ЛЕВИ́ЦКИЙ ДМИ́ТРИЙ ГРИГО́РЬЕВИЧ

0 комментариев

Русский художник-портретист, академик Императорской Академии художеств.

Биография

Дмитрий Левицкий родился в 1735 году в семье священника. Его отец, Г.К. Левицкий, был также художником-гравером. Именно у него Дмитрий первоначально учился изобразительному искусству. Сын помогал отцу расписывать киевский Андреевский собор в середине 1750-х годов.

В 1758 году Левицкий переехал в Санкт-Петербург, где начал учиться в Академии художеств. Занимался у живописца А.П. Антропова. Известность Левицкому как портретисту принесли картины, выставленные в экспозиции Академии в 1770 году. За портрет А.Ф. Кокоринова Левицкий получил звание академика.

В 1771-1788 годах Дмитрий Григорьевич преподавал в Академии художеств (руководитель портретного класса). В 1807 году стал членом совета Академии Художеств. Был масоном.

Д.Г. Левицкий скончался в 1822 году в Санкт-Петербурге.

Творчество

В своих произведениях Левицкий с наибольшей полнотой и художественной выразительностью  воплотил многогранное понимание человеческой личности и создал глубокие образы  представителей разных слоев русского общества 1770-1780-х годов.

Уже в ранних портретах выражено стремление художника к полноте раскрытия характера человека, к наибольшей конкретности и материальности изображения. Изображая архитектора А.Ф. Кокоринова (1769), Левицкий еще несколько односторонне характеризует человека, отмечая в его позе, повороте головы главным образом чувство собственного достоинства. Черты лица Кокоринова переданы очень точно. С большим мастерством написан его костюм.

На рубеже 1760-1770-х годов художник сумел достичь впечатления большой жизненности даже при внешней близости портрета к типу парадных изображений (портрет Н.А. Семенова, 1770).

К высшим достижениям живописи XVIII века принадлежит известная сюита из семи портретов Левицкого – «Смолянки» (1773-1776), на которых изображены воспитанницы Смольного института: Е.И. Нелидова, Е.Н. Хрущова и Е.Н. Хованская, А.П. Левшина, Г.И. Алымова и др. Он изобразил выступления молодых девушек на сцене, подчеркивая в них привлекательность юности, природную одаренность,  непосредственность переживаний и неповторимые личные черты.

Портреты Левицкого воплотили представления передовых людей второй половины XVIII века о человеческой личности, ее отношениях с обществом, ее ценности и судьбе. Все это позволило Левицкому создать в 1773 году, наряду со «Смолянками», ряд других замечательных произведений.

Так, работая над портретом знаменитого горнозаводчика, мецената и чудака П.А. Демидова, художник совместил внешнюю торжественность портрета, характерную для парадной живописи, с реалистичной трактовкой человека, он смело ввел бытовые мотивы в изображение.

Портрет выдающегося философа Дени Дидро был представлен иначе. Левицкий изобразил его без парика, с морщинами, как бы убирая на второй план внешнюю атрибутику и показывая сложную и одаренную натуру, силу духа и пытливость ума.

Работая в 1780-х годах над большими парадными портретами, Левицкий вносил в них качественно новые элементы. Здесь находили отражение новые общественные и эстетические взгляды. Например, в портрете Екатерины II (1783) художник дал идеальный, желаемый образ просвещенной монархини.

В конце 1780-х годов в портрете мужа и жены Митрофановых с особой наглядностью проявился интерес Левицкого к характерности образа. Здесь он подчеркнул внутреннее различие между ними, энергию и насмешливость жены и застенчивость мужа.

Дмитрий Левицкий, многогранный и тонкий художник, создавал полные жизненной выразительности, убедительные в своей конкретности образы людей своей эпохи. Реализм и гуманистический характер русского искусства XVIII века со всей полнотой проявились в его творчестве.

 


Д.Г. Левицкий. Портрет А.Ф. Кокоринова. 1769. ГРМ, Санкт-Петербург

Д.Г. Левицкий. Портрет П.А. Демидова. 1773. ГТГ, Москва

Д.Г. Левицкий. Портрет Е.Н. Хрущовой и Е.Н. Хованской ("Смолянки"). 1773. ГРМ, Санкт-Петербург

Д.Г. Левицкий. Портрет А.П. Левшиной ("Смолянки"). 1775. ГРМ, Санкт-Петербург

Д.Г. Левицкий. Портрет Г.И. Алымовой ("Смолянки"). 1776. ГРМ, Санкт-Петербург

Д.Г. Левицкий. Портрет Дени Дидро. 1773.

Д.Г. Левицкий. Портрет Екатерины II. 1783. ГТГ, Москва

Д.Г. Левицкий. Портрет В.И. Митрофанова и его жены Марии Алексеевны. 1780-е гг. ГРМ, Санкт-Петербург
Смежные статьи
Литература
  • Гершензон-Чегодаева Н. М. Д. Г. Левицкий, М., 1964.
  • Д.Г. Левицкий. 1735–1822: Сб. научных трудов / Науч. ред. Г. Н. Голдовский. Л., 1987.
  • Ильина Т.В., Станюкович-Денисова Е. Ю. Русское искусство XVIII века. М., 2015.
  • Кузнецов С.О. Неизвестный Левицкий. Портретное творчество живописца в контексте петербургского мифа. СПб., 1996.
  • Русская живопись в XVIII веке. Т. 1. Д. Г. Левицкий, СПб., 1902.
Статью разместил(а)

Галимзянова Евгения Александровна

Приглашаем историков внести свой вклад в Энциклопедию!

Наши проекты