ДАВИ́Д СИРА́Х

0 комментариев

ДАВИД СИРАХ - иконописец, работавший в 70-х годах XVI века на Руси.

 Его имя упомянуто в пергаменном синодике Троице-Сергиева монастыря 1575 года (РГБ. Ф. 178. № 8666. Л. 298). По предположению С.В. Филатова, мастер прибыл с Балкан и впоследствии был монахом Троице-Сергиева монастыря (Филатов. С. 228).
Сохранилось 2 подписных произведения Давида Сираха, исполненных в традиционной древнерусской стилистике. Владимирская икона Божией Матери 1570 года из ризницы ТСЛ (СПГИАХМЗ. Инв. 2646. 44×36 см) имеет на обороте надпись крупной вязью: «7079 [1570] м сенте в 6 днь пи...я образъ при великомъ цри Иван Василевич всея Рус блгорс ...мъ (?) и Козанскамъ при митрополите Антонии писал Двдъ Сирах» (скорее всего, надпись сделана после возведения митрополита Антония на Московскую кафедру в 1572 году). Образ написан на липовой доске с двойным ковчегом, отличается динамичным рисунком с использованием тонкого золотого ассиста (в т. ч. по контурам), личное письмо, близкое по цвету к фону иконы, выполнено плотным коричневым охрением по темно-коричневому санкирю; фигуры плотно вписаны в средник.

Другая икона Давида Сираха - «Святитель Алексий, митрополит Московский» 1577 года, находившаяся в начале XX века в церкви святого Иоанна Предтечи Солотчинского монастыря близ Рязани (РязХМ. Инв. 795-ж. 116×78 см), по-видимому, являлась храмовым образом монастырской деревянной церкви во имя святителя Алексия XVI века (разобрана в 1-й половине XIX века). Святитель представлен фронтально в рост, в орнаментированном саккосе, омофоре и белом клобуке с изображением серафима (деталь облачения Московских митрополитов после Собора 1564 года), с разведенными в стороны руками - благословляющей десницей и Евангелием на убрусе, фон золотой (до 1941 года был закрыт серебряным басменным окладом). На верхней шпонке - аналогичная подпись мастера (в строку): «Псл сию ик[о]ну Двда старецъ Ɨ лт 7085 [1577] м июл 4 днь при великом цри Иване Васильевич всеия Русь при митрополите Антонии Ɨ росеенинъ Сирахъ». Исполнение произведений свидетельствует о Давиде Сирахе как о мастере выразительного линейного рисунка, умевшем работать с плоскостными формами в сравнительно темном колорите с акцентом на золотых деталях.

Иллюстрации:

Икона. Архив ПЭ.

©Православная энциклопедия

Литература
  • Леонид (Кавелин), архимандрит. Надписи ТСЛ. СПб., 1881. С. 177
  • Олсуфьев Ю.А. Опись икон ТСЛ: Доп. 1. Серг. П., 1922. С. 1-2
  • Курбатова А.М. Надписи на произведениях иконописи XIV-XVII вв. // Сообщ. Загорского гос. ист.-худож. музея-заповедника. Загорск, 1958. Вып. 2. С. 83, 90-91
  • Белоброва О.А. Живопись XVI-XVII вв. // ТСЛ: Худож. памятники. М., 1968. С. 97. Рис. 114
  • Николаева Т.В. Древнерус. живопись Загорского музея: Кат. М., 1977. С. 110. Кат. 165
Статью разместил(а)

Попцов Александр Сергеевич

редактор

Приглашаем историков внести свой вклад в Энциклопедию!

Наши проекты