ГАЛАХА́

0 комментариев

ГАЛАХА - в ши­ро­ком смыс­ле - нор­ма­тив­но-пра­во­вая сис­те­ма иу­да­из­ма, рег­ла­мен­ти­рую­щая ре­лигиозную, гражданскую, се­мей­ную жизнь ве­рую­щих; в уз­ком зна­че­нии - со­во­куп­ность оп­ре­де­ле­ний, ре­гла­мен­та­ций и за­ко­нов, со­дер­жа­щих­ся в То­ре, Тал­му­де и бо­лее позд­ней рав­вини­стической ли­те­ра­ту­ре.

Ис­точ­ни­ка­ми Галахи по­слу­жи­ли: пись­мен­ный За­кон (в ор­то­док­саль­ном иу­да­из­ме - 613 пред­пи­са­ний, со­дер­жа­щих­ся в То­ре); ус­та­нов­ле­ния, ос­но­ван­ные на пре­да­нии (пред­пи­са­ния, пред­став­лен­ные пре­имущественно в ре­че­ни­ях про­ро­ков); уст­ный За­кон (тол­ко­ва­ние пись­мен­но­го За­ко­на ме­то­да­ми пря­мой ин­тер­пре­та­ции и гер­ме­нев­тической де­дук­ции; по­ста­нов­ле­ния, на­де­лён­ные ав­то­ри­те­том биб­лей­ских пред­пи­са­ний, не из­ло­жен­ные, од­на­ко, в То­ре и не вы­ве­ден­ные из неё пу­тём гер­ме­нев­тического тол­ко­ва­ния; ус­та­нов­ле­ния, не ну­ж­даю­щие­ся в под­твер­жде­нии биб­лей­ским тек­стом и при­ни­мае­мые как ак­сио­мы); по­ста­нов­ле­ния [пред­пи­са­ния, по су­ще­ст­ву, со­дер­жа­щие­ся в То­ре, но разъ­яс­нён­ные тол­ко­ва­те­ля­ми позд­нее; различные раз­ре­шительные и за­пре­тительные по­ста­нов­ле­ния, вве­дён­ные в оби­ход хра­ни­те­ля­ми и тол­ко­ва­те­ля­ми То­ры (соф­рим; еврейское םרפויס)]; обы­чай.

Про­цесс раз­ви­тия Галахи вклю­ча­ет несколько ис­то­рических пе­рио­дов: ран­ний (начало IV - конец I веков до нашей эры); эпо­ха тан­на­ев (I - 1-я четверть III веков нашей эры); эпо­ха амо­ра­ев (середина III -  конец V веков); середина VII - 1-я половина XI веков; рав­ви­ни­стическая эпо­ха (с конца XI века). Ос­но­во­по­лож­ни­ком уст­но­го тол­ко­ва­ния пред­пи­са­ний То­ры тра­ди­ци­он­но счи­та­ет­ся Ез­д­ра, сын пер­во­свя­щен­ни­ка Аа­ро­на, «книжник, све­ду­щий в за­ко­не Мои­сее­вом» (1 Езд. 7:5–6, 10–26). В те­че­ние ран­не­го пе­рио­да пер­во­сте­пен­ное зна­че­ние для раз­ви­тия Галахи име­ла дея­тель­ность му­жей Ве­лико­го со­бо­ра (еврейское כנסת הגדרלה ) - ре­лигиозно-за­ко­но­дательного ин­сти­ту­та, су­ще­ст­во­вав­ше­го в Иудее в пе­ри­од по­сле ва­ви­лон­ско­го пле­не­ния (586-539 годы до нашей эры), чья ран­няя ис­то­рия свя­за­на с дея­тель­но­стью Ез­д­ры и Не­емии, а так­же ра­бо­та тол­ко­ва­те­лей То­ры в об­лас­ти из­вле­че­ния, из­ло­же­ния и тол­ко­ва­ния имею­щих­ся в ней пред­пи­са­ний. Ви­ди­мо, к ран­не­му пе­рио­ду от­но­сит­ся и фор­ми­ро­ва­ние са­мо­го раз­де­ле­ния уст­но­го За­ко­на на Мид­раш, Галаха, Аг­га­ду.

В эпо­ху тан­на­ев Галаха сфор­ми­ро­ва­лась как на­бор изу­ст­но пе­ре­да­вае­мых пред­пи­са­ний в ви­де крат­ких нор­ма­тив­ных фор­му­ли­ро­вок отдельных за­ко­нов, что соз­да­ло пред­по­сыл­ки для их клас­си­фи­ка­ции. В конце II века прак­ти­че­ские, а так­же об­щие раз­ре­шительные и за­пре­тительные за­ко­ны бы­ли вклю­че­ны в кор­пус Миш­ны. С середины III века до конца V века раз­ви­тие Галахи осу­ще­ств­ля­лось в кон­тек­сте ра­бо­ты амо­ра­ев по тол­ко­ва­нию за­ко­нов и оп­ре­де­ле­ний, вклю­чён­ных в пред­ше­ст­вую­щий пе­ри­од в Миш­ну (смотрите Ге­ма­ра). Это спо­соб­ст­вова­ло рас­ши­ре­нию те­ма­ти­ки Галахи, ве­ри­фи­ка­ции и обоб­ще­нию дан­ных в ней опре­де­ле­ний. За­ко­но­дательная дея­тель­ность амо­ра­ев, ка­сав­шая­ся ас­пек­тов ри­туа­ла и ли­тур­гии, ре­лигиозных и этических пред­пи­са­ний, пра­во­вых во­про­сов, спо­соб­ст­во­ва­ла уси­ле­нию прак­тической на­прав­лен­но­сти Галахи как нор­ма­тив­но-пра­во­вой ба­зы, рег­ла­мен­ти­рую­щей жизнь ве­рую­щих. Кор­пус по­ста­нов­ле­ний па­ле­стин­ских амо­раев со­ста­вил Ге­ма­ру Ие­ру­са­лим­ско­го Тал­му­да (IV век); тол­ко­ва­ние Миш­ны ва­ви­лон­ски­ми амо­рая­ми - Ге­ма­ру Ва­ви­лон­ско­го Тал­му­да (V век), бла­го­да­ря че­му Тал­муд стал ба­зой даль­ней­ше­го раз­ви­тия га­ла­хической тра­ди­ции. Пе­ри­од середины VII - 1-й половины XI веков ха­рак­те­ри­зу­ет­ся рас­про­стра­не­ни­ем тал­му­дической Галахи в еврейских об­щи­нах рас­сея­ния, в том числе и на латинском За­па­де. В рав­ви­ни­стическую эпо­ху га­ла­хическая тра­ди­ция пе­ре­жи­ва­ет ин­тен­сив­ное раз­ви­тие, обу­слов­лен­ное воз­ник­но­ве­ни­ем но­вых школ тол­ко­ва­ния Тал­муда, уве­ли­че­ни­ем зна­че­ния рес­пон­сов, по­пыт­ка­ми все­объ­ем­лю­щей ко­ди­фи­ка­ции Галахи (смотрите И. Ка­ро). В XIX веке, в свя­зи с оформ­ле­ни­ем не­сколь­ких на­прав­ле­ний в иу­да­из­ме, от­но­ше­ние к Галахе по­сте­пен­но ди­вер­си­фи­ци­ро­ва­лось; в начале XXI века тра­диционная Галаха ос­та­ёт­ся важ­ней­шим ис­точ­ни­ком, рег­ла­мен­ти­рую­щим все сто­ро­ны жиз­ни ве­рую­щих (пре­имущественно в ор­то­док­саль­ном иу­да­из­ме).

© Большая Российская Энциклопедия (БРЭ) 

Литература
  • Sanders E.P. Jewish law from Jesus to the Mishnah: five studies. L.; Phil., 1990
  • Крат­кая ев­рей­ская эн­цик­ло­пе­дия. М., 1996. Т. 2. Стб. 7–16
Статью разместил(а)

Учуватова Ирина Александровна

редактор

Приглашаем историков внести свой вклад в Энциклопедию!

Наши проекты