ГАВРИИ́Л

0 комментариев

/ Ориг.: Γαβριήλ; Γαβριήλιος

ГАВРИИЛ [греч. Γαβριήλ, Γαβριήλιος - еврейский муж Божий или сила Божия] - один из архангелов, составляющих 8-й чин ангельских сил.

Согласно Евангелию от Луки, Гавриил возвестил о предстоящем рождении Иоанна Крестителя его отцу, священник Захарии (Лк 1. 11-20), и о рождении Спасителя - Пресвятой Богородице (Лк 1. 26-38). Гавриил, как и архангел Михаил (Откр 12. 7), назван в Новом Завете по имени. Сам о себе он говорит: «Я Гавриил, предстоящий пред Богом» (Лк 1. 19). Евангелист Лука употребляет по отношению к Гавриилу выражение «ангел Господень» (Лк 1. 11; Мф 1. 20 слл.; 2. 13; ср.: Лк 2. 9; Деян 5. 19; 8. 26; 12. 7), связывая тем самым благовестия Захарии и Деве Марии с ключевыми для ветхозаветной истории событиями (ср.: Быт 16. 7-14; 21. 17-18; Исх 3; Суд 6. 11-24; 13. 2-23; Иер 1. 4-10).

В ВЗ Гавриил упоминается в Книге пророка Даниила как ангел эсхатологического откровения. Он послан к пророку, чтобы объяснить явление, относящееся к «концу определенного времени» (Дан 8. 16 слл.), и пророчествует о пришествии Мессии через «семьдесят седмин» (Дан 9. 20-27).

Бо́льшая часть сведений о Гаврииле содержится в апокрифической литературе. В ангелологии эфиопской версии Еноха книги Гавриил - один из высших ангелов, его функции разнообразны: «Гавpиил, один из святых ангелов, котоpый поставлен над змеями, и над pаем, и над хеpyвимами» (1 Енох 20). Он предстоит перед престолом Божиим и возносит хвалу Господу славы. Его особая функция - молитва за живущих на земле: он «пpосит и молится за живyщих на земле и yмоляет во имя Господа дyхов» (Там же. 40; ср.: Тов 12. 15). В числе высших ангелов он возглавляет небесное воинство: «...и третий поставленный над всеми силами есть Гавриил» (Там же). Особая роль принадлежит Гавриилу в наказании падших ангелов. Сначала Бог посылает его уничтожить потомство непокорных ангелов, которые соединились с женами и породили исполинов (Там же. 10). Затем вместе с архангелами Михаилом, Рафаилом и Фануилом он карает самих падших ангелов, которые прельстили людей (Там же. 54).

В свитке «Война сынов света против сынов тьмы» из рукописей Мёртвого моря Гавриила - одно из 4 имен (вместе с Михаилом, Сариилом и Рафаилом), написанных на щитах «сынов света».

В Таргуме на книгу псалмов Гавриил именуется «великим Сиона», согласно Таргуму на книги Паралипоменон, Гавриил - тот ангел, которого Господь послал по молитве царя Езекии и пророка Исаии уничтожить военачальников ассирийского войска, осаждавшего Иерусалим (2 Пар 32. 21).

Почитание

В византийской традиции существовал общий культ архангелов Гавриила и Михаила, при этом Михаил пользовался особым почитанием.

Одним из главных центров почитания Гавриила являлся Назарет, в котором над источником был построен храм в его честь. Согласно Протоевангелию Иакова, на этом месте произошло первое явление Гавриила Пресвятой Деве во время Благовещения. В Констатинополе известны церкви, освященные во имя архангела: в Адде, в Халлах (или Халдах) и в монастыре Хрисоваланту, а также придел в базилике Неа-Экклесия Большого дворца, построенной Василием I Македонянином.

Однако в средневизантийский период преобладала традиция освящения храмов во имя обоих архангелов: церкви Таксиархов (Чиноначальников; Ταξιαρχῶν) в Кастории (IX век), Фессалонике (2-я половина XIV века) и др., монастыри Архангелов на Охридском озере (X век), в Прилепе (XI-XII веков), Леснове (1341 год) и др., а также в честь Бесплотных сил (᾿Ασωμάτων) в Фессалонике (Ротонда, начало IV века) и в Афинах (XI-XII веков).

Помимо совместного празднования архангелов и Собора Бесплотных сил (8 ноября) в констатинопольских рукописях с IX века под 26 марта, т. е. на следующий день после праздника Благовещения Пресвятой Богородицы (25 марта), появляется особый праздник Собора архангела Гавриила (древнейшая датированная рукопись - написанное в Студийском монастырере Евангелие 891 года). Впоследствии с распространением Иерусалимского устава было установлено еще одно празднование Собора архангела Гавриила - 13 июля, устойчиво отмечаемое только в поздних редакциях Иерусалимского устава, до этого его появление в литургических месяцесловах было эпизодическим. Помимо этих празднований, получивших общецерковное значение, известен также местный праздник - Собор архангела Гавриила в Адине (11 июня). Установление праздника связано с явлением Гавриила афонскому иноку в местности Адин, недалеко от Кареи, близ монастыря Пантократор, во время правления Николая II Хрисоверга, патриарха Константинопольского. Однажды незнакомый монах попросился на ночлег в келью некоего благочестивого инока. Наутро оба они встали на молитву перед иконой Божией Матери «Милостивая». Инок по обыкновению славил Богородицу словами: «Честнейшую херувим...», но незнакомец начал это песнопение со слов: «Достойно есть яко воистину...». Инок попросил его записать начало молитвы и, т. к. в келье не оказалось ни чернил, ни пергамена, по просьбе незнакомца поставил перед ним каменную плиту. Тот стал писать на ней пальцем, как на вощеной дощечке, и, закончив, исчез. Согласно источникам, этот камень был позже отправлен в Константинополь, а икона, которая стала называться «Достойно есть», хранится в афонском монастыре Протат. Песнопение «Достойно есть» состоит из 2 частей: «Честнейшую херувим» - ирмоса трипеснца Великой пятницы, составленного Космой Маюмским († 787), и «Достойно есть» - припева более позднего времени. Из греческого синаксаря невозможно установить, что появилось раньше - праздник в честь Богородичной иконы или в честь собора архангела Гавриила, неизвестно также, об афонской или константинопольской местности Адда идет речь в повествовании.

Текстов, посвященных отдельно Гавриилу, в византийской литературе 2: энкомий и рассказ о чуде Гавриила монаха Луки Адиалипта (XII век). Гавриилу также посвящено небольшое приложение к тексту о чудесах архангела Михаила Пантолеона Диакона (IX век). Обычно Гавриил фигурирует в агиографических источниках совместно с архангелом Михаилом. Кроме того, Гавриил упомянут в текстах, посвященных ангелам.

Память Гавриилу в календаре сиро-маронитской церкви помещена под 26 марта. В коптском календаре его память значится под 30 декабря и 30 марта.

В католической и в греческой православной Церквах память Гавриилу отмечалась 26 марта. Во многих храмах, преимущественно в Испании, празднование ему совершалось еще 18 марта. Однако в 1921 году папа римский Бенедикт XV перенес праздник на 24 марта. Сейчас память Гавриилу отмечается в один день с архангелами Михаилом и Рафаилом - 29 сентября. Латинская литературная традиция не имеет текстов, непосредственно посвященных Гавриилу. Он упомянут в «Списках Медиоланских святых». Гавриил вместе с архангелом Михаилом изображается в качестве стража на входе в храм. В католической традиции Гавриил считается покровителем средств телекоммуникации: радио, телевидения и т. п.

В исламе образ Гавриила воспринят из иудейской и христианской традиций. В Коране Джабраил (или Джибрил) считается ангелом, наиболее приближенным к Аллаху, главным среди 4 ангелов (Микал, Исраил, Исрафил), покровителем пророка Мухаммада (2. 97 (91) - 98 (92); 66. 4). Послекораническое предание называет Гавриила духом-посредником, передавшим Коран Мухаммаду. По другой версии, первые откровения пророку передавал другой ангел, а Гавриил стал являться ему уже после фатры (перерыва в откровениях).

Почитание в Древней Руси

Гавриил, по всей видимости, первоначально считался покровителем Киева. В Ипатьевской летописи 1037 года сделана вставка о построении Ярославом Мудрым на Золотых воротах церкви в честь Благовещения с целью «дать всегда радость граду тому святым Благовещением Господним и молитвою святыя Богородицы и архангела Гавриила». Об этой же церкви митрополит Иларион пишет: «Да еже целование архангелъ дасть Девици, будеть и граду сему. Къ онои бо: «Радуися, обрадованаа! Господь с тобою!», къ граду же: «Радуися, благоверныи граде! Господь с тобою!»».

Почитание Гавриила достаточно поздно выделилось из культа Благовещения Пресвятой Богородицы. Так, еще в конце XII века Новгородский архиепископ Гавриил строит церковь не во имя своего небесного патрона, а в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Древнейший зафиксированный в письменных источниках храм, освященный во имя Гавриила, был построен в 1413 году в Новгороде, на Хревкове улице. Придел во имя Гавриила имеется в Благовещенском соборе Московского Кремля. В 30-х годах XVI века церковь во имя Гавриила как небесного покровителя великого князя Василия III была возведена в Кирилловом Белозерском монастыре. K 1551 году относится 1-е упоминание о церкви во имя архангела Гавриила на Чистых прудах (построенная в 1704-1707 годы на этом месте одноименная церковь получила название Меншикова башня).

Многие русские князья носили в крещении имя Гавриила: Ярополк Изяславич († 1086 год), Всеволод Мстиславич († 1138 год), Ярослав Мстиславич († 1198 год), Ярополк Ярославич († после 1214 года), Святослав Всеволодович († 1253 год), Василий III Иоаннович († 1533 год).

Гимнография

В древней (до X века) иерусалимской богослужебной традиции память архангелов Михаила и Гавриил совершалась 14 ноября. Согласно иерусалимскому Лекционарию V-VII веков, сохранившемуся в грузинском переводе, 14 ноября пели тропарь 4-го гласа «Множество архангелов», прокимен 4-го плагального, т. е. 8-го, гласа из Пс 103. В иерусалимском Тропологии (гимнографическом приложении к Лекционарию) на память архангелов приводится полное гимнографическое последование. Эта традиция сохранилась в Александрийской Церкви, где память архангелов Михаила и Гавриила может совершаться 12, 13 или 14 ноября.

8 ноября, 26 марта и 13 июля стали в константинопольской традиции основными днями почитания Гавриила. Акцент в богослужении 8 ноября делается на прославлении архангела Михаила, но в гимнографическом последовании этого дня, которое фиксируется уже в студийских литургических памятниках, некоторые песнопения посвящены Гавриилу - стихиры, канон (отдельные тропари).

26 марта происходит отдание праздника Благовещения; согласно Студийскому и Иерусалимскому уставам, поются последования праздника и Гавриилу. В русских Типиконах с XVI века этот день отмечается знаком «3 точки в полукруге», что соответствует малому празднику месяцеслова.

13 июля, согласно иерусалимским Типиконам, соединяются последования Гавриила и Стефана Савваита или преподобного Иосифа Солунского.

Иконография

Гавриил изображается в виде юноши, с крыльями и нимбом. Исключения составляют самые ранние изображения в катакомбной живописи, где Гавриил представлен в тунике и паллиуме, без крыльев и нимба (катакомбы Присциллы в Риме, середина III века). Изображения крылатых ангелов восходят к V веку. Уже в раннехристианском искусстве появились изображения ангелов в хитоне и гиматии, а в VII веке - в лоратном облачении. Пышную прическу Гавриила поддерживает лента, приподнятые концы которой, тороки или «слухи», символизируют готовность ангелов внимать воле Божией. В зависимости от сюжета в руках у Гавриила могут быть сфера, жезл, ветвь или свиток.

Значительная часть изображений Гавриила, как правило, связана с его функцией благовестника. Его образ включен в композиции: 1. «Благовещение Пресвятой Богородице» - Гавриил изображен в хитоне и гиматии, с жезлом в левой руке; 2. «Рождество Христово» - Гавриил извещает пастырей о рождении Христа (Лк 2. 8-12) (в композиции на бронзовых вратах 1076 года константинопольской работы в церкви архангела Михаила в Монте-Сант-Анджело на полуострове Гаргано); в сонме небесных сил (на иконе «Рождество Христово», XII век, монасырь великомученицы Екатерины на Синае); 3. «Благовестие архангела Гавриила Захарии о рождении Иоанна Предтечи» - сюжет основан на тексте НЗ (Лк 1. 11-20) (фрески собора Святой Софии в Киеве, 30-40-е годы XI века; пластина врат в церкви архангела Михаила в Монте-Сант-Анджело); встречается в русских житийных иконах святого Иоанна Предтечи XVI-XVII веков («Святой Иоанн Предтеча Ангел пустыни с житием», около 1687 года, КГОИАМЗ); 4. «Смертное Благовещение Богоматери» - в основе апокрифический текст об Успении Пресвятой Богородицы, композиция присутствует на иконах в составе сцен земной жизни Богородицы, как правило, окружающих чтимый образ Божией Матери (икона Божией матери «Одигитрия» типа Тихвинской со сценами жития, XV век, НГОМЗ, - Гавриил протягивает Богоматери ветвь, принесенную из рая; икона «Успение Богоматери со сценами жития Иоакима, Анны и Богоматери», 3-я четверть XVI века ГТГ).

Известны изображения Гавриила вместе с архангелом Михаилом в свите Небесного Царя в разных иконографических вариантах: фигуры архангелов по сторонам Христа (сидящего на троне или стоящего, например на мозаике из апсиды церкви Сан-Микеле ин Аффричиско в Равенне, около 545-546 годов; в конхе апсиды диаконника собора в Торчелло, 1-я половина XII века); в послеиконоборческое время в декорации купола в составе небесного воинства, окружающего Христа Пантократора (мозаики собора Святой Софии в Киеве, 40-е годы XI века; несохранившиеся фрески собора Святой Софии в Новгороде, 1108 год; мозаики церкви Богородицы Паммакаристос (Фетхие-джами) в Константинополе, около 1315 года, и др.).

Изображения Гавриила вместе с архангелом Михаилом присутствуют в изводах, где силы небесные сослужат Христу. Например, на сударе «Служба святейшего Василия Великого» (начало XV века, ГММК) по сторонам престола святителю предстоят архангелы в диаконских ризах с покровенными руками, летящие полуфигуры архангелов представлены на воздухе с изображением Евхаристии в среднике и сцен жития праведных Иоакима, Анны и Богородицы (сшит по заказу «Огрофены Константиновой» для собора в честь Рождества Пресвятой Богородицы в Суздале (1410-1413 годы, ГИМ)). В поствизантийском искусстве образ Гавриила вместе с архангелом Михаилом присутствует на плащаницах (на шитой плащанице из монастыря Дохиар на Афоне, 1613-1614 годы, архангелы держат рипиды в обеих руках). С Афона происходит живописная плащаница XVIII века, на которой Гавриил представлен у ног Спасителя, а архангел Михаил - у изголовья (скит святой Анны).

Изображение Гавриила является обязательным в составе 5-фигурного Деисуса (как отдельной композиции, так и ряда икон в составе чина иконостаса). Например, в ряде византийских памятников представлен поясной тип Деисуса: Высоцкий чин (ГТГ), иконы Хиландарского монастыря (3-я четверть XIV века); в древнерусском искусстве с развитием высокого иконостаса распространение получили ростовые изображения: иконы из иконостасов Благовещенского собора Московского Кремля (80-е годы XIV века), Успенского собора Владимира, Успенского собора Кириллова Белозерского монастыря (1497 год, КБМЗ), изображение на окладе Владимирской иконы Божией Матери XV века (СПГИАХМЗ) и др.

Образ Гавриила в составе композиции «Христос Еммануил с архангелами», символически представляющей образ евхаристической жертвы, присутствует в монументальном искусстве (мозаики церкви Сан-Микеле ин Аффричиско в Равенне, около 545-546 годов, фрески церкви Богородицы Перивлепты в Охриде (Македония), 1295 год), так и в иконописи (икона 80-90-х годов XII века, ГТГ). На повторениях этой иконографии в конце XVI-XVII века оглавные образы Младенца и архангелов часто писали на отдельных досках (икона XVII века из собрания П. Д. Корина (ГТГ, отдел П. Д. Корина)).

С VI века известны ростовые изображения Гавриила вместе с архангелом Михаилом в свите Богоматери: мозаика базилики святого Евфразиана в Порече (Хорватия), 543-553 годы; мозаика в конхе апсиды церкви Панагии Ангелоктисты в Кити на Кипре, 2-я половина - конец VI века, сохранилось мозаичное изображение Гавриила на южном склоне вимы, около Богоматери с Младенцем на престоле в конхе апсиды собора Святой Софии в Константинополе, 60-е годы IX века, на иконах XI и XII веков, например из Византийского музея в Веррии, на иконе XIII века из монастыря великомученицы Екатерины на Синае и на др.

Полуфигуры архангелов Гавриила и Михаила, в медальонах, включались в разные по иконографии изображения Богоматери: на троне (икона XIII века, ГМИИ), «Умиление» (2-сторонняя новгородская каменная иконка XIV века, ГТГ), наиболее часто - «Одигитрия» (например, «Богоматерь Психосострия» (начало XIV века, Иконная галерея, Охрид), «Богоматерь Одигитрия с праздниками» (2-я половина XIV века, Византийский музей, Афины) и др.). Изображения архангелов могут отличаться деталями. Так, в медальонах на иконе «Богоматерь Великая Панагия (Ярославская Оранта)» (начало XIII века, ГТГ) на архангелах белые омофоры, украшенные золотыми крестами, в руках - сферы. С покровенными руками изображены архангелы в медальонах иконы «Богоматерь Епискепсис» (начало XIV века, Иконная галерея, Охрид). Полуфигурное изображение Гавриила в медальоне рядом с Богоматерью известно на русских иконах, связанных с почитанием русских преподобных, например икона «Богоматерь с Младенцем на престоле и предстоящим преподобным Сергием Радонежским» из Махрищского монастыря (начало XV века, ГИМ), где изображен Гавриил, молитвенно обращенный к Богоматери и Младенцу, очевидно, связана с посвящением Благовещению монастыря, основанного учеником преподобного Сергия - преподобным Стефаном Махрищским.

Изображение Гавриила (помимо изображения Благовещения на царских вратах) встречается на алтарных боковых дверях. О развитии этой иконографии до XV века неизвестно. По мнению Г.В. Попова, к ранним примерам изображения архангелов на боковых дверях могут быть отнесены иконы тверского происхождения XV века из ГТГ. Эта традиция была продолжена в синодальный период (иконы XIX века в церкви святейшего Николая в Кузнецах, Москва, - Гавриил изображен на северной двери) и в настоящее время (врата в храме Спаса Преображения на Песках в Москве).

В монументальной живописи полуфигуры Гавриила и архангела Михаила иногда располагались в боковых апсидах, например на мозаике Неа-Мони на Хиосе (1042-1056 годы), на фресках церкви Георгия в Старой Ладоге (60-е годы XII века). Гавриил изображается около входа в храм. В церкви апостола Андрея на Треске (Македония), 1388-1389 годы, Гавриил представлен справа от входа, в правой руке - жезл, в левой - сфера с образом Христа Еммануила, однако чаще в руках архангела - стило и свиток (в церкви Богородицы Перивлепты в Охриде, 1295 год - справа от северного входа в Спасо-Преображенском соборе Новоспасского мон-ря, 1689 год - в южной галерее с правой стороны портала). В Ерминии Дионисия Фурноаграфиота указано, что на свитке должна быть надпись: «Держа в руке трость скорописца, отмечаю приношения входящих; усердных храню, а неусердных наказую скоро» (Ерминия ДФ. С. 227).

Ряд изображений Гавриила связан с императорской иконографией в византийском искусстве - его изображали в сценах коронования: императора Василия I Македонянина Гавриил венчает в присутствии пророка Илии (миниатюра из Слов Григория Богослова - Paris. gr. 510, 880-883 годы), императора Льва VI венчает Богоматерь в присутствии Гавриила (пластина из слоновой кости, X век, Музей Боде, Берлин).

Изображения архангелов, являющихся одним из чинов ангельских сил, входят в иконографию многих сюжетов: Собор Богоматери, «О Тебе радуется», Страшный Суд, «Предста Царица одесную Тебе» (например, середина XIV века, Византийский музей, Веррия, - архангелы в руках держат мечи и щиты) и др. Известны примеры включения небесных сил в состав теофанических видений, например пророка Иезекииля (в искусстве Египта (фрески в монастыре Бауит, VI век), Каппадокии (церковь Токалы-килисе в Гёреме, конец X века)).

Изображение Гавриила присутствует в композиции «Собор архангелов» (на иконе XIII века из монастыря великомученицы Екатерины на Синае; на ростовской иконе, около 1272 или 1276 года, из великоустюжского Михаило-Архангельского монастыря (ГРМ); на фресках церкви великомученика Георгия в Старо-Нагоричино (Македония), 1317-1318 годы), а также на схожих по композиции изображениях «Собор архангела Михаила» и «Собор архангела Гавриила» (икона середина XVI века из придела во имя архангела Гавриила Благовещенского собора Московского Кремля).

В сюжетах поклонения Кресту и Этимасии Гавриил держит в руках орудия Страстей, например на иконе 60-х годов XII века «Спас Нерукотворный» с композицией «Поклонение Кресту» на обороте (ГТГ) - трость. Архангелы Михаил и Гавриил с орудиями страстей встречаются в монументальной живописи. Так, в ряде кипрских храмов XVI века (церковь святых Архангелов и церковь святого Созомена в Галате) на западной стене над композициями Страстного цикла (Несение креста, Распятие, Снятие с креста) изображены полуфигуры архангелов Михаила и Гавриила, а над ними образ Христа Еммануила.

В качестве уникальных примеров изображения Гавриила на иконах следует отметить образ «Архангел Гавриил» из монастыря Дечаны (1350 год), где он изображен в лоратном облачении, со сферой и жезлом в руках; на местной иконе из московской церкви во имя архангела Гавриила (т. н. Меншикова башня) на подворье князя А. Д. Меншикова (XIX век) Гавриил- на облаках со сферой в правой, высоко поднятой руке и цветущей ветвью в левой. К числу редких относится икона письма Рафаила Дмитриевича «Архангелы Михаил и Гавриил, с деяниями» (1723 год, Художественная галерея, Сараево) в среднике в рост, в воинском облачении, со свитками в руках представлены архангелы, в клеймах - деяния архангела Михаила.

Архангелы Михаил и Гавриил на псковской иконе «Святые Параскева, Варвара и Ульяна» (XIV век, ГТГ) изображены с покровенными руками по сторонам небесного сегмента с образом Христа Еммануила.

В поствизантийской живописи с деяниями Гавриила связывались некоторые сюжеты явлений ангелов, не имевших в Священном Писании имен. Так, в ряде памятников явление ангела Пахомию стали надписывать как явление Гавриила (например, фреска 1630 года в монастыре святого Иоанна Предтечи в Серрах (Сере)).

Исторические источники:

ActaSS. Mart. T. 3. P. 607-611.

Дополнительная литература:

Ελληνική Τέχνη: Βυζαντινές εικόνες. Афины, 1995. Σ. 86. Εικ. 65;

Бенчев И. Иконы ангелов: образы небесных посланников. М., 2005. С. 96-99, 118, 148;

DACL. Vol. 6. Col. 10-29; BiblSS. Vol. 5. Col. 1326-1336;

Ислам: Энцикл. словарь. М., 1991. С. 64-65.

Иллюстрация:

Арх. Гавриил. Икона. 3-я четверть XIV века (монастырь Хиландар). Архив ПЭ.

©Православная энциклопедия

 

Литература
  • Вздорнов Г. И. Σύναξις τῶν ἀρχαγγέλων // ВВ. 1971. Т. 32 (57). С. 157-183
  • LCI. Bd. 1. Sp. 674-682; Bd. 2. Sp. 76-77
  • Габелић С. Поствизантиjски циклус арханђела на примерима из Мораче, Кучевишта, Сараjева и Трнова // Поствизантиjска уметност на Балкану. Нови Сад, 2003. Т. 1. С. 35-47
  • Габелић С. Циклус арханђела у византиjскоj уметности. Београд, 1991
  • Gabelich S. Cycles of the Archangels in Byzantine and Postbyzantine art: 11th to 18th cent. Belgrade, 2004
Статью разместил(а)

Учуватова Ирина Александровна

редактор

Приглашаем историков внести свой вклад в Энциклопедию!

Наши проекты