Джака`рта

0 комментариев

Джака`рта — особый столичный округ, столица Индонезии. Расположена на северо-западном побережье о. Ява. Население — 10,8 млн человек (2015). Входит в агломерацию Джабодетабек (по первым слогам названий входящих в нее городов: Джакарта, Богор, Депок, Тангеранг, Бекаси) с населением свыше 30 млн человек. Важный транспортный узел.

Наиболее древним поселением на территории современной Д. являлся порт Сунда-Келапа (в северной части города), находившийся под контролем индуистского королев­ства Паджаджаран и процветавший на момент прибытия в 1522 на Яву португальцев. Португальцам удалось закрепиться в Сунда-Келапе, но пришлось оставить порт после поражения в битве 22 июня 1527 от султана Демака Фатахиллаха, который переименовал поселение в Джаякерту — «Город Победы» (дата отмечается как день рождения города, а имя султана увековечено в названии одной из площадей Д.). Фатахиллах передал город в управление своему сыну — султану Бантена. Появившаяся в 1602 на Яве Нидерландская Ост-Индская компания получила разрешение султана на строитель­ство фактории к востоку от р. Чиливунг. Голландский генерал-губернатор Ян Петерсон Кун (1617—1623) стремился превратить факторию в крепость. В результате ожесточенных столкновений за контроль над Д. между голландцами и англичанами город в 1619 сгорел дотла. На его месте голландцы соорудили форт Батавия (в честь древнегерманского племени, жившего на территории Нидерландов и восставшего против власти Рима), вокруг которого вырос главный городской центр Нидерландской Индии, получивший то же название с 1621 (местное население называло его Бетави).

Батавия неоднократно подвергалась нападению султана Матарама (позднего) Агунга (1621, 1628, 1629), пытавшегося изгнать голландцев и объединить Яву под своей властью. В строившийся в традициях голландской архитектуры, с разбитыми по регулярному плану тенистыми улицами, покрытый сетью каналов город начали перебираться как индонезийцы, так и китайские торговцы, привлеченные выгодным расположением Батавии. Рост китайского населения привел к вспышке этнической вражды — в 1740 около 5 тыс. китайцев было вырезано за один день, остальные позднее перебрались за городские стены. Расширению Батавии в южном направлении способствовал ряд эпидемий (1735, 1780), после которых значительная часть населения покинула припортовые районы. Среди важнейших памятников колониального периода, в основном сосредоточенных в районе Кота, — Национальный музей (1778); Дворец Мердека (Свободы, 1816, резиденция генерал-губернатора Нидерландской Ост-Индии, затем президента независимой Индонезии); Музей истории Д. (бывшее здание ратуши, начало XVIII в.), Национальная художественная галерея (1866—1870), Национальный музей. В 1877—1883 к северу от Батавии был построен порт Танджунгприок, ставший главными торговыми воротами города.

После оккупации нидерландских колоний в Ост-Индии Японией в 1942 Батавия была переименована в Д., ставшую в 1950 столицей провозглашенной в 1945 независимой Индонезии. В первые десятилетия после этого в Д. устремился поток мигрантов из провинции, что привело к быстрому росту населения и значительному расширению границ города. Во времена правления Сукарно (1945—1967), проводившего активную политику деколонизации, был построен ряд монументальных памятников и сооружений, в том числе стадион «Сенаян» на 100 тыс. мест (1962, с советской помощью), отель «Индонезия», мост Семангги, окружная дорога «бай пасс», мечеть Аль-Азхар в Кебайоране, универмаг «Сарина», комплекс Университета Индонезии, начато возведение Национального монумента (132 м, 1961—1975). Модернизация Д. и монументальное строительство продолжились при Сухарто (1968—1998), в 1975 разбит этнографиче­ский парк «Прекрасная Индонезия в миниатюре», в 1978 возведена крупнейшая в Юго-Вост. Азии мечеть Истиклял (архитектор Силабан).

Особенно большие масштабы градостроительство приняло при губернаторе Али Садикине (1966—1977). Символом перемен в городе стали сооружение многоэтажных зданий, чистые улицы, появление тротуаров, парков (в том числе парка Исмаила Марзуки — культурного центра Д. и Парка грез «Анчол»), перспективное ­планирование. Во время экономического подъема Индонезии (начало 1990-х — 1997) Д. являлась главным центром развития промышленности и торговли, получавшим большинство финансовых инвестиций.

Все переменилось с принятием закона о децентрализации (2001), снизившего экономическую роль столицы. Предшествовавшие отставке Сухарто в 1998 массовые волнения и беспорядки на улицах Д. привели к значительным жертвам. С 2000-х город испытал террористические атаки (крупные отели в 2003 и 2009; посольство Австралии в 2004; серия взрывов и уличная стрельба в Центральной Д. в 2016) и ряд разрушительных наводнений (2002, 2003, 2006).

Лит.: Abeyasekere S. Jakarta: A History. Singapore, 1989; Silver Ch. Planning the Megacity: Jakarta in the Twentieth Century. London, 2008; Ziv D. Jakarta Inside Out. Jakarta, 2002. В. А. Погадаев.

Статью разместил(а)

Олма Медиа Групп

Приглашаем историков внести свой вклад в Энциклопедию!

Наши проекты