ГАЛА́ТА

0 комментариев

/ Ориг.: Γαλάτα

ГАЛАТА (от греческого Γαλάτα) - селение в долине Солея в горном массиве Троодос (Кипр).

В Галате и ее окрестностях расположены памятники архитектуры и живописи начала XVI века: в центре селения - церковь во имя святого Созомена, на окраине - церковь Пресвятой Богородицы (Панагии тис Подиту) и церковь во имя архангела Михаила, в 2,5 км к северу - церковь во имя праведных Иоакима и Анны (XII век). Кроме того, в Галате находятся церкви во имя святой Параскевы, святейшего Николая и великомученика Георгия, поствизантийские небольшие 1-нефные строения с деревянными 2-скатными крышами, украшенные фресками, и современная большая крестово-купольная церковь во имя Пресвятой Богородицы «Одигитрии».

Церковь Пресвятой Богородицы (Панагии тис Подиту) (Παναγία τῆς Ποδύθου) построена в 1502 году. Из посвятительной надписи известно, что она была освящена во имя Божией Матери Елеусы и являлась монастырским собором. Название «тис Подиту» предположительно связывают с композицией «Моисей, снимающий сандалии перед Неопалимой Купиной», изображающей момент, когда из Купины раздался глас, повелевший ему разуться (от греческого глагола ἀποδύνω - Исх 3. 5).
Церковь построена на средства Димитрия де Корон и его жены Елены. О ктиторе известно, что он находился на службе у кипрского короля Иакова II Лузиньяна (1464-1473 годы). Наос обстроен галереей, высокая, остроконечная, черепичная крыша защищает здание от зимней непогоды. Монастырь продолжал действовать и в XVIII веке: в 1735 году В.Г. Григорович-Барский застал здесь 2 монахов, живущих в большой бедности.

Росписи, современной постройке церкви, сохранились в алтарной части храма, на восточных и западных фронтонах. Они принадлежат к итало-византиской школе живописи и являются примером стиля, основанного на синтезе византийских и ренессансных элементов, который распространился на Кипре после перехода острова под власть венецианцев в 1489 году.

На внешней стороне западного фронтона представлен портрет Димитрия и Елены де Корон, подносящих Богородице модель храма. Справа от ктиторской композиции изображен монах и 2 фигуры в светской одежде - мужчина и женщина. Выше расположена большая композиция «Свыше пророцы Тя предвозвестиша»: Богоматерь с Младенцем на престоле в окружении 10 пророков со свитками, содержащими пророчества о Деве Марии и Боговоплощении. В верхнем углу фронтона изображен Ветхий денми, благословляющий обеими руками.

Над западным, главным входом расположена композиция «Сошествие во ад», по обеим сторонам - фигуры Богоматери (слева) и Христа (справа).

С внутренней стороны западный фронтон венчает многофигурная композиция «Распятие», отличающаяся необычной динамичностью.

В конхе апсиды изображены Божия Матерь с Младенцем на престоле и 2 архангела; ниже - «Причащение апостолов». Справа и слева от них - фигуры архангела Гавриила и Богоматери из композиции «Благовещение», под ними - Давид и Соломон.

На восточном фронтоне над апсидой помещено 2 сцены: Моисей перед Неопалимой Купиной, внутри которой находится изображение Божией Матери Влахернитиссы, и Моисей, получающий скрижали завета. В остроконечном завершении фронтона помещен Нерукотворный образ Спасителя. На северной и южной стенах алтаря находится 6 сцен из апокрифического Евангелия Иакова, посвященных праведным Иоакиму и Анне.

Живопись отличается объемностью фигур и многочисленными западными чертами: например, Иуда изображен бородатым мужчиной, а не юношей, как было принято в Византии (в композиции «Причащение апостолов»), а Мария Магдалина - с распущенными волосами (в композиции «Распятие»).

На северной и южной стенах находятся остатки фресок XVII века (например, фигуры апостолов Петра и Павла). Деревянный, резной иконостас начала XVI века поновлялся в 1783 году. Церковь внесена в число памятников, охраняемых ЮНЕСКО.

Церковь архангела Михаила или Пресвятой Богородицы (называемая также Архангелос и Феотокос) находится в 100 м от церкви Панагии тис Подиту. Небольшая 1-нефная церковь с 2-скатной деревянной крышей. Над северной дверью изображен Деисус с коленопреклоненными ктиторами из венецианской семьи Дзаккариа. В надписи говорится, что храм во имя Пресвятой Богородицы был построен на средства Стефана Дзаккариа и его супруги Луизы, а расписан по заказу Паоло Дзаккариа, его супруги Мадлен и их детей. Росписи выполнены в 1514 году художником Симеоном Авксентисом. По мнению А. Ксингопулоса, живопись Авксентиса и его помощников испытала влияние критской школы, но лики выполнены в традиционной строгой манере.
В апсиде изображены Богоматерь Оранта с 2 архангелами и «Служба святых отцов», на восточном фронтоне - «Вознесение Господне». Композиция «Сошествие святого Духа» обрамляет полукругом конху апсиды. На северной стене алтаря помещено «Жертвоприношение Авраама», на южной - «Гостеприимство Авраама», над нишей жертвенника - «Христос во гробе», справа от апсиды - первомученик Стефан.

Композиции расположены на стенах в 2 ряда: наверху - двунадесятые праздники и страстной цикл, внизу - фигуры святых в полный рост: святой Иоанн Предтеча, святейший Николай Чудотворец, апостол Лука, преподобные Антоний Великий, Савва Освященный, Феодосий Великий, Вихиан, Созомен, великомученицы Варвара, Екатерина, мученица Ирина, преподобные Андроник и Афанасия, святая Параскева, великомученица Марина, великомученик Георгий, поражающий дракона, великомученик Димитрий, равноапостольные Константин и Елена, архангел Михаил.

Над южной дверью изображен Нерукотворный образ Спасителя на убрусе (Мандилион), над западным входом - на чрепии (Керамион).
Церковь святого Созомена была построена и расписана, согласно надписи над западной дверью, в 1513 году на средства 13 жителей Галаты и «законоведа» Иоанна из соседней деревни Темврия. Фрески были выполнены Симеоном Авксентисом. Схема росписей та же, что и в церкви архангела Михаила, но они выполнены более нарядно. В апсиде - Богоматерь Оранта (погрудное изображение, подписанное Πανυπερφώτιος, т. е. Всепресветлая) с архангелами и «Служба святых отцов», на восточном фронтоне - «Вознесение Господне» и «Сошествие Святого Духа». По обеим сторонам конхи - «Жертвоприношение Авраама» и «Гостеприимство Авраама». На северной стене апсиды - кипрский святой Афанасий Пентасхинитис, на правой - преподобный Онуфрий, в нише жертвенника - «Христос во гробе».

Верхний ряд стен занимают двунадесятые праздники, страстной и протоевангельский циклы, в нижнем ряду помещены фигуры святых: на южной стене - апостол Иоанн Богослов, святейший Николай Чудотворец, апостолы Петр и Павел, преподобный Антоний Великий, архангел Михаил, мученик Мамант верхом на льве, равноапостольные Константин и Елена, апостол Лука, святые Иоанн Лампадист, Параскева, мученица Кириакия, великомученицы Варвара, Екатерина, на западной стене - преподобные Вихиан, Иона, Симеон Столпник, Симеон Дивногорец, Кириак Отшельник, святейший Ираклидий, на северной стене - «Чудо великомученика Георгия о змии». Над ним - 5 сцен из Жития великомученика Георгия. Фреску сопровождает надпись, в которой поясняется, что эта сцена выполнена по заказу Георгия, сына Максима, и его семьи. Далее следуют изображения великомучеников Меркурия, Феодора Стратилата, мученика Нестора, великомучеников Димитрия Солунского и Георгия, преподобных Андроника и Афанасии.

На внешней стороне северной стены расположены композиции «Страшный Суд», «Семь Вселенских Соборов», «Торжество Православия». В нише над главным входом изображен преподобный Созомен, кипрский святой, во имя которого освящена церковь. Позднее церковь была обстроена галереей.

Церковь святой Параскевы первоначально являлась кладбищенской. По архитектурному типу она сходна с церковью архангела Михаила, к северо-восточному углу добавлена пристройка. Фрески в апсиде подписаны Симеоном Авксентисом с датой - 1514 года. Однако качество живописи заставляет предполагать, что большая часть росписей выполнена его учениками (Stylianou. P. 106). Сохранились фрески в алтарной части храма: Богоматерь Оранта с 2 архангелами в конхе, «Служба святых отцов» - в нижней зоне апсиды, «Вознесение Господне» - на фронтоне, «Сошествие Святого Духа» - вокруг конхи. Фрески в конхе поновлялись в XVII веке, к этому времени относится ктиторская надпись, упоминающая священного Иоанна, его жену и детей.

Церковь праведных Иоакима и Анны, 2-нефная, с 2-скатной крышей, видимо, первоначально имела купол. От постройки XII века сохранилась северная стена и, возможно, апсида. Здание перестраивалось в XIV веке, колокольня сооружена в начале ХХ века. Сохранилась фреска начала XII века с изображением 40 Севастийских мучеников (на северной стене) и фрагмент сцены «Рождество Богородицы» (на северной стене алтарной части храма). Они стилистически близки к росписям церкви Панагии Асину (1105-1106 годы). К XIV веку относятся композиции «Сретение» и «Причащение Марии Египетской преподобной Зосимой». Иконостас XVII века, в церкви хранится чтимая икона Божией Матери Калионитиссы (XVI век) со сценами из Жития праведных Иоакима и Анны (XIII век), на оборотной стороне - «Распятие» (XIII век).

Иллюстрация:

Церковь Пресвятой Богородицы в Галате. 1502 год. Архив ПЭ.

© Православная энциклопедия 

Литература
  • Григорович-Барский В.Г. Странствования… по св. местам Востока с 1723 по 1747 г. СПб., 1886. Ч. 2. С. 261
  • Παπαγεωργίου Α. Ποδίθου ή Ποδύθου Παναγίας μοναστήρι // ΜΚΕ. 1989. T. 11. Σ. 354-356
  • Der Parthog G. Byzantine and Medieval Cyprus. L., 1994. P. 147-153
  • Stylianou A. and J. The Painted Churches of Cyprus. Nicosia, 1997. P. 84-109
  • Hein E., Jakovljevič A., Kleidt B. Cyprus: Byzantine Churches and Monasteries Mosaics and Frescoes. Ratingen, 1997. P. 61-65
Статью разместил(а)

Учуватова Ирина Александровна

редактор

Приглашаем историков внести свой вклад в Энциклопедию!

Наши проекты