ГА́ЛИЦКО-ВОЛЫ́НСКАЯ ШКО́ЛА

0 комментариев

ГАЛИЦКО-ВОЛЫНСКАЯ ШКОЛА - одна из наиболее значительных школ древне-русского изобразительного искусства и архитектуры.

На­ча­ла фор­ми­ро­вать­ся в середине XII века главным образом на тер­ри­то­рии Га­лиц­ко­го и Вла­ди­ми­ро-Во­лын­ско­го кня­жеств, объ­е­ди­нив­ших­ся в 1199 году. Ис­пы­та­ла за­мет­ное влия­ние искусства Поль­ши, Че­хии и Венг­рии. Сре­ди пер­вых па­мят­ни­ков Галицко-волынской школы - кня­же­ский дво­рец и 4-столп­ная церковь Спа­са (2-я половина 1140-х годов), Ус­пен­ский со­бор (пред­по­ло­жи­тель­но ру­беж 1140-1150-х годов) в Га­ли­че. На строи­тель­ст­ве, су­дя по роман­ской стро­ительной тех­ни­ке, ра­бо­та­ли польские мас­те­ра, хо­тя и цер­ковь, и со­бор, вы­пол­нен­ные из бе­ло­го кам­ня и ук­ра­шен­ные резь­бой, име­ли тра­диционную кре­сто­во-ку­поль­ную струк­ту­ру. Во 2-й половине XII века на тер­ри­то­рии Га­лиц­ко­го княжества поя­ви­лись (ве­ро­ят­но, при уча­стии венгерского зод­че­го) не­боль­шие бе­ло­ка­мен­ные цен­трические хра­мы - ро­тон­ды и квад­ри­фо­лии. Значительно пе­ре­стро­ен­ная церковь Святого Пан­те­леи­мо­на в селе Шев­чен­ко­во (конец XII - начало XIII веков) близ­ка к ев­ропейским хра­мам цис­тер­ци­ан­ско­го ор­де­на; ви­зантийская 4-столп­ная струк­ту­ра со­че­та­лась в ней с го­тической кон­ст­рук­ци­ей.

На Во­лы­ни доль­ше со­хра­ня­лись ки­ев­ские тра­ди­ции: 6-столп­ный кир­пич­ный Ус­пен­ский со­бор во Вла­ди­ми­ре-Во­лын­ском (1157-1160 годы) ана­ло­ги­чен со­бо­ру Ки­рил­лов­ско­го монастыря в Кие­ве.

К Галицко-волынской школе от­но­сят так­же зод­че­ст­во Грод­нен­ско­го княжества, где строи­ли боль­шие кир­пич­ные 6-столп­ные кре­сто­во-ку­поль­ные хра­мы, ук­ра­шая их фа­са­ды круп­ны­ми шли­фо­ван­ны­ми кам­ня­ми, по­лив­ны­ми ке­ра­мическими плит­ка­ми и блю­да­ми (час­тич­но со­хра­ни­лась Бо­ри­сог­леб­ская церковь на Ко­ло­же в Грод­но, конец XII века). Оче­вид­но, по­сле пе­ре­не­се­ния сто­ли­цы Галиц­ко-Во­лын­ско­го княжества из Гали­ча в Холм в этом го­ро­де по за­ка­зу князя Да­нии­ла Ро­ма­но­ви­ча воз­ве­ли церковь Святого Ио­ан­на и Свя­тых Кос­мы и Да­миа­на («свя­тых Без­мезд­ни­ков»), а так­же де­ревянную сто­ро­же­вую баш­ню-дон­жон на ка­мен­ном ос­но­ва­нии. Церковь Святого Ио­ан­на, су­дя по опи­са­нию Ипать­ев­ской ле­то­пи­си, име­ла вы­ра­жен­ные западные чер­ты - под­пруж­ные ар­ки опи­ра­лись на ка­пи­те­ли в ви­де че­ло­ве­че­ских го­лов, пор­та­лы бы­ли де­ко­ри­ро­ва­ны рез­ным бе­лым и зе­лё­ным кам­нем (рез­чик - не­кий «хыт­рец Ав­дей»), в ок­на встав­ле­ны «рим­ские стёк­ла» - вит­ра­жи. Близ го­ро­да ус­та­но­ви­ли «столп ка­мен» - ко­лон­ну на по­ста­мен­те, увен­чан­ную из­вая­ни­ем ор­ла.

Во 2-й половине XIII - начале XIV веков под воз­дей­ст­ви­ем го­ти­ки по­яви­лись баш­не­об­раз­ные хра­мы Ро­ж­де­ст­ва Хри­сто­ва в Га­ли­че и Святейшего Ни­ко­лая во Льво­ве. То­гда же в западных и северных рай­онах кня­же­ст­ва ста­ли стро­ить обо­ро­нительные со­ору­же­ния но­во­го ти­па - пря­мо­уголь­ные и круг­лые в пла­не ка­мен­ные и кир­пич­ные баш­ни (в Стол­пье, Бе­ла­ви­не, Ка­мен­це-Ли­тов­ском, Чер­то­рый­ске, Грод­но и др.). Они ана­ло­гич­ны западно-ев­ропейским дон­жо­нам.

Про­из­ве­де­ния жи­во­пи­си Галицко-волынской школы очень не­мно­го­чис­лен­ны и раз­но­род­ны. «До­б­ри­ло­во Еван­ге­лие» (около 1164 года, РГБ) пред­став­ля­ет ме­ст­ный уп­ро­щён­ный ва­ри­ант искусства ви­зантийского кру­га; ещё бо­лее схе­ма­ти­зи­ро­ва­но ре­ше­ние ико­ны «По­кров Бо­го­ро­ди­цы» (ру­беж XI-XII веков или начало XIV века, Национальный ху­дожественный му­зей Ук­раи­ны, Ки­ев). Ми­ниа­тю­ры Га­лиц­ко-Во­лын­ско­го Еван­ге­лия начала XIII века (Мо­ск­ва, ГТГ) от­ли­ча­ют­ся уве­рен­ным по­строе­ни­ем объ­ё­ма, слож­ной цве­то­вой гам­мой и экс­прес­си­ей об­ра­зов, ха­рак­тер­ны­ми для ви­зантийской жи­во­пи­си это­го вре­ме­ни.

Иллюстрация:

Га­лиц­ко-во­лын­ская шко­ла. Ус­пен­ский со­бор во Вла­ди­ми­ре-Во­лын­ском. 1157-1160 годы. Архив БРЭ.

© Большая Российская Энциклопедия (БРЭ)

Литература
  • По­по­ва О.С. Га­лиц­ко-во­лын­ские ми­ниа­тю­ры ран­не­го XIII в. (К во­про­су о взаи­мо­от­но­ше­нии рус­ско­го и ви­зан­тий­ско­го ис­кус­ст­ва) // Древ­не­рус­ское ис­кус­ст­во: Ху­до­же­ст­вен­ная куль­ту­ра до­мон­голь­ской Ру­си. М., 1972
  • Рап­по­порт П.А. Рус­ская ар­хи­тек­ту­ра X–XIII вв.: Ка­та­лог па­мят­ни­ков. Л., 1982
  • Ио­ан­ни­сян О.М. Ос­нов­ные эта­пы раз­ви­тия га­лиц­ко­го зод­че­ст­ва // Древ­не­рус­ское ис­кус­ст­во: Ху­до­же­ст­вен­ная куль­ту­ра X – пер­вой по­ло­ви­ны XIII в. М., 1988
Статью разместил(а)

Учуватова Ирина Александровна

редактор

Приглашаем историков внести свой вклад в Энциклопедию!

Наши проекты