МАЙЯПА́Н

0 комментариев

МАЙЯПАН (древ­нее название Ич­паа-Май­я­пан) - го­род ци­ви­ли­за­ции майя по­стклас­сического пе­рио­да на се­ве­ре полуострова Юка­тан, в 40 км к юго-вос­то­ку от современного города Ме­ри­да (Мек­си­ка). 

По од­ной тра­диции (в хро­ни­ках, за­пи­сан­ных в XVI веке в «Кни­гах Чи­лам-Ба­лам»), Майяпан впер­вые упо­мя­нут в конце XII - начале XIII веков, в свя­зи с тем, что Ху­нак Ке­ель, слу­жив­ший у пра­ви­те­ля Майяпана Ах Меш Ку­ка, был бро­шен в ко­ло­дец в ка­че­ст­ве жерт­вы, спас­ся и стал пра­ви­те­лем Майяпана. За­тем он воз­гла­вил вос­ста­ние про­тив Чи­чен-Ицы, за­хва­тил и раз­ру­шил её. В от­ме­ст­ку по­том­ки жи­те­лей Чи­чен-Ицы че­рез несколько де­ся­ти­ле­тий за­хва­ти­ли Майяпан. Со­глас­но древней тра­ди­ции (в «Со­об­ще­нии о де­лах в Юка­та­не» Д. де Лан­ды), Майяпан ос­но­ван ми­фическим пра­ви­те­лем Ку­куль­ка­ном.

Ме­ж­ду 1263 и 1283 годами к вла­сти в Майяпане при по­мо­щи на­ём­ни­ков, го­во­рив­ших на нау­а­ских язы­ках (смотри в статье Ас­тек­ские язы­ки), при­шла ди­на­стия Ко­ко­мов (воз­мож­но, свя­за­на с ти­ту­лом к’ухуль-ко­ком, ис­поль­зо­вав­шим­ся в Чи­чен-Ице в IX веке). Их государство кон­троли­ро­ва­ло всю тер­ри­то­рию Северного Юка­та­на. Опо­ра на чу­же­зем­ных на­ём­ни­ков вы­зва­ла не­до­воль­ст­во под­вла­ст­ных пра­ви­те­лей, пре­ж­де все­го ди­на­стии Шиу из Уш­ма­ля.

В 1441 году Ах Шу­пан Ту­туль Шиу воз­гла­вил вос­ста­ние, за­хва­тил Майяпан и ис­тре­бил пра­вя­щий дом, за ис­клю­че­ни­ем од­но­го из сы­но­вей пра­ви­те­ля Майяпана (он в это вре­мя был во гла­ве тор­го­вой экс­пе­ди­ции на тер­ри­то­рию Гон­ду­ра­са). Спас­ший­ся ца­ре­вич ос­но­вал но­вое государство Ко­ко­мов со сто­ли­цей в городе Со­ту­та, про­су­ще­ст­во­вав­шее до испанского за­вое­ва­ния. Пра­ви­тель Майяпана ди­на­стии Ко­ко­мов име­но­вал­ся ко­тек­пан («на­хо­дя­щий­ся во двор­це»), его не­бес­ным по­кро­ви­те­лем счи­тал­ся Ку­куль­кан (Ке­цаль­ко­атль), культ ко­то­ро­го стал обя­за­тель­ным для под­чи­нён­ных зе­мель (их пра­ви­те­ли по­сто­ян­но жи­ли в сто­ли­це или име­ли там сво­их управ­ляю­щих - каль­ва­ков). Вер­хов­ный жрец Майяпана но­сил ти­тул ах-май.

Ос­тат­ки Майяпана от­кры­ты Дж.Л. Сте­фен­сом и английским ху­дож­ни­ком Ф. Ка­зер­ву­дом в 1841 году. Сте­фенс пер­вым ото­жде­ст­вил их с го­ро­дом, упо­мя­ну­тым в испанских ис­точни­ках XVI-XVII веков. На­учные ис­сле­до­ва­ния с 1930-х годов (в основном Институт Кар­не­ги). Рас­коп­ки с 1942 года (в основном американские ис­сле­до­ва­те­ли, Дж. Брей­нерд и другие). Ра­бо­ты Института Кар­не­ги в Майяпане в 1951-1955 годы при уча­стии ря­да ве­ду­щих спе­циа­ли­стов по­ло­жи­ли на­ча­ло ком­плекс­но­му ис­сле­до­ва­нию го­ро­дов майя, вклю­чая изу­че­ние це­ре­мо­ни­аль­ной зо­ны, жи­лых квар­та­лов и другого. Рас­коп­ки во­зоб­нов­ле­ны в начале 1990-х годов, с 1996 года - мексиканской экс­пе­ди­ци­ей К. Пе­ра­са Ло­пе, с 2001 года - в рам­ках про­ек­та по изу­че­нию эко­но­ми­ки Майяпана (Университет шта­та Нью-Йорк в Ол­ба­ни и мексиканский Национальный институт ан­тро­по­ло­гии и ис­то­рии).

Майяпан был ок­ру­жён ка­мен­ной сте­ной длинна около 9 км с 7 боль­ши­ми кры­ты­ми во­ро­та­ми и 5 про­хо­да­ми; вклю­чал около 4000 по­стро­ек (по современным оцен­кам, на­се­ле­ние со­став­ля­ло до 20 тысяч человек), об­ра­зую­щих усадь­бы, ок­ру­жён­ные за­бо­ра­ми; несколько уса­деб име­ли об­щую ограду и раз­де­ля­лись улоч­ка­ми. До­ма про­стых го­ро­жан со­стоя­ли из 2 ком­нат; усадь­бы зна­ти (из­вест­но бо­лее 50) вклю­ча­ли ка­мен­ную по­строй­ку (под её по­лом встре­ча­ют­ся по­гре­бе­ния) с ко­лон­на­ми и де­ревянной кры­шей, 1-ком­нат­ное свя­ти­ли­ще с ко­лон­на­дой, ал­тарь в цен­тре дво­ра. Яд­ро Майяпан рас­по­ла­га­лось в западной час­ти го­ро­да, вклю­ча­ло пи­ра­ми­ды, воз­ве­дён­ные на плат­фор­мах за­лы с ко­лон­на­да­ми; там же, на краю се­но­та (кар­сто­во­го ко­лод­ца), на­хо­ди­лось главное зда­ние - Храм Ку­куль­ка­на, ок­руг­лая в пла­не сту­пен­ча­тая пи­ра­ми­да; её ниж­ние уров­ни ук­ра­ше­ны сту­ко­вы­ми изо­бра­же­ния­ми бо­жеств смер­ти с ору­жи­ем в ру­ках. Сте­ны не­ко­то­рых зда­ний по­кры­ты рос­пи­ся­ми в сти­ле Миш­те­ка-Пу­эб­ла, ха­рак­тер­ном для куль­тур на тер­ри­то­рии Центральной Мек­си­ки. В за­лах с ко­лон­на­да­ми мно­го це­ре­мо­ни­аль­ной ке­ра­ми­ки (в основном фи­гур­ные ку­риль­ни­цы) и нет по­гре­бе­ний. Пред­по­ла­га­ют, что это опи­сан­ные Д. де Лан­дой муж­ские до­ма, по другой вер­сии, это жи­ли­ща для па­лом­ни­ков или ад­ми­ни­ст­ра­тив­ные зда­ния, свя­зан­ные с го­ро­да­ми, под­чи­нён­ны­ми Майяпану. Зал Q151 ук­ра­шен ка­мен­ны­ми мас­ка­ми бо­га до­ж­дя Чаа­ка в сти­ле Пу­ук (рисунок).

В Майяпане бы­ла воз­ро­ж­де­на тра­ди­ция майя клас­сического пе­рио­да воз­дви­гать сте­лы с ие­рог­ли­фическими над­пи­ся­ми, в том числе 3 сте­лы, при­уро­чен­ные к окон­ча­нию 20-лет­них ка­лен­дар­ных пе­рио­дов (1244, 1283, 1441 годы).

Майяпан был важ­ным тор­го­вым цен­тром, под­дер­жи­вав­шим кон­так­ты с по­бе­режь­ем Мек­си­кан­ско­го залива и тер­ри­то­ри­я­ми в современной Центральной Мек­си­ке. Сре­ди мно­го­численный им­порт­ных из­де­лий - ке­ра­ми­ка, об­си­ди­ан (ме­сто­ро­ж­де­ния Иштепе­ке в Гор­ной Гва­те­ма­ле - 95%; Па­чука в Центральной Мек­си­ке - 5%), мед­ные из­де­лия и другое. Изу­ча­лись мас­тер­ские - ке­ра­мические (из­го­тов­ле­ние ку­риль­ниц ти­па Чен-Муль и другие), по об­ра­бот­ке крем­ня и об­си­диа­на.

 

© Большая Российская Энциклопедия (БРЭ)  

Литература
  • Mayapan, Yucatan, Mexico / Ed. H. E. Pol­lock a. o. Wash., 1962
  • Smith R.E. The pot­tery of Mayapan. Camb., 1971. Vol. 1-2
  • Mil­brath S., Peraza C. Revisiting Mayapan: Me­xico’s last Maya capital // Ancient Mesoamerica. 2003. Vol. 14
Статью разместил(а)

Ручкина Александра Юрьевна (модератор Дробышев)

редактор

Приглашаем историков внести свой вклад в Энциклопедию!

Наши проекты