МАКУ́ШИНСКИЙ ТИП ПА́МЯТНИКОВ

0 комментариев

МАКУШИНСКИЙ ТИП ПАМЯТНИКОВ (другое название чия­лик­ский тип или куль­ту­ра) - груп­па средневековых (XIII=XIV века) по­се­ле­ний и мо­гиль­ни­ков в бас­сей­нах Верх­ней Ка­мы, Бе­лой, Ика, То­бо­ла. 

Вы­де­лен в 1960-х годах В.Д. Вик­то­ро­вой для лес­ного За­ура­лья, на­зван по изу­чав­ше­му­ся ею мо­гиль­ни­ку на реке Ни­ца у села Ма­ку­ши­но (Сверд­лов­ская область; Рос­сия). В 1988 году Е.П. Ка­за­ко­вым та­кие же па­мят­ни­ки в При­ка­мье вы­де­ле­ны как чия­лик­ская куль­ту­ра (на­зва­ны по се­ли­щу у деревни Чия­лек на реке Сюнь в Ак­та­ныш­ском районе Та­тар­ста­на; Рос­сия).

Го­ро­ди­ща и се­ли­ща с тон­ким куль­тур­ным сло­ем, что сви­детель­ст­ву­ет о не­проч­ной осед­ло­сти на­се­ле­ния. Ос­тат­ки по­стро­ек на по­се­ле­ни­ях не вы­яв­ле­ны, сре­ди на­хо­док обыч­ны кос­ти ло­ша­ди, круп­но­го ро­га­то­го ско­та, брон­зо­вые и же­лез­ные пред­ме­ты.

Ха­рак­тер­ны не­боль­шие мо­гиль­ни­ки; кур­га­ны диа­мет­ром 3-8 м, высотой 0,3-0,5 м сло­же­ны из дёр­на; оди­ноч­ные тру­по­по­ло­же­ния в сру­бе на древ­ней поч­ве или в не­боль­шой яме; по­кой­ник вы­тя­нут на спи­не, ори­ен­ти­ро­ван го­ло­вой на за­пад или се­ве­ро-за­пад; хо­ро­ни­ли в обыч­ном убо­ре, с ору­жи­ем (то­по­ры, стре­лы), со­су­да­ми; со­про­во­ж­да­ли за­хо­ро­не­ния­ми го­ло­вы и ко­неч­но­стей ло­ша­ди. Из­вест­ны тру­по­сож­же­ния на сто­ро­не и вто­рич­ные по­гре­бе­ния.

Ха­рак­тер­на леп­ная, ча­ще ок­руг­ло­дон­ная, ке­ра­ми­ка, ук­ра­шен­ная в верх­ней час­ти го­ри­зон­таль­ны­ми ли­ния­ми и «под­ков­ка­ми» из от­печат­ков ве­рёвоч­ки. Серь­ги, ви­соч­ные под­вес­ки, бу­сы, мо­не­ты, сельскохозяйственные ору­дия и другие на­ход­ки име­ют ана­ло­гии в Бул­га­рии Волж­ско-Кам­ской и у кып­ча­ков (кип­ча­ков).

В ос­но­ве хо­зяй­ст­ва - ко­не­вод­ст­во, охо­та (в том числе пуш­ная), ры­бо­лов­ст­во, мо­тыж­ное зем­ле­де­лие.

Пред­по­ло­жи­тель­но, тер­ри­то­рия макушенского типа памятников опи­са­на В. Руб­ру­ком как стра­на уг­ров Пас­ка­тир, из ко­то­рой вы­шли венг­ры. Макушенский тип памятников сфор­ми­ро­вал­ся в XIII-XIV веках в южной час­ти зо­ны рас­се­ле­ния но­си­те­лей угор­ских язы­ков, на ос­но­ве юдин­ской куль­ту­ры, как ре­зуль­тат тюр­ки­за­ции не­сколь­ких групп, близ­ких пред­кам западных и южных ман­си. В даль­ней­шем на дан­ной тер­ри­то­рии про­жи­ва­ли ту­ра­лин­ские та­та­ры и баш­ки­ры, вклю­чив­шие в свой со­став ма­ку­шин­ские (чия­лик­ские) груп­пы на­се­ле­ния.

© Большая Российская Энциклопедия (БРЭ)

Литература
  • Мо­гиль­ни­ков В.А. Куль­ту­ры лес­но­го За­ура­лья VII-XIII вв. // Фин­но-уг­ры и бал­ты в эпо­ху сред­не­ве­ко­вья. М., 1987
  • Ка­за­ков Е.П. Волж­ская Бул­га­рия и фин­но-угор­ский мир // Finno-Ugrica. 1997. № 1; он же. Волж­ские бол­га­ры, уг­ры и фин­ны в IX-XIV вв.: про­бле­мы взаи­мо­дей­ст­вия. Ка­зань, 2007
Статью разместил(а)

Ручкина Александра Юрьевна (модератор Дробышев)

редактор

Приглашаем историков внести свой вклад в Энциклопедию!

Наши проекты