ДАВИ́Д СВЯТОСЛА́ВИЧ

0 комментариев

ДАВИД СВЯТОСЛАВИЧ - князь черниговский, один из сыновей, по-видимому 3-й, киевского и черниговского князя святого Святослава (Николая) Ярославича.

(На миниатюре в Изборнике 1073 года, изображающей семью князя Святослава, Давид Святославич помещен 3-м из сыновей князя - после Глеба и Олега (Михаила), перед Романом и Ярославом (Панкратием)), отец святого князя Николая Святоши (Святослава Давидовича).

Первое известие о Давиде Святославиче относится к событиям, имевшим место вскоре после смерти его дяди киевского князя Всеволода (Андрея) Ярославича († 1093) и вокняжения в Киеве Святополка (Михаила) Изяславича (двоюродного брата Давида Святославича). В 1093/1094 годах Давид Святославич оказался на княжении в Смоленске. Опасаясь усиления Святославичей на смоленско-черниговских землях после утверждения в Чернигове при помощи половцев Олега Святославича, князья-соправители Святополк (Михаил) Изяславич и Владимир (Василий) Всеволодович Мономах, подойдя с войсками к Смоленску, вынудили Давида Святославича уйти на княжение в Новгород. Спустя 2 года новгородцы изгнали Давида Святославича и он вернулся в Смоленск.

В 1097 году Давид Святославич принял участие в Любечском съезде князей, на котором за ним и его братьями Олегом и Ярославом были закреплены владения их отца, т. е. Черниговское и Муромское княжения. По-видимому, Давид Святославич был тогда признан старейшим среди Святославичей (Глеб был убит в 1078 году, Олег же провинился как инициатор усобиц, в которых он активно использовал половцев). В последующих летописных известиях, а также в перечне русских князей в «Хожении» игумена Даниила Давид Святославич упоминается ранее брата Олега, есть данные, что именно Давид Святославич занимал старейший стол в Черниговском княжении.

В 1097 году волынский князь Давид Игоревич с ведома Святополка Киевского захватил и ослепил теребовльского князя Василия Ростиславича. Давид Святославич вместе с Владимиром Мономахом и братом Олегом участвовал в походе на Киев, чтобы вынудить Святополка выступить против волынского князя. В результате междоусобной войны на юго-западе Руси Давид был лишен Волыни, Давид Святославич в военных действиях участия не принимал, послав отряд во главе с сыном Святославом. В 1100 году Давид Святославич был участником княжеского съезда в Уветичах (Витичеве), положившего конец конфликту между русскими князьями и Давидом .

Позднее Давид Святославич регулярно участвовал в походах русских князей против половцев, организованных Святополком Изяславичем и Владимиром Мономахом (1101, 1103, 1110, 1111; Олег Святославич уклонился от участия почти во всех походах), сыграл важную роль в крупных победах над половцами в 1103 и 1111 годов. Зимой 1107/1108 годов Давид Святославич вместе с князьями Владимиром Мономахом и Олегом Святославичем ездил в Половецкую степь для заключения мира.

В княжение Давида Святославича был поставлен Черниговский епископ Феоктист (11 января 1113 года). Вместе с Владимиром Мономахом (с 1113 года князем киевским) и Олегом Святославичем Давид Святославич был в числе организаторов перенесения мощей святых князей-мучеников Бориса и Глеба в Вышгороде в новопостроенную каменную церковь. 1 мая 1115 года состоялось освящение церкви, 2 мая - перенесение мощей (в присутствии Киевского митрополита Никифора I и других представителей духовенства). Между князьями возник спор: Мономах хотел поставить раки посреди церкви, а Давид Святославич и Олег - в правой стороне в «комаре» (где наметил их отец). Спор был решен с помощью жребия, «и выняся жребии Давыдов и Олгов». По-видимому, около этого времени по инициативе Давида Святославича в Чернигове был воздвигнут храм, посвященный святым Борису и Глебу.

В 1116 году Давид Святославич участвовал в походе Владимира Мономаха против минского князя Глеба Всеславича, черниговские войска осаждали Друцк. В том же году Давид Святославич послал своего сына Всеволода вместе с сыном Мономаха Ярополком (Иоанном) против подонских половцев. В 1117 году Давид Святославич лично участвовал в походе Мономаха на Владимир-Волынский против князя Ярослава Святополчича.

Давид Святославич имел сыновей: Святослава (святого Николая Святошу), Ростислава, Всеволода, Владимира и Изяслава. Любецкий синодик называет имя супруги Давида Святославича - Феодосия. Давид Святославич был похоронен в построенной им черниговской Борисоглебской церкви (надгробие не сохранилось).

Давид Святославич - герой «Слова о князьях», произведения черниговской литературы, созданного, вероятнее всего, во 2-й половине XII века, главной темой которого является призыв к русским князьям о братолюбии и прекращении междоусобных распрей. В этой связи о Давиде Святославиче говорится как об идеальном правителе, при этом, возможно, подразумевается противопоставление его Олегу Святославичу, неоднократно затевавшему усобицы, выступавшему против старших князей, приводившему на Русь половцев. Автор «Слова...» упрекает младших князей за то, что они не желают стерпеть даже малой обиды от старших, отказываются от вассальных обязанностей, готовы по любому поводу воевать и даже призывают на «братию» половцев. (Из письма Владимира Мономаха Олегу Святославичу видно, что Давид Святославич в отличие от брата был готов «рядитися» со старшими князьями (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 254-255).) Автор «Слова...» пишет, что Давид Святославич «ни с кем не имеаше вражды»: если кто-то шел на него войной, князь ее останавливал миролюбием, всегда был верен крестоцелованию. Смерть черниговского князя описана в «Слове...» как кончина святого. Останки князя сначала поместили в черниговском Преображенском соборе, над которым появилась звезда, когда же тело князя перенесли в церковь святых Бориса и Глеба, звезда переместилась и встала над ней. Солнце не заходило до тех пор, пока не совершились похороны. Автор «Слова...», полемизируя с теми, кто полагали невозможным спасение для людей, у которых есть жена и дети, приводил Давида Святославича в качестве примера того, что можно спастись, оставаясь мирянином. Характеристика, данная Давиду Святославичу в «Слове о князьях», была использована в 60-х годах XVI века в «Книге степенной царского родословия» («О блаженном князе Давыде Святославичи, внуке Ярослава Владимировича, чюдесная повесть»). Давид Святославич почитается в Черниговской земле.

Иконография.
Иконография Давида Святославича представлена в серии миниатюр Радзивиловской летописи конца XV века (БАН. 34.5.30. Л. 142, 147-148, 150-151 об., 154, 155), в частности, в следующих сюжетах: встреча Владимира Всеволодовича Мономаха с отрядами Давида Святославича и Олега Святославича (1097); примирение князей на съезде в Уветичах и отправление ими посланцев к волынскому князю Давиду Игоревичу (1100); съезд князей на реке Золотче и заключение мира с половцами (1101); совместные походы князей с Д. С. против половцев в 1103 (несколько миниатюр), 1110 и 1111 годах (сражение и победа на «Салне-реце») (Радзивиловская летопись. СПб.; М., 1994. Т. 2. С. 353, 355-359). Однако выделить изображение Давида Святославича в группе князей в этих композициях практически невозможно.

Иллюстрации:

Миниатюра. Архив ПЭ.

©Православная энциклопедия

Литература
  • Кондаков Н.П. Изображение рус. княжеской семьи в миниатюрах XI в. Спб., 1906. С. 4
  • Рапов О.М. Княжеские владения на Руси в X - 1-й пол. XIII в. М., 1977
  • Линдеберг О.А. «Слово о князьях»: (Проблема соотношения списков) // Литература Древней Руси. Источниковедение: Сб. ст. Л., 1988. С. 3-13
  • Dyтniк М. The Dynasty of Сhernigоv: 1054-1146. Тоrontо, 1994
  • Письменные памятники истории Древней Руси / Ред.: Я. Н. Щапов. СПб., 2003. С. 187-190
Статью разместил(а)

Попцов Александр Сергеевич

редактор

Приглашаем историков внести свой вклад в Энциклопедию!

Наши проекты