ГА́ЗА

0 комментариев

ГАЗА - город в юго-западной Палестине; играл значительную роль в Священной истории и в раннехристианскую эпоху.

Древняя Газа (часть современного города Телль-Харубе, площадь около 55 га) располагалась в широкой (около 25 км) части плодородной прибрежной равнины, в 4-5 км к востоку от моря. Впервые Газа появляется в источниках в XVI веке до Рождества Христова как столица египетской провинции Ханаан: название Газа упомянуто в египетских документах при фараоне Тутмосе III (не позднее 1468 года до Рождества Христова) (ANET. 235). Тексты 19-й и 20-й династий Египта называют ее «город Ханаан» (Albright. 1944. P. 24-25; EA. № 289, 296). В XIII-XII веках до Рождества Христова вторжения «народов моря» в Египет привели к образованию недалеко от Газы особого приграничного района, населенного пришельцами (в ВЗ - филистимляне) (Числ 24. 24; Втор 2. 23). На юго-западе Ханаана филистимляне создали союз 5 независимых городов-государств (Нав 13. 3), во главе которого оказалась Газа. Вскоре они столкнулись с пришедшими в Палестину израильскими племенами (Нав 10. 41; 15. 47). В рассказе об истории пророка Самсона упоминаются укрепления Газы с воротами (Суд 16. 1-3), темница и храм Дагона (Суд 16. 21). В истории иудейского царя Езекии называется также некая сторожевая башня как географический пункт Филистии (4 Цар 18. 8; ср.: ANET. 329). В период Единого царства филистимляне платили дань Давиду и Соломону (3 Цар 4. 24, ср.: 3 Цар 4. 21). В дальнейшем Газа противостояла слабеющим Израильскому и Иудейскому царствам, опираясь на Египет и племена Аравии (2 Пар 21. 16-17 и др.).

Около 760 года наказание Газы предрекает пророк Амос (Ам 1. 6-7). В списке данников 738 года ассирийского царя Тиглатпаласара III упомянут царь Газы Ханно, которого в 734 году Тиглатпаласар изгнал, а в Газе устроил ассирийскую таможню. После восстания, поддержанного Египтом, Газа стала вассалом Ассирии (4 Цар 18. 8). Среди награжденных ассирийцев, получивших во владение приграничные города Иудеи, упомянут правитель Газы Силлибел, имя которого есть также в хрониках царей Асархаддона (677 год) и Ашшурбанипала (667 год) (ANEТ. 288, 291, 294). По-видимому, Газа к этому времени восстановила свою роль главного города Филистии.

В период войн Египта с Вавилоном (VII-VI века до Рождества Христова) Газа выступает как вассал Египта (Ahituv. 1984. P. 36). После разгрома египтян царем Вавилона Навуходоносором II при Кархемише (605 год) пророки начинают предрекать падение Филистии и Газы (Иер 25. 20; 47. 1 и 5), что и случилось в 601 году (Lipinski. 1972): царь Газы был захвачен Навуходоносором, и в 555-539 годы до Рождества Христова в Газе находился гарнизон вавилонян.

После захвата Вавилона в 539 году персидским царем Киром Газа отошла державе Ахеменидов (5-я сатрапия), где служила крепостью и центром международной торговли (ср.: Herod. Hist. 3. 5).

В войне с Александром Великим Газа осталась верна Персии: после взятия в 332 году Тира ему пришлось 2 месяца осаждать Газу. После ее падения Александр заселил город окрестными племенами, создав здесь полис и обеспечив контроль над торговлей благовониями и пряностями. В дальнейшем Газа оказалась в фокусе борьбы Диадохов (323-301 годы), переходя от Птолемея I (320 год) к Антигону, его сыну Деметрию Полиоркету и обратно. С 301 года по 198 год город принадлежал Египетской державе Птолемеев. В это время Газа становится крупнейшим торговым центром региона, что подтверждается нумизматикой: в III веке в Газе чеканили 8 различных типов монет. В конце III века Газа перешла в состав державы Селевкидов. При Антиохе IV Епифане (175-164 годы) Газа переименована в Селевкию, получила статус полиса. Она осталась на стороне Селевкидов в войне Деметрия II (145/44 год) с Хасмонеями (1 Макк 9. 61-62; 11. 59; Ios. Flav. Antiq. XIII 5. 5). Захват Идумеи Иоанном Гирканом I (около 125 года) поставил под угрозу автономию Газы. В 103/2 году Газа была военной базой Птолемея IX, правителя Кипра, для вторжения в Египет (Ios. Flav. Antiq. XIII 12. 4). После провала вторжения Газу захватил Александр Яннай, казнивший городской совет и включивший Газу в свое царство (100/99 год).

В 63 году Газа была захвачена римским полководцем Гнеем Помпеем. В 40 году Газа была присоединена к царству Ирода, но он не смог установить здесь контроль до победы над Антигоном II (Маттафией) Хасмонеем (37 год). На следующий год вместе с другими территориями император Марк Антоний передал Газу Клеопатре VII, но в 30 году Август вернул ее Ироду (Ios. Flav. Antiq. XV 7. 3; De bell. I 20. 3). По смерти Ирода Газа стала полунезависимым полисом (Ios. Flav. Antiq. XVII 11. 4). В 66 году по Рождеству Христову город был разрушен зилотами (De bell. II 18. 1). После подавления восстания Бар-Кохбы (135 год), в котором Газа выступила на стороне Рима, она служила рынком для вывоза рабов-евреев.

Наибольшего процветания Газа достигла в византийскую эпоху (IV-VI века), став важным пунктом на пути христианского паломничества. Время появления христиан в Газе не установлено, но известно, что в начале IV века, при императоре Диоклетиане, много христиан приняли здесь мученичество, в том числе святой Сильван, «епископ Церквей в окрестностях Газы» (Euseb. Hist. eccl. VIII 13. 5). В правление императора Юлиана (361-363 годы) здесь был уничтожен монастырь одного из создателей монашества в Палестине, преподобного Илариона Великого. Пытавшегося защитить христиан наместника провинции заключили в тюрьму по приказу императора (Sozom. Hist. eccl. III 14; V 9).

Христианская община Газы была мала, хотя жители портового пригорода Маюмы крестились почти поголовно. Маюма сохранила своего епископа (Euseb. Hist. eccl. IV 38; Sozom. Hist. eccl. II 5; V 3). В Газе имели место и конфликты между арианами и сторонниками святейшего Афанасия I Великого: в 341 году ариане сместили епископа Асклепия; он был вновь поставлен только благодаря вмешательству папы Юлия и императора Констанция II (Socr. Schol. Hist. eccl. II 15, 23; Sozom. Hist. eccl. III 8).

Официально город стал христианским только к концу IV века, рассказ о разгроме язычества в Газе святейшего Порфирием Газским (епископ с 395 года) содержит житие, написанное его секретарем Марком Диаконом. Так как усилия святейшего Порфирия умножить христианскую общину не привели к желаемому результату, в 398 году он попросил императора Аркадия издать декрет о закрытии 8 языческих храмов в Газе, оставив только храм Марна (местного божества дождя; Marc. Diac. Vita Porph. passim). Храмы были разрушены летом 402 года, снесли даже Марнейон и на его месте поставили на средства императрицы Евдоксии церковь в ее честь (освящена в 407 году). Многие язычники, в том чмсле большинство богатейших жителей, покинули город.

О жизни Газе в V веке известно мало: в 451 году епископом Маюмы был поставлен богослов-монофизит Петр Ивер. Высшего расцвета Газа достигла в VI веке, при императоре Юстиниане I Великом и епископе Маркиане. Была начата программа строительства церквей и общественных зданий. В 540-542 годах город пострадал от пандемии чумы, охватившей империю, о чем говорят эпитафии из Газы (август 541 года) и Нессаны (октябрь и ноябрь 541 года).

Население Газы, изначально смешанное, в византийский период стало более однородным. Блаженный Иероним (Hieron. Vita Hilar. 22) и Марк Диакон (Marc. Diac. Vita Porph. 66-68) пишут, что здесь говорили в основном по-арамейски, а знание греческого ограничивалось высшим обществом. Христианство легче находило путь в низшие слои, чем в эллинизованную верхушку.

Святые места Газы, связанные с мучениками (Тимофеем, Майором и Феей в Газе, святым Виктором по пути в Маюму), гробница преподобного Илариона Великого к югу от Газы привлекали с IV века множество паломников. В храме святой Евдоксии был запланирован странноприимный дом; паломник Антоний из Плаценции писал, что «жители (Газы) очень добродетельны, наделены особой щедростью и любовью к паломникам» (Anton. Placent. Itinerarium. 33).

В V-VI веках наибольшей популярности достигла газская школа риторики, основанная на стилистически близкой к александрийской школе. Здесь учили владеть стихом и прозой, давали знания классической литературы и мифологии. В числе руководителей школы известны: Тимофей, написавший книгу по грамматике и трактат об экзотических животных гекзаметром (сохpанилось краткое изложение содержания в прозе); Эней Газский, в сочинении которого, посвященном бессмертию души, христианство сочеталось с неоплатонизмом (диалог «Феофраст»); поэт и грамматик Иоанн Газский - автор анакреонтических стихотворений и описания гекзаметром росписей в термах Газы, Прокопий Газский (Ɨ около 526 года) и его преемник и ученик Хорикий Газский.

В 618-619 годы, во время долгой византийско-персидской войны, Газу заняли персидские войска Хосрова II, в 629 году император Ираклий вернул ее. Однако вскоре в ходе Арабских завоеваний Газа стала одной из первых целей мусульманских армий. В 634 году патрикий Газы был разбит арабами к востоку от города. В 637 году Газа была взята арабским полководцем Амром ибн аль-Асом. Захваченные в плен солдаты гарнизона отказались перейти в ислам и были перебиты (смотрите Газские мученики).

В эпоху халифата Газа входила в состав Палестинского округа. Она редко упоминается в источниках, но очевидно, что город потерял роль центра виноторговли и его экономические связи были переориентированы от Средиземноморья на внутреннюю Сирию и Египет. Среди мусульман город почитался как место смерти и погребения прадеда пророка Мухаммада Хашима, часто приходившего в Газу с мекканскими караванами. В 767 году в Газе родился Мухаммад Идрис аш-Шафии, крупнейший юрист, один из создателей мусульманского права. Разрозненные свидетельства указывают на сохранявшееся христианское присутствие в Газе и Маюме. Во 2-й трети VIII века известен поэт-гимнограф епископ Косма Маюмский, сводный брат святого Иоанна Дамаскина. Из Маюмы происходил мученик конца VIII века Вакх Новый, выходцы из Газы упоминаются в житиях палестинских монахов эпохи халифата. В конце VIII века Газа с округой были опустошены в ходе междоусобной войны арабских племен Палестины. Однако Газа снова возродилась; путешественники X века описывают ее как большой и богатый город с прекрасной соборной мечетью. Газа в VII-X веках занимала территорию в 90 га и насчитывала предположительно 25-30 тысяч жителей.

В эпоху крестовых походов борьба за район Газы началась сразу же после захвата Иерусалима крестоносцами в 1099 году. Под Газой и Рамлой неоднократно происходили сражения христианских и мусульманских армий. Крестоносцы овладели руинами Газы лишь в 1152 году. Они отстроили цитадель, разместили в ней гарнизон тамплиеров. Неукрепленная часть города была разорена в 1170 году Салахом ад-Дином, цитадель сдалась ему в 1187 году, после падения Иерусалима. Отбитая английским королем Ричардом I, она снова отошла мусульманам по договору 1229 года. В 1239 и 1244 годах неподалеку от Газы крестоносцы потерпели поражения от мусульман. Во время вторжения в Палестину монголов (1260 год) Газа стала крайней точкой их продвижения. В том же году монголы были выбиты из города египетскими мамлюками.

В египетском султанате Газа - административный центр одной из провинций; иногда входила в провинцию Дамаск. Путешественники XIV-XV веков пишут о ее процветании, об окрестных садах и о виноградниках, торговле, мечетях, больницах и караван-сараях. В начале XIV века на фундаменте церкви святого Иоанна, оставшейся со времен крестоносцев, была возведена новая соборная мечеть, простоявшая до первой мировой войны. В мамлюкскую эпоху в Газе сохранялась православная община, возглавлявшаяся митрополитом. Русский паломник купец Василий в 1465 году отмечал многочисленность местных христиан и упоминал городскую церковь Пречистой Богородицы (Хожение гостя Василья / Редакция и предисловие архимандрита Леонида (Кавелина). СПб., 1884 год. С. 7. (ППС; Т. 2, вып. 3)).

После османского завоевания Палестины (1516 год) источники фиксируют быстрый рост населения Газы. В налоговых регистрах 1525-1526 годов в Газе отмечено около 1 тысячи домов, 30 лет спустя - свыше 2 тысяч. Веротерпимая политика местных пашей и защита от бедуинских набегов привлекли в Газу множество христиан из Заиорданья и Южной Палестины. Христианская община города насчитывала в 1525 году 233 семейства, в 1555 году - 331, в 1596 году - 272 семейства, составляя около 25% всего населения. В XVI веке Газа иногда превышала Иерусалим по численности христиан, поэтому даже в этот период глубокого упадка Иерусалимской Православной Церкви здесь сохранялся митрополичий престол, один из 2-3 остававшихся в Патриархате. Помимо мусульман и православных в раннеосманский период в Газе отмечены также общины иудеев, самаритян и небольшая группа коптов.

В дальнейшем христианская община Газы быстро сократилась. Около 1650 года Антиохийский патриарх Макарий по просьбе оставшихся газских христиан добился у османских властей уменьшения ставок подушной подати христиан в Газе, в налоговых реестрах число плательщиков джизьи было сокращено со 181 до 40, хотя реальное количество христианских семейств в городе могло быть несколько большим. В 1652-1671 годах Газскую митрополичью кафедру номинально занимал Паисий Лигарид. В свою бытность в Москве в 60-х годы XVII века Паисий многократно жаловался на бедность и долги Газского престола, но выделяемую ему милостыню употреблял на личные нужды. В конце XVII века Газскую епархию возглавлял митрополит Христодул, участвовавший в исторических изысканиях патриарха Досифея Нотары, для которого Христодул переводил арабские летописи. Экономика Газы османской эпохи, как и в предыдущие периоды, определялась ее пограничным положением между Сирией и Египтом, жители обслуживали движение караванов, поставляли изделия из керамики, вывозили финики и мыло. По состоянию на 1838 год в епархии Газы было 150 православных семейств при общей численности населения Газы около 15 тысяс человек. Данные 1906 года отмечают в городе 40 тысяч жителей, в том числе 750 христиан и 160 иудеев.

В ходе первой мировой войны в 1917 году Газа была оккупирована англичанами, а после падения Османской империи в 1920 году вместе со всей Палестиной перешла под английское мандатное управление. По плану раздела Палестины, принятому ООН в 1947 году, Газа входила в состав Палестинского арабского государства, после арабо-израильской войны 1948-1949 годов район Газы остался одной из немногих территорий, удержанных арабами. До 1967 года сектор находился под египетским управлением. В округе Газы осели массы палестинских беженцев, ныне плотность населения здесь одна из самых высоких в мире, а условия жизни крайне тяжелые, что способствует росту экстремистских настроений и подогревает многолетний межнациональный конфликт. В ходе арабо-израильских войн израильская армия занимала Газу в 1955, 1956 и 1967 годах. В настоящее время сектор Газы входит в состав Палестинской национальной автономии. Христианская община Газы в конце XX века насчитывала около 3 тысяч человек.

Епископы Газы: Филимон (апостол от 70-ти), святой Сильван (между 307 и 310 годами), Асклепий (между 325 и 346 годами), Квинтиан (между 326 и 343 годами, арианин), Синека (348 год), Ириней (363-393 годы), Эней (394-395 годы), святой Порфирий (395-420 годы), Натирас (431 год, между 451 и 458 годами), Мариниан (449 год), Иоанн, Евсевий (VI век), Тимофей (около 512 года), Кирилл (518 год), Маркиан (536 год), Аврелиан (540 год), Петр (около 680 года, монофизит), Сулейман аль-Газзи (XI век), Самона (около 1056 года), Мелетий (1173 год), неизвестный (около 1238 года), Матус (1343-1344 годы), Михаил (1465 год), неизвестный (1579 год, 1582 год, 1596 год), Афанасий (1634 год), Паисий Лигарид (1652-1671 годы), Самона (неивестно), Христодул (1671-1702 годы), Парфений (1709-1723 годы), неизвестный (1727 год), Макарий Прусинос (1750 год), Симеон (1754 год), Паисий (1761 год), Иаков (1775 год), Иоаким (1790 год), Феодор (1815-1818 годы), Феодосий (1834 год), Филимон (1838-1848 годы), Прокопий (1864-1872 годы), Иоасаф (1877-1882 годы), Софроний (1908-1925 годы), Стефан (с 1955 года).

Археологических материалов найденных в Газе, немного. К доэллинистическому периоду относятся остатки стен, которые датируют VII-VI веками до Рождества Христова, а также середины II тысячелетия до Рождества Христова. Известна керамика позднего бронзового века (сосуды с круглыми поддонами, кипрские чаши и др.), с начала эпохи раннего железа известна филистимская керамика и более поздняя. В 10 км южнее Газы открыты 2 здания и хранилище персидского периода.

Газа византийского периода представлена на карте из Мадабы: видны часть городской стены, планировка римского типа, ворота, большой форум в центре, маленькая сводчатая постройка в центре форума, видимо часы, описанные Прокопием из Газы, полукруг и большие здания в углах - театр (или двор с колоннами) и церковь. Дома в Газе строили из сырца, с плоскими кровлями и ставили плотно один к другому, что позволяло использовать крыши в случае опасности. Древнейшие сохранившиеся церкви в Газе - святой Ирины (Старая церковь; 1-я половина IV века; Marc. Diac. Gazaeus. 18. 20) и святой Евдоксии (освящена в 407 году; ibid. 92). 3 церкви VI века описал Хорикий (Choricius Gazaeus. Laudаtio Marciani. 1. 2 // Opera / Ed. R. Foerster, E. Richtsteig. Lpz., 1929): святого Сергия (вскоре после 536 год), святого архидиакона Стефана (между 536 и 548 годами) и святых Апостолов. Наместник провинции Стефан построил бани, «летний театр» и, видимо, базилику (Choricius Gazaeus. Vita Porph. Laudatio Aratii et Stephani. 55 // Ibid.).

В конце ХIХ века У.М. Питри, ведя исследования на Телль-эль-Аджуле, полагал, что это Газа, но сейчас этот памятник отождествляют с Бет-Эглаим (Euseb. Onomast. 48. 19).

В Маюме в 1965-1967 годах изучен большой (30´ 26 м), хорошо сохранившийся мозаичный пол синагоги, разделенный рядами колонн на 3 нефа. Среди изображений - посвятительная надпись с датой: 508-509 годы по Рождеству Христову. Открыты также производственные сооружения, частные дома, укрепления у моря. С кладбища вблизи Маюмы, вероятно, происходят камни с христианскими эпитафиями и другими надписями, но многие открыты во вторичном использовании в домах Газы.

Дополнительная литература:

Meyer M.A. History of the City of Gaza from the Earliest Times to the Present Day. N. Y., 1907;

Diels H. Über die von Prokop Beschriebene Kunstuhr von Gaza. B., 1917;

Abel F.-M. Gaza au VIe siècle d'après le rheteur Chorikios // RB. 1931. T. 40. P. 5-31;

Albright W.F. A Prince of Taanach in the 15th Cent. B. C. // BASOR. 1944. Vol. 94;

Downey G. Gaza in the Early VIth Cent. Norman (Oklahoma), 1963;

Tadmor H. Philistia under Assyrian Rule // BiblArch. 1966. Vol. 29. P. 86-102;

Ovadiah A. Excavations in the Area of the Ancient Synagogue at Gaza // IEJ. 1969. Vol. 19. P. 193-198;

Rappaport U. Gaza and Ascalon in the Persian and Hellenistic Periods in Relation to their Coins // Ibid. 1970. Vol. 20. P. 75-80;

Lipinski E. The Egypto-Babylonian War of the Winter 601-600 B. C. // Annali dell'Istituto orient. di Napoli. 1972. Vol. 32. P. 235-241;

Kasher A. Gaza during the Greco-Roman Era // The Jerusalem Cathedra. 1988. Vol. 2. P. 63-78.

Иллюстрация:

Вид на древнюю Газу. Литография Г. и Н. Черенцовых. 1842–1843 годы. Архив ПЭ.

© Православная энциклопедия

Литература
  • Большаков О.Г. Средневековый город Ближнего Востока, VII - сер. XIII в. М., 2012
  • Сирия, Ливан и Палестина в описаниях рос. путешественников... 1-й пол. XIX в. М., 1991
  • Glucker C.A.M. The City of Gaza in the Roman and Byzantine Periods. Oxf., 1987
  • Ahituv S. Canaanite Toponyms in Ancient Egyptian Documents. Jerusalem, 1984
  • Bakhit M.A. The Christian Population of the Province of Damascus in the XVIth Cent. // Christians and Jews in the Ottoman Empire. N. Y., 1982
Статью разместил(а)

Учуватова Ирина Александровна

редактор

Приглашаем историков внести свой вклад в Энциклопедию!

Наши проекты