ФАЛЬК РО́БЕРТ РАФАИ́ЛОВИЧ

0 комментариев

в крещении Роман.

Русский живописец, график, театральный художник, один из основателей общества «Бубновый валет», участник объединения «Мир искусства».

Р.Р.Фальк родился в семье московского юриста, выходца из Прибалтики Рафаила Александровича Фалька и его жены Марии Борисовны. Рано увлекся живописью, и его отец постарался дать ему соответствующее образование. В 1902 – 1905 годах Фальк занимался в частных студиях таких художников, как К.Ф. Юон и И.И.Машков. В 1905 году поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где учился у А.Е.Архипова, Л.О.Пастернака, А.М.Васнецова. На старших курсах сильное влияние на Фалька оказало знакомство с В.А.Серовым и К.А.Коровиным.

В 1909 году Фальк крестился (в крещении принял имя Роман) и женился на Елизавете Потехиной. Фальк был женат четырежды: в 1909 – 1920 годах – на Е.С. Потехиной, в 1920 – 1922 годах – на К.К. Алексеевой (дочь К.С.Станиславского), в 1922 – 1931-м –  на Р.В. Идельсон, в 1939 – 1958-м – на А.В. Щекин-Кротовой.

В 1910 году Фальк вместе с И. Машковым, П. Кончаловским, А.Куприным и другими художниками стал основателем общества «Бубновый валет» (1910 – 1917), отрицавшего традиции как академической живописи, так и реализма XIX века. Одновременно в 1911 – 1918 годах Фальк выставлял свои работы и с объединением «Мир искусства». В 1924 году вместе с другими членами прекратившего к тому времени свое существование «Бубнового валета» Фальк основал объединение «Московские живописцы».

В 1919 – 1921 годах Фальк был членом Московской коллегии по делам искусства и художественной промышленности Отдела изобразительных искусств Наркомпроса, председателем которой был В.Е.Татлин. В 1918 году художник участвовал в организации Свободных государственных художественных мастерских, позже вошедших в состав Вхутемаса. В 1918 – 1928 годах Фальк преподавал во Вхутемасе (с 1926 года – Вхутеин), с 1921 года был деканом факультета живописи. В 1921 году непродолжительное время он был профессором созданных М. Шагалом Витебских высших государственных художественных технических мастерских и хранителем Музея современного искусства. Работы Фалька в этот период постоянно экспонировались на зарубежных выставках советского искусства, на международных выставках.

В 1921 году вошел в состав московского отделения Култур-лиге, ставившей целью развитие образования, литературы и театра на языке идиш, еврейской музыки и изобразительного искусства. В 1925 году Фальк впервые выступил как театральный художник (спектакль «Ночь на старом рынке» по И.Л. Перецу, ГОСЕТ).

В 1928 году Фальк получил командировку в Париж «с целью изучения классического наследия» и оставался там до 1937 года. В Париже художник целиком посвятил себя искусству. В этот период он выставлялся в основном в частных галереях, в Салоне Независимых, Салоне Тюильри, Осеннем салоне.

По возвращении в Москву в 1937 году, по свидетельству его жены А.В. Щекин-Кротовой, художник избежал репрессий благодаря заступничеству К.С.Станиславского и своевременному отъезду в Крым. В 1938 году Фальк отправился в Среднюю Азию. В первые годы Фальк участвовал в выставках, в 1939 году состоялись две персональные выставки художника. В 1941 году, с началом Великой Отечественной войны, Фальк эвакуировался в Башкирию, позже – в Среднюю Азию, преподавал в школе историю, географию и немецкий язык, работал в художественном училище Самарканда и эвакуированном из Москвы Институте декоративного и прикладного искусства. Условия жизни там были тяжелыми: в 1942 году художник заболел, до 1943 года не имел красок и был вынужден ограничиваться графикой.

В послевоенные годы работы Фалька были объявлены упадническими, его обвиняли в «уходе от проблем советского народа». Еврейские театры были закрыты, на этом практически закончилась работа Фалька как театрального художника.

В 1962 – 1963 годах, уже после смерти Фалька, его живопись подверглась официальному разгрому на выставке «30 лет Московского союза художников». Только со второй половины 1960-х годов Фальку вернули признание. В 1964 году в Ереване, в 1966 году в Москве состоялись его персональные выставки.

Живописная манера Фалька складывалась в ранние годы под влиянием импрессионизма. В МУЖВЗ художник увлекся постимпрессионизмом (критик А. М. Эфрос назвал Фалька человеком «сезанновской национальности»). В «Бубновом валете» художник вдохновлялся фовизмом и кубизмом. В 1920-х годов Фальк вновь обратился к приемам старой живописи. В работах Р.Фалька особое место занимают восточные мотивы.

Художник:

«Лиза на солнце», 1907

«Московский дворик», 1912

«Пейзаж с парусником», 1912

«Крым», 1914

«Портрет М.Рефатова», 1915

«Негр», 1917

«Автопортрет в желтом», 1924

«Чайхана. Самарканд», 1938

«Площадь в Самарканде», 1943

«Золотой пустырь», 1943

«Портрет С.М.Михоэлса», 1948

«Пейзаж с кустами», 1954

Театральный художник:

1925 – «Ночь на старом рынке», по И.Л.Перецу, ГОСЕТ

1927 – «Путешествие Вениамина III», Менделе Мохер Сфарим, ГОСЕТ

1930 – «Уриэль Акоста», К.Гуцков, Берлин

1941 – «Заколдованный портной», Шалом Алейхем, БелГОСЕТ

 


Р.Р. Фальк. "Лиза на солнце". 1907 г.

Р.Р. Фальк. "Пейзаж с парусом". 1912 г.

Р.Р. Фальк. "Лодки на реке". 1935 г.
Смежные статьи
Литература
  • Истратова А. Свидание с юностью // М., Русское искусство. Т. II. 2005.
  • Фальк Р. Р. Беседы об искусстве. Письма. Воспоминания о художнике (Составитель: Щекин-Кротова А. В.). М., 1981.
  • Щекин-Кротова А. В. Становление художника // Новый мир. 1983. № 10.
Статью разместил(а)

Галимзянова Евгения Александровна

Приглашаем историков внести свой вклад в Энциклопедию!

Наши проекты