ГА́ЛЛЫ ПЛАЦИ́ДИИ МАВЗОЛЕ́Й

0 комментариев

ГАЛЛЫ ПЛАЦИДИИ МАВЗОЛЕЙ - памятник раннехристианского искусства в Равенне (Италия), возведен в правление Галлы Плацидии, между 425 и 430 годами, на территории императорской резиденции.

Маловероятно, что здание предназначалось для погребения Галлы Плацидии, скончавшейся в Риме. Первоначально являлся капеллой церкви Санта-Кроче и был посвящен святому Лаврентию; в 1602 году при прокладке улицы Галлы Плацидии часть церкви была разобрана и укорочена, капелла стала изолированным сооружением.

Мавзолей, сложенный из широкого римского кирпича, относится к распространенному в IV-V веках типу крестообразных сооружений, тяготевших к центрическим постройкам. План имеет форму укороченного латинского креста (12,75´ 10,25 м), с квадратом на перекрестии, перекрытым купольным сводом на парусах, не выявленным снаружи, а перекрытым 4-скатной кровлей; рукава креста перекрыты цилиндрическими сводами и 2-скатными кровлями с фронтонами. Профилированный карниз простого рисунка и одинаковые глухие аркады на фасадах придают единство ясной архитектурной композиции. Центральная возвышающаяся часть здания, средние прясла аркад фасадов и фронтоны имеют небольшие окна.

Простота внешнего декора сооружения контрастирует с великолепием интерьера, где сохранился наиболее древний и полный мозаичный цикл. Нижняя часть стен до карниза облицована светлым мрамором, мозаики покрывают верхнюю зону. Размещение мозаик выявляет архитектонику мавзолея. Особенностью их колористического решения является преобладание голубых и синих тонов.

На центральном своде на темно-синем фоне среди звезд помещен золотой крест, основанием ориентированный на восток; в парусах - символы 4 евангелистов, окруженные тонкими перистыми облаками. Иллюзорный эффект глубины неба создается благодаря своеобразной перспективе в изображении звезд: от более крупных, расположенных вокруг символов евангелистов, до мелких, окружающих крест на своде. В люнетах центрального пространства попарно размещены фигуры апостолов в белых гиматиях и бледно-голубых хитонах, между ними - пара голубей, пьющих воду из чаши; в левом люнете узнаются апостолы Петр и Павел. В торце свода, в люнете над входом, помещена мозаика с образом Доброго Пастыря. Христос изображен безбородым юношей с нимбом, облачен в золотую тунику с 2 синими клавами и пурпурно-лиловый плащ, левой рукой придерживает крест на высоком древке, вокруг - изображения пасущихся овец. Выполнявшие этот люнет мастера были продолжателями эллинистической традиции. В противоположном люнете представлен архидиакон священномученик Лаврентий, восходящий на раскаленную решетку - орудие его мучения; слева - шкафчик, на полках которого 4 Евангелия. Эту деталь композиции интерпретируют как принятие святым Лаврентием учения Христа и подражание Его мученичеству. Своды 4 рукавов креста покрыты многоцветными геометрическими и растительными орнаментами. Свод западного рукава креста украшен мозаиками с орнаментом в виде кругов из стилизованных звезд и венков, чередующихся с изображениями белых маргариток на синем фоне. Эти мозаики имитируют разноцветные драгоценные ткани, использовавшиеся в римской традиции оформления светских и культовых сооружений. Орнаментальные полосы с изображением виноградных лоз, лент «серпантина», разных типов меандра разделяют изображения и подчеркивают сочленения архитектурных поверхностей.

Сюжеты мозаик (пьющие голуби, припадающие к источнику олени, Христос Добрый Пастырь) известны по росписям катакомб и традиционны для погребального сооружения. Посвящение основного храма Святому Кресту (Санта-Кроче) отразилось в декоре капеллы святого Лаврентия: крест на своде, на древко креста опирается Христос Добрый Пастырь, такой же крест несет священномученик Лаврентий.

Мозаический ансамбль Галлы Плацидии мавзолея стилистически выделяется среди других памятников Равенны. Мозаики основных частей цикла выполнены мастером, принадлежавшим классической римско-эллинистической традиции. Их отличает ясность композиционного замысла, изысканность колорита, типизированно-иерархические, но незастывшие позы персонажей с классически правильными чертами лиц, живописная трактовка воздушной среды, внимание к эффектам освещения. Более схематична манера другого мастера, создавшего декор боковых частей интерьера и орнаменты.

Уникальность мозаик Галлы Плацидии мавзолея определяется и техникой кладки, позволившей добиться впечатления импрессионистичности живописи, передающей игру света и воздушность пространства. Мастера использовали смальту разного модуля и неправильной формы, укладывая ее под разным углом с небольшими зазорами между модулем набора, что позволило расширить палитру оттенков цвета за счет оптических эффектов преломления света. Скудное освещение интерьера сквозь небольшие окна, забранные пластинами полупрозрачного золотисто-коричневого агата, придает мозаикам качество мерцающего драгоценного материала, что усиливает контраст между суровым обликом мавзолея и великолепием мозаичного убранства интерьера, символизирующего Горний мир.

У торцовых стен западных, северных и южных рукавов размещены 3 саркофага. Напротив входа - саркофаг Галлы Плацидии, незавершенность отделки которого можно объяснить его вероятным языческим происхождением. На передней и задней стенках находятся 2 поля, подготовленные для надписи, но оставленные пустыми, а также глубокие отверстия, которые могли служить для крепления мраморной отделки и драгоценных украшений. Останки погребенной и деревянное убранство внутри саркофага сгорели в XVI веке, когда, по одной из версий, неизвестный пробил отверстие в нижней части задней стенки саркофага, желая осмотреть его содержимое с помощью свечи. Саркофаг, расположенный в северном рукаве, считается погребением императора Констанция III, супруга Галлы Плацидии. На передней стенке высечен рельеф с изображением 2 агнцев, смотрящих вверх, где на горе, с которой сбегают 4 источника, стоит Агнец Божий. Композицию фланкируют изображения финиковых пальм. Саркофаг в южном рукаве связывают с именем императора Валентиниана III, сына Галлы Плацидии и Констанция, или Гонория, брата императрицы. Передняя стенка, согласно античной традиции, разделена на 3 ниши рельефными пилястрами. В средней нише представлена гора с 4 источниками и крест на ней. Под крестом, на поперечной перекладине которого сидят 2 голубя, изображен Агнец Божий. В боковых нишах высечены кресты.

Иллюстрация:

Мавзолей Галлы Плацидии в Равенне. Между 425 и 430 годами. Архив ПЭ.

© Православная энциклопедия 

 

Литература
  • Filippini G. Il valore simbolico dei mosaici del «Mausoleo» di Galla Placidia in Ravenna // Boll. d'arte. 1931. Febr. P. 367-375
  • Gerola G. Le tavole storiche dei mosaici del Sepolcro di Galla Placidia // Riv. d. R. Ist. d'archeologia e storia dell'arte. 1932/1933. Vol. 4. Р. 97-100
  • Всеобщая история архитектуры: В 12 т. Л.; М., 1966. Т. 4. С. 31-32
  • Nordhagen P.J. The Penetration of Byzantine Mosaic Technique into Italy in the 6th Сent. AD // III Colloquio Intern. sul Mosaico Antica: Ravenna, 6-10 settembre 1980 / A cura di R. Faridi Campanati. Ravenna, 1983. P. 73-84
  • Лазарев В.Н. История визант. живописи. М., 1986. С. 33-34 [Библиогр.: С. 202. Примеч. 78]
Статью разместил(а)

Учуватова Ирина Александровна

редактор

Приглашаем историков внести свой вклад в Энциклопедию!

Наши проекты