КА́ЗИ МИХАИ́Л ИЛЬИ́Ч

0 комментариев

КАЗИ МИХАИЛ ИЛЬИЧ - российский судостроитель, один из организаторов торгового мореходства, общественный деятель, экономист.

Дво­ря­нин. Из се­мьи морского офи­це­ра греческого про­ис­хо­ж­де­ния. Окон­чил Чер­но­мор­скую гар­де­ма­рин­скую шко­лу в Ни­ко­лае­ве (1858 год). В 1858-1875 годах на служ­бе в Русском обществе па­ро­ход­ст­ва и тор­гов­ли (РО­ПиТ). Го­род­ской го­ло­ва Се­ва­сто­по­ля (1874-1876 годы), совместно с гра­до­на­чаль­ни­ком П. А. Пе­ре­ле­ши­ным до­бил­ся вы­де­ле­ния средств на строи­тель­ст­во боль­ни­цы, во­до­про­во­да, ор­га­ни­за­цию по­жар­ной час­ти. Под руководством Кази уст­ро­ен ком­мерческий порт в Южной бух­те Се­ва­сто­по­ля. По ини­циа­ти­ве Кази от­кры­та ли­ния па­ро­ход­но­го со­об­ще­ния Се­ва­сто­поль - Стам­бул, в Се­ва­сто­по­ле уч­ре­ж­де­но Общество вза­им­но­го кре­ди­та. Кази до­бил­ся соз­да­ния пер­во­го сред­не­го учеб­но­го за­ве­де­ния в го­ро­де - Кон­стан­ти­нов­ско­го ре­аль­но­го училища.

Управ­ляю­щий Бал­тий­ским су­до­строительным и ме­ха­ническим за­во­дом в Санкт-Пе­тер­бур­ге (1876-1893 годы; в этот пе­ри­од при­над­ле­жал Русскому ак­цио­нер­но­му Бал­тий­ско­му же­ле­зо­де­ла­тель­но­му, су­до­строительному и ме­ха­ническому обществу; ны­не ОАО «Бал­тий­ский за­вод»). Кази про­вёл пол­ную тех­ническую ре­кон­ст­рук­цию пред­при­ятия. По­лу­чил круп­ные ка­зён­ные за­ка­зы и обес­пе­чил уча­стие за­во­да в реа­ли­за­ции дол­го­сроч­ной про­грам­мы строи­тель­ст­ва оке­ан­ско­го во­енного фло­та (1882 год). Был об­ви­нён главным ко­ман­ди­ром Санкт-Пе­тербургского пор­та Г. И. Бу­та­ко­вым в чрез­мер­ном рас­хо­до­ва­нии ка­зён­ных средств. Кази впер­вые в отечественной прак­ти­ке для раз­би­ра­тель­ст­ва тру­до­вых спо­ров уч­ре­дил долж­но­сти ра­бо­чих де­пу­та­тов («це­хо­вых»). Под руководством Кази Бал­тий­ский за­вод пре­вра­тил­ся в круп­ней­шее в Рос­сии су­до­строительное пред­при­ятие (го­до­вая про­из­во­ди­тель­ность воз­рос­ла поч­ти в 3 раза), на нём бы­ли по­строе­ны свыше 40 военных ко­раб­лей об­щим во­до­из­ме­ще­ни­ем свыше 40 тыс. т.

Од­но­вре­мен­но Кази был управ­ляю­щим элек­тро­ме­ха­ническим за­во­дом Товарищества элек­трического ос­ве­ще­ния «П. Н. Яб­лоч­ков-изо­бре­та­тель и Ко» (1879 год), со­дей­ст­во­вал раз­ви­тию элек­тро­тех­ни­ки и прак­тическому при­ме­не­нию элек­три­че­ст­ва. Член (с 1876 года), за­тем ви­це-председатель Общества для со­дей­ст­вия русской промышленности и тор­гов­ле; один из уч­ре­ди­те­лей и пер­вый председатель (1887 год) По­сто­ян­ной со­ве­щательной кон­то­ры же­ле­зо­за­вод­чи­ков.

Кази при­да­вал осо­бое зна­че­ние тор­го­вому и та­мо­жен­но­му про­тек­цио­низ­му. При этом счи­тал не­об­хо­ди­мым при­вле­кать иностранные ка­пи­та­лы, ши­ро­ко вне­дрять в про­изводство пе­ре­до­вой за­ру­бежный опыт и тех­нические зна­ния (смотрите Миграция капитала). Сто­рон­ник жё­ст­кой по­зи­ции Рос­сии на пе­ре­го­во­рах о тор­го­вом до­го­во­ре с Гер­ма­ни­ей в начале 1890-х годов  («По по­во­ду та­мо­жен­ной вой­ны с Гер­ма­ни­ей», 1893 год). Председатель Ко­мис­сии о ме­рах к по­ощ­ре­нию русского тор­го­во­го мо­ре­ход­ст­ва и су­до­строе­ния (1894 год). Член Осо­бо­го по пор­то­вым де­лам при­сут­ст­вия (1895 год) и др. со­ве­ща­ний и ко­мис­сий по во­про­сам отечественного тор­го­во­го фло­та. Вы­сту­пал за пре­дос­тав­ле­ние российским су­до­ход­ным ком­па­ни­ям ис­клю­чительного пра­ва осу­ще­ст­в­лять боль­шой и ма­лый ка­бо­таж.

Член (с 1881 года) и председатель (с 1884 года) прав­ле­ния Товарищества Ар­хан­гель­ско-Мур­ман­ско­го сроч­но­го па­ро­ход­ст­ва, ко­то­ро­му при­над­ле­жа­ла ве­ду­щая роль в обес­пе­че­нии пе­ре­во­зок в бас­сей­нах Бе­ло­го и Ба­рен­це­ва мо­рей. Под руководством Кази То­ва­ри­ще­ст­во от­кры­ло но­вые ре­гу­ляр­ные ли­нии, соз­да­ло бе­ре­го­вую ин­фра­струк­ту­ру. Кази при­да­вал боль­шое во­енно-стра­те­гическое зна­че­ние соз­да­нию круп­но­го пор­та на Мур­ма­не. В 1894 году со­про­во­ж­дал министра фи­нан­сов С. Ю. Вит­те в по­езд­ке вдоль северного по­бе­ре­жья Ев­ропейской час­ти Рос­сии с це­лью изу­че­ния воз­мож­но­сти со­ору­же­ния там ба­зы ВМФ; уча­ст­во­вал в под­го­тов­ке Все­под­дан­ней­ше­го док­ла­да Вит­те по это­му во­про­су (про­ект Ка­зи - Вит­те был от­кло­нён). В 1895 году пред­ста­вил Ни­ко­лаю II за­пис­ку, в ко­то­рой обос­но­вы­вал не­об­хо­ди­мость строи­тель­ст­ва ко­раб­лей для отечественного ВМФ толь­ко в Рос­сии, уве­ли­че­ния ас­сиг­но­ва­ний на под­го­тов­ку во­енных мо­ря­ков и т. д. Пред­ло­же­ния Кази бы­ли по­ло­жи­тель­но при­няты им­пе­ра­то­ром, од­на­ко реа­ли­зо­ва­ны не бы­ли.

То­ва­рищ председатель По­сто­ян­ной ко­мис­сии по тех­ническому об­ра­зо­ва­нию при Русском тех­ническом обществе (РТО; 1890-1894 годы), председатель РТО (1894-1896 годы). Ор­га­ни­за­тор съез­дов по тех­ническому и профессиональному об­ра­зо­ва­нию (1889/1890 год, Санкт-Пе­тер­бург; 1895/1896 год, Мо­ск­ва). Один из ор­га­ни­за­то­ров съез­да дея­те­лей пе­чат­но­го де­ла (1895 год, Санкт-Пе­тер­бург) и про­во­див­ших­ся при РТО от­рас­ле­вых вы­ста­вок.

В 1896 РТО уч­ре­ди­ло фонд име­ни М. И. Ка­зи на ну­ж­ды низ­ше­го тех­нического об­ра­зо­ва­ния, в 1897 году - пре­мию и ме­даль име­ни М. И. Ка­зи за луч­шее ис­сле­до­ва­ние или изо­бре­те­ние в об­лас­ти тех­ни­ки и его прак­тическое при­ме­не­ние.

Иллюстрация:

Архив БРЭ.

© Большая Российская Энциклопедия (БРЭ)

Литература
  • Фе­до­ров Е. С. М. И. Ка­зи. СПб., 1897
  • Бе­лов В. Д. Па­мя­ти М. И. Ка­зи // Тру­ды Об­ще­ст­ва для со­дей­ст­вия рус­ской про­мыш­лен­но­сти и тор­гов­ле. СПб., 1898. Ч. 24
  • Кон­д­ра­тен­ко Р. В. Г. И. Бу­та­ков про­тив М. И. Ка­зи // Тре­тьи Пе­тер­бург­ские во­ен­но-ис­то­ри­че­ские чте­ния мо­ло­дых уче­ных. СПб., 1999
  • Ис­то­рия Бал­тий­ско­го за­во­да, 1856–1925 / Сост. А. Е. Кот­кас, А. И. Уг­рю­мов. СПб., 2003. Т. 1.
Статью разместил(а)

Артёмов Александр Юрьевич

редактор

Приглашаем историков внести свой вклад в Энциклопедию!

Наши проекты