КАЛОФОНИ́ЧЕСКОЕ ПЕ́НИЕ

0 комментариев

КАЛОФОНИЧЕСКОЕ ПЕНИЕ - греческий певческий стиль, расцвет которого приходится на 2 последних столетия истории Византийской империи (1261-1453 годы).

Калофония считается вершиной развития греческого певческого искусства (смотрите: Wellesz. Byzantine Music and Hymnography. P. VI; Williams. 1969. P. 388) и принадлежит к эпохе палеологовского возрождения, или византийского гуманизма, с которой связаны выдающиеся достижения во многих областях науки и искусства (смотрите: Ševcenko I. The Palaeologan Renaissance // Renaissances Before the Renaissance: Cultural Revivals of Late Antiquity and the Middle Ages / Ed. W. Treadgold. Stanford (Calif.), 1984. P. 144-171; Delvoye C. Βυζαντινή τέχνη / Μεταφρ. Μ. Παπαδάκη, εκδ. Δ. Τριανταφυλλόπουλος, Γ. Λέκκος. Αθήνα, 1999. Σ. 483-492). Наиболее глубокое влияние на богослужебное пение палеологовского периода оказало богословие исихазма с учением о нетварных энергиях, а специфическим литургическим топосом для появившегося калифонического пения стало всенощное бдение согласно афонской версии Иерусалимского устава (смотрите: Williams. 1969; Lingas. 1996; Idem. 2004; Bizău I. Imnografia şi cântarea liturgică în mistica sacramentală a Sfântului Nicolae Cabasila // Studia Universitatis Babeş-Bolyai: Theologia orthodoxa. 1999. T. 44. N 1/2. P. 189-209); Σπυράκου. 2008. Σ. 442-443.

Византийское калифоническое пение было воспринято и на румынских землях, прежде всего в крупнейшем монастыре Путна в Молдавии, основанном господарем святым Стефаном Великим, где с конца XV по конец XVI века действовала известная певческая школа (смотрите: Ciobanu, Ionescu. 1983; Moisescu. 1994; Pennington. 1985; Ocneanu, ed. 2005; Catrina. 2010).

Вначале калифоническое пение оставалось в стороне от основных направлений исследования в музыкальной византинистике, с 60-х годов XX века оно привлекло внимание многих ученых в разных странах (смотрите библиографию), стало исполняться в концертах и за богослужением, распространяться в аудиозаписях.

Типы певческих рукописей и категории калифонического пения

В 1-й половине XIV века, вероятно после длительного периода устного бытования, калофонический стиль появляется в письменной традиции у многих мелургов, известных по указаниям в новом типе певческого сборника - Аколуфии (или Пападики), составление которого принадлежит прп. Иоанну Кукузелю. Древнейший датированный список Аколуфий (Athen. Bibl. Nat. 2458, 1336 год) содержит краткий вводный теоретический трактат (включающий «Большой исон» и «Колесо» на 8 гласов Кукузеля, а также перечень интонационных формул) и нотированные песнопения вечерни (калофонические стихи Пс 2, мелодически развитые прокимны - дохи, др. прокимны с калофоническими вставками - эпифонимами и анафонимами), утрени (калофонические распевы прокимнов и пасапноариев (стихов «Всякое дыхание») перед чтением Евангелия, мегалинариев (припевов) на 9-й песни канона, полиелея и непорочных) и литургии (калофонические обработки Трисвятого и «Δύναμις», аллилуиария, херувимской, причастнов и отпустительных стихов в конце литургии). Помимо нового калофонического репертуара в списки Аколуфий входят песнопения из древнего мелизматического репертуара Асматикона (книги для хора) и Псалтикона (книги для солиста) (смотрите: Στάθης. Αναγραμματισμοί. Σ. 62-66, 44-45 соответственно). Репертуар этих 2 сборников, как и отличающиеся высоким уровнем виртуозности песнопения т. н. стиля ᾷσμα, связан с исполнительским искусством певцов-евнухов, которые считаются предвестниками калофонического стиля (о предыстории калифонического пения смотрите: Adsuara. 1999; Troelsgård. 2004; Idem. 2008, а также: Moran. 1986; Idem. 2005; Σπυράκου. 2006; Wolfram. 2008).

Другие типы рукописей, включающие калофонические произведения: Анфология (сборник произведений из Пападики и иногда из др. книг, перечисленных далее); Калофонический Стихирарь, или Матиматарий (содержит главным образом калофонические стихиры и анаграмматизмы или анаподизмы (композиции - в основном стихиры, иногда мегалинарии, псалмовые стихи, кондаки, ирмосы, написанные в технике, предполагающей повторы и изменение порядка слов или разделов в поэтическом тексте), а также 15-сложники); Икиматарий, или Кондакарь, и Акафист (содержат калофонические строфы (икосы) различных кондаков или Акафист Пресвятой Богородице); Кратиматарий (содержит кратимы - произведения на различные слоги: τερερε, τορορο, νενενα и др.); Калофонический Ирмологий (в качестве отдельного кодекса появляется в XVIII веке, содержит калофонические ирмосы - жанр, развивавшийся в т. н. период Возрождения византийского пения (около 1650 - около 1720 годов) на основе песненных ирмосов калофонической эпохи; смотрите: Στάθης. Χειρόγραφα. Τ. 1. Σ. λ´ - μα´; Idem. Αναγραμματισμοί. Σ. 99-125).

В целом все калофонические произведения могут быть названы матимами (μαθήματα, букв.- упражнения, т. е. сложные песнопения), но их можно разделить на многие категории, наиболее значимые из которых были упомянуты выше (дохи, калофонические стихиры, анаграмматизмы и др.). Кроме того, в рубриках рукописей выявлены менее значимые категории: эпифонима, анафонима, аллагма, эпиволи, парекволи, пролог, катавасия, омония (смотрите: Στάθης. Αναγραμματισμοί. Σ. 79-98).

Содержащую калофонические песнопения Службу трех отроков в пещи (смотрите статью Вавилонские отроки), известную в греческих исторических и литургических источниках с X века, а в певческих рукописях с XV века, пели в Неделю святых праотец (воскресенье перед Рождеством Христовым) между утреней и литургией. Эта служба была также заимствована славянами (смотрите Пападики Iver. 1120. Fol. 440-443v, 1458 год - автограф Мануила Хрисафа, а также исследования: Velimirović. 1962; Στάθης. Αναγραμματισμοί. Σ. 107; Adamis. 2002).

Калофонические произведения принадлежат т. н. пападическому стилю пения, за исключением калофонических ирмосов, которые можно отнести к ирмологическому стилю (смотрите: Στάθης. Αναγραμματισμοί. Σ. 45-47).

Авторы калофонических песнопений

Известные мастера калифонического пения (μαΐστορες, от латинского magister) задали высочайший уровень для византийского певческого искусства. Профессор Г. Статис, исследовавший и каталогизировавший большое количество певческих рукописей из собраний монастырей горы Афон, выделил следующих наиболее значимых авторов калофонических песнопений по периодам (смотрите: Στάθης. Χειρόγραφα. Τ. 1. Σ. μθ´): 1) 2-я половине XIII века: Никифор Ифик, Николай Авасиот, Феодор Манугра; 2) 1-я половина XIV века: протопсалт Иоанн Глика, маистор прп. Иоанн Кукузель, протопсалт Ксен Коронис (в ркп. Athen. Bibl. Nat. 2458 он назван лампадарием), Константин Магула, Георгий Панарет, Георгий Контопетрис, Димитрий Докиан, доместик Григорий Гликис, монах Феодул Агиорит (окоол середины XIV века), монах Агафон Коронис (брат Ксена), Мануил Коронис (сын Ксена, середина XIV века); 3) 2-я половина XIV века: Халивур, протоиерей Фардивук, Иоанн Цакнопул, Варфоломей, доместик Лавры, лампадарий Иоанн Клада, Христофор Мистакон; 4) 2-я половина XV века: Марк из монастыря Ксанфопулов, епископ Коринфский, лампадарий Мануил Хрисаф, Иосиф, епископ Мефонский (Иоанн Плусиадин); 5) 1-я половина XVI века: великий ритор Мануил Коринфский (1520 год). Смотрите также списки мелургов в работах: Σωφρόνιος (Εὐστρατιάδης). 1936 год Conomos. Communion Cycle; Καραγκούνης. 2003.

Основные черты калифонического пения

Согласно указаниям в рукописях, калифоническое пение высоко ценилось в палеологовский и поствизантийские периоды (смотрите: Levy. 1976).

Музыковедческий анализ позволяет выявить следующие основные характерные черты калифонического пения 1) Чрезвычайно богатый по приемам изложения мелос с широким амбитусом, поступенным движением мелодии и редкими скачками (главным образом нисходящими); использование высокого регистра и широких нисходящих мелодических последований ценились как придающие мелодии «сладость». К наиболее часто используемым в калофонии формулам относятся вария, параклитики, лигизма, паракалезма, этерон паракалезма, тромикон и стрептон (смотрите в статье Византийская нотация). 2) Изменение формы традиционного текста песнопений с помощью повтора слогов, вставки слогов, образованных с использованием буквы ν (в форме или ), инверсия порядка слов или фраз текста (анаграмматизм, анаподизм), вставка указаний об исполнении (например, λέγε - говори или πάλιν - снова, т. е. повтор). 3) Вставка кратим в местах, значимых с структурной и семантической точки зрения. Так, часто кратима отмечает переход от одного раздела (πούς - стопа) к другому или стоит после кульминации песнопения на значимом слове и является переходом от артикулированного пения к неартикулированному (т. е. от распевания слов к распеванию слогов-вставок), как бы приглашая слушателей к медитации и намекая на апофатический смысл песнопения (т. е. невозможность выразить словами Божественную природу (сущность) и глубину веры, смотрите «Чудесное объяснение «терирем»» Герасима Влаха с Крита, митрополита Филадельфийского (XVII век, в ркп. Hieros. Patr. Anast. 45. Fol. 1-2v, 1719 г.). 4) Использование различных музыкально-риторических средств, таких как палиллогия (секвенция, в калифоническом пении, как правило, нисходящая), эпаналепсис (повтор формул, фраз, разделов), метаволи (модуляция), аподосис (завершение разных разделов песнопения одной и той же формулой), анафора (начало разделов с одной и той же формулы). 5) Все эти элементы складываются в комплексную музыкальную структуру и соединяются с помощью развитой сети каденций. Т. к. большинство каденций несовершенные, они создают ощущение бесконечного мелодического потока. 6) Калофонические произведения предполагают высокий уровень исполнительского мастерства. (Смотрите: Χρύσανθος ἐκ Μαδύτων. 1832. § 419-423; Στάθης. Αναγραμματισμοί. Σ. 68-69, 149-206; Adsuara. 1998; Bartel D. Musica Poetica: Musical-Rhetorical Figures in German Baroque Music. Lincoln; L., 1998; Lingas. 2004. P. 149; Αναστασίου. 2005. Σ. 68-71, 428-438; Idem. 2007. P. 133-134; Μεραλίδου. 2009. Σ. 11-41; Alexandru. 2010; Eadem. 2012). В примере приведен фрагмент (кульминация и переход к кратиме) калофонической стихиры 2-го плагального (6-го) гласа 40 мученикам Севастийским «Терпяще настоящая доблественне» Мануила Хрисанфа по рукописям 1551 года Vlatadon. 46 (Fol. 246v; средневизантийская нотация) и 1-й половина XIX века S. Sepulcri. 731 (Fol. 96v; «экзегезис» хартофилакса Хурмузия Гиамалиса) с нотолинейными транскрипциями.

Нотация, хирономия, музыкальная теория

Новый калофонический репертуар развивался параллельно с расцветом хирономии, искусства управления хором с помощью развитой системы жестов, имеющих как практическое значение (указание ритма, динамики, артикуляции и выразительных средств, а также собственно координация пения хора), так и символические коннотации (например, жест, соответствующий исону, обозначал тайну Святой Троицы и двух природ Христа) (смотрите: Герцман. 1994. С. 317-384). На фресках палеологовского времени профессиональные певцы изображены, как правило, облаченными в роскошные одежды и выполняющими особые жесты хирономии. Музыкально-теоретические трактаты калофонического периода описывают помимо детализации системы осмогласия систематическое расширение средневизантийской нотации большим количеством новых знаков, присоединенных к т. н. большим ипостасям, и содержат различные дидактические стихотворные тексты, раскрывающие искусство исполнения как старого, так и нового репертуара. Эта обогащенная музыкальная симиография ранее называлась кукузелевой нотацией. Однако в последние десятилетия стало ясно, что симиография, использованная в калофонических композициях, представляет следующую фазу полностью развитой средневизантийской нотации. Т. о., ее можно назвать поздней средневизантийской нотацией. Технические и художественные границы калифонического пения и его связь с древним репертуаром описаны помимо пропедевтического текста Пападики в трактатах Псевдо-Дамаскина, иеромонах Гавриила из монастыря Ксанфопулов (1-я половина - середина XV века) и Мануила Хрисафа.

Иеромонах Гавриил призывает исполнителя калофонических обработок: а) определить возможности своего голоса, б) определить амбитус песнопения, которое он собирается исполнить, и в) тренировать голос перед исполнением песнопения, сначала поднимаясь до самого высокого звука песнопения, после этого возвращаясь к 1-му звуку песнопения, а затем, спускаясь еще на ступень, начать произведение с нее, чтобы иметь достаточный объем для исполнения в калофоническом стиле, в т. ч. в высоком регистре (смотрите: Gabriel Hieromonachos. 1985. S. 609-635). Мануил Хрисаф в своем трактате сосредоточился на тесисах (музыкальных формулах), фторах (знаках модуляции) и в целом на искусстве калофонической композиции, подчеркивая значение мимесиса, т. е. творческой имитации древнего репертуара для формирования нового калифонического пения (смотрите: Manuel Chrysaphes. 1985. P. 143-151).

Иллюстрация: 

Аколуфии. 1336 г. (Athen. Bibl. Nat. 2458. Fol. 1). Архив БРЭ.

©Православная энциклопедия

Литература
  • Strunk O. The Byzantine Office at Hagia Sophia // DOP. 1956. Vol. 9/10. P. 112-150
  • Velimirović M. Liturgical Drama in Byzantium and Russia // DOP. 1962. Vol. 16. P. 349-385
  • Williams E. V. John Koukouzeles' Reform of Byzantine Chanting for Great Vespers in the 14th Cent.: Diss. / Yale Univ. New Haven, 1969
  • Levy K. Le «tournant décisif» dans l' histoire de la musique byzantine 1071-1261 // XVe Congrès Intern. d'Études Byzantines: Rapports et Co-Rapports. Athènes, 1976. T. 3: Art et Archéologie. P. 281-288
  • Станчев К., Тончева Е. Блгарските песнопения във византийските аколутии // Музикознание. София, 1978. № 2. С. 39-70
Статью разместил(а)

Артёмов Александр Юрьевич

редактор

Приглашаем историков внести свой вклад в Энциклопедию!

Наши проекты