ДАВИ́Д СКОПЕЛИ́Т

0 комментариев

ДАВИД СКОПЕЛИТ - Иеромонах, греческий мелург, писец.

На конец XVII-XVIII века приходится расцвет греческого церковнопевческого искусства на острове Скопелос, где в то время находилась епископская кафедра. В греческих певческих источниках упоминаются жившие здесь выдающиеся мелурги, учителя пения, певчие, ктиторы и писцы певческих рукописей. К их числу относится и Давид Скопелит, в сборниках которого сохранилась большая часть произведений его соотечественников - мелургов священника Павла Скопелита и Евангелина Ваиноглу Скопелита.
Акме Давида Скопелита приходится на середину XVIII века, самое позднее свидетельство о нем относится к 1769 году. Сведения о Давиде Скопелите можно почерпнуть из 4 его певческих автографов, являющихся образцами письма и орнаментации. В 1742 году он создал Стихирарь Германа, митрополита Новых Патр (Kausokal. 1; описание смотри в издании: Λαμπρός. 1900. Σ. 462; Κουρίλας. 1930. Σ. 45; Χατζιϒιακουμής. 1980. Σ. 165-166). Другой Стихирарь Германа письма Давида Скопелита, озаглавленный как Калофонический (Καλόφωνον), относится к 1769 году (Andros. Agias. 49; описание смотри в издании: Λαμπρός. 1899. Σ. 185-186; Τζέτζης. 1888. Σ. 143 (эта рукопись описана здесь под № 46/79 и датирована 1796 годом)).

Перу Давида Скопелита принадлежат также Анфология Пападики 1747 гоада (Athen. Bibl. Nat. 893; библиографическое описание смотри в издании: Σακκελίων. 1892. Σ. 161-162 (здесь же список мелургов, чьи произведения собраны в этой рукописи); Χατζιϒιακουμής. 1980. Σ. 165-166) и Анастасиматарий Хрисафа Нового - Анфология Пападики (вечерня, утреня и литургия; Ath. Gregor. 25, 1-я половина XVIII века) (аналитическое описание смотри в издании: Στάθης. Χειρόϒραφα. Τ. 2. Σ. 636-637). Из последнего кодекса стал известен сан и происхождение Давида Скопелита: на листе 12v помещен «метод» (учебное песнопение) Давида Скопелита 1-го плагального гласа со следующим текстом: «Рука Давида иеромонаха с острова Скопелос», что, согласно замечанию проф. Г. Статиса, вероятно, может считаться скрытой подписью автора рукописи (Ibid. Τ. 2. Σ. 636). Однако более значительной рукописью может считаться однотомная Анфология Пападики (Athen. Bibl. Nat. 893), где Давид Скопелит подписался как Давид Бинардис Скопелит (Ϫαυῒδ Μπιναρδῆς Σκοπελίτης - см.: Σακελλίων. 1892. Σ. 162). В этой же рукописи (Fol. 5) помещен портрет Давида Скопелита, на котором он изображен одетым в монашескую одежду, сидящим на украшенном седалище и пишущим невмы в открытой книге. Справа вверху выписан 15-сложник: «Помяните же меня, переписчика песнопений, Давида, усердно трудившегося, и историографа» (Μνημόνευτέ μου το λοιπόν, τοῦ μουσουρϒικοϒράφου, Ϫαυῒδ τοῦ κοπιάσαντος καὶ ἱστοριοϒράφου; см.: Χατζιϒιακουμής. 1980. Μέρος 5: Παράρτημα. Εἰκ. 14). В левой части того же листа помещен стихотворный 15-сложник Давида Скопелита из 22 строк (смотри: Ibid. Σ. 165-166). Профессор Статис охарактеризовал почерк Давида Скопелита как «старательный и с тонким вкусом, одинаковой толщины, с нерегулярным наклоном вправо и влево. Двойных строк 12 и 11... Чернила яркие черные и яркие красные - на ипостасях, мартириях, надписаниях и изящных инициалах. В некоторых местах украшения над названиями» (Στάθης. Χειρόϒραφα. Τ. 2. Σ. 637).

Иллюстрации:

Архив ПЭ.

©Православная энциклопедия

Литература
  • Τζέτζης Ι. Ϫ. Τὰ μουσικὰ χειρόϒραφα τῆς ἐν ῎Ανδρῳ μονῆς Ζωοδόχου Πηϒῆς ἤ ῾Αϒίας // Παρνάσσος. ᾿Αθῆναι, 1888. Τ. 12
  • Σακκελίων Ι. Κατάλοϒος τῶν χειροϒράφων τῆς ᾿Εθνικῆς Βιβλιοθήκης τῆς ῾Ελλάδος. ᾿Αθῆναι, 1892
  • Λαμπρός Σ. Κατάλοϒος τῶν ἐν τῇ κατὰ τήν ῎Ανδρον Μονῇ τῆς ῾Αϒίας κωδίκων // ᾿Επετηρίς: Θιλολοϒικοῦ Συλλόϒου Παρνάσσου. ᾿Αθῆναι, 1898. Τ. 2
  • idem. Κατάλοϒος τῶν ἐν ταῖς βιβλιοθήκαις τοῦ ῾Αϒίου ῎Ορους λληνικῶν κωδίκων. Κεΐμπριτζ, 1900. Τ. 2
Статью разместил(а)

Попцов Александр Сергеевич

редактор

Приглашаем историков внести свой вклад в Энциклопедию!

Наши проекты