МА́ЙЯ

0 комментариев

МАЙЯ- ци­ви­ли­за­ция II-го тысячелетия до нашей эры - середины II-го тысячелетия нашей эры на юго-вос­то­ке Центральной Аме­ри­ки, соз­дан­ная груп­пой на­ро­дов майя. 

Аре­ал майя ох­ва­ты­вал тер­ри­то­рию ря­да современных го­су­дар­ств: юг Мек­си­ки (шта­ты Юка­тан, Кам­пе­че, Кин­та­на-Роо, Та­ба­ско, Чья­пас), Гва­те­ма­лу, Бе­лиз, за­пад Гон­ду­ра­са и Саль­ва­до­ра. Вы­де­ля­ют­ся 2 основных об­лас­ти: на­го­рий (гор­ные районы мексиканского шта­та Чья­пас и Гва­те­ма­лы); Южных и Северных низ­мен­но­стей в зо­не влаж­ных тро­пических и суб­тро­пических ле­сов на полуострове Юка­тан. Южные низ­мен­но­сти де­лят­ся на 4 ис­то­ри­ко-гео­гра­фических ре­гио­на (с основном го­ро­да­ми): Пе­тен (Ва­шак­тун, Ка­лак­муль, Ка­ра­коль, Нак­бе, На­ран­хо, Ти­каль, Эль-Ми­ра­дор), Пе­теш­ба­тун (Агуа­те­ка, Ал­тар-де-Сак­ри­фись­ос, Дос-Пи­лас, Сей­баль), За­пад­ный (Бо­нам­пак, Па­лен­ке, Пьед­рас-Не­грас, То­ни­на, Яш­чи­лан), Юго-Вос­точ­ный (Ки­ри­гуа, Ко­пан). Северные низ­мен­но­сти де­лят­ся на 6 ре­гио­нов: Рио-Бек (го­ро­да Рио-Бек, Бе­кан), Че­нес (Сан­та- Ро­са-Штам­пак, Эц­на), Пу­ук (Ка­бах, Ош­кин­ток, Уш­маль, Шка­лум­кин), Северо-Западный Юка­тан (Майя­пан, Ти­хо, Ци­биль­чаль­тун, Што­бо), Северо-Центральный Юка­тан (Иса­маль, Чи­чен-Ица, Эк-Ба­лам), Кин­та­на- Роо (Ко­ба, Ту­лум, Ци­бан­че). Важ­ней­шие го­ро­да об­лас­ти на­го­рий: Абах-Та­ка­лик, Ишим­че, Ка­ми­нальхую, Миш­ко- Вье­хо, Са­ку­леу, Утат­лан, Чаль­чуа­па, Эль-Ба­уль.

Пре­ды­сто­рия майя (ар­ха­и­чес­кий пе­ри­од) ох­ва­ты­ва­ет вре­мен­ной от­ре­зок с IX-го до конца II-го тысячелетия до нашей эры.

Ис­то­рия майя под­раз­де­ля­ет­ся на пе­рио­ды: до­клас­си­че­ский, или фор­ма­тив­ный (конец II-го тысячелетия до нашей эры - начало I-го тысячелетия нашей эры); клас­си­че­ский (III-IX/X века), по­стклас­си­че­ский (X - середина XVI веков). Осо­бый пе­ри­од свя­зан с испанским за­вое­ва­ни­ем майя.

Ар­хаи­че­ский пе­ри­од.

Па­лео­ин­дей­ские на­ход­ки (на­ко­неч­ни­ки ти­па Кло­вис и другие) на тер­ри­то­рии майя не­мно­го­чис­лен­ны (Лос-Та­пиа­лес и Уэу­эте­нан­го в Гва­те­ма­ле, ме­сто­на­хо­ж­де­ния в Бе­ли­зе). Ар­ха­ический пе­ри­од пред­став­лен в основном на­ход­ка­ми ка­мен­ных ору­дий на тер­ри­то­рии Бе­ли­за. С середины IV-го тысячелетия до нашей эры есть сви­де­тель­ст­ва куль­ти­ва­ции ку­ку­ру­зы и ма­нио­ка.

До­клас­си­чес­кий пе­ри­од. Его на­ча­ло свя­за­но с рас­про­стра­не­ни­ем ке­ра­ми­ки и рас­се­ле­ни­ем групп майя в об­лас­ти низ­мен­но­стей (с конца II-го тысячелетия до нашей эры). На ос­но­ве этих тра­ди­ций в VIII-VII веках фор­ми­ру­ет­ся куль­тур­ный ком­плекс Ма­мом. В это вре­мя майя про­дви­га­ют­ся на за­пад, вы­тес­няя ме­ст­ное на­се­ле­ние, по-ви­ди­мо­му род­ст­вен­ное оль­ме­кам. Сме­на ке­ра­мических ком­плек­сов Ше и Ре­аль ке­ра­ми­кой Ма­мом по­ка­зы­ва­ет ос­вое­ние майя до­ли­ны реки Пась­он в 1-й половине VII века, в конце V - IV веков она фик­си­ру­ет­ся в сред­нем те­че­нии реки Усу­ма­син­та. Оль­мек­ское влия­ние в до­клас­сической куль­ту­ре майя про­сле­жи­ва­ет­ся пре­ж­де все­го в ико­но­гра­фии.

К VI-V веках до нашей эры в об­лас­ти низ­мен­но­стей скла­ды­ва­ет­ся 2- и 3-уров­не­вая ие­рар­хия по­се­ле­ний, ха­рак­тер­ная для вож­деств, на­чи­на­ет­ся ак­тив­ное мо­ну­мен­таль­ное строи­тель­ст­во. Наи­бо­лее древ­ние пи­ра­ми­ды ис­сле­до­ва­ны на по­се­ле­ни­ях Нак­бе, Што­бо, Блэк­ман-Эд­ди и других. В Блэк­ман-Эд­ди пи­ра­ми­ду ук­ра­ша­ли са­мые ран­ние (VII/VI века) леп­ные мас­ки из сту­ка, изо­бра­жав­шие бо­же­ст­ва. В III-II веках до нашей эры ста­рые цен­тры сме­ня­ют­ся но­вы­ми (вме­сто Нак­бе - Эль-Ми­ра­дор, вме­сто Што­бо - Ком­чен и так далее). Пи­ра­ми­даль­ные ком­плек­сы Эль-Ми­ра­до­ра (Тиг­ре, высота до 53 м, и Дан­та, высота до 70 м) яв­ля­ют­ся са­мы­ми мас­штаб­ны­ми мо­ну­мен­таль­ны­ми по­строй­ка­ми за всю ис­то­рию майя. Другие круп­ные па­мят­ни­ки это­го вре­ме­ни - Ка­лак­муль, Ва­шак­тун, Ти­каль, Холь­муль и Си­валь. К I-II векам нашей эры фор­ми­ру­ют­ся пер­вые государства. Около начала - 1-й половины II века в об­лас­ти низ­мен­но­стей фик­си­ру­ет­ся кри­зис (пред­по­ло­жи­тель­но вы­зван кли­ма­тическими из­ме­не­ния­ми): Эль-Ми­ра­дор и другие цен­тры боль­ше не функ­цио­ни­ру­ют, но не­ко­то­рые (Ва­шак­тун, Ти­каль) пе­ре­жи­ва­ют его и всту­па­ют в по­ло­су рас­цве­та, про­дол­жав­шую­ся в классический пе­ри­од.

В об­лас­ти на­го­рий в 1-й половине I-го тысячелетия до нашей эры фор­ми­ру­ют­ся про­стые, в середине I-го тысячелетия скла­ды­ва­ют­ся слож­ные во­ж­де­ст­ва (Абах-Та­ка­лик, Ка­ми­нальхую, Эль-Пор­тон). В это вре­мя здесь про­сле­жи­ва­ет­ся силь­ное влия­ние оль­мек­ской куль­ту­ры. Во II-I веках до нашей эры поя­ви­лись пер­вые государства, сто­ли­ца са­мо­го мо­гу­ще­ст­вен­но­го из них на­хо­ди­лась в Ка­ми­нальхую. Этот го­род был ок­ру­жён се­тью ир­ри­гационных ка­на­лов (свя­зан­ных с озером Ми­раф­ло­рес); важ­ным ис­точ­ни­ком вла­сти был кон­троль за до­бы­чей и тор­гов­лей об­си­диа­ном. О вы­со­ком уров­не по­ли­тического раз­ви­тия сви­де­тель­ст­ву­ют рез­ные сте­лы с ие­рог­ли­фические над­пи­ся­ми, изо­бра­жаю­щие пра­ви­те­лей, и бо­га­тые за­хо­ро­не­ния. Ге­ге­мо­нию Ка­минальхую от­ра­жа­ет «сфе­ра Ми­раф­ло­рес» - аре­ал пре­стиж­ной ке­ра­ми­ки и другое, ох­ва­ты­ваю­щий центральное гва­те­маль­ское на­го­рье, юг и юго-вос­ток по­бе­ре­жья Гва­те­ма­лы, тер­ри­то­рию за­па­да Саль­ва­до­ра и Гон­ду­ра­са.

Ис­то­рия в клас­си­че­ский пе­ри­од.

В об­лас­ти низ­мен­но­стей к IV веку сло­жи­лось несколько де­сят­ков го­су­дар­ств, сре­ди них вы­де­лял­ся Му­туль (Ти­каль; пред­ла­га­ет­ся так­же чте­ние «Ку­куль» вме­сто «Му­туль»). Как и в других ре­гио­нах Ме­зо­аме­ри­ки, сто­ли­цы фор­ми­ро­ва­лись пу­тём цен­тра­ли­зо­ван­но­го пе­ре­ме­ще­ния в них сель­ско­го на­се­ле­ния.

В 378 году об­лас­ти низ­мен­но­стей за­вое­вал царь города Тео­тиу­а­кан (тер­ри­то­рия Центральной Мек­си­ки). Его на­ме­ст­ни­ком стал вое­на­чаль­ник Сий­ах-К’ак’, по­лу­чив­ший ти­тул ка­лом­те («ге­ге­мон», «царь ца­рей»); ца­ри майя счи­та­лись его вас­са­ла­ми. На трон в Му­ту­ле был по­са­жен ма­ло­лет­ний сын тео­тиу­а­кан­ско­го пра­ви­те­ля Йаш-Нун- Ахин I (379-404 годы). Рост са­мо­стоя­тель­но­сти но­вой ди­на­стии Му­ту­ля в V веке при­вёл в прав­ле­ние Чак-Ток-Ич’ака III (486-508 годы) к кон­флик­ту с Тео­тиу­а­ка­ном. Его на­след­ни­ки про­воз­гла­си­ли се­бя не­за­ви­си­мы­ми и при­ня­ли ти­тул ка­лом­те. Од­на­ко их со­пер­ни­ка­ми вы­сту­пи­ли пра­ви­те­ли цар­ст­ва Ка­нуль (счи­тав­шие его бо­лее древ­ним, чем Му­туль), ос­но­вав­шие сто­ли­цу в Ци­бан­че. В ре­зуль­та­те по­бе­ды Ут-Ча­на­ля (551 - около 572 годов) над Вак-Чан-К’авилем (537-562 годы) Му­туль­ская дер­жа­ва рас­па­лась. Экс­пан­сия Ка­нуль­ской дер­жа­вы раз­ви­ва­лась вдоль тор­говых пу­тей на за­пад и на юг об­лас­ти низ­мен­но­стей. В Западном ре­гио­не ка­нуль­цы столк­ну­лись с государством Ба­каль (Па­лен­ке), раз­гром­лен­ным в 599-611 годы. Вско­ре по­сле это­го сто­ли­ца Ка­ну­ля пе­ре­не­се­на в Чик­наб (современное название Ка­лак­муль), бли­же к цен­тру зе­мель майя. Рас­цвет Ка­ну­ля от­но­сит­ся к прав­ле­нию Йук­ном-Ч’ена (636-686 годы), вновь раз­гро­мив­ше­го Му­туль и под­чи­нив­ше­го поч­ти все государства Южных низ­мен­но­стей. По­сле по­ра­же­ния Йук­ном-Йи­ч’чак-К’ак’а (686 - около 705 годов) в сра­же­нии с но­вым му­туль­ским ца­рём Ха­сав-Чан-Ка­ви­лем (682-734 годы) Ка­нуль­ская дер­жа­ва при­хо­дит в упа­док и окон­ча­тель­но рас­па­да­ет­ся по­сле но­во­го по­ра­же­ния от Му­ту­ля в 734 году.

В VIII веке тен­ден­ция по­ли­тического раз­ви­тия об­лас­ти Южных низ­мен­но­стей ме­ня­ет­ся. Вме­сто об­шир­ных дер­жав на­чи­на­ют фор­ми­ро­вать­ся ре­гио­наль­ные государства, кон­тро­ли­ро­вав­шие оп­ре­де­лён­ный ис­то­ри­ко-куль­тур­ный ре­ги­он: Ка­нуль в северной час­ти Пе­те­на, Му­туль в цен­траль­ной, Са­иль (с цен­тром в На­ран­хо) в вос­точ­ной; Южный Му­туль (с цен­тром в Дос-Пи­ла­се) в бас­сей­не реки Пась­он; Йо­киб (с цен­тром в Пье­д­рас-Не­гра­се) и Па­чан (с цен­тром в Яш­чи­ла­не) в бас­сей­не реки Усу­ма­син­та и другие. Мно­го­численные вой­ны ме­ж­ду цар­ст­ва­ми при­ве­ли к па­де­нию Южного Му­ту­ля в 760-е годы, Йо­ки­ба и Па­ча­на в начале IX века.

Ис­то­рия Северных низ­мен­но­стей ме­нее из­вест­на из-за не­боль­шо­го ко­ли­че­ст­ва над­пи­сей и труд­но­сти ар­хео­ло­гического изу­че­ния (на мес­те древ­них го­ро­дов на­хо­дят­ся со­вре­мен­ные). В V-VI веках ос­нов­ны­ми бы­ли государства с цен­тра­ми в Ти­хо и Иса­мале. В VIII веке уси­ли­ва­ют­ся но­вые государства: с цен­тром в Ош­кин­то­ке, Та­лоль (с цен­тром в Эк-Ба­ла­ме); сто­ли­ца из Ти­хо пе­ре­ме­ща­ет­ся в Ци­биль­чаль­тун. На восточном по­бе­ре­жье Юка­та­на с VI века до­ми­ни­ро­вал город Ко­ба, быв­ший в сою­зе с Ка­ну­лем или в вас­саль­ной за­ви­си­мо­сти от не­го.

В начале IX века об­лас­ти Южных низ­мен­но­стей ох­ва­ты­ва­ет кри­зис («кол­лапс майя»), ко­то­рый при­вёл к рас­па­ду го­су­дар­ств, ос­тав­ле­нию го­ро­дов, рез­ко­му умень­ше­нию чис­лен­но­сти на­се­ле­ния. При­чи­ны кри­зи­са ос­та­ют­ся пред­ме­том дис­кус­сии. По-ви­ди­мо­му, в од­них слу­ча­ях он был вы­зван эко­ло­гическими, в дру­гих - внут­ри­по­ли­тическими фак­то­ра­ми или по­сто­ян­ны­ми вой­на­ми. Доль­ше все­го про­дол­жа­ли су­ще­ст­во­вать Му­туль (до конца IX века) и Ка­нуль (до начала X века). В Северных низ­мен­но­стях кри­зис не был столь раз­ру­ши­тель­ным. На за­па­де Юка­та­на пе­ре­жи­ва­ют бур­ный, но крат­кий рас­цвет го­ро­да об­лас­ти Пу­ук (сре­ди них гос­под­ство­вал город Уш­маль); на вос­то­ке про­дол­жа­лась ге­ге­мо­ния государства Та­лоль. Чи­чен-Ица, ос­но­ван­ная во 2-й половине VII века, вско­ре ста­ла опас­ным со­пер­ни­ком для со­се­дей. В сою­зе с Та­ло­лем её пра­ви­те­ли под­чи­ни­ли се­бе зна­чительную часть Центрального Юка­та­на. Мо­гу­ще­ст­во Чи­чен- Ицы воз­рас­та­ет во 2-й половине IX века, в прав­ле­ние во­ин­ст­вен­но­го ца­ря К’ак’упакаля, ко­то­рый раз­ру­шил Иса­маль.

В об­лас­ти на­го­рий в свя­зи с усы­ха­нием озера Ми­раф­ло­рес во II веке ир­ри­гационная сеть при­шла в упа­док, что при­ве­ло к ос­лаб­ле­нию Ка­ми­нальхую. На ру­бе­же II-III веков этот го­род за­хва­ти­ли при­шель­цы, вторг­шие­ся с се­ве­ро-за­па­да (оче­вид­но, пред­ки ки­че; есть другие точ­ки зре­ния) и ос­но­вав­шие но­вую ди­на­стию, ог­ра­ни­чив­шую ис­поль­зо­ва­ние ие­рог­ли­фической пись­мен­но­сти. Государство Ка­ми­нальхую вос­ста­но­ви­ло свою ге­ге­мо­нию в IV-V веках; в это вре­мя уси­ли­лись свя­зи с Тео­тиу­а­ка­ном (най­де­но мно­го им­порт­ных из­де­лий с тер­ри­то­рии Центральной Мек­си­ки и их ими­та­ций, фа­са­ды не­ко­то­рых зда­ний ук­ра­шал тео­тиу­а­кан­ский эле­мент та­луд-таб­ле­ро). Су­ще­ст­ву­ет ги­по­те­за о за­вое­ва­нии Ка­ми­нальхую тео­тиу­а­кан­ца­ми. В VII-VIII веках Ка­ми­нальхую по­те­ря­ло все вла­де­ния за пре­де­ла­ми до­ли­ны близ современного города Гва­те­ма­ла, за­тем рас­па­лось. На ос­таль­ных тер­ри­то­ри­ях на­го­рий су­ще­ст­во­ва­ли мно­го­численные не­боль­шие государства.

Ис­то­рия в по­стклас­си­че­ский пе­ри­од.

В X веке Чи­чен-Ица под­чи­ня­ет се­бе большую часть Юка­та­на, что от­ра­жа­ет­ся в бы­ст­ром рас­про­стра­не­нии ке­ра­ми­ки Со­ту­та на се­ве­ре по­лу­ост­ро­ва. Тор­го­вые и по­ли­тические свя­зи с по­бе­режь­ем Мек­си­кан­ско­го залива и тер­ри­то­ри­ей Центральной Мек­си­ки фик­си­ру­ют­ся по пре­об­ла­да­нию сре­ди об­си­диа­на им­порт­но­го (бо­лее 70%), на­ли­чию при­воз­но­го ме­тал­ла, рас­про­стра­не­нию в ар­хи­тек­ту­ре и скульп­ту­ре мо­ти­вов, свя­зан­ных с куль­ту­ра­ми на тер­ри­то­рии Центральной Мек­си­ки. На ос­но­ва­нии ин­тер­пре­та­ции искусства Чи­чен-Ицы и све­де­ний ран­не­ко­ло­ни­аль­ных ис­точ­ни­ков в 1930-е годы бы­ла вы­дви­ну­та тео­рия за­вое­ва­ния Юка­та­на толь­те­ка­ми около 987 года под руководством пра­ви­те­ля Ке­цаль­ко­ат­ля, ос­но­вав­ше­го про­су­ще­ст­во­вав­шее до конца XII века «майя-толь­тек­ское» государство. Од­на­ко но­вей­шие ис­сле­до­ва­ния не под­твер­жда­ют эту тео­рию: на Северном Юка­та­не нет ве­щей, ха­рак­тер­ных для толь­те­ков, а счи­тав­шая­ся ди­аг­но­сти­че­ской для них «свин­цо­вая» ке­ра­ми­ка (Tohil Plumbate) в дей­ст­ви­тель­ности про­из­во­ди­лась на ти­хо­оке­ан­ском по­бе­ре­жье в пре­де­лах современного мексиканского шта­та Чья­пас и Гва­те­ма­лы.

Упа­док Чи­чен-Ицы на­чал­ся в середине XI века; ар­хео­ло­гические дан­ные не про­ти­во­ре­чат све­де­ни­ям позд­ней­шей ис­то­рической тра­ди­ции о раз­ру­ше­нии го­ро­да. В это же вре­мя про­ис­хо­дит па­де­ние го­ро­дов Пуу­ка - Уш­ма­ля и Ка­ба­ха. В конце XII века гос­под­ство над Юка­та­ном ус­та­нав­ли­ва­ет Май­я­пан, со 2-й половины XIII века управ­ляв­ший­ся ди­на­сти­ей Ко­ко­мов. Их власть во мно­гом ос­но­вы­ва­лась на кон­тро­ле за тор­гов­лей с другими ре­гио­на­ми. В 1441 году Ко­ко­мы бы­ли сверг­ну­ты в ре­зуль­та­те вос­ста­ния, воз­глав­лен­но­го ди­на­сти­ей Шиу, Юка­тан раз­де­лил­ся на пол­то­ра де­сят­ка вра­ж­дую­щих го­су­дар­ств.

В Южных низ­мен­но­стях, не­смот­ря на рез­кое па­де­ние чис­лен­но­сти на­се­ле­ния, со­хра­ни­лись не­ко­то­рые государства на ба­зе ме­ст­ных эт­нических групп: ке­ха­че (тер­ри­то­рия мексиканского шта­та Кам­пе­че), ла­кан­до­нов (до­ли­на реки Усу­ма­син­та), ица (близ озёр в цен­тре Пе­те­на). На по­бе­ре­жье Мек­си­кан­ско­го залива в XIV веке воз­ник­ли государства чон­та­лей Мак­тун и другие. В прав­ле­ние Чам­пе­ля и его сы­на Паш­вы I (конец XIV - середина XV веков) Мак­тун за­вое­вал при­бреж­ные тор­го­вые го­ро­да и зем­ли в глу­би­не ма­те­ри­ка, вплоть до сред­не­го те­че­ния реки Усу­ма­син­та. Наи­выс­ше­го рас­цве­та он дос­тиг при Па­чи­ма­ла­хи­ше I (около 1450-1480 годов), за­вое­вав­шем город Че­ту­маль и одер­жав­шем по­бе­ду в вой­не с го­во­рив­ши­ми на нау­а­ских язы­ках «ц’улями» (воз­мож­но, ац­те­ки). В конце XV века сто­ли­ца Мак­ту­на бы­ла пе­ре­не­се­на в глубь ма­те­ри­ка, в Ицам­ка­нак (современное название Эль-Тиг­ре).

В об­лас­ти на­го­рий в XII-XIII веках скла­ды­ва­ет­ся несколько но­вых государств на ба­зе ме­ст­ных эт­нических групп: ки­че - со сто­ли­цей в Ку­мар­каа­хе (Утат­ла­не), как­чи­ке­ли - со сто­ли­цей в Ишим­че, ча­хо­ма - со сто­ли­цей в Миш­ко-Вье­хо, ма­ме - со сто­ли­цей в Са­ку­леу и ряд государств по­ком. В за­пи­сях XVI века ос­но­ва­ние государства ки­че свя­зы­ва­ет­ся с их ми­гра­ци­ей с за­па­да, из Тол­ла­на - сто­ли­цы толь­те­ков, од­на­ко ар­хео­ло­гические дан­ные сви­де­тель­ст­ву­ют о не­пре­рыв­но­сти раз­ви­тия ме­ст­ной куль­ту­ры. Воз­мож­но, не­май­я­ское про­ис­хо­ж­де­ние име­ла толь­ко пра­вя­щая ди­на­стия. При Ки­ка­бе (около 1425-1475 годов) государство ки­че до­стиг­ло на­и­выс­ше­го мо­гу­ще­ст­ва. Оно вклю­ча­ло об­шир­ные зем­ли на на­го­рье и ти­хо­оке­ан­ском по­бе­ре­жье, под­чи­нив как­чи­ке­лей, ма­ме, цу­ту­хи­лей, пи­пи­лей. Около 1470 года во­енная знать под­ня­ла мя­теж про­тив Ки­ка­ба, вы­ну­див его пре­дос­та­вить ей боль­ше при­ви­ле­гий. По­сле это­го под­ня­ли вос­ста­ние как­чи­ке­ли, вой­ны с ко­то­ры­ми дли­лись до 1522 года и ос­ла­би­ли государство ки­че. В конце XV века ац­те­ки под­чи­ни­ли бо­га­тый тор­го­вый ре­ги­он Со­ко­ну­ско, до это­го на­хо­див­ший­ся под вла­стью ки­че. Име­ют­ся све­де­ния о по­соль­ст­ве к ки­че Мок­те­су­мы II и же­нить­бе од­но­го из пра­ви­те­лей ки­че на его до­че­ри.

За­вое­ва­ние ис­пан­ца­ми.

Пер­вые кон­так­ты майя с ев­ро­пей­ца­ми бы­ли в 1517-1519 годы. За­вое­ва­ние Юка­та­на на­чал Ф. де Мон­те­хо (спод­виж­ник Э. Кор­те­са) в 1527 году. По­сле не­удач­ной кам­па­нии (1527-1528 годы), пред­при­ня­той с восточного по­бе­ре­жья, он в 1531 году вы­са­дил­ся в пор­ту городе Кан­печ (ны­не Кам­пе­че) и вторг­ся во внутренние рай­оны, вы­стро­ив опор­ный пункт у ру­ин Чи­чен-Ицы. Од­на­ко в 1535 году ис­пан­цы бы­ли вы­ну­ж­де­ны от­сту­пить. 3-я кам­па­ния на­ча­лась под руководством Ф. Мон­те­хо-сы­на в 1540 году. К не­му примк­ну­ли вой­ска ди­на­стии Шиу, в сою­зе с ко­то­ры­ми ис­пан­цы раз­гро­ми­ли коа­ли­цию Ко­ко­мов и Ку­пу­лей и к 1545 году под­чи­ни­ли весь Северный Юка­тан. По­сле по­дав­ле­ния вос­ста­ния 1546-1547 годы он окон­ча­тель­но пе­ре­шёл под власть ис­пан­цев.

За­вое­ва­ние на­го­рий на­ча­лось в 1524 году втор­же­ни­ем П. де Аль­ва­ра­до с испанским от­ря­дом и ин­дей­ски­ми со­юз­ни­ка­ми. При под­держ­ке как­чи­ке­лей в бит­ве при Ше­ла­ху-Нох он раз­гро­мил вой­ско ки­че под руководством вое­на­чаль­ни­ка Те­ку­ма. По­сле ря­да по­ра­же­ний пра­ви­те­ли ки­че ка­пи­ту­ли­ро­ва­ли и бы­ли со­жже­ны живь­ём. Сто­ли­ца ки­че бы­ла унич­то­же­на, на­се­ле­ние пе­ре­се­ле­но в город Сан­та-Крус-дель-Ки­че. Ча­хо­ма, ма­ме и по­ком за­воё­ва­ны в 1525 году. Как­чи­ке­ли вско­ре под­ня­ли про­тив ис­пан­цев вос­ста­ния, ко­то­рые бы­ли по­дав­ле­ны в 1527 году.

На юге Юка­та­на царь Мак­ту­на Паш­бо­ло­на­ча доб­ро­воль­но под­чи­нил­ся Э. Кор­те­су в 1525 году, в ре­зуль­та­те че­го ди­на­стия Мак­ту­на со­хра­ни­ла власть до 2-й половины XVI века, ме­ст­ная знать при­ня­ла хри­сти­ан­ст­во и ак­тив­но уча­ст­во­ва­ла в по­хо­дах ис­пан­цев внутрь ма­те­ри­ка. По­след­ние государства майя бы­ли за­воё­ва­ны в конце XVII века (ла­кан­до­ны в 1683 году, ица в 1697 году).

Со­ци­аль­но-эко­но­ми­че­ский и по­ли­ти­че­ский строй. Основными по­ли­тическими еди­ни­ца­ми майя клас­си­че­ско­го пе­рио­да бы­ли не­боль­шие государства во гла­ве с на­след­ст­вен­ны­ми мо­нар­ха­ми, но­сив­ши­ми ти­тул к’ухуль ахау («свя­щен­ный царь»). Ца­ри счи­та­лись по­том­ка­ми бо­жеств, но при­жиз­нен­но не обо­же­ст­в­ля­лись. Жре­че­ские функ­ции на­хо­ди­лись в ру­ках ца­ря и ме­ст­ных пра­ви­те­лей. Су­дя по все­му, это об­у­слов­ли­ва­лось осо­бой ро­лью куль­та пред­ков в государственной идео­ло­гии. Знать де­ли­лась на ахав (ахау; царь и цар­ский род), са­ха­лей («ма­лень­кие [лю­ди]» - про­винциальная знать) и ахк’ухунов («пис­цы» - слу­жи­лая знать и чи­нов­ни­ки). Большая часть на­се­ле­ния бы­ла ор­га­ни­зо­ва­на в городские и сель­ские об­щи­ны, со­сто­яв­шие из боль­ших се­мей. Об­щин­ни­ки вы­пла­чи­ва­ли ца­рю и на­ме­ст­ни­кам по­да­ти про­дук­та­ми пи­та­ния и хлоп­ко­вы­ми тка­ня­ми; при­вле­ка­лись к об­щественным ра­бо­там по строи­тель­ст­ву зда­ний, до­рог. Государства со­стоя­ли из не­сколь­ких об­лас­тей; в III-VI веках об­лас­ти управ­ля­лись бо­ко­вы­ми ли­ния­ми цар­ской ди­на­стии или ме­ст­ной эли­той, с VII века - на­ме­ст­ни­ка­ми-са­ха­ля­ми.

Ос­но­вой эко­но­ми­ки яв­ля­лось зем­ле­де­лие. Вы­ра­щи­ва­лось боль­шин­ст­во центрально-американских куль­тур (ку­ку­ру­за, бо­бы, ты­к­ва, хлоп­чат­ник, пе­рец и другое) и тро­пические рас­те­ния (ка­као, аво­ка­до, ма­ни­ок и другие). Ис­поль­зо­ва­лись ин­тен­сив­ные зем­ле­дельческие тех­ни­ки: «при­под­ня­тые по­ля» (зем­ля­ные на­сы­пи на за­та­п­ли­вае­мых по­ло­водь­ем уча­ст­ках, на ко­то­рых осе­дал ил); тер­рас­ное зем­ле­де­лие на скло­нах хол­мов; мно­го­куль­тур­ные гряд­ко­во-ого­род­ные по­сад­ки. Из до­маш­них жи­вот­ных из­вест­ны упот­реб­ляв­шие­ся в пи­щу ин­дей­ки и со­ба­ки. Раз­во­ди­лись пчё­лы. Ло­каль­ное зна­че­ние со­хра­ня­ли охо­та и со­би­ра­тель­ст­во. Все ору­дия де­ла­лись из кам­ня (об­си­ди­ан из Гор­ной Гва­те­ма­лы, ме­ст­ные по­ро­ды крем­ня), кос­ти, ра­ко­вин. Мас­те­ра, из­го­тав­ли­вав­шие пред­ме­ты рос­ко­ши, об­слу­жи­ва­ли ну­ж­ды двор­ца, а основном ре­мес­лен­ное про­изводство осу­ще­ст­в­ля­лось в об­щи­нах. Государство кон­тро­ли­ро­ва­ло до­бы­чу, об­мен, об­ра­бот­ку и рас­пре­де­ле­ние пре­стиж­ных ма­те­риа­лов: об­си­диа­на, жа­да, цен­ных ра­ко­вин и другое.

В по­стклас­си­че­ский пе­ри­од под­чи­нив­шие Северный Юка­тан пра­ви­те­ли Майя­па­на соз­да­ли цен­тра­ли­зо­ван­ное государство; культ Ку­куль­ка­на (Ке­цаль­ко­ат­ля), по­кро­ви­те­ля ца­ря, стал обя­за­тель­ным для под­чи­нён­ных зе­мель, пра­ви­те­ли ко­то­рых по­сто­ян­но жи­ли в сто­ли­це или име­ли там сво­их управ­ляю­щих (каль­ва­ков). По­сле рас­па­да дер­жа­вы под­чи­нён­ные пра­ви­те­ли ста­ли не­за­ви­си­мы­ми ца­ря­ми с ти­ту­лом ха­лач-ви­ник («на­стоя­щий че­ло­век»), не­ко­то­рые из них но­си­ли со­хра­нив­ший­ся с клас­сического пе­рио­да ти­тул ахав. Под­чи­нён­ные им ба­та­бы (пра­ви­те­ли административных еди­ниц) при­над­ле­жа­ли к ро­ду ха­лач-ви­ни­ка и со­став­ля­ли замк­ну­тую про­слой­ку зна­ти (аль­ме­хе­нов). Хо­тя роль пра­ви­те­ля в от­прав­ле­нии ри­туа­лов со­хра­ня­лась, поя­ви­лась осо­бая ие­рар­хия жре­цов (ах-к’инов). По­се­ле­ния де­ли­лись на квар­та­лы-куч­тее­ли, ко­то­рые воз­глав­ля­ли ах-куч-ка­бы - пред­ста­ви­те­ли об­щин­ной вер­хуш­ки, не вхо­див­шие в со­став зна­ти. Основную мас­су на­се­ле­ния со­став­ля­ли об­щин­ни­ки. В до­мо­хо­зяй­ст­вах зна­ти и за­жи­точ­ных об­щин­ни­ков при­ме­нял­ся труд ра­бов (их ис­поль­зо­ва­ли и для жерт­во­при­но­ше­ний).

На юге Юка­та­на ца­ри государства Мак­тун (вклю­ча­ло 76 го­ро­дов и по­се­ле­ний) со­хра­ни­ли ти­тул ахав; им под­чи­ня­лись пра­ви­те­ли 4 вас­саль­ных об­лас­тей (Ата­пан, Та­сак­то, Та­цу­нум, Чаб­те), так­же но­сив­шие этот ти­тул и со­став­ляв­шие цар­ский со­вет. Пред­ста­ви­те­ли зна­ти на­зы­ва­лись ну­ка­лоб или нук-ви­ни­коб («боль­шие лю­ди»).

Важ­ную роль в об­щественной и эко­но­мической жиз­ни об­лас­тей низ­мен­но­стей иг­ра­ли тор­гов­цы. Меж­ре­гио­наль­ной тор­гов­лей за­ни­ма­лась знать. Вдоль по­бе­ре­жья Юка­та­на шёл морской тор­го­вый путь, свя­зы­вавший государства по­бе­ре­жья Мек­си­кан­ско­го залива и тер­ри­то­рию современного Гон­ду­ра­са. Круп­ный тран­зит­ный порт рас­по­ла­гал­ся на острове Ко­су­мель.

Государства об­лас­ти на­го­рий пред­став­ля­ли со­бой кон­фе­де­ра­ции из различных эт­но­по­ли­тических групп (амак): государство ки­че - из ни­ма-ки­че, там, илок; как­чи­ке­лей - из со­ци­лей, ша­хи­лей, ту­ку­че, ака­ха­лей. Внут­ри эти груп­пы де­ли­лись на сег­мен­тар­ные ли­нид­жи («чи­на­мит» у ки­че и как­чи­келей, «мо­лаб» у по­ком). Ни­ма-ки­че и там со­стоя­ли из 4 ли­нид­жей 1-го уров­ня и 24 ли­нид­жей 2-го и 3-го уров­ня, име­но­вав­ших­ся по на­зва­ни­ям при­двор­ных, ре­лигиозных и во­енных долж­но­стей. Илок име­ли 5 ли­нид­жей 1-го уров­ня и 7 ли­нид­жей 2-го уров­ня. Вер­хов­ная власть на­хо­ди­лась в ру­ках 4 пра­ви­те­лей ни­ма-ки­че - ах-по­па, ах-поп-кам­ха, ацих-ви­на­ка, ка­ле­ля. В хо­де ре­форм ца­ря ки­че Ки­ка­ба млад­шие вет­ви этих ли­нид­жей бы­ли на­де­ле­ны долж­но­стя­ми и зем­ля­ми на за­воё­ван­ных тер­ри­то­ри­ях. Сто­ли­ца как­чи­ке­лей Ишим­че бы­ла раз­де­ле­на на 13 чи­на­мит, гла­вы ко­то­рых со­став­ля­ли выс­шую знать. Об­ще­ст­во де­ли­лось на 3 стра­ты: знать (аха­вы); сво­бод­ные (ал­ка­хо­ла у ки­че и как­чи­ке­лей, алах у по­ком), сре­ди них - об­щин­ни­ки, вы­пла­чи­вав­шие по­да­ти и нёс­шие тру­до­вые по­вин­но­сти; ра­бы (му­на), основными ис­точ­ни­ка­ми по­пол­не­ния чис­ла ко­то­рых бы­ли вой­на, дол­го­вая ка­ба­ла и по­куп­ка, они ис­поль­зо­ва­лись для тя­жё­лых ра­бот и при­но­си­лись в жерт­ву.

Эко­но­ми­ка это­го пе­рио­да про­дол­жа­ла ба­зи­ро­вать­ся на зем­ле­де­лии. Основной вид ин­тен­сив­но­го зем­ле­де­лия в об­лас­ти на­го­рий - тер­рас­ное зем­ле­де­лие; в об­лас­ти низ­мен­но­стей пе­ре­ста­ли ис­поль­зо­вать­ся «при­под­ня­тые по­ля». Вы­со­ко­про­фес­сио­наль­ные ре­мес­лен­ни­ки ра­бо­та­ли на знать, су­ще­ст­во­ва­ла ре­мес­лен­ная спе­циа­ли­за­ция по­се­ле­ний. Пра­ви­те­ли кон­тро­ли­ро­ва­ли тор­гов­лю, пре­ж­де все­го меж­ре­гио­наль­ную, и со­би­ра­ли по­шли­ны с тор­гов­цев. С X века рас­про­стра­ня­ет­ся ме­тал­ло­об­ра­бот­ка на ос­но­ве пе­ре­ра­бот­ки при­воз­ных из­де­лий из зо­ло­та и спла­вов на ос­но­ве зо­ло­та и ме­ди. Важ­ней­шим ис­точ­ни­ком по­сту­п­ле­ния зо­ло­та бы­ла Центр. Аме­ри­ка (тер­ри­то­рия современной Па­на­мы, Кос­та-Ри­ки), ме­ди с мышь­я­ко­во-оло­вян­ны­ми при­ме­ся­ми - тер­ри­то­рии шта­та Оа­ха­ка и Центральной Мек­си­ки, ме­ди с оло­вян­ны­ми при­ме­ся­ми - тер­ри­то­рия Гон­ду­ра­са, чис­той ме­ди - Гва­те­ма­лы и мексиканского штата Чья­пас.

Ре­ли­гия и куль­ту­ра.

В клас­сический пе­ри­од не бы­ло ие­рар­хи­че­ски вы­стро­ен­но­го пан­те­о­на бо­гов, име­лось боль­шое ко­ли­че­ст­во ипо­ста­сей и ло­каль­ных ва­ри­ан­тов бо­жеств. Ос­нов­ные из них - не­бес­ный бог Ицам­нах, со­ляр­ное бо­же­ст­во К’инич-Ахав, бо­ги до­ж­дя и мол­нии Ча­ак и Йо­пат, по­кро­ви­тель цар­ских ди­на­стий К’авиль, бог ку­ку­ру­зы Ишим. Ва­жен был культ цар­ских пред­ков. Суще­ст­во­ва­ло пред­став­ле­ние о на­ли­чии у че­ло­ве­ка ду­хов-спут­ни­ков (вай) в ви­де жи­вот­ных или сверхъ­ес­тественных су­ществ. В пост­клас­сический пе­ри­од на­чи­на­ют по­чи­тать­ся бо­же­ст­ва из Центральной Мек­си­ки (Ку­куль­кан-Ке­цаль­ко­атль на се­ве­ре Юка­та­на, Ку­ку­мац у ки­че и другие).

Важ­ней­шей ха­рак­те­ри­сти­кой куль­ту­ры майя яв­ля­ют­ся ка­лен­дарь и ие­рог­ли­фическая пись­мен­ность (майя пись­мо). Ка­лен­дарь майя ос­но­ван на об­щем для куль­тур Ме­зо­а­ме­ри­ки 52-лет­нем цик­ле, об­ра­зо­ван­ном со­че­та­ни­ем 260-днев­но­го свя­щен­но­го ка­лен­да­ря (цольк’ин), ис­поль­зо­вав­ше­го­ся для га­да­ний, и 365-днев­но­го сол­неч­но­го ка­лен­да­ря (ха­аб). Этот ка­лен­дарь был до­пол­нен «дол­гим счё­том» - ука­зани­ем да­ты по эре, от­счи­ты­вав­шей­ся от 13 августа 3114 года до нашей эры, ко­то­рое бы­ло за­им­ст­во­ва­но у по­том­ков оль­ме­ков, жив­ших на по­бе­ре­жье Мек­си­кан­ско­го залива и на за­па­де современного мексиканского шта­та Чья­пас. В хро­но­ло­гических рас­чё­тах (при опи­са­нии ми­фо­ло­гических со­бы­тий) ис­поль­зо­ва­лись пе­рио­ды в мил­лио­ны и мил­ли­ар­ды лет, осу­ще­ст­в­ля­лись ас­тро­но­мические на­блю­де­ния за Лу­ной, Ве­не­рой, Мар­сом, со­став­ле­ны таб­ли­цы пред­ска­за­ний сол­неч­ных и лун­ных за­тме­ний.

Ар­хи­тек­ту­ра майя в клас­сический пе­ри­од дос­ти­га­ет наи­выс­ше­го рас­цве­та. В го­ро­дах воз­дви­га­ют­ся це­ре­мо­ни­аль­ные ком­плек­сы-ак­ро­по­ли с пи­ра­ми­да­ми, двор­цо­вы­ми ком­плек­са­ми, ста­дио­на­ми для иг­ры в мяч. Строе­ния груп­пи­ро­ва­лись во­круг пря­мо­уголь­ной центральной пло­ща­ди. Не­ко­то­рые зда­ния воз­во­ди­лись на ка­мен­ных или об­ли­цо­ван­ных кам­нем плат­фор­мах. На вер­ши­нах пи­ра­мид рас­по­ла­га­лись хра­мы, как пра­ви­ло не­боль­шие, 2 или 3-ком­нат­ные, с тол­сты­ми сте­на­ми. Пи­ра­ми­ды слу­жи­ли ме­стом цар­ских за­хо­ро­не­ний. Двор­цо­вые ком­плек­сы со­стоя­ли из длин­ных мно­го­ком­нат­ных зда­ний, сгруп­пи­ро­ван­ных во­круг внутренних дво­ров. Ис­поль­зо­вал­ся «лож­ный свод» - про­стран­ст­во ме­ж­ду клад­кой кры­ши по­сте­пен­но су­жа­лось квер­ху, по­ка сте­ны сво­да не смы­ка­лись. Кры­шу час­то вен­ча­ли мас­сив­ные греб­ни. Ма­те­риа­лом слу­жи­ли ка­мень, сыр­цо­вые и обож­жён­ные кир­пи­чи, де­ре­во.

Вы­де­ля­ет­ся ар­хи­тек­ту­ра Северных низ­мен­но­стей VIII-IX веков. Стиль Че­нес ха­рак­те­ри­зу­ет­ся пор­та­ла­ми хра­мов, оформ­лен­ны­ми в ви­де пас­ти чу­до­ви­ща (оли­це­тво­ря­ло зем­лю) и бо­га­то ор­на­мен­ти­ро­ван­ны­ми. Из­вест­ны мно­го­этаж­ные двор­цы. Ха­рак­тер­ная чер­та сти­ля Пуу­ка - фа­са­ды с мас­ка­ми бо­га до­ж­дя Чаа­ка, бо­га­тый гео­мет­рический ор­на­мент, вход, раз­де­ляе­мый па­рой ко­лонн.

Фа­са­ды зда­ний и мас­сив­ные кро­вель­ные греб­ни майя украша­лись леп­ни­ной из из­вест­ко­во­го рас­тво­ра - сту­ка. Двер­ные при­то­ло­ки хра­мов, воз­дви­гав­шие­ся у под­но­жий пи­ра­мид сте­лы и ал­та­ри по­кры­ва­лись резь­бой и над­пи­ся­ми, за­час­тую рас­кра­ши­ва­лись. В боль­шин­ст­ве ре­гио­нов скульп­тур­ная тех­ни­ка ог­ра­ни­чи­ва­лась рель­е­фом, в Ко­па­не и То­ни­не по­лу­чи­ла рас­про­стра­не­ние круг­лая скульп­ту­ра.

Про­из­ве­де­ния мо­ну­мен­таль­ной жи­во­пи­си соз­да­ва­лись на внутренних сте­нах зда­ний и по­гре­баль­ных ка­мер. Крас­ка на­кла­ды­ва­лась ли­бо по сы­рой шту­ка­тур­ке, ли­бо по су­хо­му грун­ту. Об­на­ру­жен­ные в городе Сан-Бар­то­ло на­стен­ные рос­пи­си с изо­бра­же­ния­ми сцен из ми­фа о бо­ге ку­ку­ру­зы сви­де­тель­ст­ву­ют о су­ще­ст­во­ва­нии раз­ви­той тра­ди­ции жи­во­пи­си уже в I веке до нашей эры - I веке нашей эры. Основной те­мой рос­пи­сей бы­ли мас­со­вые сце­ны - сра­же­ния, празд­не­ст­ва и так далее. Наи­бо­лее из­вест­ны зда­ния VIII века из 3 по­ме­ще­ний в городе Бо­нам­пак, сте­ны и по­тол­ки ко­то­рых целиком по­кры­ты рос­пи­сью, по­свя­щён­ной по­бе­де в во­енных дей­ст­ви­ях.

В по­стклас­сический пе­ри­од куль­ту­ра майя транс­фор­ми­ру­ет­ся. Ар­хи­тек­ту­ра те­ря­ет мо­ну­мен­таль­ность: пе­ре­ста­ют воз­во­дить по­строй­ки с лож­ным сво­дом и из тё­са­но­го кам­ня. Ис­че­за­ет по­ли­хром­ная и рез­ная ке­ра­ми­ка с ие­рог­ли­фическими над­пи­ся­ми, а так­же мо­ну­мен­таль­ные над­пи­си. Од­на­ко са­ма ие­рог­ли­фическая пись­мен­ность про­дол­жа­ет ис­поль­зо­вать­ся: по­ст­клас­сическим пе­рио­дом да­ти­ру­ют­ся все со­хра­нив­шие­ся ру­ко­пи­си (Дрез­ден­ская, Па­риж­ская, Мад­рид­ская). В изо­бра­зительном искусстве с IX-X веков ут­вер­жда­ет­ся син­кре­тизм тра­диций майя и куль­тур Центральной Мек­си­ки («майя-толь­тек­ский» стиль).

Ке­ра­ми­ка майя леп­ная. В об­лас­ти низ­мен­но­стей ис­поль­зо­ва­лись различные ото­щи­те­ли, в об­лас­ти на­го­рий в основном вул­ка­нический пе­пел. Бы­ло ши­ро­ко рас­про­стра­не­но ло­ще­ние и ан­го­би­ро­ва­ние. Ор­на­мен­та­ция вклю­ча­ла на­коль­ча­тый и рез­ной ор­на­мент, на­ле­пы, рос­пись. Ке­ра­ми­ка клас­сического пе­рио­да ха­рак­те­ри­зу­ет­ся раз­ви­ти­ем по­ли­хром­ной рос­пи­си, дос­ти­гаю­щей рас­цве­та в VII-VIII веках и от­ли­чаю­щей­ся боль­шим сю­жет­ным раз­но­об­ра­зи­ем (ми­фо­ло­гические, двор­цо­вые, ис­то­рические сце­ны). Основные фор­мы: те­ко­ма­те (пу­за­тый гор­шок без гор­ла), кув­ши­ны, ок­руг­лые ча­ши, вы­со­кие ци­лин­д­рические ва­зы (для ка­као), мис­ки, та­рел­ки. I-IV веках ха­рак­те­ри­зу­ют­ся рас­про­стра­не­ни­ем «мам­ми­фор­мов» (со­су­дов на 4 нож­ках в ви­де жен­ских гру­дей), с IV века рас­про­стра­ня­ют­ся ва­зы на 3 нож­ках, с крыш­ка­ми в тео­тиу­а­кан­ском сти­ле. На за­па­де об­лас­ти низ­мен­но­стей из­вест­ны вы­со­кие ан­тро­по- и тео­морф­ные пол­но­фи­гур­ные ку­риль­ни­цы. С IX века с западного по­гра­ни­чья об­лас­ти низ­мен­но­стей рас­про­стра­ня­ют­ся «изящ­ная оран­же­вая» ке­ра­ми­ка и рез­ная ке­ра­ми­ка ти­па Па­бель­он; в это же вре­мя по­ли­хром­ная рос­пись за­ме­ня­ет­ся рез­ным ор­на­мен­том. В X-XI веках рас­про­стра­ня­ет­ся им­порт­ная «свин­цо­вая» ке­ра­ми­ка ти­па То­хиль. На Северном Юка­та­не на­чи­ная с XIII века ке­ра­ми­ка од­но- и двух­цвет­ная; основные фор­мы - кув­ши­ны с гор­лыш­ком и 2 руч­ка­ми на ту­ло­ве, ча­ши без под­до­на, ре­же - на 3 нож­ках; ку­риль­ни­цы: с руч­ка­ми и рас­пис­ные вы­со­кие ан­тро­по­морф­ные. В об­лас­ти на­го­рий по­лу­ча­ет раз­ви­тие тра­диция по­ли­хром­ной рос­пи­си со сти­ли­зо­ван­ным гео­мет­рическим ор­на­мен­том (тип Чи­на­ут­ла). Рас­про­стра­ня­ют­ся ко­ма­ли (про­гну­тые ке­ра­мические дис­ки для жар­ки ку­ку­руз­ных ле­пё­шек). При­сут­ст­ву­ют мо­ти­вы и сю­же­ты ико­но­гра­фии куль­тур с тер­ри­то­рии Центральной Мек­си­ки (стиль Миш­те­ка-Пу­эб­ла).

Тер­ра­ко­та из­вест­на с конца II-го тысячелетия до нашей эры, в до­клас­сический пе­ри­од она в основном ан­тро­по­морф­ная; оче­вид­но, ис­поль­зо­ва­лась в до­маш­них ри­туа­лах. В III-VI веках тер­ра­ко­та прак­ти­че­ски ис­че­за­ет. Вновь рас­про­стра­ня­ет­ся с VII века, ха­рак­те­ри­зу­ет­ся мно­го­об­ра­зи­ем сю­же­тов и форм (ан­тро­по- и зоо­морф­ные ста­ту­эт­ки, изо­бра­же­ние пред­ста­ви­те­лей раз­ных об­щественных групп, бо­жеств и других); мно­гие из них - сви­стуль­ки. Осо­бым реа­лиз­мом от­ли­ча­ют­ся ста­ту­эт­ки с оострова Хай­на (у западного по­бе­ре­жья Юка­та­на).

В до­клас­сический и клас­сический пе­рио­ды прак­ти­ко­ва­лись тру­по­по­ло­же­ния (в ямах или вы­ло­жен­ных кам­ня­ми мо­ги­лах), в основном вы­тя­ну­тые на спи­не, ре­же - скор­чен­ные; тру­по­сож­же­ния ред­ки. Те­ла по­сы­па­лись ох­рой или ки­но­ва­рью, в рот по­ме­ща­лась бу­си­на из жа­да. Де­тей час­то хо­ро­ни­ли в со­су­дах. Нек­ро­по­ли не уст­раи­ва­лись (за ис­клю­че­ни­ем острова Хай­на), хо­ро­ни­ли под по­лом до­ма или внутреннего дво­ра, знать - в по­гре­баль­ных ка­ме­рах, час­то с за­упо­кой­ны­ми свя­ти­ли­ща­ми на­вер­ху. Цар­ские за­хо­ро­не­ния на­хо­ди­лись под плат­фор­ма­ми или пи­ра­ми­да­ми; че­реп, не­ко­то­рые кос­ти час­то изы­ма­лись и ис­поль­зо­ва­лись в ка­че­ст­ве ин­сиг­ний вла­сти; со­про­во­ди­тель­ные че­ло­ве­че­ские жерт­вы из­вест­ны в еди­нич­ных слу­ча­ях (оче­вид­но, под влия­ни­ем тео­тиу­а­кан­ско­го по­гре­баль­но­го об­ря­да). Встре­ча­ют­ся мас­со­вые (по-ви­ди­мо­му, жерт­вен­ные) за­хо­ро­не­ния в свя­зи со строи­тель­ст­вом. Со­глас­но све­де­ни­ям Д. де Лан­ды, в по­стклас­сический пе­ри­од у зна­ти на Северном Юка­та­не пре­об­ла­да­ло тру­по­сож­же­ние. По ар­хео­ло­гическим дан­ным, тру­по­сож­же­ния с за­хо­ро­не­ни­ем ос­тан­ков в ур­нах рас­про­стра­ня­ют­ся в по­ст­клас­сический пе­ри­од в об­лас­ти на­го­рий.

Исторические источники:

По­поль-Вух; Ро­до­слов­ная вла­дык То­то­ни­ка­па­на. 2-е изд. М., 1993.

Дополнительная литература:

Кно­ро­зов Ю.В. Пись­мен­ность ин­дей­цев майя. М.; Л., 1963;

Кин­жа­лов Р.В. Ис­кус­ст­во древ­них майя. Л., 1968; он же. Куль­ту­ра древ­них майя. Л., 1971;

Гу­ля­ев В.И. Го­ро­да-го­су­дар­ст­ва майя. М., 1979; он же. За­бы­тые го­ро­да майя. М., 1984;

Рус А. На­род майя. М., 1986;

Лам­берг-Кар­лов­ски К., Саб­лов Дж. Древ­ние ци­ви­ли­за­ции: Ближ­ний Вос­ток и Ме­зо­аме­ри­ка. М., 1992;

Taube K. The major gods of ancient Yucatan. Wash., 1992;

Лан­да Д. де. Со­об­ще­ние о де­лах в Юка­та­не. 2-е изд. М., 1993; 

Quezada S. Pueblos y caciques Yucatecos, 1550-1580. M ́ex., 1993;

Historia general de Guatemala. Gua­te­ma­la, 1993. Vol. 1: Época precolombina;

The ma­naged mosaic. Salt Lake City, 1996;

Fun­c­tion and meaning in classic Maya architec­ture. Wash., 1998;

The Maya and Teotihuacan. Austin, 2003;

Demarest A. Ancient Maya. Camb., 2004.

© Большая Российская Энциклопедия (БРЭ)  

Литература
  • Houston S., Stuart D., Taube K. The me­mory of bones: body, being and experi­ence among the classic Maya. Austin, 2006
  • Sha­rer R., Traxler L. The ancient Maya. 6th ed. Stanford, 2006
  • Свя­щен­ные пись­ме­на майя: ан­то­ло­гия. СПб., 2007
  • Бо­де К.-Ф. Майя: по­те­рян­ная ци­ви­ли­за­ция. М., 2008
  • Martin S., Grube N. The chronicle of the Maya kings and queens. L., 2008
Статью разместил(а)

Ручкина Александра Юрьевна (модератор Дробышев)

редактор

Приглашаем историков внести свой вклад в Энциклопедию!

Наши проекты