древнеегипетский город.

[греч. Μέμφις, егип. Мен-не­фер («Веч­на кра­со­та (Пе­пи)») – от назв. при­пи­ра­мид­но­го по­се­ле­ния ца­ря Пе­пи I в Сак­ка­ре]
Пер­во­на­чаль­но «Бе­лые сте­ны» – от назв. кре­по­сти или ук­ре­п­лён­но­го двор­ца од­но­го из ца­рей I ди­на­стии; позд­нее на­зы­вал­ся «Хут-Ка- Птах» – «Усадь­ба Двой­ни­ка Пта­ха» – по назв. хра­ма глав­но­го бо­га (от это­го сло­ва про­изош­ло греч. «Еги­пет»); «Жизнь Обе­их зе­мель», «Ве­сы Обе­их зе­мель», что от­ра­жа­ет стра­те­гич. по­ло­же­ние го­ро­да на сты­ке Ниж­не­го и Верх­не­го Егип­та. Пе­ре­дан­ная Ге­ро­до­том тра­ди­ция об ос­но­ва­нии М. Ми­ной (Ме­не­сом, Хор Аха) под­твер­жда­ет­ся ар­хео­ло­гич. дан­ны­ми. М. рас­по­ла­гал­ся на зап. (ле­вом) бе­ре­гу Ни­ла, в рай­оне совр. пос. Мит-Ра­хи­не (в 24 км к юго-за­па­ду от Каи­ра), и был круп­ным ре­ли­ги­оз­ным, по­ли­ти­че­ским, куль­тур­ным и ре­мес­лен­ным цен­тром Егип­та, гл. го­ро­дом I но­ма Ниж­не­го Егип­та и сто­ли­цей Ран­не­го и Древ­не­го царств (30–22 вв. до н. э.), со­хра­няв­шей зна­че­ние сто­лич­но­го го­ро­да до араб. за­вое­ва­ния в 642 н. э.

М. яв­лял­ся цен­тром куль­та бо­га Пта­ха, пер­вый храм ко­то­ро­го, по Ге­ро­до­ту, по­стро­ен Ми­ной; с Древ­не­го цар­ст­ва по над­пи­сям из­вест­но его свя­ти­ли­ще «юж­нее сте­ны» («се­вер­нее сте­ны» – свя­ти­ли­ще бо­ги­ни Нейт). В ка­че­ст­ве суп­ру­ги Пта­ха чти­ли Сех­мет, а сы­на – Не­фер­ту­ма. Ти­ту­лы жре­цов и жриц сви­де­тель­ст­ву­ют о куль­тах Хат­хор («вла­ды­чи­цы си­ко­мо­ры»), Со­ка­ра и Ану­би­са как божеств нек­ро­по­лей. В пе­ри­од Но­во­го цар­ст­ва (сер. 16 – 3-я четв. 11 вв.), в свя­зи с по­ли­ти­кой во­ен. экс­пан­сии егип. ца­рей в Па­ле­сти­ну и Си­рию, М. при­об­рёл зна­че­ние важ­но­го стра­те­гич. пунк­та. Час­то слу­жил фак­ти­че­ской, а ино­гда и офиц. ре­зи­ден­ци­ей фа­рао­нов кон. XVIII – нач. XIX ди­на­стий; здесь ино­гда про­во­ди­лись ко­ро­на­ции и свя­щен­ные цар­ские ри­туа­лы. В го­ро­де бы­ли квар­та­лы чу­же­зем­цев и свя­ти­ли­ща во­шед­ших в егип. пан­те­он бо­гов Баа­ла, Ас­тар­ты (в его пор­то­вой час­ти), Ре­ше­па и Куд­шу (в хра­мо­вом ком­плек­се Пта­ха). При­ме­ча­те­лен культ обо­же­ст­в­лён­но­го муд­ре­ца Им­хо­те­па, соз­да­те­ля пи­ра­ми­ды Джо­се­ра, по­кро­ви­те­ля пис­цов. В пе­ри­од Позд­не­го цар­ст­ва кос­мо­по­литич. ха­рак­тер М. уси­ли­ва­ет­ся: на­ря­ду с квар­та­ла­ми си­рий­цев, фи­ни­кий­цев и ев­ре­ев по­яв­ля­ют­ся рай­оны, на­се­лён­ные гре­ка­ми и ка­рий­ца­ми. С ос­но­ва­ни­ем Алек­сан­д­рии (332 до н. э.) М. несколько ут­ра­тил преж­нее зна­че­ние, но Пто­ле­меи уде­ля­ли ему вни­ма­ние и да­же ко­ро­но­ва­лись там (Алек­сандр Ма­ке­дон­ский, Пто­ле­мей V Эпи­фан). Ос­но­ва­ние Фус­та­та и за­тем строи­тель­ст­во Каи­ра на­нес­ли го­ро­ду боль­шой ущерб – руи­ны М., со­глас­но араб. ав­то­рам, со­хра­нив­шие­ся ещё в 12 в., ак­тив­но ис­поль­зо­ва­лись как ка­ме­но­лом­ни.

М. иден­ти­фи­ци­ро­ван франц. пу­те­шест­вен­ни­ком Ф. Па­вье (16 в.). Рас­коп­ки в 20 в. про­во­ди­лись: экс­пе­ди­ци­ей У. М. Пит­ри, экс­пе­ди­ция­ми егип. Служ­бы древ­но­стей (ру­ко­во­ди­те­ли: Да­ни­нос-Па­ша, Ж. Да­рес­си, А. Ба­да­ви), амер. ар­хео­ло­га­ми Пен­силь­ва­нского уни­верситета (К. Фи­шер, Р. Ан­тес). Рас­коп­ки древ­них сло­ёв ос­лож­не­ны вы­со­ким уров­нем грун­то­вых вод и мощ­ны­ми от­ло­же­ния­ми ал­лю­вия. Бо­лее из­вест­ны ог­ром­ные нек­ро­по­ли М. близ совр. по­се­ле­ний Абу-Ро­аш, Ги­за, За­ви­ет эль- Ари­ан, Абу­сир, Сак­ка­ра, Дах­шур. При I–II ди­на­сти­ях в Сев. Сак­ка­ре (воз­мож­но, там находилось пер­во­на­чаль­ное по­се­ле­ние) строи­лись бо­га­тые мас­та­бы ца­рей, са­нов­ни­ков, а со вре­ме­ни Джо­се­ра – цар­ские пи­ра­мид­ные ком­плек­сы, во­круг ко­то­рых рас­по­ла­га­лись нек­ро­по­ли. Ре­зи­ден­ции ца­рей час­то на­хо­ди­лись око­ло строя­щих­ся пи­ра­мид, и та­ким об­ра­зом го­род раз­рас­тал­ся и несколько пе­ре­ме­щал­ся. Рас­ка­пы­вае­мые близ М. гроб­ни­цы всех пе­рио­дов ис­то­рии Древ­не­го Егип­та яв­ля­ют­ся не­ис­то­щи­мой со­кро­вищ­ни­цей па­мят­ни­ков ар­хи­тек­ту­ры, скульп­ту­ры и др. про­из­ве­де­ний иск-ва. В 1979 нек­ро­по­ли М. (Сак­ка­ра, Абу­сир, Дах­шур, Ги­за) вклю­че­ны ЮНЕСКО в спи­сок объ­ек­тов Все­мир­но­го на­сле­дия. От эпо­хи Но­во­го цар­ст­ва со­хра­ни­лись: ос­тат­ки хра­ма Пта­ха, б. ч. вре­ме­ниРам­се­са II (кон. 14 – сер. 13 вв. до н. э.); але­ба­ст­ро­вый сфинкс на­ча­ла Но­во­го цар­ст­ва; два ко­лос­са Рам­се­са II (од­на ста­туя – на во­кза­ле в Каи­ре, дру­гая вы­став­ле­на в му­зее в Мит-Ра­хи­не); храм Хат­хор; руи­ны от­де­лан­но­го из­раз­ца­ми двор­ца Мер­неп­та­ха с не­боль­шим хра­мом Пта­ха; от 1-го тыс. до н. э.: по­ме­ще­ние для му­ми­фи­ка­ции свя­щен­ных бы­ков Апи­сов (XXII ди­на­стия); дво­рец Ап­рия (XXVI ди­на­стия) на вы­со­кой плат­фор­ме (су­дя по ору­жию и др. на­ход­кам здесь позд­нее рас­по­ла­гал­ся перс. гар­низон); мас­тер­ская по про­из-ву фа­ян­са рим. вре­ме­ни. В Сак­ка­ре при Рам­се­се II был ос­но­ван Се­ра­пе­ум (нек­ро­поль свя­щен­ных бы­ков Апи­сов, по­чи­тав­ших­ся в М. с I ди­на­стии как во­пло­ще­ние Пта­ха, в 1-м тыс. до н. э. свя­зан­ных сОси­ри­сом). До­шёл до нас так­же (в ко­пии 8 в. до н. э.) «Мем­фис­ский бо­го­слов­ский трак­тат» о со­тво­ре­нии Пта­хом ми­ра по­сред­ст­вом сло­ва, соз­дан­ный жре­ца­ми в эпо­ху Древ­не­го цар­ст­ва (хра­нит­ся в Брит. му­зее).

Автор статьи: О. В. То­ма­ше­вич.

© Большая Российская Энциклопедия (БРЭ)

Литература
  • Junker H. Die politische Lehre von Mem­phis. B., 1941
  • Badawi A. Memphis als zweite Landeshauptstadt im Neuen Reich. Kairo, 1948; Anthes R. Mit Rahineh 1956. Phil., 1965
  • Jeffreys D.G. The survey of Memphis. L., 1985–2006. [Vol. 1–2]
Статью разместил(а)

Давиденко Михаил Вячеславович

редактор

Приглашаем историков внести свой вклад в Энциклопедию!

Наши проекты