КАЛЕНДА́РНЫЙ ФОЛЬКЛО́Р

0 комментариев

КАЛЕНДАРНЫЙ ФОЛЬКЛОР - часть обрядового фольклора.

Тра­ди­ци­он­но функ­цио­ни­ру­ет в кален­дар­ных об­ря­дах­, ча­стич­но ис­поль­зу­ет­ся вне об­ря­дов (в бы­ту). У сла­вян и др. на­ро­дов Ев­ро­пы свя­зан с народным аг­рар­ным ка­лен­да­рём (се­зон­ные ра­бо­ты и при­уро­чен­ные к ним празд­ни­ки), ко­то­рый в зна­чительной ме­ре со­от­не­сён с цер­ков­ным.

Русский календарный фольклор ге­не­ти­че­ски свя­зан с фольк­ло­ром др. славянских на­ро­дов. Его древ­ней­ший пласт - ка­лен­дар­ные пес­ни. На Свя­т­ки пе­лись ко­ляд­ки (по­здрав­ле­ния с Но­вым го­дом и Ро­ж­де­ст­вом Хри­сто­вым), под­блюд­ные пес­ни (со­про­во­ж­да­ли об­ряд га­да­ния), иг­ро­вые пес­ни (со­про­во­ж­да­ли хо­ро­во­ды, иг­ры и пля­ски ря­же­ных), на Мас­ле­ни­цу - пес­ни встре­чи и про­во­дов Мас­ле­ни­цы, иг­ро­вые, шу­точ­ные, ли­ри­че­ские. Ве­сен­ние пес­ни: при­зы­ва вес­ны (за­клич­ки, веш­ние;), егорь­ев­ские (юрь­ев­ские; пе­лись на Юрь­ев день), во­ло­чеб­ные (по­здрав­ле­ния с вес­ной и Пас­хой); се­ми­цкие (Се­мик - 7-я не­де­ля вес­ны) и тро­иц­кие (пе­лись на Трои­цын день, за­вер­шав­ший Се­мик; те и дру­гие свя­за­ны с га­да­ни­ем на вен­ках, по­кло­нени­ем бе­рё­зе, кум­ле­ни­ем), ру­саль­ные (свя­за­ны с ру­саль­ной об­ряд­но­стью;). Лет­не-осен­ние пес­ни: ку­паль­ские (на Ива­нов день, или Ива­на Ку­па­лу), по­кос­ные, жнив­ные (смотрите так­же За­жин­ки, До­жин­ки). Осо­бен­но мно­го за­пи­са­но пе­сен ве­сен­не­го цик­ла.

Наи­бо­лее бо­га­ты ка­лен­дар­ны­ми пес­ня­ми зем­ли Се­ве­ро-За­па­да Рос­сии, гра­ни­ча­щие с Бе­ло­рус­си­ей и Ук­раи­ной. До конца XX века весь го­до­вой пе­сен­ный цикл со­хра­нял­ся в Брян­ской, Смо­лен­ской об­лас­тях и час­ти рай­онов Псков­ской области. Здесь же, а так­же в кур­ско-бел­го­род­ской тра­ди­ции южного ре­гио­на Рос­сии со­хра­ни­лись сти­ле­вые при­зна­ки пе­сен ран­не­го, об­ще­го восточно-славянского ти­па. В не­ко­то­рых пес­нях, со­про­во­ж­дав­ших­ся об­ря­до­вы­ми дей­ст­вия­ми, со­хра­ни­лись на­пе­вы ти­па за­кли­на­ний (например, в ве­сен­них за­клич­ках, ку­паль­ских пес­нях), для наи­бо­лее ар­ха­ич­ных пе­сен ха­рак­тер­ны ма­ло­сту­пен­ные зву­ко­ря­ды, от­то­чен­ные рит­мические и ин­то­национные фор­му­лы (встре­ча­ют­ся т. н. фор­муль­ные на­пе­вы), за­ви­си­мость музыкальной рит­ми­ки от рит­ми­ки сти­ха (сил­ла­бический стих с по­сто­ян­ны­ми це­зу­ра­ми), пре­об­ла­да­ние мно­го­го­ло­сия ге­те­ро­фон­но­го ти­па. Ус­той­чи­во­стью пе­сен­ных ти­пов от­ли­ча­ют­ся мас­ле­нич­ные об­ря­до­вые пес­ни. Для под­блюд­ных пе­сен ха­рак­тер­но рас­пе­ва­ние многих тек­стов на один на­пев [са­мая из­вест­ная пес­ня - «Сла­ва!» («Ка­ти­ло­ся зер­но по бар­ха­ту...»), из­дан­ная в «Со­б­ра­нии рус­ских на­род­ных пе­сен с их го­ло­са­ми» Н. А. Льво­ва - И. Пра­ча, 1790 год; в чис­ле 6 свя­точ­ных пе­сен - пер­вая пуб­ли­ка­ция ка­лен­дар­ной пес­ни с на­пе­вом].

Для брян­ских ве­сен­них и лет­них пе­сен спе­ци­фич­ны воз­гла­сы при­зыв­но­го ха­рак­те­ра («гу­ка́­нья»), свя­зан­ные с из­на­чаль­но ма­гической функ­ци­ей этих пе­сен. Во всех ва­ри­ан­тах, за­пи­сан­ных на эт­нических тер­ри­то­рии рус­ских и у др. восточных сла­вян, со­хра­ня­ет свой рит­мический тип ве­сен­няя хо­ро­вод­ная «А мы про­со сея­ли» (смотрите Плясовые песни). Ка­лен­дар­ные пес­ни так­же час­тич­но со­хра­нились на Русском Се­ве­ре (ко­ляд­ки - «ви­но­гра­дья»), в центральных рай­онах Рос­сии (коляд­ки - «ов­се­ни»; под­блюд­ные, тро­иц­кие), По­вол­жье (ко­ляд­ки - «ав­се­ни», «тау­се­ни»; ве­сен­ние об­ря­до­вые хо­ро­во­ды, тро­иц­кие пес­ни; в Ни­же­го­род­ской и Пен­зен­ской об­лас­тях - празд­ник про­во­дов вес­ны «По­хо­ро­ны Ко­ст­ро­мы»), в Пре­ду­ра­лье («тау­се­ни», тро­иц­кие), на Среднем Ура­ле (ко­ляд­ки, свя­точ­ные иг­ры).

В календарном фольклоре сло­жил­ся круг по­сло­виц («При­дёт По­кров - дев­ке го­ло­ву по­кро­ет»; име­ет­ся в ви­ду осен­ний пе­риод сва­деб, при­уро­чен­ный ко дню По­кро­ва Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы), при­мет («Ко­ли на святого Фе­до­та на ду­бу ма­куш­ка с опуш­кой, бу­дешь ме­рить овёс ка­душ­кой»), со­ве­тов («"Кор­ми ме­ня до Ива­на, сде­лаю из те­бя па­на", - го­во­рит пче­ла»), за­пре­тов («На Бла­го­ве­ще­ние пти­ца гнез­да не вьёт, де­ви­ца ко­сы не пле­тёт»). К сло­вес­ным жан­рам календарного фольклора от­но­сят­ся так­же не­ко­то­рые при­чи­та­ния, га­да­ния, за­го­во­ры, бы­лич­ки, за­гад­ки.

Издания:

Пес­ни, со­б­ран­ные П. В. Ки­ре­ев­ским. Но­вая се­рия. [М.], 1911. Вып. 1;

На­род­ные пес­ни Кур­ской об­лас­ти / Сост. А. В. Руд­не­ва. М., 1957;

На­род­ные пес­ни Брян­ской об­лас­ти / Сост. К. Г. Сви­то­ва. М., 1966;

По­эзия кре­сть­ян­ских празд­ни­ков / Вступ. ст., сост., под­гот. тек­ста и прим. И. И. Зем­цов­ско­го. Л., 1970;

Рус­ская на­род­ная по­эзия: Об­ря­до­вая по­эзия / Сост. и под­гот. тек­ста К. Чис­то­ва, Б. Чис­то­вой; вступ. ст., пре­дисл. к раз­де­лам и ком­мент. К. Чис­то­ва. Л., 1984;

Ве­ли­ко­русс в сво­их пес­нях, об­ря­дах, обы­ча­ях, ве­ро­ва­ни­ях, сказ­ках, ле­ген­дах: Ма­те­риа­лы, со­б­ран­ные и при­ве­ден­ные в по­ря­док П. В. Шей­ном. М., 1989;

Пес­ни Псков­ской зем­ли. Л., 1989. Вып. 1: Ка­лен­дар­но-об­ря­до­вые пес­ни / Сост. А. М. Мех­не­цов; Круг­лый год: Рус­ский зем­ле­дель­че­ский ка­лен­дарь / Сост., вступ. ст. и прим. А. Ф. Не­кры­ло­вой. М., 1991;

Об­ря­до­вая по­эзия. М., 1997. Кн. 1: Ка­лен­дар­ный фольк­лор / Сост., вступ. ст., под­гот. тек­стов и ком­мент. Ю. Г. Круг­ло­ва.

© Большая Российская Энциклопедия (БРЭ)

Литература
  • Чи­че­ров В. И. Зим­ний пе­ри­од рус­ско­го зем­ле­дель­че­ско­го ка­лен­да­ря ХVI–ХIХ вв. (Очер­ки по ис­то­рии на­род­ных ве­ро­ва­ний). М., 1957
  • Го­шов­ский В. У ис­то­ков на­род­ной му­зы­ки сла­вян. М., 1971
  • Зем­цов­ский И. Ме­ло­ди­ка ка­лен­дар­ных пе­сен. Л., 1975
  • Со­ко­ло­ва В. К. Ве­сен­не-лет­ние ка­лен­дар­ные об­ря­ды рус­ских, ук­ра­ин­цев и бе­ло­ру­сов, ХIХ – на­ча­ло ХХ в. М., 1979
  • Ви­но­гра­до­ва Л. Н. Зим­няя ка­лен­дар­ная по­эзия за­пад­ных и вос­точ­ных сла­вян: Ге­не­зис и ти­по­ло­гия ко­ля­до­ва­ния. М., 1982
  • Пропп В. Я. Рус­ские аг­рар­ные празд­ни­ки. 2-е изд. СПб., 1995
Статью разместил(а)

Артёмов Александр Юрьевич

редактор

Приглашаем историков внести свой вклад в Энциклопедию!

Наши проекты