ИКОНОБО́РЧЕСТВО

0 комментариев

Идейно-религиозное и социально-политическое движение в Византии, направленное против культа икон, почитания святых мощей и овеществленного изображения Бога. Особой остроты И. достигло в сер. VIII – 1-й пол. IX вв., когда оно стало официальной идеологической доктриной империи, что спровоцировало ожесточенную борьбу между иконокластами (иконоборцами) и иконодулами (иконопочитателями).

И. как стихийное явление возникло еще в VI в. в форме социально-религиозного протеста против господствовавшей церкви и переживавшего расцвет культа икон. Кризис VII в. привел к перемещению громадных масс населения неортодоксального исповедания в обезлюдевшие внутренние районы империи и распространению влияния молодой исламской культуры, что способствовало развитию И. в среде военной знати и духовенства Малой Азии.

Первым из императоров, кто превратил И. в идеологическую доктрину Византии, был Лев III – представитель армейской аристократии и выходец с Востока. Еще в 724 г. часть малоазийского духовенства во главе с митрополитами Константином Наколийским, Феодосием Эфесским, Фомой Клавдиопольским выступила против иконопочитания и начала борьбу с ним во вверенных епархиях. Два года спустя в 726 г. обнародованием специального эдикта Лев III публичного поддержал епископов-иконокластов, что вызвало недовольство в среде ортодоксального константинопольского духовенства, большей части монашества, а также столичного чиновничества. Тем не менее, опираясь на широкие слои населения азиатских провинций, Лев III в 730 г. провозгласил И. официальным курсом, несмотря на противодействие константинопольского патриарха Германа I. 7.01.730 г. Герман был низложен, а 17.01.730 г. под давлением Л. III синклит запретил иконопочитание.

Используя религиозные мотивы, центральные власти повели наступление на политическую и хозяйственную автономию церкви, реквизируя для своих нужд материальные ценности и имущество неуступчивых иерархов и монастырей. Несмотря на превращение движения иконокластов в господствующее течение, до сер. 750-х гг. оно не было догматически обосновано и, по-видимому, не вызывало серьезного противодействия со стороны партии иконопочитателей, а императорская власть предпочитала действовать осторожно, не затрагивая теологических вопросов. Во всяком случае, после 730 г. нет информации о непосредственной иконоборческой деятельности Льва III, прозванного православной историографией сарацинофилом (т.е. как и мусульмане, василевс отвергал сакральные изображения).

Ситуация изменилась лишь с укреплением режима при сыне Льва III Константине V – фанатичном приверженце И. Являясь фанатичным приверженцем иконокластов, император сформулировал теологическое обоснование их учения в примерно 13 богословско-полемических трактатах. Наиболее радикальные идеи василевса, в частности, отвержение не только почитания икон Богоматери и святых, но и их культа вообще, не встретили широкой поддержки, так и оставшись чем-то вроде личного мнения. Тем не менее, Константин V задал генеральную линию всему иконоборческому движению. В 752-3 гг. была развернута массовая агитационная кампания в столице и крупных городах, когда на специальных собраниях царские уполномоченные зачитывали инструкции, фрагменты и речей и трудов Константина V, разъясняя сущность и социальную направленность правительственного курса.

На фоне побед на восточном фронте Константин V обрел достаточную силу, чтобы организовать церковный собор, призванный догматически и дисциплинарно закрепить торжество И. Нареченный «вселенским» собор заседал в Иерии (предместье Константинополя) 10.02. – 27.08.754 г. и находился под влиянием умеренной иконоборческой партии, стремившейся отмежеваться от различных ересей и в целом стоявшей на позициях православной церкви. Единогласно осудив почитание икон и святых мощей как идолопоклонство, соборные декреты в то же время предписывали прекратить изъятие храмовых сокровищ и устранить в этом вопросе неорганизованность и перегибы на местах.

Хотя собор не принял никаких решений относительно монашества, именно с этого момента оно решительно заявило о себе как яростно-непримиримая оппозиция официальной идеологии. Ответом Константина V на антиправительственную деятельность стал террор против ортодоксальных фанатиков, развернувшийся в 760-70-е гг. Как по столице, так и в провинции прокатились волны монастырских погромов: значительная часть обителей была ликвидирована и превращена в общественные здания (от зернохранилищ до казарм), а сами насельники бежали на Запад, в Силицию, Южную Италию, Крым, или превращались в обычных земледельцев; даже лояльные императору монастыри по большей части оказались под государственным контролем. Впрочем, к концу царствования Константина V появились признаки спада иконоборческого движения, обозначилось стремление к компромиссу между иконодулами и иконокластами.

Непродолжительное царствование сына Константина V Льва IV сменилось правлением его вдовы Ирины, ставшей регентом при их малолетнем сыне Константине VI. Как тайная иконопочитательница, Ирина исподволь готовила почву для восстановления культа икон и на VII Вселенском соборе в Никее в 787 г. И. было прекращено и осуждено. Однако в условиях неблагоприятной для Византии международной ситуации, чувствительных поражений от болгар и арабов, создания франками альтернативной империи на Западе, И. вновь подняло голову.

В 815 г., созванный в Константинополе василевсом Львом V Армянином новый церковный собор анафематствовал каноны 787 г. и восстановил догматы иконоборческого собора 754 г., что вызвало отчаянное сопротивление со стороны движения монашеских радикалов во главе с Феодором Студитом. Впрочем, рецидив И. не обладал той внутренней силой, каковая имелась в сер. VIII в., оно было лишено массовой поддержки былых приверженцев – фемной аристократии, малоазийского крестьянства и духовенства, чьи интересы уже не совпадали с искусственно возрождавшимся движением. Пережив последний и кратковременный подъем при императоре Феофиле, И. было окончательно разгромлено на поместном Константинопольском соборе, который 11.03.843 г. торжественно восстановил иконопочитание.

Исторические источники:

Летопись византийца Феофана от Диоклетиана до царей Михаила и сына его Феофилакта / Пер. В.И. Оболенского, Ф.А. Терновского; предисл. О.М. Бодянского. М., 1884;

Никифора патриарха Константинопольского краткая история со времени после царствования Маврикия / Пер. и комм. Е.Э. Липшиц // Византийский временник. Т. III (28). 1950;

Сборник документов по социально-экономической истории Византии / Отв. ред. акад. Е.А. Косминский. М., 1951;

Чичуров И.С. Византийские исторические сочинения «Хронография» Феофана, «Бревиарий» Никифора. Тексты, перевод, комментарий. М., 1980.

Иллюстрации:

Константинопольский патриарх (837-43) Иоанн VII Грамматик (внизу) во главе иконоборческого движения (Хлудовская псалтырь, ок. 850 г. Государственный исторический музей. Москва).

Автор статьи: А. Н. Слядзь

Литература
  • Андреев И.Д. Герман и Тарасий, патриархи Константинопольские: их жизнь и деятельность в связи с историей иконоборческой смуты. Сергиев Посад, 1907.
  • Афиногенов Д.Е. Константинопольский патриархат и иконоборческий кризис в Византии (784-847). М., 1997.
  • История Византии: В 3 т. / Под ред. С.Д. Сказкина: Т. II. М., 1967.
  • Липшиц Е.Э. Очерки истории византийского общества и культуры VIII – первой половины IX в. М.; Л., 1961.
  • Острогорский Г.А. История византийского государства / Перев. с нем. М.В. Грацианского; ред. П.В. Кузенков. М., 2011.
  • Сюзюмов М.Я. Проблемы иконоборчества в Византии // Ученые записки Свердловского государственного педагогического института. Вып. VI. 1948.
  • Сюзюмов М.Я. Основные направления историографии истории Византии иконоборческого периода // Византийский временник. Т. XXII (47). 1963.
  • Успенский К.Н. Очерки по истории иконоборческого движения в Византийской империи VIII – IX вв.: Феофан и его Хронография / Предисл. Е.Э. Липшиц // Византийский временник. Т. III (28). 1950; Т. IV (29). 1951.
  • Успенский Ф.И. История Византийской империи: В 5 т. Т. II: Период III (610-716). Иконоборческий период (717-867). М., 2001.
  • Iconoclasm: Papers given at the Ninth Spring Symposium of Byzantine Studies. University of Birmingham, March 1975 / Ed. by A. Bryer, J. Herrin. Birmingham, 1977.
  • Brubaker L., Haldon J. Byzantium in the Iconoclast Era, c. 680-850: The Sources: An Annotated Survey. Cambridge, 2001.
  • Brubaker L., Haldon J. Byzantium in the Iconoclast era, c. 680-850: A history. Cambridge, 2011.
  • Martin E.J. A History of the Iconoclastic Controversy. London, 1930.
  • Treadgold W. A History of the Byzantine State and Society. Stanford, 1997.
  • Whittow M. The Making of Orthodox Byzantium, 600-1025. London, 1996.
Статью разместил(а)

Слядзь Андрей Николаевич

аспирант Института истории Санкт-Петербургского государственного университета

Приглашаем историков внести свой вклад в Энциклопедию!

Наши проекты