МАКСИ́М ТИ́РСКИЙ (др.-греч. Μάξιμος ό Τύριος)

0 комментариев

Греческий ритор и философ-платоник периода Империи.

Максим происходил из Тира Финикийского. Расцвет его деятельности, согласно Евсевию Кесарийскому, приходится на середину II в. Максим выступал с речами в Риме при Коммоде, причем это было второй его приезд в Рим; подобно другим софистам, очевидно, он посещал и другие крупные города Империи. До нашего времени сохранились лекции (Διαλέξεις),  в которых Максим рассуждал как о общих проблемах философии, особенно религии и этики, так и об отдельных вопросах, имеющих отношение к платонизму. Они рассчитаны на слушателей, уже получивших достаточное образование, но не имевших опыта в философии. Эти лекции начинаются с доказательства положения о том, что философ может рассуждать о любом предмете (Dial. 1), после чего начинается рассмотрение частных вопросов, вроде того, следует ли воздвигать статуи богам, кто лучше постиг божество: поэты или философы, какова цель философии или о том, что можно найти пользу и в превратностях судьбы. Заканчиваются лекции изучением важного для среднего платонизма, да и для многих других мыслителей того времени, вопросом: «Если бог творит добро, то откуда зло?».

Платонизм Максима близок взглядам Апулея из Мадавры (II в. н.э.), он излагает платоновские тезисы, снабженные риторической отделкой и не всегда глубоко понимаемые. В его речах заметно влияние аристотелизма и стоицизма, он часто следует за Алкиноем, Нумением и тем же Апулеем.

В сочинениях Максима Тирского содержатся оценки наследия Гомера, Пифагора, Сократа, Диогена Синопского и Эпикура, которые позволяют нам понять значимость наследия этих фигур в интеллектуальной жизни II в.

Сочинения:

Максим Тирский. Предпочитать ли кинический образ жизни? / Пер. Ю. Шульца. Антология кинизма / Изд. подг. И. М. Нахов. M., 1996; О том, следует ли молиться / Пер. И. Ковалевой // Античность в контексте современности. М., 1990.

Автор статьи: А.Д. Пантелеев

Литература
  • Trapp M. В. Studies in Maximus of Tyre: A second century philosophical orator and his Nachleben, AD 200-1850. Oxford, 1986
  • Trapp M. В. Philosophical sermons: the «Dialexeis» of Maximus of Tyre // ANRW. Bd. II.34.3. Berlin; New York, 1997. P. 1945-1976
  • Ковалева И. И. Вопросы композиции корпуса речей Максима Тирского // Вестник МГУ, Сер. 9. Филология. 1987, № 3. С. 41-47
  • Солопова М. А. Максим Тирский // Античная философия: Энциклопедический словарь. М., 2008. С. 465-466
Статью разместил(а)

Пантелеев Алексей Дмитриевич

кандидат исторических наук, доцент кафедры истории древней Греции и Рима Санкт-Петербургского государственного университета

Приглашаем историков внести свой вклад в Энциклопедию!

Наши проекты