КАББАЛА́

0 комментариев

КАББАЛА - в иу­да­из­ме эзо­те­ри­че­ская тра­ди­ция с вы­ра­жен­ны­ми эле­мен­та­ми мис­ти­ки, тео­со­фии, те­ур­гии и ма­гии.

Для каббалы ха­рак­тер­ны со­зер­ца­ние, раз­мыш­ле­ние, мо­лит­ва, стрем­ле­ние по­стиг­нуть скры­тый, «ис­тин­ный» смысл То­ры и др. свя­щен­ных книг, за­клю­чаю­щих, по мне­нию каб­ба­ли­стов, сим­во­лическое опи­са­ние Бо­га и про­цес­сов, про­ис­хо­дя­щих в Бо­же­ст­вен­ном ми­ре. Тер­мин «каббала» упот­реб­лял­ся в Тал­му­де для обо­зна­че­ния час­тей Свя­щен­но­го Пи­са­ния, не вхо­дя­щих в Пя­ти­кни­жие, а в эпо­ху по­сле соз­да­ния Тал­му­да (V век н. э.) - Уст­но­го За­ко­на. Лишь с XII века «каббалой» ста­ли име­но­вать тай­ное уче­ние (еврейский - то­рат асод), имею­щее пре­емственную связь с бо­лее ран­ней еврейской мис­ти­кой.

Од­ним из ис­точ­ни­ков каббалы яв­ля­ет­ся ран­няя еврейская ми­стическая литература, сло­жив­шая­ся в I-III веках н. э. в Стра­не Из­раи­ля и Ва­ви­ло­нии на ос­но­ве ин­тер­пре­та­ций 1-й главе кни­ги Бы­тие - ма­асе бре­шит («де­ло Тво­ре­ния») и 1-й главе Кни­ги про­ро­ка Ие­зе­кии­ля - ма­асе мер­ка­ва («де­ло Ко­лес­ни­цы»), или сиф­рут аэха­лот («ли­те­ра­ту­ра чер­то­гов»). Центральная те­ма «ли­те­ра­ту­ры чер­то­гов» - об­ра­зы Бо­га, вос­се­даю­ще­го на не­бес­ном пре­сто­ле, в ви­де­ни­ях мис­ти­ков. Каббала унас­ле­до­ва­ла спе­ци­фическую тер­ми­но­ло­гию этой литературы. Др. важ­ней­шим ис­точ­ни­ком каббалы счи­та­ет­ся не­боль­шое псев­до­эпи­гра­фи­че­ское про­из­ве­де­ние «Сэ­фер йе­ци­ра» («Кни­га Тво­ре­ния»; на­пи­са­на ме­ж­ду II и VI веками), от­но­ся­щее­ся к литературе «де­ла Тво­ре­ния». Главная те­ма это­го тек­ста - опи­са­ние про­цес­са со­тво­ре­ния ми­ра по­сред­ст­вом 32 эле­мен­тов ми­ро­зда­ния: 22 букв ив­рит­ско­го ал­фа­ви­та и 10 пер­во­чи­сел (сфи­рот). По­ня­тие «сфи­ра» (ед. ч. от «сфи­рот») ста­ло впо­след­ст­вии од­ним из основных по­ня­тий каббалы, на­де­лив­шей его но­вым смыс­лом: 10 сфи­рот при­об­ре­ли зна­че­ние ипо­ста­сей со­кро­вен­но­го Бо­га, ка­ж­дая из ко­то­рых на­де­ле­на спе­ци­фическими ка­че­ст­ва­ми.

Фор­ми­ро­ва­нию каббалы пред­ше­ст­во­ва­ло по­яв­ле­ние в XII веке на се­ве­ре Фран­ции и юге Гер­ма­нии еврейского эзо­те­ри­че­ско­го уче­ния Ха­си­дей Аш­ке­наз (не­мец­кий ха­си­дизм). Немецкие ха­си­ды про­по­ве­до­ва­ли ас­ке­тизм, рав­но­ду­шие к зем­ным бла­гам и сми­ре­ние, под­чёр­ки­ва­ли зна­че­ние осо­бой ду­шев­ной на­стро­ен­но­сти в мо­лит­ве (ка­ва­на). В со­зер­цае­мом ими тай­ном об­ра­зе хе­ру­ви­мов и вос­се­даю­щей на них Сла­вы Бо­жи­ей ус­мат­ри­ва­лось про­яв­ле­ние скры­то­го, транс­цен­дент­но­го Бо­же­ст­ва. Ха­си­дей Аш­ке­наз по­влия­ло на со­з­да­ние т. н. прак­ти­че­ской каббалы и экс­та­тического на­прав­ле­ния в еврейской мис­ти­ке.

На фор­ми­ро­ва­ние каббалы ока­за­ли влия­ние гно­сти­цизм и не­оп­ла­то­низм. Так, па­рал­ле­ли с гно­стическими уче­ния­ми об­на­ру­жи­ва­ет мис­ти­ка Бо­же­ст­вен­ной ко­лес­ни­цы, а так­же оп­ре­де­лён­ный дуа­лизм в пред­став­ле­нии о Бо­же­ст­ве и по­ни­ма­ние зла как са­мо­сто­ятельной сущ­но­сти, об­ра­зую­щей мир, ко­то­рый яв­ля­ет­ся от­ри­ца­тель­ным от­ра­же­ни­ем Бо­же­ст­вен­но­го ми­ра. Не­оп­ла­то­ническая идея эма­на­ции при­об­ре­ла в каббале фор­му уче­ния о про­ис­хо­ж­де­нии ря­да Бо­жест­вен­ных сущ­но­стей - 10 сфи­рот - из бес­ко­неч­ной не­ог­ра­ни­чен­ной Бо­же­ст­вен­ной суб­стан­ции (эйн-соф). Од­на­ко ес­ли нео­п­ла­то­ническая эма­на­ция яв­ля­ет­ся не­про­из­воль­ным про­цес­сом, то, со­глас­но каббале, в ней при­сут­ст­ву­ет во­ле­вое дей­ст­вие Бо­га.

Пер­вым со­чи­не­ни­ем, со­дер­жа­щим от­чёт­ли­во вы­ра­жен­ные каб­ба­ли­стические эле­мен­ты, счи­та­ет­ся «Сэ­фер аба­ир» («Кни­га бле­ска»), ко­то­рая бы­ла со­став­ле­на из бо­лее древ­не­го ма­те­риа­ла не ра­нее XII века. Это псев­до­эпи­гра­фи­че­ское про­из­ве­де­ние, при­пи­сы­вае­мое ав­то­ру 2-й половины I века, со­сто­ит из не­боль­ших ком­мен­та­ри­ев к Пя­ти­кни­жию, со­про­во­ж­дае­мых прит­ча­ми, а так­же от­рыв­ков из книги «Сэ­фер йе­ци­ра» и мид­ра­шей. В «Сэ­фер аба­ир» опи­сы­ва­ют­ся 10 Бо­же­ст­вен­ных из­ре­че­ний, ко­то­ры­ми был со­тво­рён мир. Пер­вым каб­ба­ли­стом (в собственном смыс­ле сло­ва), по­вли­яв­шим на даль­ней­шее раз­ви­тие этой тра­ди­ции, счи­та­ет­ся Иц­хак Сле­пой (1165?-1235 годы) из Нар­бо­ны (Южная Фран­ция), пе­ру ко­то­ро­го при­над­ле­жит каб­ба­ли­стический ком­мен­та­рий к «Сэ­фер йе­ци­ра». Он и каб­ба­ли­сты его кру­га го­во­рят о каббале в це­лом и о сис­те­ме сфи­рот в ча­ст­но­сти не как о чём-то но­вом, тре­бую­щем оп­ре­де­ле­ния, а как о чём-то извест­ном из­на­чаль­но. В то же вре­мя в Про­ван­се (Юго-Восточная Фран­ция) по­яви­лась груп­па каб­ба­ли­стических со­чи­не­ний, са­мым зна­чи­тель­ным из ко­то­рых яв­ля­ет­ся «Сэ­фер аийун» («Кни­га со­зер­ца­ния»). Важ­ней­ши­ми для это­го кру­га тек­стов бы­ли идеи пред­веч­ной тьмы (бес­ко­неч­но­го эйн-соф) и эма­на­ции све­та, Бо­же­ст­вен­но­го име­ни, а так­же лин­гвис­тическая кон­цеп­ция со­тво­ре­ния ми­ра и мис­ти­ка мо­лит­вы.

В начале XIII века из Южной Фран­ции каббала про­ник­ла в Ка­та­ло­нию (то­гда хри­сти­ан­скую часть Ис­па­нии). В 1230-1260-е годы в Же­ро­не су­ще­ст­во­ва­ла шко­ла каббалы, вид­ным пред­ста­ви­те­лем ко­то­рой был Аз­ри­эль из Же­ро­ны. Ему при­над­ле­жат мно­го­численные со­чи­не­ния, в т. ч. о 10 сфи­рот и тал­му­дических ле­ген­дах. С этой шко­лой свя­за­но так­же имя круп­ней­ше­го испанского рав­ви­на и каб­ба­ли­ста На­хма­ни­да. В Же­ро­не, ве­ро­ят­но, бы­ла на­пи­са­на «Сэ­фер атму­на» («Кни­га об­раза») - ано­ним­ное со­чи­не­ние, по­свя­щён­ное со­тво­ре­нию и струк­ту­ре ми­ра. Со­глас­но этой кни­ге, ми­ро­вой про­цесс ана­ло­ги­чен зем­ле­дельческому про­цес­су в Древ­нем Из­раи­ле: как в зем­ле­де­лии че­рез ка­ж­дые 7 лет на­сту­па­ет но­вый цикл, а че­рез ка­ж­дые 49 лет - юби­лей­ный год, так и мир соз­да­ёт­ся за­но­во ка­ж­дые 7 тыс. лет, при­чём ка­ж­дый раз под влия­ни­ем од­ной из се­ми ниж­них сфи­рот, а по про­ше­ст­вии 49 тыс. лет на­сту­па­ет юби­лей­ное ты­ся­че­ле­тие, ко­гда всё су­щее ис­че­за­ет, а ниж­ние сфи­рот воз­вра­ща­ют­ся к сво­ему ис­точ­ни­ку - треть­ей сфи­ре би­на (ра­зум).

В середине XIII века в Кас­ти­лии в уче­нии каббалы воз­ник­ло гно­стическое на­прав­ле­ние т. н. ле­во­го стол­па (братья Яа­ков и Иц­хак Ко­эны), со­глас­но ко­то­ро­му су­ще­ст­ву­ет сис­те­ма эма­на­ций зла, по сво­ей струк­ту­ре ана­ло­гич­ная Бо­же­ст­вен­ным эма­на­ци­ям. Эта груп­па каб­ба­ли­стов осо­бое вни­ма­ние уде­ля­ла де­мо­но­ло­гии; в их уче­нии впер­вые поя­ви­лись сек­су­аль­ные мо­ти­вы, впо­след­ст­вии за­няв­шие в каббале важ­ное ме­сто. В 1250-1260-е годы в Ис­па­нии воз­ник­ла шко­ла экс­та­ти­че­ской, или про­ро­че­ской, каббалы. Сто­рон­ни­ки это­го на­прав­ле­ния стре­ми­лись дос­тиг­нуть религиозного экс­та­за и со­стоя­ния про­ро­че­ст­ва пу­тём уг­луб­лён­но­го изу­че­ния, по­вто­ре­ния и ком­би­ни­ро­ва­ния букв имён Бо­га. Глав­ным пред­ста­ви­те­лем этой шко­лы был А. Абу­ла­фия, про­из­ве­де­ния ко­то­ро­го от­вер­га­лись многие каб­ба­ли­ста­ми, ви­дев­ши­ми в них уг­ро­зу тра­диционной мо­лит­ве. Осо­бое на­прав­ле­ние пред­став­ле­но Иц­ха­ком бен Ав­раа­мом Ибн Ла­ти­фом (1210-1280 годы), пы­тав­шим­ся син­те­зи­ро­вать идеи каббалы и фи­ло­со­фию, ко­то­рые, по его мне­нию, об­ре­та­ют смысл лишь в еди­ной сис­те­ме.

Конец XIII - начало XIV века яв­ля­ют­ся рас­цве­том каббалы: в это вре­мя бы­ло на­пи­са­но наи­бо­лее важ­ное каб­ба­ли­стическое сочинение «Сэ­фер азо­гар» («Кни­га сия­ния»), став­шее для каб­ба­ли­стов од­ной из свя­щен­ных книг на­ря­ду с Та­на­хом и Тал­му­дом. Тра­ди­ци­он­но ав­то­ром «Зо­га­ра» счи­та­ет­ся рав­вин Бар Йо­хай Ши­мон (II век), од­на­ко в под­лин­но­сти его ав­тор­ст­ва воз­ник­ло со­мне­ние уже вско­ре по­сле по­яв­ле­ния кни­ги. Дол­гое вре­мя ав­то­ром основной час­ти «Зо­га­ра» при­зна­вал­ся кас­тиль­ский каб­ба­лист Мо­ше де Ле­он (умер 1305 год). Современные ис­сле­до­ва­те­ли ви­дят в кни­ге ре­зуль­тат ра­бо­ты че­ты­рёх по­ко­ле­ний ав­то­ров, соз­да­вав­ших её в 1270-1310-х годах и ис­поль­зо­вав­ших при этом бо­лее ран­ние тек­сты. С литературной точ­ки зре­ния «Зо­гар» пред­став­ля­ет со­б­ра­ние мид­ра­шей, ча­ще все­го каб­ба­ли­стического ха­рак­те­ра, объ­еди­нён­ных об­щей фа­бу­лой: ге­рои «Зо­га­ра» - Бар Йо­хай Ши­мон, его сын Эла­зар и его уче­ни­ки - стран­ст­ву­ют по Стра­не Из­раи­ля. Во вре­мя этих стран­ст­вий они са­ми, а так­же встре­чаю­щие­ся на их пу­ти пер­со­на­жи рас­ска­зы­ва­ют мид­ра­ши каб­ба­ли­стического со­дер­жа­ния о по­зна­нии тайн Бо­же­ст­ва. Со­глас­но «Зо­га­ру», биб­лей­ское по­ве­ст­во­ва­ние нель­зя по­ни­мать ни бу­к­валь­но, ни ал­ле­го­ри­че­ски - оно есть не что иное, как сим­во­лическое опи­са­ние про­цес­сов, про­ис­хо­дя­щих в ми­ре сфи­рот.

Основным те­зи­сом «Зо­га­ра», как и всей каббалы, яв­ля­ет­ся по­ло­же­ние, что ма­те­ри­аль­ный мир - это лишь ви­ди­мый ас­пект выс­шей, ду­хов­ной, не­зри­мой ре­аль­но­сти, од­но­вре­мен­но сим­вол и часть этой ре­аль­но­сти, не­дос­туп­ной фи­зическому вос­при­ятию, но час­тич­но рас­кры­ваю­щей­ся по­свя­щён­ным в тай­ны эзо­те­рической муд­ро­сти. Каббала ут­вер­жда­ет един­ст­во со­кро­вен­но­го и ви­ди­мо­го ми­ров: лю­бое яв­ле­ние в низ­шем ми­ре свя­за­но с про­цес­са­ми в выс­шем. Глав­ным сим­во­лом это­го со­от­вет­ст­вия яв­ля­ет­ся че­ло­век, в ко­то­ром Тво­рец со­еди­нил все тай­ны обо­их ми­ров. Од­на из основных идей каббалы -спо­соб­ность выс­ше­го и низ­ше­го ми­ров вли­ять друг на дру­га. Ка­ж­дое со­бы­тие в низ­шем ми­ре вы­зы­ва­ет со­от­вет­ст­вую­щее из­ме­не­ние в выс­ших сфе­рах. По­это­му че­ло­век яв­ля­ет­ся ак­тив­ным со­труд­ни­ком Бо­га, со­уча­ст­ни­ком тво­ре­ния. Ру­ко­во­дством че­ло­ве­ку в этом со­труд­ни­че­ст­ве слу­жит То­ра, в ко­то­рой каб­ба­ли­сты ус­мат­ри­ва­ют как бы шиф­рованное опи­са­ние ди­на­ми­ки внут­рен­ней Бо­же­ст­вен­ной жиз­ни, ле­жа­щей в ос­но­ве тво­ре­ния. Каббала стре­мит­ся рас­шиф­ро­вать со­кро­вен­ный смысл Свя­щен­но­го Пи­са­ния. Че­ло­ве­че­ский ум не мо­жет про­ник­нуть в глу­бо­чай­шую тай­ну транс­цен­дент­но­го Бо­же­ст­ва, но мо­жет по­стичь «об­ла­че­ния» (лэ­ву­шим) Бо­же­ст­ва - Его про­яв­ле­ния в ка­че­ст­ве жи­во­го Бо­га ре­ли­гии в бы­тии, тво­ре­нии и от­кро­ве­нии. Эти «об­ла­че­ния», по су­ще­ст­ву, яв­ля­ют­ся эма­на­ция­ми Бо­же­ст­ва, про­яв­ле­ния­ми Его со­кро­вен­ной сущ­но­сти и од­но­вре­мен­но «ка­на­ла­ми» (ци­но­рот), по ко­то­рым Бо­же­ст­вен­ное влия­ние про­ни­ка­ет во все ми­ры и дей­ст­ву­ет в них. Стоя­щее вы­ше вся­ко­го оп­ре­де­ле­ния Бо­жест­во об­ре­та­ет оп­ре­де­лён­ность в 10 сфи­рот, ре­пре­зен­ти­рую­щих Его ат­ри­бу­ты. Со­во­куп­ность сфи­рот об­ра­зу­ет кос­ми­чес­кое те­ло пер­во­че­ло­ве­ка (адам кад­мон), в ко­то­ром за­клю­че­ны все по­тен­ции ми­ро­во­го бы­тия.

По­ря­док Бо­же­ст­вен­ной эма­на­ции, эле­мен­ты ко­то­рой обыч­но на­зы­ва­ют­ся сфи­рот, та­ков: 1) ке­тер элйон (выс­ший ве­нец Бо­га); 2) хох­ма (муд­рость), пер­вое ре­аль­ное про­яв­ле­ние эйн-соф, со­дер­жа­щее иде­аль­ный план всех ми­ров; 3) би­на (ра­зум), т. е. Бо­же­ст­вен­ный ра­зум, в ко­то­ром со­кро­вен­ный про­об­раз об­ре­та­ет кон­крет­ность и фор­му; 4) хе­сед (лю­бовь, или ми­ло­сер­дие Бо­га); 5) гву­ра (си­ла), или дин (суд), - ис­точ­ник Бо­жие­го су­да и ка­ры; 6) ра­ха­мим (со­стра­да­ние), или ти­фе­рет (кра­со­та Бо­га), - эта сфи­ра яв­ля­ет­ся по­сред­ни­ком ме­ж­ду дву­мя пре­ды­ду­щи­ми, вно­ся в мир гар­мо­нию и со­гла­сие; 7) не­цах (веч­ность Бо­га); 8) ход (ве­ли­чие Бо­га); 9) йе­сод (ос­но­ва всех дей­ст­вую­щих сил в Бо­ге); 10) мал­хут (цар­ст­во Бо­га) - вос­при­ни­маю­щая, «жен­ская» по­тен­ция, че­рез ко­то­рую Бо­же­ст­вен­ный по­ток пе­ре­да­ёт­ся низ­шим ми­рам. Эта сфи­ра ото­жде­ст­в­ля­ет­ся в «Зо­га­ре» с Кне­сет-Ис­ра­эль, мис­тическим про­об­ра­зом об­щи­ны Из­раи­ля, или со Шхи­ной, Бо­же­ст­вен­ным при­сут­ст­ви­ем в ми­ре.

Взаи­мо­от­но­ше­ния ме­ж­ду сфи­рот, их раз­де­ле­ние и со­еди­не­ние пред­став­ля­ют, со­глас­но каббале, тай­ну внут­рен­ней жиз­ни и един­ст­ва Бо­га, а так­же кос­мической гар­мо­нии и един­ст­ва ме­ж­ду выс­шим и низ­шим ми­ра­ми. Судь­ба низ­ше­го ми­ра от­ра­жа­ет ди­на­ми­ку сфи­рот: мир и доб­ро обу­слов­ле­ны влия­ни­ем сфи­ры хе­сед, вой­на и го­лод - сфи­ры гву­ра. Но и су­ще­ст­во­ва­ние сфи­рот, в свою оче­редь, ис­пы­ты­ва­ет влия­ние че­ло­ве­че­ских по­ступ­ков: ум­но­же­ние гре­ха ве­дёт к из­гна­нию Шхи­ны, с ней в из­гна­ние ухо­дит и на­род Из­раи­ля; до­б­рые де­ла - мо­лит­ва и ис­пол­не­ние за­по­ве­дей (миц­вот) - при­бли­жа­ют воз­вра­ще­ние Шхи­ны из из­гна­ния.

Ор­га­ны че­ло­ве­че­ско­го те­ла со­от­вет­ст­ву­ют 10 сфи­рот. Че­ло­век дол­жен обес­пе­чить гос­под­ство выс­ших сфи­рот над низ­ши­ми, что­бы дос­тичь об­ще­ния с Бо­гом. Пер­во­на­чаль­ная гар­мо­ния Бо­га, че­ло­ве­ка и ми­ра бы­ла на­ру­ше­на гре­хо­па­де­ни­ем Ада­ма, ко­то­рое при­нес­ло в мир смерть и зло. По­сле смер­ти че­ло­ве­ка его ду­ша, со­глас­но «Зо­га­ру», под­вер­га­ет­ся су­ду и на­прав­ля­ет­ся в ад, рай или же пе­ре­во­пло­ща­ет­ся. По­сле по­яв­ле­ния «Зо­га­ра» уче­ние о пе­ре­се­ле­нии душ (гил­гул) ста­ло од­ной из основных док­трин каб­ба­лы.

Каб­ба­ли­стическое твор­че­ст­во в Ис­па­нии про­дол­жа­лось в XIV-XV веках. Од­но из на­прав­ле­ний это­го пе­рио­да пред­став­ле­но уче­ни­ка­ми Шло­мо Ад­ре­та, ис­сле­до­вав­ши­ми тай­ный смысл каб­ба­ли­стических ком­мен­та­ри­ев На­хма­ни­да к То­ре. Основная те­ма «Сэ­фер ап­лия» («Уди­ви­тель­ная кни­га»; XIV век) - мис­тический смысл за­по­ве­дей. К началу XV века ис­сле­до­ва­ния по каббале про­ник­ли в Ита­лию, где они но­си­ли главным образом ком­пи­ля­тив­ный ха­рак­тер.

По­сле из­гна­ния ев­ре­ев из Ис­па­нии (1492 год) груп­пы каб­ба­ли­стов поя­ви­лись в Стра­не Из­раи­ля (пре­имущественно в Ие­ру­са­ли­ме), в Поль­ше, Ма­лой Азии, Северной Аф­ри­ке и др. В каббале скла­ды­ва­ют­ся два основных на­прав­ле­ния: «клас­си­че­ское», раз­ви­ваю­щее и сис­те­ма­ти­зи­рую­щее тео­рии испанской каббалы, и но­вое, воз­ник­шее в Цфа­те (Верх­няя Га­ли­лея). Сре­ди пред­ста­ви­те­лей цфат­ской каббалы - М. Кор­до­ве­ро, Ш. Ал­ка­бец, И. Ка­ро, И. Лу­рия. Уче­ние Кор­до­ве­ро яв­ля­ет­ся един­ст­вен­ной в ис­то­рии каббалы по­пыт­кой её де­ми­фо­ло­ги­за­ции и под­ве­де­ния под неё фи­лософской ба­зы. Од­на из ос­нов­ных про­блем, ко­то­рые ре­шал Кор­до­ве­ро, - диа­лек­ти­ка един­ст­ва и мно­же­ст­ва, пе­ре­хо­да от скры­то­го Бо­га к сфи­рот - слож­но­му, хо­тя и Бо­же­ст­вен­но­му, мно­же­ст­ву. Уче­ние Кор­до­ве­ро не по­лу­чи­ло боль­шо­го рас­про­стра­не­ния главным образом из-за по­яв­ле­ния уче­ния Лу­рии.

В ос­но­ве лу­ри­ан­ской каббалы ле­жа­ли мо­ти­вы кос­мической ка­та­ст­ро­фы («раз­бие­ние со­су­дов») и не­об­хо­ди­мо­сти пре­одо­ле­ния её по­след­ст­вий («ис­прав­ле­ние»), ко­то­рые пе­ре­кли­ка­лись с пред­став­ле­ния­ми со­вре­мен­ни­ков Лу­рии о судь­бе еврейского на­ро­да - его из­гна­нии (га­лут). В лу­ри­ан­ской каббале со­тво­ре­ние ми­ра - основная те­ма каббалы пред­ше­ст­вую­ще­го вре­ме­ни - ус­ту­пи­ло ме­сто эс­ха­то­ло­гической те­ме вос­ста­нов­ле­ния по­шат­нув­ше­го­ся по­ряд­ка ми­ро­зда­ния. Че­ло­век, ис­пол­няя ре­лигиозные пред­пи­са­ния, ста­но­вит­ся ак­тив­ным и не­за­ме­ни­мым уча­ст­ни­ком про­цес­са вос­ста­нов­ле­ния кос­мической гар­мо­нии. Т. о., га­лут - это не толь­ко на­ка­за­ние и ис­пы­та­ние, но и мис­сия, по­ру­чен­ная Из­раи­лю. Ох­ва­ты­вая все сто­ро­ны жиз­ни, лу­ри­ан­ская каббала вы­шла за рам­ки чис­то спе­ку­ля­тив­но­го уче­ния. Не слу­чай­но имен­но в этот пе­ри­од каббала, яв­ляв­шая­ся до тех пор дос­тоя­ни­ем эли­ты, про­ник­ла в ши­ро­кие кру­ги еврейского на­ро­да. Лу­ри­ан­ская каббала ока­за­ла ог­ром­ное влия­ние на еврейские ми­стические уче­ния и дви­же­ния в по­сле­дую­щее вре­мя, пре­ж­де все­го на саб­ба­ти­ан­ст­во и ха­си­дизм.

Каб­ба­ли­стические цен­тры в Поль­ше пре­кра­ти­ли су­ще­ст­во­ва­ние с на­ча­лом 2-й ми­ро­вой вой­ны. В Северной Аф­ри­ке и Йе­ме­не каббала изу­ча­лась вплоть до соз­да­ния Государства Из­ра­иль и на­ча­ла мас­со­вой эмиг­ра­ции ев­ре­ев из этих стран. Каб­ба­ли­стические шко­лы дей­ст­ву­ют в современном Из­раи­ле.

На­ря­ду с каббалой как спе­ку­ля­тив­ным уче­ни­ем су­ще­ст­ву­ет прак­ти­че­ская каббала, ис­поль­зую­щая ма­гические прак­ти­ки с це­лью воз­дей­ст­вия на выс­шие ми­ры. Это до­сти­га­ет­ся с по­мо­щью пре­ж­де все­го со­сре­до­то­чен­но­го со­зер­ца­ния имён Бо­га для по­сти­же­ния их тай­но­го смыс­ла, осо­бых мо­литв, сло­вес­ных и бу­к­вен­ных фор­мул и аму­ле­тов. Прак­ти­че­ская каббала упо­ми­на­ет­ся в различных каб­ба­ли­стических тек­стах, в ча­ст­но­сти в «Зо­га­ре», хо­тя су­ще­ст­во­ва­ла за­дол­го до по­яв­ле­ния каб­ба­ли­стического уче­ния и, ве­ро­ят­но, бы­ла из­вест­на уже ва­ви­лон­ским гао­нам (ру­ко­во­ди­те­лям школ).

Не­смот­ря на спе­ци­фи­че­ски ев­рей­ский ха­рак­тер каббалы, её влия­ние вы­шло за пре­де­лы иу­да­из­ма. В XV веке в Ев­ро­пе поя­ви­лось дви­же­ние, при­вер­жен­цы ко­то­ро­го ут­вер­жда­ли, что ис­тин­ный, скры­тый смысл каббалы не про­ти­во­ре­чит хри­сти­ан­ст­ву. Ос­но­во­по­лож­ни­ком хри­сти­ан­ской каббалы был Пи­ко дел­ла Ми­ран­до­ла. Хри­сти­ан­ские каб­ба­ли­сты (И. Рейх­лин, П. Га­ла­тин, Ф. Джорд­жио и др.) ви­де­ли в каббале от­кро­ве­ние, с по­мо­щью ко­то­ро­го мож­но по­стиг­нуть тай­ны Пи­фа­го­ра и Пла­то­на. Круп­ней­шим каб­ба­ли­стом XVII века был про­тес­тант К. Кнорр фон Ро­зен­рот, со­ста­ви­тель латинской ан­то­ло­гии каб­ба­ли­стических тек­стов «От­кры­тая каб­ба­ла» (1677-1684 годы). Влия­ние каббалы пря­мо или опо­сре­до­ван­но ис­пы­та­ли фи­ло­со­фы Г. Мор, Я. Бё­ме, Г. В. Лейб­ниц, Ф. В. Шел­линг, Ф. К. Баа­дер, В. С. Со­ловь­ёв, Н. А. Бер­дя­ев, пси­хо­лог К. Г. Юнг и др.

В XIX веке воз­ник­ла шко­ла на­учного изу­че­ния К. (А. Франк, А. Ел­ли­нек, Г. Грец, М. Штейн­шней­дер), од­на­ко современный ис­то­ри­ко-фи­ло­ло­гический под­ход к её ис­сле­до­ва­нию сло­жил­ся лишь по­сле 1-й ми­ро­вой вой­ны. Ос­но­во­по­лож­ни­ком это­го под­хо­да был Г. Шо­лем (1897-1982 годы), впер­вые пред­ста­вив­ший еврейскую мис­ти­ку в ви­де це­ло­ст­ной тра­ди­ции и про­ана­ли­зи­ро­вав­ший ос­нов­ные её фор­мы на ос­но­ве изу­че­ния со­хра­нив­ших­ся ис­точ­ни­ков, пре­ж­де все­го ру­ко­пис­ных.

Источники:

Ра­би Ши­мон: Фраг­мен­ты из кни­ги Зо­гар / Сост. М. А. Крав­цов. М., 1994;

Сэ­фер азо­гар. Иеру­са­лим, 1998–1999. Т. 1–20 (на яз. ив­рит). http://www. Kabbalah.info/ PDF/idx_zohar.htm.

© Большая Российская Энциклопедия (БРЭ)

Литература
  • Scholem G. Kabbalah. Jerusalem, 1974
  • Lie­bes Y. Studies in the Zohar. Albany, 1993
  • Tishby I. The Wisdom of the Zohar. L.; Wash., 1994. Vol. 1–3
  • Тант­лев­ский И. Кни­ги Ено­ха. М.; Ие­ру­са­лим, 2000
  • Шо­лем Г. Ос­нов­ные те­че­ния в ев­рей­ской мис­ти­ке. М.; Ие­ру­са­лим, 2007
Статью разместил(а)

Артёмов Александр Юрьевич

редактор

Приглашаем историков внести свой вклад в Энциклопедию!

Наши проекты