МАЛА́ВИ (ма­ра­ви)

0 комментариев

МАЛАВИ (ма­ра­ви) - груп­па на­ро­дов бан­ту.

Основное население Ма­ла­ви: собственно ма­ла­ви (ньян­джа, или че­ва) - в Центральной и Южной про­вин­ци­ях (5 миллионов человек - 2008 год, пе­ре­пись); тум­бу­ка - в Северной провинции (1,2 миллионов человек); тон­га - на юго-вос­то­ке Северной провинции (ок­руг Нка­та-Бей; 220 тысяч человек); се­на - на юге Южной провинции (ок­руг Нсанд­же; 350 тысяч человек). Жи­вут так­же на вос­то­ке Зам­бии (930 тысяч человек ньянд­жа, 543 тысяч человек тум­бу­ка), на се­ве­ро-за­па­де и в центральной час­ти Мо­зам­би­ка (1,7 миллионов человек се­на, 800 тысяч человек ньянд­жа), на се­ве­ре Зим­баб­ве (650 тысяч человек ньянд­жа), в ЮАР (190 тысяч человек ньянд­жа) и другие. В ши­ро­ком смыс­ле в ма­ла­ви вхо­дят так­же сен­га, или нсен­га (900 тысяч человек в Зам­бии и Мо­зам­би­ке), ньюнг­ве (630 тысяч человек в Мо­зам­би­ке), кун­да (200 тысяч человек в Зим­баб­ве и Зам­бии), бар­ве (20 тысяч человек) и фим­би (6 тысяч человек). Об­щая чис­лен­ность около 13,5 миллионов человек (2009 год, оцен­ка).

Го­во­рят на язы­ках зо­ны N бан­ту язы­ков. Пись­мен­ность на ос­но­ве латинской гра­фи­ки. Язык ньян­д­жа - официальный язык Ма­ла­ви, тум­бу­ка - национальный язык.

Хри­сти­ан бо­лее все­го (до 97%) сре­ди ньянд­жа, тум­бу­ка и тон­га; сре­ди ос­таль­ных пре­об­ла­да­ют по­сле­до­ва­те­ли тра­диционных ве­ро­ва­ний.

Со­глас­но уст­ной тра­ди­ции, ньянд­жа под пред­во­ди­тель­ст­вом во­ж­дя Ка­лон­га при­шли, по-ви­ди­мо­му, из бас­сей­на Кон­го на тер­ри­то­рию к за­па­ду от озера Ма­ла­ви (Нья­са) и соз­да­ли государственное об­ра­зо­ва­ние Ма­ла­ви, или Ма­ра­ви (названно по од­но­му из под­раз­де­ле­ний ньянд­жа). Ма­ла­ви де­ли­лись на две груп­пы: бан­да с цен­тром в Ман­кам­бе и пхи­ри с цен­тром в Ман­тим­бе. Позд­нее название ма­ла­ви бы­ло рас­про­стра­не­но так­же на род­ст­вен­ных по язы­ку тум­бу­ка, фо­ка, су­к­ва, хен­га, ка­ман­га, тон­га, се­на. Вторг­шие­ся в 1830-1840-х годах в Ма­ла­ви груп­пы нго­ни впо­след­ст­вии пе­ре­шли на язык ньянд­жа. В XIX веке ма­ла­ви под­вер­га­лись так­же на­па­де­ни­ям со сто­ро­ны яо.

Тра­диционная куль­ту­ра ти­пич­на для бан­ту­я­зыч­ных на­ро­дов Восточной Аф­ри­ки. Основное за­ня­тие - руч­ное пе­ре­лож­ное зем­ле­де­лие (ку­ку­ру­за, про­со, рис, сор­го, ара­хис, ма­ни­ок, бо­бо­вые, ба­тат, ямс, та­бак, хло­пок). Раз­во­дят мел­кий ро­га­тый скот, тум­бу­ка его до­ят. За­ни­ма­ют­ся охо­той, у тон­га раз­ви­то ры­бо­лов­ст­во. Ре­мёс­ла - об­ра­бот­ка же­ле­за (в том числе из­го­тов­ле­ние ору­жия), пле­те­ние, тка­че­ст­во из хлоп­ка на го­ри­зон­таль­ном стан­ке, из­го­тов­ле­ние де­ревянных и ке­ра­мических ма­сок и ри­ту­аль­ной скульп­ту­ры и другого. По бе­ре­гам озёр рас­про­стра­не­но ры­бо­лов­ст­во. Раз­ви­то от­ход­ни­че­ст­во в го­ро­да и на сельскохозяйственные ра­бо­ты.

По­се­ле­ния ком­пакт­ные, жи­ли­ще пря­мо­уголь­ное или круг­лое, иног­да свай­ное, сте­ны спле­те­ны из пруть­ев и об­ма­за­ны гли­ной.

Тра­диционная оде­ж­да - на­бед­рен­ная по­вяз­ка у муж­чин, юб­ка у жен­щин.

Ос­но­ву тра­диционной со­ци­аль­ной ор­га­ни­за­ции со­став­ля­ют де­ре­вен­ские и боль­ше­се­мей­ные об­щи­ны и мат­ри­ли­ней­ные ли­нид­жи (мбе­ле). Си­сте­ма тер­ми­нов род­ст­ва би­фур­ка­тив­но­го ти­па. Брак мат­ри­ло­каль­ный. Рас­про­стра­нён авун­ку­лат. Де­ре­вен­ские об­щи­ны воз­глав­ля­ют­ся ста­рей­ши­на­ми (мфу­му), под­чи­няю­щи­ми­ся ре­гио­наль­ным во­ж­дям (мви­ми дзи­ко). Су­ще­ст­во­ва­ли до­ма для юно­шей (го­ве­ро).

Со­хра­ня­ют­ся куль­ты ду­хов при­ро­ды и ду­хов пред­ков, вер­хов­но­го бо­жест­ва - твор­ца и гро­мов­ни­ка (Чиу­та, Чау­та). У ньянд­жа чле­ны тай­но­го муж­ско­го об­ще­ст­ва Ньяу во вре­мя ини­циа­ций маль­чи­ков, по­хо­рон и це­ре­мо­ний всту­п­ле­ния в долж­ность ста­рей­шин ис­пол­ня­ют тан­цы гу­ле вам­ку­лу с уча­сти­ем ма­сок и мно­го­мет­ро­вых (до 9 м) изо­бра­же­ний ду­хов. Жен­ские ри­туа­лы ини­циа­ций де­во­чек (чи­нам­ва­ли) так­же со­про­во­ж­да­ют­ся осо­бы­ми тан­ца­ми, пе­ни­ем и другим. Прак­ти­ку­ют­ся зна­хар­ст­во и ве­дов­ст­во.

Уст­ное твор­че­ст­во.

Со­хра­ня­ют­ся кос­мо­го­нические ми­фы, сказ­ки о жи­вот­ных и другие.

Тра­ди­ции ньянд­жа пред­став­ле­ны об­ря­до­вой иг­рой на кси­ло­фо­нах алим­ба, ри­ту­аль­ны­ми тан­ца­ми с му­зы­кой, жен­ски­ми пес­ня­ми и тан­ца­ми чит­су­ку­лум­ве в со­про­во­ж­де­нии по­гре­му­шек (вы­су­шен­ные ты­к­вы, на­пол­нен­ные зер­ном). Сре­ди других музыкальных ин­ст­ру­мен­тов - 7-струн­ная цит­ра бан­гве, од­но­струн­ная лют­ня ньнго­ли. У се­на рас­про­стра­не­но соль­ное пе­ние и ре­чи­ти­ро­ва­ние, в жен­ском и муж­ском хо­ро­вом пе­нии ис­поль­зу­ют­ся по­ли­фо­нические приё­мы, ха­рак­тер­на тех­ни­ка йод­ли­ро­ва­ния (чин­го­лин­го). Сре­ди ин­ст­ру­мен­тов - кси­ло­фон ва­лим­ба, ла­мел­ла­фо­ны с 26 и бо­лее языч­ка­ми (в ок­ру­гах Нсанд­же, Чи­к­ва­ва - ма­лим­ба), цит­ра бан­гве (4-16 струн), му­зы­каль­ные лу­ки.

По­пу­ляр­ны соль­ный жен­ский та­нец ут­се и сме­шан­ный кру­го­вой та­нец во­круг кси­ло­фо­на, тан­цы с ба­ра­ба­на­ми лик­ху­ба, жен­ские тан­цы ма­се­се­то, нджо­ре (ис­пол­ня­ют­ся в об­ря­де ини­циа­ции де­во­чек) и ма­фу­ве (со­про­во­ж­да­ют­ся хлоп­ка­ми в ла­до­ши). У тум­бу­ка рас­про­стра­не­ны жен­ская об­ря­до­вая му­зы­ка ми­тун­гу и та­нец вим­бу­за (при­уро­чен к об­ря­ду вра­че­ва­ния; ис­пол­ня­ет­ся боль­ным под зву­ки ко­ло­ко­ла и ба­ра­ба­нов но­чью до из­не­мо­же­ния и по­гру­же­ния в сон). Для ньюн­гве ха­рак­тер­ны об­ря­до­вые (по­хо­рон­ные, в честь ду­хов ро­да) тан­цы тхун­га ла нго­ро­ром­бе в со­про­во­ж­де­нии ан­самб­лей из 20-30 мно­го­стволь­ных бам­бу­ко­вых флейт (ньян­га, нго­ро­ром­бе); ка­ж­дая флей­та но­сит оп­ре­де­лён­ное имя, час­то свя­зан­ное с го­ло­сом жи­вот­но­го (например, ква­ли­ла мвуу - «рёв гип­по­по­та­ма»). Во вре­мя иг­ры (му­зы­ка от­ли­ча­ет­ся рит­мической слож­но­стью, за­по­ми­на­ние рит­мо­фор­мул ос­но­ва­но на сло­го­вой тех­ни­ке) му­зы­кан­ты дви­га­ют­ся по кру­гу про­тив ча­со­вой стрел­ки. По­доб­ные тан­цы ис­пол­ня­ют­ся и для раз­вле­че­ния. Для лом­ве спе­ци­фич­ны ан­самб­ле­вые со­че­та­ния ба­ра­ба­нов и по­гре­му­шек; у лом­ве, ко­ко­ла и яо рас­про­стра­не­на иг­ра на кси­ло­фо­нах мам­би­ра (у яо так­же на боль­шом кси­ло­фо­не ман­го­лон­гон­до, со­стоя­щем из 9-10 «кла­виш»-брё­вен), ла­мел­ла­фо­нах са­си, од­но­струн­ном смыч­ко­вом ин­ст­ру­мен­те тха­ка­ре. На музыкальные тра­ди­ции яо зна­чительное влия­ние ока­зал ис­лам.

© Большая Российская Энциклопедия (БРЭ)

Литература
  • Tew M. Ethnographical survey of Africa: East Central Africa. L., 1950. Pt. 1: Peoples of the Nyasa region
  • Young T.C. Notes on the his­tory of the Tumbuka-Kamanga peoples in the Nor­thern province of Nyasaland. 2nd ed. L., 1970
  • Kubik G. Ostafrika. Lpz., 1982 (Musik­geschichte in Bildern. Bd 1. Lfg 8); idem. Nyau: Maskenbünde im südlichen Malawi. W., 1987
  • Schoffeleers M.J., Roscoe A. Land of fire: oral literature from Malawi. Linbe, 1985
  • Kum­bambe О.М. С. The Maravi at Mank­ham­ba to the Yao: invasion of their Kingdom. S. l., 1989
  • Birch de Aguilar L. Inscribing the masks. Interpretation of Nyau masks and ritual perfor­mance among the Chewa of Central Malawi. Freibourg, 1996
  • Morris B. Animals and An­cestors: An ethnography. Oxf., 2000
Статью разместил(а)

Ручкина Александра Юрьевна (модератор Дробышев)

редактор

Приглашаем историков внести свой вклад в Энциклопедию!

Наши проекты