ИА́КОВ ПЕ́РСЯНИН

0 комментариев

ИАКОВ ПЕРСЯНИН​ - великомученник Персидский.

Источники

Первоначальное Мученичество И.П., написанное на сирийском языке, не сохранилось; дошедшая до нас версия (BHO, N 394) представляет собой позднюю переработку (VII век), которая легла в основу почти дословного арм. перевода (BHO, N 395). Ранняя греческая версия также была основана на сир. оригинале и впосл. утрачена. К ней восходят 4 дометафрастовские греч. редакции Мученичества (BHG, N 772-772b, 773d). Четвертая редакция (BHG, N 773d), сохранившаяся в рукописи Vat. gr. 1190, озаглавлена как Мученичество Парамона и Филумена. Здесь Иаков Персянский называется то Иаковом, то Анастасием. Мученичество, составленное прп. Симеоном Метафрастом (BHG, N 773), не издано.

К первоначальной греческой версии восходят латинская версия (BHL, N 4100) и 2 коптские - на саидском и бохайрском диалектах. Саидская версия сохранилась лишь во фрагментах (BHO, N 396) и была опубликована А.А. Гиорги после рассказа о мученической кончине Калуфа (Giorgi A. A. De miraculis sancti Coluthi et reliquiis Actorum sancti Panesniv martyrum thebaica fragmenta duo. R., 1793). Бохайрская (BHO, N 397) зависит от греческого текста либо напрямую, либо через посредство саидской. В 1906 года она была издана фрагментарно О.Э. фон Леммом, в 1950 году- полностью Дж. Балестри и А. Иверна. Бохайрская версия была переработана для заметки в копто-арабском Александрийском Синаксаре (XIII-XIV ввека).

Грузинские и славянские версии восходят к более позднему Мученичеству, составленному прп. Симеоном Метафрастом (X в.). Несмотря на расхождения в передаче географических и хронологических подробностей, в описании страданий святого все версии в общем дают одну нарративную канву.

В несторианской арабской «Хронике Сеерта» (не ранее IX века) содержится пересказ Мученичества Иакова Персянина. Известны также арабские тексты Мученичества Иакова Персянина в рукописях XV-XVIII веков (Graf. Geschichte. Bd. 1. S. 504-505).

Житие
Иакова Персянина был христианином родом из знатного семейства г. Бет-Лапат (Гундишапур) в Хузестане, юго-зап. провинции сасанидского Ирана. Он находился на придворной службе у шаханшаха Йездигерда I (399-420 годы) в столице Ктесифон «и был хорошо известен в стране персов». Преемник Йездигерда Вахрам V (420-438 годы), благоволивший к Иакову Персянину, склонил его к вероотступничеству. Мать и жена Иакова Персянина, узнав о случившемся, написали ему письмо, в к-ром горько сожалели о его поступке, пытались вразумить, сообщали, что откажутся от общения с ним, если он будет упорствовать в своем заблуждении.

В это время Иаков Персянин находился вместе с шаханшахом за городом. Потрясенный полученным письмом, он раскаялся в содеянном и, вернувшись домой, стал читать Свящ. Писание. Об этом было тотчас доложено правителю, который вызвал подданного на допрос, где Иаков Персянин подтвердил свое возвращение в христианство. По наущению одного из советников разгневанный шаханшах предал Иакову Персянину особого рода казни: палачи последовательно отсекали ему конечности. Иаков Персянин все это время молился Богу и произносил слова из Свящ. Писания, ободряя себя и наставляя в вере присутствующих, которые пытались уговорить его подчиниться воле правителя и т. о. сохранить себе жизнь.

Когда у Иакова Персянина остались только голова и туловище, он в последний раз вознес Богу молитву и был усечен мечом. По виду казни великомученик был назван Рассеченным. Христиане ночью взяли останки мученика и с честью похоронили их. Согласно сир. Мученичеству, Иаков Персянин пострадал в пятницу, 27-го числа месяца тишри второго (нояб.), в 1-й год правления Вахрама V, т. е. в 420 году Однако эта датировка не согласуется с началом текста, где указан 2-й год правления этого шаханшаха. В 3 греческих редакциях (BHG, N 772-772b) сказано, что время кончины Иакова Персянина относится к периоду правления императоров Гонория (395-423 годы) и Феодосия II (408-450 годы) и шаханшаха Вахрама V. Т. о., из-за хронологических расхождений в источниках время кончины Иакова Персянина можно датировать периодом между 420 и 423 годами. По подсчетам Т. Нёльдеке, он был умерщвлен в 421 году.

Существуют очевидные параллели между Мученичеством Иакова Персянина и сирийскими сказаниями о мучениках Иакове Нотарии (BHO, N 412) и Перозии (BHO, N 921). Среди ученых нет единого мнения относительно характера зависимостей внутри этой группы текстов (Labourt. Christianisme dans l'empire perse. P. 117. Not. 2; MartRom. Comment. P. 549; Devos P. Abgar, hagiographe perse méconnu (début du Ve siècle) // AnBoll. 1965. Vol. 83. P. 328).

Почитание

Согласно Синаксарю Константинопольской церкви (конец X века), память Иакова Персянина праздновалась в его мартириях в кварталах Рустикия и Далмата (по сведениям Р. Жанена, на месте мартирия в настоящее время находится мечеть Хекимоглу Али-паши). Кроме того, по сообщению Антония Новгородца (1200 год), в Константинополе находился женский монастырь Иакова Персянина (совр. р-н Азапкапы; Janin. Églises et monastères. P. 255). Восточносирийский писатель XIII века Георгий Варда посвятил И. П. гимн (BHO, N 398). К этому же времени относится лат. переложение Мученичества Иакова Персянина в сборнике «Золотая легенда» Иакова из Варацце. Известно Похвальное слово в честь великомученика, составленное на греч. языке Иоанном Евгеником (XV век).

Помимо традиционные даты памяти 27 ноября в восточных Церквах встречаются другие дни памяти Иакова Персянина: 25, 30 ноября, 27 января, 17 мая - в календарях Сирийской яковитской Церкви; 24 ноября (16 тре) - в армянском Синаксаре Тер-Исраэла; 23 ноября (27 хатора) - в коптском Александрийском Синаксаре, под традиционной датой (1 кихака) помещено сказание о перенесении мощей; 12 ноябаря - в Грузинской Церкви.

Мощи

В коптской бохайрской версии Мученичества и ее арабсике сокращении в Александрийском Синаксаре приводится легендарное, содержащее ряд анахронизмов сказание о перенесении мощей великомученика на Ближ. Восток: во время правления императоров Гонория и Аркадия (395-408 годы) в честь Иакова Персянина были построены церковь и монастырь в Персии. Шаханшах, узнав о почитании христ. мучеников в своем царстве, приказал сжечь их мощи. Тогда христиане перенесли останки Иакова Персянина в Иерусалим и отдали Петру, еп. Эдесскому, у которого они хранились до прихода к власти имп. Маркиана (450-457 годы). Затем еп. Петр перенес мощи в Египет, в Пемдже (ныне Эль-Бахнаса). Собираясь вернуться в Палестину, он хотел взять с собой мощи Иакова Персянина, но, как отмечено в сказании, святой воспрепятствовал этому. Западные исследователи предположили, что мощи Иакова Персянина были перенесены в Иерусалим и отданы Петру Иверу, который поместил их в монастыре, находящемся недалеко от башни Давида, а затем перенес в Египет (BiblSS. Vol. 6. Col. 359).

Частицы мощей Иаковва Персянина широко распространены на христианском Востоке. В записках неизвестного арм. путешественника упоминается о мощах Иакова Персянина в монастыре св. Стефана в Манганах в Константинополе (Brock S. P. Medieval Armenian Pilgrim's Description of Constantinople // REArm. N. S. 1967. Vol. 4. P. 87). Согласно свидетельству русских паломников XIV века (Стефана Новгородца, Игнатия Смольнянина, дьяка Александра, диак. Троице-Сергиева монастыря Зосимы), в монастыре Пантократора в К-поле существовало почитание главы святого (Majeska G. P. Russian Travellers to Constantinople in the 14th and 15th Cent. Wash., 1984. Р. 43, 95, 153, 187, 293, 387).

В настоящее время глава великомученика хранится в монастыре вмц. Анастасии Узорешительницы на п-ове Халкидики, а часть главы - в церкви вмц. Екатерины на о-ве Керкира. Часть ноги находится в монастыре свт. Николая Чудотворца близ Апикии на о-ве Андрос, др. частицы мощей - в храме Гроба Господня в Иерусалиме, в Киккском монастыре на о-ве Кипр, в ряде афонских монастырей (Иверском, Ксиропотаме, Великой Лавре, Дохиаре, прп. Дионисия, Симонопетре, Пантелеимоновом, в скитах Нов. Фиваида и Богородица), в греч. мон-рях Агафона, Дусику, Мега Спилео, ап. Иоанна Богослова на о-ве Патмос, в монастырях нмч. Феодора, Таксиархов близ Нафплио на п-ове Пелопоннес, Живоносного Источника на о-ве Андрос, Неа-Мони на о-ве Хиос, Честного Креста Господня на о-ве Самос, в исихастирии Вознесения Господня в Козани (Македония) и др. Часть мощей Иакова Персянина хранится в монастыре Сирийцев (Дейр-эс-Суриани) в Вади-эн-Натрун (Египет) и в церковь аль-Тахира в Мосуле (Ирак).

На Западе существуют др. версии местонахождения честной главы Иакова Персянина. Известно латинское сказание (BHL, N 4102), согласно которому в 1103 году мон. Вильгельм (Людовик) привез главу в аббатство Кормери (близ г. Тур, Франция) из Константинополя, где он получил ее от архимандрита монастыря св. Диомида в Никомидии (Turris S. Diomedi - башня св. Диомида). Однако, как сообщается в Проприях на день памяти Иакова Персянина из Бревиария базилики св. Петра в Ватикане за 1674 год, мощи Иакова Персяниа были перенесены в Италию римлянином Кириллом, а глава при папе Евгении IV (1431-1447 годы) была передана собору св. Петра в Ватикане кард. Иорданом Урсином.

Частица мощей Иакова Персянина была перенесена в Брагу (Португалия), где это событие отмечается 22 мая (Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 486).

На Руси Житие Иакова Персянина было хорошо известно, о чем свидетельствуют сообщения русских летописей. В 1270 году в Орде был замучен кн. Роман Олегович, отказавшийся отречься от Христа,- летописец сравнивает его страдания с мучениями Иакова Персянина: татары «отрезаша язык, и заткоша уста его (кн. Романа) убрусом, и начяша резати его по суставом [...] персты вся обрезаша и у ног и у рук, и устне и уши и прочая суставы розрезаша [...] И се убо сей новый мученик бысть подобен страстию Иакову Перскому» (ПСРЛ. Т. 10. С. 149). В третьей четверти XI веков частицу мощей Иакова Персянина привезли в Киево-Печерский монастырь из Константинополя (Абрамович Д.И. Києво-Печерський патерик. К., 1930. С. 6). Из описей собора Св. Софии в Великом Новгороде известно, что в нем хранилось неск. частиц мощей этого святого (Описи имущества новгородского Софийского собора, XVIII - начало XIX веков М., 1993. Вып. 2. С. 41, 43, 46). Есть сведения, что частица мощей великомученика находилась в Хутынском монастыре (Макарий. История РЦ. Т. 2. С. 160). В 1811 году по благословению Амвросия, митр. Санкт-Петербургского и Новгородского, игум. Новотихвинского монастыря в Екатеринбурге Таисия (Костромина) получила из новгородского собора Св. Софии ковчег с частицей мощей Иакова Персянина и с частицами мощей еще 24 святых (в наст. время находится в храме Всех святых этой обители).

В 1560 году Антиохийский патриарх Иоаким IV отправил вместе с купцом Василием Поздняковым Иоанну IV Грозному в числе даров частицу мощей Иакова Персянина (Россия и греч. мир в XVI в. М., 2004. Т. 1. С. 261, 263). Еще одна частица была подарена в 1603 г. царю Борису Годунову посланником Константинопольского патриарха архим. Феофаном (Муравьев А.Н. Сношения России с Востоком по делам церковным. СПб., 1858. Ч. 1. С. 306). В первой половине XVII века частицы мощей Иакова Персяниа неоднократно привозились в Москву из Сев. Греции: в 1622 году - архим. Феодором из Хиландарского монастыря и строителем Авксентием из Эсфигмена, в 1628 году - Феофаном, одним из епископов Фессалоникийской митрополии, в 1629 году - Паисием, митр. Фессалоникийским, в 1630 году- Софронием, архиеп. Кассандрийским (Там же. 1860. Ч. 2. С. 10, 52, 65, 103).

Частицы мощей этого святого вставлены во мн. кресты и мощевики, хранящиеся в музее «Московский Кремль»: в воздвизальный крест (Вел. Новгород (?), вторая половина XII - первая четверть XIII века), в панагию-мощевик Иоанна Грозного (XVI век), в складень-мощевик новгородского боярина Семена Трусова, подаренный им свт. Филиппу, митр. Московскому (Вел. Новгород, 1561/1562 год), в крест-мощевик царя Михаила Феодоровича (Москва, 1619-1633 годы), в крест-мощевик (Москва, начало XVII века), в крест напрестольный 1622 год, в крест благословенный 1677 год из Благовещенского собора. В 1629 году посольство молдав. господаря Мирона Барновского преподнесло царю Михаилу Феодоровичу Романову серебряный ковчег с мощами Иакова Персянина (ныне хранится в Благовещенском соборе ГММК). Помимо этого ковчега мощи Иакова Персянина находились в др. ковчегах среди мощей разных святых: в мощевике 1599 году вместе с мощами прор. Даниила и сщмч. Афиногена, в мощевике 1603-1604 годов с мощами прп. Ефрема Сирина и в несохранившемся мощевике 1600 года с мощами ап. Варнавы и мч. Христофора. На крышках этих реликвариев помещался чеканный образ Иакова Персянина (Царский храм. 2003. С. 324; Христианские реликвии в Моск. Кремле. М., 2000. С. 30, 42, 59, 61-62, 66-67, 134). В Благовещенском соборе Московского Кремля, согласно описи 1680-1681 годов, хранилось 4 частицы мощей Иакова Персянина (Там же. С. 114). В описи Образной палаты 1669 года значится 2 частицы мощей этого святого (Там же. С. 115). Мощи Иакова Персянина были почитаемы в период Нового времени. Два серебряных ковчега с мощами святого находились в Петропавловском соборе Санкт-Петербурга. Перед царскими вратами хранились главные святыни собора: частицы привезенной в 1625 году в Москву ризы Спасителя, ковчежец с частью главы Иакова Персянина, почитавшегося как целитель детских болезней, а также серебряный складень с разными мощами. Мощи находились в антиминсе, предназначенном на престол храма св. Андрея Критского, возведенного близ ст. Сергиева под Санкт-Петербургом в память спасения царской семьи во время крушения поезда 30 октября 1888 года под ст. Борки.

Гимнография

Память Иакова Персянина отмечается в Типиконе Великой церкви IX-XI веков(Mateos. Typicon. T. 1. P. 114) 27 нояб. без богослужебного последования. В Студийско-Алексиевском Типиконе 1034 году (Пентковский. Типикон. С. 298-299), содержащем самую раннюю сохранившуюся редакцию студийского Синаксаря, 27 ноября указаны посвященные Иакову Персянину канон 2-го гласа и 2 цикла стихир-подобнов. В рукописных слав. Минеях студийской традиции (см.: Горский, Невоструев. Описание. Т. 3. Ч. 2. С. 32-33; Ягич. Служебные Минеи. С. 476-488) кроме канона и цикла стихир указывается 2 седальна Иакова Персянина. Согласно Евергетидскому Типикону второй половины XI века (Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 327), 27 ноября совершается служба с пением «Аллилуия» на утрене; последование Иакова Персянина состоит из канона 2-го гласа авторства Феофана, цикла стихир и седальна. В Мессинском Типиконе 1131 году (Arranz. Typicon. P. 62) указан отпустительный тропарь Иакова Персянина 4-го гласа ῾Ο μάρτυς σου Κύριε̇ (   ). В Георгия Мтацминдели Типиконе середины XI века (Кекелидзе. Литургические груз. памятники. С. 242) 27 ноября указан тот же, что и в Мессинском Типиконе, отпустительный тропарь Иакова Персянина; на литургии назначаются те же чтения, что и 20 сентября.

Память Иакова Персянина отмечается в ранних редакциях Иерусалимского устава (напр., Sinait. gr. 1096, XII в.; см.: Дмитриевский. Описание. Т. 3. С. 33) 27 ноября. В первопечатном греч. Типиконе (Венеция, 1545 год) помимо тропаря Иакова Персянина указывается кондак 2-го гласа Πεισθες τῇ καλῇ συζύγῳ̇ (   ), который обязательно присутствует во всех более поздних редакциях Иерусалимского устава. В первопечатном московском Типиконе (М., 1610) 27 ноября вместе с памятью Иакова Персянина отмечается праздник Знамения Пресвятой Богородицы в Вел. Новгороде. Предлагаются 2 варианта совершения службы в этот день. Шестеричная служба Иакова Персянина в 1-м случае соединяется со службой Октоиха, во 2-м - с полиелейным последованием праздника Пресвятой Богородицы. Указывается иной отпустительный тропарь Иакова Персянина 4-го гласа -    В московских Типиконах изданий 1633, 1634 и 1641 годы заметны изменения в богослужебных указаниях на 27 ноября. Напр., в изданиях 1633 и 1634 годы оставлены указания только о соединении служб Иакова Персянина и праздника Пресвятой Богородицы, однако добавлены указания для совершения службы в том случае, если 27 ноября приходится на воскресный день. Начиная с исправленного издания московского Типикона 1682 года, 27 ноября «под числом» стала помещаться память Иакова Персянина, отмеченная знаком  (см. Знаки праздников месяцеслова), а «за числом» - память Знамения Пресв. Богородицы в Новгороде, отмеченная знаком  (см. Там же).

Последование Иакова Персянина, содержащееся в совр. богослужебных книгах, включает: отпустительные тропари 4-го гласа ῾Ο μάρτυς σου Κύριε̇ (   ) и   (только в слав.); кондак 2-го гласа Πεισθες τῇ καλῇ συζύγῳ̇ (   ); канон (указан уже в Евергетидском Типиконе), составленный гимнографом Феофаном (в слав. Минее автором канона назван Иосиф), 2-го гласа с акростихом Τὸν Πέρσην ᾿Ιάκωβον ἐν ᾄσμασι Μάρτυρα μέλπω. Θεοφάνους (Персина Иакова песньми мученика пою. Феофан), ирмос: Δεῦτε λαο̇ (  ), нач.: Τῷ τοῦ Χριστοῦ βήματι (  ); цикл стихир-подобнов; несколько самогласнов; седален; светилен (разные в греч. и слав. Минее).

По рукописям известны песнопения Иакова Персянина, не вошедшие в совр. богослужебные книги: канон плагального 4-го (т. е. 8-го) гласа с алфавитным акростихом, ирмос: ῾Υγρὰν διοδεύσας ὡσε ξηρὰν̇ (    ), нач.: ᾿Ανόθευτον, πάτερ, πρὸς ἀρετὴν (Непорочного, отче, к добродетели) (Ταμεῖον. Σ. 108); дополнительные икосы (Амфилохий. Кондакарий. С. 170).

Иконография

В византийском искусстве известны единоличные изображения Иакова Персянина и сцена его мучения. Древнейшие примеры казни святого (рассечения) представлены на миниатюре в Минологии Василия II (Vat. gr. 1613. P. 209, 976-1025 гг.), в минологии Служебного Евангелия (Vat. gr. 1156. Fol. 269r. К-поль, третья четверть XI века), на иконе-минологии конец XI века (монастырь вмц. Екатерины на Синае). Ростовое изображение Иакова Персянина с непокрытой головой, в плаще, скрепленном на плече фибулой, присутствует среди св. воинов на рельефе Арбавильского триптиха (середина XI века, Лувр). Как мученик с крестом в руке он представлен на левой створке (в 5-м ряду сверху) диптиха-минология (XI век, монастырь вмц. Екатерины на Синае), в эмалевом медальоне на раме пластины «Арх. Михаил» алтаря Пала д'Оро (1105 год) в соборе Сан-Марко в Венеции, а также на створке иконы-минеи на дек. (ок. 1200 года, монастырь вмц. Екатерины на Синае).

Сохранилась большого размера (100×72см) 2-сторонняя икона конца XII века «Богоматерь с Младенцем. Св. Иаков Перский» из церкви Богородицы Феоскепасты на Пафосе (Кипр). На ней Иаков Персянина представлен в воинских доспехах, в ярко-красном плаще, маленькой «фригийской» шапочке, с серьгой в ухе, в руках щит и меч. Икона, вероятно, являлась процессионной; существует предположение, что первоначально обе стороны иконы были частями диптиха и стояли в местном иконном ряду кипрской церкви, посвященной Иаков Персянин (The Glory of Byzantium. Сat. 75. P. 127-129). Иаков Персянин редко изображали в средневизантийский период, хотя известно о существовании на Кипре посвященных ему 3 храмов (Delehaye H. Les légendes grecques des saints militairs. P., 1909; Idem. Saints de Chypre // AnBoll. 1907. Vol. 26. P. 267-271). Образ Иакова Персянина был включен в роспись храма монастыря свт. Иоанна Златоуста в Куцовендисе на Кипре (конец XI - начало XII веков).

В византийское искусстве с XIII века Иакова Персянина обычно изображали в восточной платье с тюрбаном на голове, как, напр., на фресках церковь св. Власия в Веррии (XIII века).

На Балканах, где также было распространено почитание святого, сосуществовали мученический и воинский тип его изображения. В живописи XIV века независимо от иконографического извода уделялось большое внимание костюму Иакова Персяниа со множеством деталей. На фреске в ц. св. Георгия в Старо-Нагоричино (1317-1318 годы) он представлен с крестом в руке, в лиловом плаще, украшенном орнаментом, и в шапке с меховой опушкой. В Печке Патриаршей он изображен дважды: как мученик в медальоне в церкви св. Апостолов (ок. 1260 года) и как воин в церкви Богоматери Одигитрии (около 1337 года) - в рост, в красной рубахе, поверх короткая верхняя одежда со спущенными рукавами, украшенная вост. орнаментом, на голове вост. тюрбан, левой рукой он опирается на меч, в правой держит копье. На фресках церковь Христа Пантократора монастыря в Дечанах (Косово и Метохия) ростовой образ Иакова Персянина находится в верхнем регистре на столпе храма (около 1348 года), сцена мучения представлена в нартексе (около 1350 года). Изображения Иакова Персянина сохранились в росписях церкви Спасителя в сербском монастыре Жича (1309-1316 годы), в соборе монастыря Манасия (Ресава, Сербия, начало XV века); на фреске монастыря ап. Иоанна Богослова в Поганово (Болгария, около 1499 года) и др. В греко-грузинской рукописи XV века (т. н. Афонской книге образцов. РНБ. O. I. 58) он изображен в медальоне среди мучеников (Л. 56 об.) и в рост в позе оранта под 27 ноября (Л. 88 об.), оба раза без головного убора.

Сцена мучения Иакова Персянова иногда встречается в иконописи, как, напр., на иконе из церкви свт. Николая Болнички в Охриде (середина XVI века, Иконная галерея, Охрид). В левой части иконы изображено рассечение великомученика, в правой - Иакова Персянова в мученическом венце, с крестом в руке. Его венец и одежда с длинными полыми рукавами напоминают костюмы балканской знати.

В поствизантийской монументальной живописи сохранялись оба основных иконографических типа изображения Иакова Персянова. Фигура святого была представлена среди св. воинов-мучеников, располагавшихся в нижних зонах росписи кафоликонов ряда монастырей: лавры св. Афанасия на Афоне (1535 год); св. Варвары Русану (1546 год), св. Варлаама (1548 год, мастер Франгос Кателанос) и Преображения (1552 год, мастер Джорджи) в Метеорах; Дионисиат и Григориат на Афоне (1768-1779 годы) (1546-1547 годы, мастер Зорзис Критянин); Филантропинон на о-ве оз. Памвотида (Янина) (1531/1532, 1542 годы); Сучевица в Румынии (80-е годы  XVI века); Пива в Черногории (1604-1606 годы), а также в церквах вмч. Георгия в с. Воронец в Румынии (1547-1550 годы), Успения Пресвятой Богородицы в Каламбаке в Греции (1573 год), в парекклисионе св. Архангелов собора монастыря св. Иоанна Предтечи в Серрах (Сересе) в Греции (1634 год) и др. В поствизант. живописи бытуют разные варианты изображений костюма, головной убор Иакова Персянова часто напоминает экзотический шлем с украшениями.

Почитание Иакова Персянова было распространено и в Древней Руси. Одно из первых изображений Иакова Персянова встречается в соборе Св. Софии Киевской (40-е годы XI века), о чем свидетельствует сохранившееся граффити. Иаков Персянов изображен молодым, с едва проступившей бородой, в хитоне и гиматии с тавлионом. Сохранилось его полуфигурное изображение в церкви вмч. Георгия в Ст. Ладоге (ок. 1167 года) на южной стене под хорами в составе композиции «Страшный Суд». Исследователи объясняют появление этого изображения тем, что страдания Иакова Персянова воспринимались как исполнение пророчества Иисуса Христа о разделении праведников и грешников и как указание на связь образа Иакова Персянова с темой Второго пришествия. Головной убор Иакова Персянова напоминает небольшую шапочку ветхозаветных пророков, плащ богато украшен жемчугом, в правой руке крест.

Особым почитанием Иакова Персянова пользовался в Великом Новгороде, где на день его памяти было установлено празднование иконе Божией Матери «Знамение». По мнению Э.С. Смирновой, празднование иконе было установлено в честь неизвестного события, происшедшего в день памяти Иакова Персянина и пришедшегося на первые десятилетия после появления образа в Великом Новгороде, т. е. до 1169/1670 года, когда на город были посланы войска вел. кн. Андрея Боголюбского. Именно с этим неизвестным событием может быть связано изображение на полях чтимой иконы ростовой фигуры Иакова Персянина, святых Георгия, Петра Афонского и Онуфрия (Макария Египетского?) (Смирнова. 2008. С. 89-99). Согласно др. версии, святой был небесным покровителем посадника Якуна, принявшего активное участие в событиях 1169/1170 года. Третья версия связана с поминовением погибших в сражении с войском Андрея Боголюбского в кладбищенской ц. вмч. Иакова Перского в Людине конце, где разворачивалось сражение («Пречистому образу Твоему поклоняемся…» - Образ Богоматери в произведениях из собрания музея / ГРМ. СПб., 1995. С. 218). Впоследствии в Знаменской церкви на Ильине ул. в Вел. Новгороде, где хранилась чудотворная икона, был устроен придел Иакова Персянина.

Совпадение дней празднования Иакова Персянина и иконе Божией Матери «Знамение» повлияло на иконографию списков чудотворного образа. Как правило, на этих иконах изображение Иакова Персянина повторяет новгородский образец - святой мученик с крестом в правой руке, левой придерживает плащ. Так он представлен на иконе Божией Матери «Знамение» из Рождественского монастыря во Владимире, находившейся над могилой кн. блгв. Александра Невского (середина XVI века, ГВСМЗ - см.: Иконы Владимира и Суздаля. 2006. С. 216-217), и из разрушенной Знаменской церкви в Санкт-Петербурге (конец XVI века, ГРМ - см.: «Пречистому образу Твоему поклоняемся…» - Кат. 136). На иконе «Знамение», вероятно московского письма, на полях изображены свт. Петр, митр. Московский, и Иаков Персянин в русской княжеской одежде (конец XVI века, ГТГ, музей-квартира П.Д. Корина). В иконописи XIX-XX веков на списках иконы «Знамение» Иакова Персянина мог изображаться без головного убора, в княжеских одеждах.

Активное почитание Иакова Персяниа в Великом Новгороде, возможно, было следствием распространения частиц его мощей. В новгородском монументальном искусстве образ Иакова Персянина присутствует на фресках-минологии ц. св. Симеона Богоприимца Зверина мон-ря (конец 60-х - 70-е годы XV века). Новгородское происхождение имеют 2 ранние сохранившиеся иконы Иакова Персянина: ростовое изображение святого (конец XV века, частное собрание), по иконографии близкое к софийской таблетке, отличается положением правой руки, которой святой поддерживает плащ; а также уцелевшая правая часть иконы из собрания Н.М. Постникова (начало XVI века, ГТГ). Иаков Персянин изображен на таблетке из собора Св. Софии Новгородской «Введение Пресвятой Богородицы во храм. Святые Косма, Дамиан и Иаков Перский» (конец XV века, НГОМЗ), где он представлен как мученик в синем хитоне и красном плаще, с крестом в руках. Его вост. типа головной убор напоминает шапочки ветхозаветных пророков. Изображение Иакова Персянина вместе с врачами-бессребрениками, возможно, обусловлено почитанием Иакова Персянина в Великом Новгороде как целителя (Смирнова. 1995. С. 319). Приделы во имя этих святых известны в стоявших друг напротив друга храмах - святых Космы и Дамиана в церкви Спасо-Преображения на Ильине ул. и Иакова Персянина в Знаменском соборе.

Софийская таблетка послужила образцом для среднерусских произведений, аналогичных или близких по иконографии к ней, напр. для иконы-таблетки «Введение Пресвятой Богородицы во храм. Святые Косма, Дамиан и Иаков Перский» из Покровского Суздальского монастыря (вторая половина XVI века, ГВСМЗ), а также «Вход Господень в Иерусалим. Святые Екатерина, Меркурий и Иаков Перский» и «Благовещение. Святые Косма, Дамиан и Иаков Перский» (обе - ГТГ, атрибуция XVI века сомнительна) - везде изображение Иакова Персянина сходно с его изображением на софийской таблетке, отличия касаются деталей одежды.

В русском искусстве, в отличие от визант. варианта изображения Иакова Персянина-воина, закрепился вариант изображения Иакова Персянина-мученика, в одежде которого иногда появлялись элементы княжеского костюма.

Во второй половине XVI века в Москве стало распространяться почитание Иакова Персянина в связи с появлением мощей святого.

В русских иконописных подлинниках XVIII века о Иакове Персянине говорится, что он «рус, аки Борис князь, ризы камка редоть, испод лазорь, в правой руке крест да свиток» (Большаков. Подлинник иконописный. С. 52). На минейных иконах он чаще представлен как мученик, но встречаются его изображения в воинских одеждах, как на иконе середина - третья четверть XVI века (Музей икон, Рекклингхаузен) - Иаков Персянин в кольчуге и без головного убора, а также на иконе из Входоиерусалимской церкви в Тотьме (конец XVI - начало XVII века, ГВСМЗ) - Иаков Персяни в верхнем регистре святых рядом с кн. равноап. Владимиром, на нем «княжеская» шапка с меховой оторочкой, на плечи наброшена шуба (Икона Др. Руси XI-XVI вв. СПб., 1993. Ил. 60).

Авторы статьи: Е.В. Саенкова, Е.Е. Макаров, А.И. Колесников, Д.В. Зайцев, Е.Н. Саенкова, Э. П. А.

©Православная энциклопедия

Литература
  • Tabari, Muhammad. Geschichte der Perser und Araber zur Zeit der Sasaniden / Aus der arabischen Chronique des Tabari übers. Th. Nöldeke. Leyden, 1879. S. 420
  • Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 367; Т. 3. С. 486
  • Labourt. Christianisme dans l'empire perse. P. 112-113
  • Devos P. Le dossier hagiographique de S. Jacques l'Intercis // AnBoll. 1953. Vol. 71. P. 157-210
Статью разместил(а)

Попцов Александр Сергеевич

редактор

Приглашаем историков внести свой вклад в Энциклопедию!

Наши проекты