МАКА́РИЙ (в ми­ру Ми­ха­ил)

0 комментариев

МАКАРИЙ (в ми­ру Ми­ха­ил) - ми­тро­по­лит Мо­с­ков­ский и всея Ру­си, об­щественный и по­ли­тический дея­тель, свя­той.

Мо­на­ше­ский по­стриг при­нял в конце XV века в Свя­то-Паф­нуть­е­вом Бо­ров­ском мо­на­сты­ре. По не­ко­то­рым дан­ным, уча­ст­во­вал в рос­пи­си по­стро­ен­ных в это вре­мя мо­на­стыр­ских ко­ло­коль­ни и тра­пез­ной. В 1523 году митрополит Мо­с­ков­ским Да­нии­лом воз­ве­дён в сан ар­хи­ман­д­ри­та и на­зна­чен на­стоя­те­лем Мо­жай­ско­го Лу­жец­ко­го монастыря (позд­нее, бу­ду­чи ми­тро­по­ли­том, Макарий ини­ции­ро­вал строи­тель­ст­во ка­мен­но­го со­бо­ра мо­на­сты­ря в честь Ро­ж­де­ст­ва Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы).

4 марта 1526 года ру­ко­по­ло­жен в епи­ско­пы и на­зна­чен на Нов­го­род­скую ар­хи­епи­скоп­скую ка­фед­ру. По­став­ле­ние Макария на вто­рую по зна­чи­мо­сти ка­фед­ру сви­де­тель­ст­во­ва­ло о его бли­зо­сти к великому князю Ва­си­лию III Ива­но­ви­чу, а так­же митрополите Да­нии­лу и ио­сиф­лян­ским кру­гам русских ие­рар­хов. Дея­тель­ность Макария в Нов­го­ро­де спо­соб­ст­во­ва­ла ук­ре­п­ле­нию московского влия­ния в ре­гио­не, как по­ли­ти­че­ско­го (бла­го­да­ря Макарию мя­теж ста­риц­ко­го кня­зя Ан­д­рея Ива­но­ви­ча в 1537 году прак­ти­че­ски не рас­про­стра­нил­ся на нов­го­род­ские зем­ли), так и куль­тур­но­го. Макарий реа­ли­зо­вал ре­ше­ния цер­ков­но­го со­бо­ра 1503 года, вве­дя в нов­го­род­ских мо­на­сты­рях об­ще­жи­тель­ный ус­тав (1528 год). При нём бы­ла про­из­ве­де­на рес­тав­ра­ция многих нов­го­род­ских церк­вей и икон, от­лит боль­шой ко­ло­кол для ка­фед­раль­но­го Со­фий­ско­го со­бо­ра, в со­бо­ре по­нов­ле­ны фре­ски, ук­ра­шен ико­но­стас. В Пско­ве по ука­за­нию Макария по­стро­ен ар­хи­епи­скоп­ский дво­рец (1535 год). Макарий на­прав­лял мис­сио­не­ров для про­све­ще­ния ла­планд­цев (современные саа­мы).

Около 1539 года по его ини­циа­ти­ве со­став­лен так называемый Вла­дыч­ный ле­то­пис­ный свод Ма­ка­рия. В Нов­го­ро­де под руководством Макариес бы­ли про­ве­де­ны ра­бо­ты по со­став­ле­нию 1-й ре­дак­ции «Ве­ли­ких Четь­их-Ми­ней» (ВМЧ). На­ча­ло этим тру­дам по­ло­жил мо­нах До­си­фей То­пор­ков, ко­то­рый по по­ру­че­нию Макария ре­дак­ти­ро­вал (1528-1529 годы) славянский текст Си­най­ско­го па­те­ри­ка, впо­след­ст­вии вклю­чён­ный в ВМЧ. По бла­го­сло­ве­нию Макария в 1535 году тол­мач Д. Ге­ра­си­мов пе­ре­вёл тол­ко­вую Псал­тирь Бру­но Вюрц­бург­ско­го, в 1537 году В.М. Туч­ков соз­дал но­вую ре­дак­цию жи­тия нов­го­род­ско­го свя­то­го - преподобного Ми­хаи­ла Клоп­ско­го (XV век).

С 19 марта 1542 года, пос­ле ни­зве­де­ния с пре­сто­ла митрополитп Иоаса­фа (Скри­пи­цы­на), Макарий - митрополит Мо­с­ков­ский и всея Ру­си, пред­стоя­тель Русской церк­ви. Во вре­мя Бо­яр­ско­го прав­ле­ния 1530-1540-х годов ста­рал­ся за­ни­мать при­ми­ри­тель­ную по­зи­цию, ис­пол­няя тра­диционную роль «пе­ча­ло­ва­те­ля» за опаль­ных лиц. На­рас­тав­шие про­ти­во­ре­чия и на­пря­же­ние в при­двор­ной эли­те, при­вед­шие к каз­ням вид­ных чле­нов Бо­яр­ской ду­мы ле­том 1546 года и мо­ло­дых ари­сто­кра­тов в январе 1547 года (без по­кая­ния и при­час­тия), по­бу­ди­ли Макария вы­сту­пить ини­циа­то­ром ук­ре­п­ле­ния вла­сти Ива­на IV Ва­силь­е­ви­ча вен­ча­ни­ем его на цар­ст­во. С це­лью по­лу­чить официальное при­зна­ние пра­во­слав­ны­ми пат­ри­ар­ха­ми цар­ско­го ти­ту­ла Ива­на IV Макарий позд­нее об­ра­тил­ся к пат­ри­ар­ху Кон­стан­ти­но­поль­ско­му Ио­а­са­фу II. По­вы­ше­ние ста­ту­са русского мо­нар­ха и Русского государства долж­но бы­ло, по мыс­ли Макария, уве­ли­чить ав­то­ри­тет мо­нар­ха как внут­ри стра­ны, так и в ми­ре. По­сле Мо­с­ков­ско­го вос­ста­ния 1547 года ста­ла оче­вид­ной не­об­хо­ди­мость ре­форм в об­лас­ти государственного управ­ле­ния, во­енного де­ла, в сфе­ре на­ло­гов и по­зе­мель­ных от­но­ше­ний. Вме­сте с другими ие­рар­ха­ми и пред­ста­ви­те­ля­ми бе­ло­го ду­хо­вен­ст­ва (священник Силь­вестр), на­хо­дясь в со­ста­ве Из­бран­ной ра­ды, Макарий при­нял в этих пре­об­ра­зо­ва­ни­ях ак­тив­ное уча­стие. При­зы­вая мо­ск­ви­чей к пуб­лич­но­му по­кая­нию, он спо­соб­ст­во­вал при­ми­ре­нию про­ти­во­бор­ст­во­вав­ших по­ли­тических пар­тий. Мо­раль­ной ос­но­вой ре­форм ста­ли и пуб­лич­ные по­кая­ния пред­ста­ви­те­лей вла­сти (в том чис­ле са­мо­го ца­ря) на так называемом Со­бо­ре при­ми­ре­ния 1549 года. Этот со­бор, в под­го­тов­ке и про­ве­де­нии ко­то­ро­го Макарий сыг­рал важ­ную роль, стал про­то­ти­пом по­сле­дую­щих Зем­ских со­бо­ров. В серь­ёз­ных про­ти­во­ре­чиях по во­про­су о цер­ков­ном зем­ле­вла­де­нии ме­ж­ду «ио­сиф­лян­ским» (смотри в статье Ио­сиф­ля­не) боль­шин­ст­вом в Русской церк­ви, к ко­то­ро­му при­над­ле­жал Макарий, и свет­ской вла­стью уси­лия­ми Макария в 1549-1551 годы был най­ден ком­про­мисс: цер­ков­ные вот­чи­ны в об­щем по­ряд­ке ли­ша­лись по­дат­ных льгот и при­ви­ле­гий, под­ле­жа­ли кон­фи­ска­ции не­ко­то­рые не­за­кон­ные при­об­ре­те­ния, од­на­ко со­хра­ня­лись преж­ние цер­ков­ные вла­де­ния при рез­ком ог­ра­ни­че­нии спо­со­бов по­лу­че­ния но­вых зе­мель. На цер­ков­ных со­бо­рах, ру­ко­во­ди­мых Макарием, бы­ли ут­вер­жде­ны об­ра­зец тек­ста ус­тав­ной зем­ской гра­мо­ты, текст Су­деб­ни­ка 1550 года (смотри в статье Су­деб­ни­ки XV-XVI веков), другие по­ста­нов­ле­ния по важ­ней­шим во­про­сам об­щественной жиз­ни. Макарий был од­ним из вдох­но­ви­те­лей на­сту­па­тель­ной вос­точ­ной внеш­ней по­ли­ти­ки, в том числе ка­зан­ских по­хо­дов. В 1-й половине 1550-х годов Макарий при­ни­мал так­же уча­стие в ди­пло­ма­тических кон­так­тах с Ве­ли­ким кня­же­ст­вом Ли­тов­ским.

Макарий - ини­циа­тор со­став­ле­ния круп­ных книж­ных сво­дов. Под его на­блю­де­ни­ем бы­ли зна­чи­тель­но до­пол­не­ны ВМЧ: в 1552 году он дал вкла­дом в Ус­пен­ский со­бор Мо­с­ков­ско­го Крем­ля но­вую (так называемую Ус­пен­скую) их ре­дак­цию. Сле­дую­щая ре­дак­ция, ещё бо­лее объ­ём­ная, бы­ла пре­под­не­се­на Ива­ну IV (так называемая Цар­ская ре­дак­ция). Позд­нее ВМЧ ис­поль­зо­ва­лись при со­став­ле­нии других ми­ней. Пол­но­стью со­хра­ни­лась толь­ко Ус­пен­ская ре­дак­ция. С Макарием свя­за­ны круг идей «Ле­то­пис­ца на­ча­ла цар­ст­ва» (в нём в том числе при­ве­де­ны ре­чи и по­сла­ния Макария 1550-1552 годов) и в осо­бен­но­сти за­мы­сел «Сте­пен­ной кни­ги», в ко­то­рой впер­вые сфор­му­ли­ро­ва­на кон­цеп­ция ис­то­рии Ру­си со вре­мён великого князя Вла­ди­ми­ра Свя­то­сла­ви­ча до середины XVI века. Пред­при­ня­тая по ини­циа­ти­ве Макария ка­но­ни­за­ция русских свя­тых (в ме­ся­це­слов бы­ло вне­се­но 39 имён) обу­сло­ви­ла соз­да­ние их жи­тий или но­вых ре­дак­ций уже бы­то­вав­ших тек­стов.

С Макарием свя­за­ны вы­даю­щие­ся ар­хитектурные про­ек­ты (Ва­си­лия Бла­жен­но­го храм), но­ва­ции фре­ско­вой жи­во­пи­си и ико­но­гра­фии в рос­пи­сях Бла­го­ве­щен­ско­го со­бо­ра Мо­с­ков­ско­го Крем­ля по­сле по­жа­ра 1547 года. Со­глас­но по­сле­сло­вию к «Апо­сто­лу» (1564 год) Ива­на Фё­до­ро­ва, Макарий был ини­циа­то­ром ор­га­ни­за­ции пе­чат­но­го де­ла в Мо­ск­ве.

Вре­мя пред­стоя­тель­ст­ва Макария ха­рак­те­ри­зу­ет­ся ак­ти­ви­за­ци­ей со­бор­ной жиз­ни Русской церк­ви. Осо­бое зна­че­ние имел про­ве­дён­ный Макарием Сто­гла­вый со­бор (1551 год). На цер­ков­ных со­бо­рах осе­ни 1553 - зи­мы 1554 годов при ак­тив­ном уча­стии Макария бы­ли осу­ж­де­ны как ере­ти­че­ские идеи М.С. Баш­ки­на и Фео­до­сия Ко­со­го, а так­же от­лу­чён от Церк­ви быв­ший игу­мен Трои­це-Сер­гие­ва монастыря Ар­те­мий. В конце 1560 года Макарий уча­ст­во­вал в со­бо­ре, со­зван­ном по ини­циа­ти­ве Ива­на Гроз­но­го, на ко­то­ром бывшие бли­жай­шие со­вет­ни­ки ца­ря священник Силь­вестр и А. Ф. Ада­шев за­оч­но (Макарий на­стаи­вал на их лич­ном при­сут­ст­вии) бы­ли осу­ж­де­ны по об­ви­не­нию в от­рав­ле­нии ца­ри­цы Ана­ста­сии Ро­ма­нов­ны и других пре­сту­п­ле­ни­ях. Со­бор 1555 года уч­ре­дил но­вую Ка­зан­скую ар­хи­епи­ско­пию. Макарий ру­ко­по­ло­жил бо­лее 30 ар­хие­ре­ев. С ру­бе­жа 1550-1560-х годов он по­сте­пен­но стал от­хо­дить от дел; по раз­ным при­чи­нам, главным образом по со­стоя­нию здо­ро­вья, не раз пы­тал­ся уй­ти на по­кой (1547, 1562, 1563 годы), но ус­ту­пал дав­ле­нию со сто­ро­ны ца­ря.

Со­чи­не­ния Макария пол­но­стью не вы­яв­ле­ны. Из­вес­тен ряд его ора­тор­ских про­из­ве­де­ний: про­по­ве­ди в Ус­пен­ском со­бо­ре во вре­мя вен­ча­ния на цар­ст­во Ива­на IV Ва­силь­е­ви­ча, при всту­п­ле­нии ца­ря в брак с Ана­ста­си­ей Ро­ма­нов­ной, при­вет­ст­вен­ная речь при встре­че ца­ря по­сле взя­тия Ка­за­ни и другие. Со­хра­ни­лись пе­ре­пис­ка Макария с быв­шим митрополитом Мо­с­ков­ским Ио­а­са­фом (Скри­пи­цы­ным), с Мак­си­мом Гре­ком, по­сла­ние князю А.Б. Гор­ба­то­му в Ка­зань, ряд гра­мот нра­во­учи­тель­но­го и административного ха­рак­те­ра, а так­же ду­хов­ная гра­мо­та, на­пи­сан­ная не­за­дол­го до смер­ти. Макарий по­гре­бён в Ус­пен­ском со­бо­ре Мо­с­ков­ско­го Крем­ля.

Ка­но­ни­зиро­ван РПЦ в 1988 году, день па­мя­ти 30 декабря (12 января), в Со­бо­ре Московских свя­тых и в Со­бо­ре Московских свя­ти­те­лей.

Изо­бра­же­ния Макария встре­ча­ют­ся в хра­мо­вых рос­пи­сях: в Ус­пен­ском со­бо­ре в Сви­яж­ске (XVI век), в хра­ме Ни­ко­лы На­деи­на в Яро­слав­ле (XVII век), в Бла­го­ве­щен­ском со­бо­ре в Ка­за­ни (XIX век). Он изо­бра­жён у пе­чат­но­го стан­ка в раз­де­ле «Про­све­ти­те­ли» на го­рель­е­фе па­мят­ни­ка «1000-ле­тие Рос­сии» в Ве­ли­ком Нов­го­ро­де.

В 2001 году в РПЦ уч­ре­ж­дён ор­ден Святого Ма­ка­рия, ко­то­рым на­гра­ж­да­ют­ся ли­ца за за­слу­ги в об­лас­ти цер­ков­ной нау­ки и про­све­ще­ния.

© Большая Российская Энциклопедия (БРЭ)

Литература
  • Го­лу­бин­ский Е.Е. Ис­то­рия Рус­ской Церк­ви. М., 1900. Т. 2. [Ч. 1]. С. 744-875
  • Зи­мин А.А. И.С. Пе­ре­све­тов и его со­вре­мен­ни­ки. М., 1958
  • Смир­нов И.И. Очер­ки по­ли­ти­че­ской ис­то­рии Рус­ско­го го­су­дар­ст­ва 30-50-х гг. XVI в. М.; Л., 1958
  • Ма­ка­рий (Бул­га­ков), митр. Ис­то­рия Рус­ской Церк­ви. М., 1996. Кн. 4
  • Ма­ка­рий (Ве­ре­тен­ни­ков), ар­хим. Мо­с­ков­ский Ми­тро­по­лит Ма­ка­рий и его вре­мя. М., 1996; он же. Свя­ти­тель Ма­ка­рий, Ми­тро­по­лит Мо­с­ков­ский, и ар­хие­реи его вре­ме­ни. М., 2007
  • Ем­чен­ко Е.Б. Сто­глав: ис­сле­до­ва­ние и текст. М., 2000
  • На­за­ров В.Д. Кня­же­ские вот­чи­ны в Рос­сии XV-XVI вв.: Тра­ди­ци­он­ное пра­во и за­ко­но­да­тель­ные нор­мы // Зем­ле­вла­де­ние и зем­ле­поль­зо­ва­ние в Рос­сии. М., 2002
  • Си­ре­нов А.В. Сте­пен­ная кни­га: ис­то­рия тек­ста. М., 2007
Статью разместил(а)

Ручкина Александра Юрьевна (модератор Дробышев)

редактор

Приглашаем историков внести свой вклад в Энциклопедию!

Наши проекты