ЕВА́ГРИЙ СХО́ЛАСТИК

0 комментариев

ЕВАГРИЙ СХОЛАСТИК - византийский историк, автор одного из классических сочинений по истории древней Церкви.

Сведения о его жизни содержатся только в написанной им «Церковной истории». Родился в семье христиан. В детстве вместе с родителями ездил в паломничество к Животворящему Древу Креста Господня в Апамею (540), был очевидцем чуда, как во время крестного хода вокруг епископа Фомы Апамейского, несшего киворий с частицами Креста, распространилось сияние (Evagr. Schol. Hist. eccl. IV 26). Тогда же стал свидетелем оккупации Апамеи персидской армией шаханшаха Хосрова I Ануширвана и игр, устроенных на городском ипподроме в честь последнего (Ibid. IV 25). Евагрий Схоластик окончил школу риторов и был адвокатом в Антиохии, получил известность как составитель речей. С 80-х годов VI века занимал пост управляющего делами святого Григория I, патриарха Антиохийского, часто ездил из Антиохии в Константинополь по различным делам. Евагрий Схоластик написал сборник речей от имени патриарха (не сохранился), за что около 581 года получил чин квестора от императора Тиверия I, в конце 585 года - чин эпарха (префекта) за речь, произнесенную перед императором святым Маврикием в честь рождения его сына и наследника Феодосия. В 588 году, когда возникла тяжба между патриархом и комитами Востока Астерием и затем Иоанном, Евагрий Схоластик успешно защищал в суде патриарха Григория I. Патриарх, в т. ч. при помощи Евагрия Схоластика, добился от императора Маврикия решения дела в свою пользу и отставки обоих комитов. Суть этого спора между светской и церковной властями Антиохии неизвестна; предположение о том, что патриарх Григорий I был обвинен в монофизитстве, не имеет прямых подтверждений.

Возможно, Евагрий Схоластик был свидетелем бунта в византийской армии на Востоке в 588-589 годах и поездки патриарха Григория I для усмирения восставших солдат. Он также участвовал в переговорах византийских властей с персидским шаханшахом Хосровом II, который в 590 году бежал в пределы Византийской империи и просил помощи для борьбы с узурпатором персидского престола Бахрамом Чубином. Известно, что патриарх Григорий I был активным участником этих переговоров и неоднократно сопровождал Хосрова в поездках по Сирии. 24 мая 592 года Евагрий Схоластик присутствовал при кончине преподобного Симеона Столпника (Младшего) Дивногорца и передал эту печальную весть патриарху Григорию I. В марте 593 года Евагрий Схоластик находился рядом с умирающим патриархом Григорием.

У Евагрия Схоластика была большая семья (он упоминал о дочери и внуке), но, по его словам, многие из его родных умерли от эпидемий чумы во 2-й половине VI века. Его родственник Иоанн, также родившийся в Епифании, написал историю похода ромеев в Персию в 591 году. 28 октября 588 года, накануне страшного землетрясения, разрушившего весь город, Евагрий Схоластик по крайней мере во 2-й раз женился в Антиохии.

«Церковная история».
Была завершена в 594 году в Антиохии, вероятно незадолго до смерти. Сочинение состоит из 6 книг, охватывает более 160 лет, от возведения Нестория на Константинопольский престол в 428 году до 593/594 годов, и представляет собой продолжение «Церковной истории» блаженного Феодорита, епископа Кирского, написанной в 50-х годах V века. «Церковная история» Евагрия Схоластика сохранилась в 4 рукописях: Laurent. LXIX 51 (XI в.); LXX 23 (конец XII века); Patm. 688 (XIII век); Baroc. 142 (XIV век). Наиболее ценными считаются 2 древнейших кодекса, которые и используются как основа для изданий. «Церковная история» была известна святителю Фотию Константинопольскому и описана им в «Мириобиблионе» (Phot. Bibl. 29). В Византии ею пользовались автор Жития преподобного Симеона Столпника (Младшего) (VII-VIII века) и историк начала XIV века Никифор Каллист Ксанфопул. 1-е печатное издание «Церковной истории» было подготовлено Р. Стефаном и появилось в Париже в 1544 году (последующие издания осуществили: Ж. Христофорсон (Лувен, 1570), А. де Валуа (П., 1673; воспроизведено в издании Д. Ридинга (Кембридж, 1720), PG. 86/2 (1865). Col. 2405-2906), Ж. Биде и Л. Пармантье (Л., 1898)). На русский язык «Церковная история» впервые была переведена и издана в 1853 году (переводчик неизвестен), новый комментированный перевод опубликован И.В. Кривушиным (СПб., 2006).

Источники использованные в сочинении Евагрия Схоластика, многочисленны. Он опирался как на устную традицию, так и на письменные памятники, в т. ч. на исторические произведения Прокопия Кесарийского, Приска Панийского, Зосима; на истории Церкви Сократа Схоластика, Захарии Ритора; на хроники Иоанна Малалы, Евстафия Епифанийского; на Жития преподобного Симеона Столпника (Младшего), мученицы Голиндухи Персидской; на многочисленные официальные послания церковных деятелей (например, святого Кирилла, архиепископа Александрийского, святого Льва I Великого, папы Римского, Нестория, Петра III Монга, патриарха Александрийского, Севира, патриарха Антиохийского); на постановления императоров (Льва I, Василиска Флавия, Зинона, Юстина II); на акты Соборов (в т. ч. Вселенских III, IV и V).

Евагрий Схоластик считал себя продолжателем многовековой традиции античной и ближневосточной историографии, основателем которой, по его мнению, был пророк Моисей (V 24). В рамках этой традиции он особо выделял историков Церкви. Основную цель своей работы Евагрий Схоластик видел в том, чтобы раскрыть главные направления жизни Церкви в Византийской империи за 150 лет, с 30-х годов V века до современных ему событий. Наибольшее внимание он стремился уделять жизни христианских общин империи, важнейших церковных кафедр, наиболее известных подвижников и богословов. Однако в отличие от более ранних церковных историков Евагрий Схоластик подробно описывал и общеполитическую историю, деятельность императоров, их личные качества, войны, политическую борьбу и т. п. Интерес Евагрия Схоластика к светской истории столь велик, что современным исследователями его сочинение оценивается как свидетельство секуляризации церковной истории, означающее частичный разрыв с традицией, основанной Евсевием Кесарийским (Кривушин. 1999. С. 202-214).

Содержание.
1-я книга (события 428-450 гг.) посвящена правлению императора Феодосия II Младшего и представляет собой введение в «Церковную историю». Евагрий Схоластик начал повествование с восшествия Нестория на Константинопольскую кафедру, описал конфликт в Церкви, возникший из-за ереси Нестория, его осуждение на Вселенском III Соборе (I 3-5) и примирение Александрийской и Антиохийской Церквей в 433 году (I 5-6). Подробности богословских споров и интриг вокруг дела епископа Нестория автора интересуют мало. Стиль его рассказа официозен, содержит риторические обличения еретиков и славословия отцам Церкви. Наибольшее внимание Евагрий Схоластик уделяет не конфликту в Церкви из-за учения Нестория, а его преодолению в 433 году и демонстрации общецерковного единства. Дело архимандрита Евтихия и Диоскора, епископа Александрийского, II Эфесский Собор 449 года описаны кратко (I 9-11). «Торжество монофизитства» в 449 году воспринимается автором как историческая ошибка. Ее обсуждение стало предметом историософского отступления, в котором Евагрий Схоластик показывает, что зло отвергнутой христианами мифологии язычества с ее многочисленными «глупостями» и нечестием многократно превосходит все христианские споры и церковные нестроения (I 11). Император Феодосий II и его супруга августа Евдокия представлены как образцы благочестия (I 12, 20-22), а их эпоха - как время процветания различных ученых и писателей, подвижничества преподобного Симеона Столпника Старшего (I 13).

2-я книга (события 450-474 годов) открывается описанием Вселенского IV (Халкидонского) Собора 451 года (II 2-4), который установил догматы христологии. Его решения явились камнем преткновения для дальнейшего развития единой Церкви. Важность этого Собора подчеркивается тем, что Евагрий Схоластик в конце книги приводит эпитому актов Собора (II 18). Основное внимание автора обращено на историю борьбы за сохранение халкидонского вероисповедания в Восточных Церквах: описаны антихалкидонское движение в Палестине и Сирии (II 5), противостояние в Александрии сторонников ересиарха Тимофея II Элура, патриарха Александрийского, и православных патриархов Протерия Александрийского и Тимофея II Салофакиола Александрийского (II 5, 8-11). Имп. Маркиан изображен автором как благословенный правитель, чей приход к власти предвещали знамения и чье благочестие неизменно защищало империю от бедствий (II 1, 6). Личность императора Льва I вызывает сочувствие историка, Евагрий Схоластик уделяет большое внимание усилиям императора по поддержанию церковного единства, содержанию его «Окружного послания» (468), которым подтверждались определения Халкидонского Собора (II 9-10; приведен текст документа). Отдельная тема книги - падение Западной Римской империи: убийство Флавия Аэция, императора Валентиниана III и разграбление Рима вандалами в 455 году, история последних римских императоров 60-70-х годов V века (II 7, 16).

3-я книга (события 474-518 годов) повествует о времени правления императоров Зинона и Анастасия I, о борьбе между сторонниками и противниками Халкидонского Собора за влияние в Церквах Востока, в основном в Александрийской и Антиохийской. В связи с деятельностью ересиархов Тимофея Элура, Петра Монга, Севира изложена история принятия «Энотикона» императора Зинона, приведен текст этого документа. Освещается история возникновения Акакианской схизмы (III 17-21). Евагрий Схоластик описал события войны между императорами Зиноном и Василиском в 474-476 годах (III 3-8), восстания Теодориха Скифа, Маркиана, Илла против Зинона (III 25-27). Правление императора Анастасия освещается автором кратко, но есть упоминание об отмене налога с городского населения (хрисаргира) (III 39). Евагрий Схоластик доброжелательно относится к этому императору, в то же время сочувствует низложенным императором Анастасием патриархам Македонию II Константинопольскому и Флавиану II Антиохийскому, правда признавая, что в целом император стремился к сохранению мира в Церкви и был противником нововведений (III 30, 32). Евагрий Схоластик касается событий Исаврийской войны (III 35), византийско-персидской войны 502-506 годов (III 37), мятежа Виталиана (III 43), восстания в Константинополе в 512 году (III 44). В этой части повествования Евагрий Схоластик впервые подробно обращается к событиям светской истории. В следующих книгах светская история начнет преобладать над церковной. Отдельное отступление посвящено полемике Евагрия Схоластика с языческим историком начала VI века Зосимом (III 40-41).

4-я книга (события 518-565 годов) посвящена правлениям императоров Юстина I и святого Юстиниана I. Объем церковно-исторической тематики продолжает сокращаться; значительная часть книги представляет собой эпитому «Историй войн» Прокопия Кесарийского, где описываются сражения византийцев с готами, персами и вандалами. Евагрий Схоластик не пытался разобраться в хитросплетениях церковной политики императора Юстиниана I, вслед за Прокопием Кесарийским повторил недостоверные сведения о том, что император Юстиниан поддерживал православных, в то время как его жена императрица святая Феодора выступала на стороне монофизитов (IV 10; ср.: Прокопий. Тайная история. X 13-15). Евагрий Схоластик фрагментарно представил историю правления иерархов на основных патриарших кафедрах, дал описание Константинопольского Собора 553 года, но не связал его созыв с борьбой за признание Халкидона (IV 38). Историк оценил личность императора Юстиниана очень критически: он обвинил императора в систематическом присвоении чужого имущества, в сребролюбии, в недопустимом пристрастии к партии венетов (IV 30, 32). В довершение всех грехов под конец жизни император Юстиниан впал в ересь афтартодокетизма. Ему мужественно противостоял патриарх Анастасий I Антиохийский (IV 39-40). Среди других важных сюжетов книги - строительство собора Святой Софии (IV 31), эпидемия чумы в империи (IV 29), подвижничество христианских святых на Востоке - Симеона Юродивого, Фомы из Апамеи (IV 34-35).

5-я книга (события 565-582 годов) посвящена правлению императоров Юстина II и Тиверия, преимущественно византийско-персидской войне (571-591 годы), Евагрий Схоластик лишь изредка фиксирует смену предстоятелей на наиболее значимых церковных кафедрах (V 5, 16). Он поместил полный текст объединительного послания, изданного императором Юстином II около 570 года (V 4), но не привел сведений об обстоятельствах появления этого документа. В конце книги (V 24) даны краткое описание античной и ранневизантийской традиции историографии, краткий перечень древних историков, который завершается именами современников Прокопия Кесарийского, Агафия Схоластика Миринейского и Иоанна Епифанийского. Своими предшественниками в жанре церковной истории Евагрий Схоластик назвал Евсевия Кесарийского, блаженного Феодорита, епископа Кирского, Созомена и Сократа Схоластика.

В 6-й книге (события 582-594 годов) описано правление императора Маврикия, который удостоен высоких похвал автора как образец разумного и успешного государя (VI 1), события церковной жизни практически отсутствуют. Евагрий Схоластик повествует в основном о византийско-персидской войне, закончившейся восстанием Бахрама Чубина и междоусобицей в Персии. В этих сюжетах как действующее лицо неоднократно появляется патриарх Григорий I Антиохийский. Он усмиряет бунт солдат на восточной границе, встречает шаханшаха Хосрова II, изгнанного из Ктесифона и просящего поддержки ромеев в борьбе за престол. Евагрий Схоластик завершает историю повествованием о смерти преподобного Симеона Столпника (Младшего) и патриарха Григория I.

Историческая концепция Евагрия Схоластика.
Основным сюжетом «Церковной истории», вокруг которого построено изложение истории Церкви в узком смысле, является описание IV Вселенского (Халкидонского) Собора 451 года. Ход Собора и различные связанные с ним обстоятельства - наиболее подробно раскрытое историком событие. Евагрий Схоластик считал, что именно Халкидонский Собор - важный элемент его сочинения, поэтому он ввел специальное приложение ко 2-й книге, где представил эпитому всех деяний Собора (II 18). В связи с этим повествование Евагрия Схоластика о церковной жизни 2-й половины V - начала VI веков (книги 3 и 4) в основном посвящено описанию последствий Халкидонского Собора для жизни Восточных Церквей. Подобно тому как у церковных историков V века Сократа, Созомена и блаженного Феодорита главной темой повествования была борьба за признание Вселенского I Собора 325 года (Никейского), для Евагрия Схоластика такой темой становится борьба за признание Халкидонского Собора. Она продолжается на протяжении долгих десятилетий в церковных общинах Александрии, Палестины, Антиохии, захватывает Константинополь и императорский двор, в нее так или иначе включились все крупнейшие церковные престолы и иерархи Востока и Запада. Постоянные обращения автора к описанию стихийных бедствий и варварских нападений на империю создают некий мистический ореол вокруг церковно-политических событий.

Другая важная особенность концепции Евагрия Схоластика - представление об окончательной победе православного вероисповедания, которая связывается историком с несколькими событиями. Во-первых, император Юстин I в начале правления приказал низложить и покарать патриарха Севира Антиохийского, однако в 519 году тому удалось бежать в Египет (IV 4). Во-вторых, император Юстиниан I низложил патриархов Феодосия I Александрийского и Анфимия Константинопольского за монофизитские взгляды, тем самым уничтожив антихалкидонскую иерархию в Церкви. Он издал новеллу об анафеме всех монофизитствовавших архиереев и о полном признании Халкидонского Собора (IV 10-11). Эти события относятся к 535-536 годам, однако в тексте Евагрия Схоластика они представлены как первое и важнейшее деяние императора Юстиниана I для Церкви. «С того времени все Церкви избавились от расколов, ведь и патриархи всех диоцезов находятся в согласии друг с другом, и епископы городов следуют за своими экзархами» (IV 11). Подведя таким образом итог повествованию о Соборе, Евагрий Схоластик утратил интерес к церковной истории. В последних книгах церковные события возникают лишь эпизодически - это созыв Вселенского V Собора, представленного изолированно от общей политики императора Юстиниана I, принятие «Энотикона» императора Юстина II, деяния патриарха Григория I Антиохийского, в которых участвовал сам историк.

Полтора века истории в труде Евагрия Схоластика осмыслены по некой циклической модели. Начало истории он описывал как «золотой век» Церкви и империи (благочестие императора Феодосия II, осуждение Нестория, развитие искусств и слава преподобного Симеона Столпника Старшего). Затем эта эпоха процветания прерывается возникновением ереси Евтихия и ее кратковременным успехом. На Халкидонском Соборе и в дальнейшем ведется борьба за восстановление изначального единства Церкви. После описания победы Православия при императоре Юстиниане I внимание Евагрия Схоластика переключается на судьбу империи. Если историк оценивал деятельность Юстиниана отрицательно, то правление каждого последующего императора (Юстин II, Тиверий, Маврикий) оказывалось лучше предыдущего. Наконец, правление императора Маврикия Евагрий Схоластик стремился описать как возвращение «золотого века»: благочестивый и разумный правитель, единство и успехи Церкви при таких архиереях, как патриарх Григорий I Антиохийский, и почитание святого столпника преподобного Симеона (Младшего). Такая модель вполне вписывается в традиции более ранних церковных историков. В сочинениях Сократа, Созомена и блаженного Феодорита изначальный успех реформ императора святого Константина I Великого и I Вселенского Собора также прерывался интригами еретиков и длительной борьбой за утверждение Православия, которая завершилась процветанием при императоре Феодосии II Младшем.

©Православная энциклопедия

Литература
  • Шестаков С.П. Иоанн ритор церковной истории Евагрия // УЗ Имп. Казанского ун-та. 1890. Т. 57. Сент./окт. С. 97-132
  • Krumbacher. Geschichte. S. 245-247; Thurmayr L. Sprachliche Studien zu den Kirchenhistoriker Euagrios. Eichstätt, 1910
  • Higgins M.J. Chosroes II's Votive Offerings at Sergiopolis // BZ. 1955. Bd. 48. S. 89-102
  • Downey G. The Perspective of the Early Church Historians // GRBS. 1965. Vol. 6. P. 57-70
Статью разместил(а)

Попцов Александр Сергеевич

редактор

Приглашаем историков внести свой вклад в Энциклопедию!

Наши проекты