ЕВЛА́ЛИЙ

0 комментариев

ЕВЛАЛИЙ - византийский художник.

Известен по текстам Николая Месарита, содержащим описание мозаичного убранства Апостолов святых церкви в Константинополе, как исполнитель образа Пантократора («τὰς χεῖρας ἔχοντι μᾶλλον εὐλάλους» (имеющим воистину сладкоречивые руки), по отзыву Никифора Каллиста Ксанфопула) в куполе и композиции «Святые жены-мироносицы у Гроба Господня». В последней Евлалий изобразил себя в виде недремлющего стража у отверстой могилы.

Поскольку источники не препятствуют видеть Евлалия причастным к работе над всей серией цикла, Н.В. Малицкий (Malickij. P. 151) приписывал Евлалию сцены, соседствующие с композицией «Святые жены-мироносицы у Гроба Господня» (отметил связь изображений плачущего ангела у Гроба Господня и ангела у ног Христа), и финальные эпизоды цикла - «Явление Христа у Тивериадского озера», «Чудесный улов», сравниваемые Г. Милле (Millet. 1915) с аналогичными композициями росписи Спасо-Преображенского собора Мирожского монастыря во Пскове (рубеж 30-х и 40-х годов XII века). Обширный евангельский цикл храма святых Апостолов начал формироваться еще в эпоху императора Юстина II (565-578 годы). Согласно иконографическому анализу, большинство изображений возводят к IX-XII векам (например, «Крещение», «Преображение», «Предательство Иуды», «Подкуп стражей», «Распятие»), когда, возможно, получили дополнение отдельные сцены VI века (А. Гейзенберг, Малицкий, В.Н. Лазарев; Н. Беес отрицал наличие в храме мозаик VI века) и был изменен порядок композиций (например, сцены «Воскрешение сына вдовы» - Р. Баумштарк, Й. Стржиговский, О. Вульф).

Евлалию как автору изображения архангела Михаила, находившегося, по предположению Бееса (Bees. 1917), в основанном Мануилом Комнином (1143-1180 годы) в Константинополе монастыре архангела Михаила (Кефели-джами), адресованы восхваления Никифора Каллиста Ксанфопула. Первым среди знаменитых художников Евлалий назван в эпиграмме Феодора Продрома, который также оставил свидетельство о выполненной Евлалием композиции «Благовещение» (икона?) для монастыря Богородицы Евергетиды в Константинополе (Heisenberg. 1908; Bees. 1917).

©Православная энциклопедия

Литература
  • Wulff O. Die sieben Wunder von Byzanz und die Apostelkirche // BZ. 1898. Bd. 7. S. 326-331
  • Heisenberg A. Grabeskirche und Apostelkirche. Lpz., 1908. P. 168, 183, 193-195, 200, 239
  • Millet G. L'art byzantin. P., 1915. P. 190
Статью разместил(а)

Попцов Александр Сергеевич

редактор

Приглашаем историков внести свой вклад в Энциклопедию!

Наши проекты