ИА́КОВ ИЗ МА́РКИ

0 комментариев

ИА́КОВ ИЗ МА́РКИ - святой католической Церкви.

(Пам. 28 ноября), монах-францисканец, проповедник, политический деятель, дипломат.

О деятельности Иакова из Марки известно из его сочинений и из Жития (сохр. в 3 редакциях), составленного мон. Венанцио да Фабриано, который с 1463 года сопровождал Иакова из Марки во всех путешествиях. Венанцио да Фабриано принадлежит также сборник прижизненных и посмертных чудес святого. В XV веке А. де Якобити составил стихотворное Житие Иакова из Марки, одна из рукописей которого, созданная в Неаполе в 1490 году, хранилась до начала XVII века при гробнице Иакова из Марки, затем была увезена в Мюнхен, а в настоящее время находится в библиотеке францисканского колледжа в Вашингтоне. Ряд сведений об Иакове из Марки содержится в «Хронике» Марка Лиссабонского.

Доменико был младшим из 19 детей, в раннем детстве остался сиротой. Желая получить образование, он бежал в г. Оффида к родственнику-священнику. Через несколько месяцев после бегства один из братьев обнаружил Доменико, но, увидев, что мальчик усердно учится, решил отправить его для продолжения учебы в Асколи, где находились ун-т и богословские школы при доминиканском и францисканском монастырях.

 Около 1404 года Доменико завершил обучение в Асколи и отправился в университет г. Перуджа, где изучал светское и каноническое право. В 1414 году в качестве нотария служил у некоего дворянина из Перуджи, который получил должность во Флоренции. Впоследствии был нотарием флорентийской коммуны и судьей в замке Биббиена, где, вероятно, познакомился с францисканцами из монастыря св. Лаврентия. Это знакомство повлияло на решение Доменико принять монашеский постриг. Сообщив о своем намерении Франческо де Медичи, настоятелю мон-ря св. Лаврентия близ Флоренции (тот посоветовал ему повременить), юноша отправился по семейным делам в обл. Марке и по пути остановился при монастыре Санта-Мария дельи Анджели близ Ассизи, где настоятель Никколо Удзанио принял его в орден францисканцев. Вероятно, в авг. 1416 году Иаков из Марки принес вечные монашеские обеты.

По сведениям биографов, Иаков из Марки провел несколько лет в Тоскане, где изучал богословие под руководством Бернардина Сиенского. В 1420 году во францисканском монастыре Спасителя во Флоренции был рукоположен во пресвитера. Согласно автографу Иакова из Марки в одной из рукописей (Vat. lat. 7780. F. 1v), в 1422 году он произнес там первую проповедь. По поручению Римского папы Мартина V в 1420-1431 годы он странствовал по Тоскане, Умбрии и Марке, проповедуя и искореняя ересь «малых братьев» (см. ст. Фратичелли), крайних последователей католического св. Франциска Ассизского. Иаков из Марки обличал социальную несправедливость, боролся с ростовщичеством, для чего основал ряд светских братств, которые предоставляли денежные ссуды под низкий процент.

В 1432-1434 годы Иаков из Марки в проповедях обличал богомильскую ересь в Далмации, Славонии и Боснии. По указанию генерального настоятеля ордена францисканцев Гвильермо Робадзольо да Казале он действовал также и как легат (визитатор) францисканских монастырей в Боснии. В 1435-1439 годы в качестве инквизитора посетил Чехию и Венгрию, где безуспешно пытался бороться с гуситской ересью, призывал правителей к участию в крестовом походе против турок, встречался с германским императором Сигизмундом, чтобы передать личные послания папы Римского Евгения IV с призывом возглавить крестовый поход.

В 1440 года папа Евгений IV благословил Иакова из Марки совершить паломничество в Святую землю. В 1441 году он побывал на о-ве Кипр, однако неизвестно, достиг ли он Палестины. По возвращении продолжал выступать в проповедях против «малых братьев». В 1443 году назначен апостольским нунцием в обл. Аквилея. Получив известие о кончине Бернардина Сиенского († 20 мая 1444 год), поспешил на похороны наставника и произнес похвальную речь над гробом усопшего.

Последующие годы Иаков из Марки провел в обл. Марке, где выступил посредником во время мирных переговоров между городскими общинами Фермо и Асколи (1446 год). В 1449 году с разрешения папы Римского Николая V он основал в родном Монтепрандоне монастырь во имя Богородицы Милостивой (Мадонна делле Грацие). В дискуссиях внутри ордена францисканцев между обсервантами и конвентуалами Иаков из Марки принял сторону обсервантов. В 1450 году выступил свидетелем на канонизационном процессе быв. главы обсервантов Бернардина Сиенского. В 1455 году Римский папа Каллист III поручил ему выработать основы примирения между обсервантами и конвентуалами. Составленная Иаковом из Марки программа, хотя и была обнародована Папским престолом в булле от 2 февраля 1456 года, не удовлетворила конфликтующие стороны.

С мая 1457 году по поручению папы Каллиста III Иаков из Марки занимался организацией крестового похода против турок. Столкнувшись в Венгрии со значительными трудностями, он был вынужден вернуться в Италию. В 1458 году папа Пий II настоял на продолжении миссии, и Иаков из Марки, приступив в Италии к вербовке солдат для войны с турками, разработал план нападения на г. Патры. Затем он отправился в путешествие по Северной Италии, проповедуя и призывая к участию в крестовом походе. По преданию, в Милане он обратил к покаянию 36 блудниц, после чего ему было предложено занять архиепископскую кафедру, вакантную после смерти архиеп. Карло да Форли (1457-1461 годы). Об этом эпизоде сообщают все биографы Иакова из Марки, однако некоторые исследователи считают его недостоверным (Marcora C. Carlo da Forli, arcivescovo di Milano // Memorie storiche d. diocesi di Milano. Mil., 1955. Vol. 2. P. 270-271).

На Пасху 1462 года во время проповеди в Брешии Иаков из Марки, говоря о страстях и воскресении Христа, присоединился к мнению отдельных францисканских богословов о том, что кровь, пролитая Христом во время мучений, на протяжении 3 дней от Его смерти до Воскресения не была причастна Его божественной природе. Инквизитор-доминиканец Иаков Брешианский призвал Иакова из Марки в трибунал, однако тот отказался предстать перед судом. Этот инцидент привел к обострению споров между францисканцами и доминиканцами. В булле от 1 августа 1464 года папа Пий II запретил впредь упоминать этот вопрос и постановил, что ни одна из трактовок не является еретической.

Во время Великого поста 1467 года Иаков из Марки проповедовал в Анконе и Мачерате, после чего принял решение прекратить публичные выступления, объяснив это усталостью и преклонным возрастом. Согласно собственноручной записи в одном из манускриптов, последняя проповедь была произнесена им в день памяти св. Бернардина Сиенского 20 мая 1467 года, после чего Иаков из Марков удалился в монастырь Форано близ г. Аппиньяно. Однако в следующем году он прибыл в Рим для встречи со своим другом кард. Франческо да Савоной (буд. папа Сикст IV), затем посетил Ассизи и Монтепрандоне. В 1472 году неаполитанский кор. Фердинанд попросил папу Сикста IV направить к нему Иаков из Марки, который уже при жизни получил известность как аскет и чудотворец. Прибыв в Неаполь (1473 год), Иаков из Марки произнес неск. проповедей во францисканской ц. Санта-Мария ла Нова, затем удалился в пригородный монастырь Св. Креста. В последующие годы он изредка покидал обитель для произнесения проповедей в Ноле, Сорренто и др. городах Неаполитанского королевства. Через год после смерти Иакова из Марки по благословению папы Сикста IV останки святого были перенесены в церкви Санта-Мария ла Нова и помещены в алтаре одной из капелл.

Венанцио да Фабриано, составивший сборник чудес Иакова из Марки, обратился к арагонскому кор. Фердинанду II с просьбой поддержать ходатайство о начале канонизационного процесса. Беатификация Иакова из Марки состоялась при папе Урбане VIII в 1624 году. В 1626 году Иаков из Марки был включен в число св. покровителей Неаполя, 10 декабря 1726 года, при папе Бенедикте XIII, причислен к лику святых Римско-католической Церкви.

В ходе канонизационного процесса было проведено освидетельствование мощей Иакова из Макри, которые оказались нетленными. Повторное освидетельствование было проведено в 1968 году. В 2001 году мощи Иакова из Марки были перенесены в монастырь Богоматери Милостивой в Монтепрандоне, где создан музей Иакова из Марки и центр по изучению его наследия.

Сочинения

Литературное наследие Иакова из Марки состоит в основном из латинских гомилий, часть которых объединена в сборники великопостных (Sermones Quadragesimales) и воскресных проповедей (Sermones Dominicales). В этих сборниках индивидуальные черты авторского стиля Иакова из Марки сглажены, стиль приближен к стандартным образцам латинской гомилетики.

В действительности он проповедовал на народном языке, однако до настоящего времени сохранились записи лишь 2 проповедей, произнесенных в 1460 году в Падуе. В слове на смерть Бернардина Сиенского Иаков из Марки выделил основные качества проповедника - высокую нравственность, безукоризненное следование догматам католич. веры и терпеливость (Predica. 1943. P. 84-85). Большинство проповедей Иакова из Марки посвящено проблемам нравственного богословия и обличению нравов городских жителей Италии. Он также составил ряд пособий по подготовке к таинству покаяния.

Среди других произведений - полемические трактаты, направленные против «малых братьев», гуситов и богомилов, рассуждения о крови Христовой и т. д.

Многие сочинения Иакова из Марки сохранились в автографах, часть которых находится в государственном музее Монтепрандоне вместе с книгами из его личной библиотеки, однако принадлежность некоторых рукописей перу Иакова из Марки подвергается сомнению (Loggi S. I Codici della Libreria di S. Giacomo della Marca nel Museo Civico di Monteprandone. Monteprandone, 2000).

Критическое изучение литературного наследия Иакова из Маркиначалось в 20-х годах XX века после публикации Т. Сомильи Жития святого, составленного Венанцио да Фабриано (Vita di S. Giacomo. 1924). Первое научное издание биографии святого было выпущено Дж. Казелли (Caselli. 1926); перечень сочинений, в т. ч. предположительно атрибутированных и заведомо подложных, составлен Дж. Лазичем (Lasić. 1974).

Иконография

Обычно Иаков из Марки представлен облаченным во францисканскую рясу с капюшоном на голове, с изнуренным лицом, выступающими скулами и тонким носом. Этот иконографический тип, характерный для изображения и других католических святых аскетов, распространен в Марке и Абруцци. Со святым нередко изображают округлую дощечку с именем Христа, напоминающую о проповедях имени Божия, а также в память о диспуте в Брешии сосуд с кровью Христовой. Иногда сосуд заменяется бокалом, из которого выползает змея, что является отсылкой к легенде о том, как гуситы попытались отравить Иакова из Марки во время богослужения. Другими характерными атрибутами были митра у ног святого - символ отвергнутого им епископского сана, посох - в память о его странствиях, четки, книга и футляр для очков.

Наиболее ранним из известных изображений Иакова из Марки считается плохо сохранившийся триптих К. Кривелли из Валле-Кастеллана, который, возможно, был выполнен в 70-х годах XV века, еще при жизни святого. На этом триптихе Иаков из Марки стоит на коленях перед престолом Богоматери, держа посох в руке. В 1477 году для церкви Благовещения (Аннунциата) в Асколи Кривелли выполнил изображение Иаков из Марки с книгой, указывающего на имя Иисусово (Лувр, Париж; копия - в Ватиканской пинакотеке; по мнению нек-рых исследователей, на картине изображен не Иаков из Марки, а Бернардин Сиенский). Подобное изображение Иакова из Марки включено в композицию «Вручение ап. Петру ключей от Царства Небесного», выполненную Кривелли в 1488 году (Государственый музеи Берлина). В рамках той же иконографической традиции выполнены картины П. Перуджино (Национальная галерея Умбрии, Перуджа) и Кола делл'Аматриче (Городская пинакотека, Асколи).

Сцены из Жития Иакова из Марки изображены на фресках XVI века в церкви Санта-Мария ла Нова в Неаполе и в цикле росписей одного из клуатров. В XVII веке распространенными были изображения Иакова из Марки как проповедника (барочная картина в церкви Санта-Мария дель Буон Джезу в Фабриано). На картине Ф. Сурбарана (около 1658 года) святой представлен юношей, на заднем плане - сюжет на тему чудесного воскрешения ребенка (Прадо, Мадрид). На полотне Г. Гандольфи (1775 год) Иаков из Марки изображен с сосудом со змеей, книгой, тростью и т. д. (Палаццо Комунале, Болонья).

 

©Православная энциклопедия

Литература
  • Caselli G. Studi su S. Giacomo della Marca. Ascoli Piceno; Offida, 1926. 2 vol.
  • Oliger L. Una vita in ottava rima di S. Giacomo della Marca, opera di Aurelio Simmaco de' Jacobiti (1490) // Studi Francescani. Firenze, 1939. Vol. 36. P. 22-50
  • Pacetti D. I «Sermones Domenicales» di S. Giacomo della Marca in un codice autografo del convento francescano di Falconara // Collectanea Francescana. R., 1941. Vol. 11. P. 7-34, 185-222
  • Piana C. S. Giacomo della Marca e la controversia con i conventuali // AFH. 1956. Vol. 49. P. 61-76
Статью разместил(а)

Попцов Александр Сергеевич

редактор

Приглашаем историков внести свой вклад в Энциклопедию!

Наши проекты