ДАВИ́Д РЕДЕ́СТСКИЙ

0 комментариев

ДАВИД РЕДЕСТСКИЙ - доместик монастыря Пантократор на Афоне, византийский мелург и писец (1-я половина XV века). Происходил из города Редеста в Восточной Фракии (ныне Текирдаг, Турция).

Хрисанф из Мадита, епископ Диррахия (Θεωρητικόν. Σ. 354. § 54), упоминает его как «Давида монаха», без каких-либо уточнений, а Г. Пападопулос (Συμβολαί. Πρόλοϒος. Σ. 20) говорит о Давиде Редецком как о мелурге, имя которого встречается в Стихираре.

Митрополит Софроний (Евстратиадис) в работе «Фракийские музыканты» (ΕΕΒΣ. 1936. Σ. 54-62) отождествлял Давида Редецкого с афонским монахом Даниилом, исходя из надписания в рукописи Ath. Laur. Κ. 188: ««Ныне силы», Даниила Агиорита. Другое, того же Даниила монаха, в великой схиме Давида». Тот же исследователь считал, что родовым именем Давида Редецкого было Гавала, поскольку надписанный в той же рукописи именем монаха Даниила Гавалы причастен «Вкусите и видите» Давид Редецкий в автографе (Ath. Laur. Ε. 173 (635), 1436) обозначил как собственное произведение, в рукописи Ath. Laur. Θ. 154 это произведение надписано: «Давида монаха Агиорита», а в рукописи Ath. Xeropot. 317 - «Давида монаха» (Fol. 242v - 266, нач. XVIII в.). Известно 3 других мелурга с прозвищем Гавала: Герасим и священники Константин и Филипп. Творения Герасима (причастны «Вкусите и видите» и «Тело Христово») и Константина (непорочны) Давид Редецкий включил в свой певческий сборник (Ath. Laur. Ε. 173 (635)), что может свидетельствовать о родственной связи между ними. Под именем Филиппа Гавалы известны седмичные причастны (Ath. Laur. Κ. 188). То, что Давид Редецкий избегал называть себя родовым именем, митрополит Софроний объяснял этосом, приличествующим великосхимнику.

Давида Редецкого не следует смешивать с Давидом Скопелитом, или Бернардисом (1-я половина XVIII века), одаренным мелургом, более известным в качестве писца певческих кодексов (см.: Καραϒκούνης. Σ. 140-142). Кроме того, Давида Редецкого под именем «Даниил монах» следует отличать как от более древнего мелурга иеромонаха Даниила Ахрадиса (᾿Αχράδης, конец XIII - начало XIV веков), так и от позднейшего Даниила, протопсалта Великой церкви.

Давид Редецкий известен главным образом как создатель рукописей. Колофоны его 5 превосходных автографов (4 из них - певческие) содержат сведения о его жизни.

Самый ранний известный автограф Давида Редецкого - Пападики-Матиматарий 1430 года (БАН. РАИК. № 154; см.: Χαλδαιάκης. Σ. 321; Герцман. С. 45-89).

Анфология Пападики Ath. Iver. 544 была завершена Давидом Редецким в 1431 году. Эта рукопись описана (под шифром Ath. Ivеr. 1006) профессором Г. Статисом, охарактеризовавшим ее как одну из первых попыток собрать все калофонические произведения в одной книге. Здесь содержатся калофонические стихи великой вечерни и полиелея разных мелургов (с «прологами» и кратимами), песненные антифоны из пещного действа, «Честнейшую» (Τιμιωτέρα) - святогорское осмогласное, поющееся на трапезах, умилительны, крестобогородичны и богородичны по гласам, избранные стихиры и анаграмматизмы годового круга (см.: Στάθης. ᾿Αναϒραμματισμοί. Σ. 119. ῾Υποσημ. 2).

Ненотированный Евангелистарий Давида Редецкого (Parisin. gr. 96), согласно ктиторской записи в начале рукописи, был собственностью патриарха Константинопольского Иоасафа. В книге есть 2 колофона: «Написано рукой Каллиста в лето 1432, индикта 10-го в месяце апреле» (Fol. 248v) и «Написана сия книга рукой Давида малейшего в монахах Редестского при помощи и на расходы честнейшего и преподобнейшего в иеромонахах и духовного господина Каллиста в лето 1432, в месяце марте 20-го, индиктиона 11-го» (Fol. 264v). Упомянутый здесь иеромонах Каллист написал часть данного кодекса, завершил же работу Давид Редецкий (см.: Σωφρόνιος (Εὐστρατιάδης). Σ. 54; см. также: Vogel, Gardthausen. S. 100).

На следующий год Давид Редецкий выполнил Анфологию Пападики Ath. Pantokr. 214, закончив ее пространным колофоном: «Написана сия книга рукой моей, наименьшего в монахах Давида Редестского и доместика царского великого монастыря Вседержителя Христа, при помощи и на расходы честнейшего в иеромонахах кир Матфея. Те же, кому случится [прочитать эту рукопись], помолитесь ко Господу, чтобы милостив был мне в день суда. Завершено месяца июля 24-го, в лето 1433, индиктиона 11-го» (см.: Σωφρόνιος (Εὐστρατιάδης). Σ. 54; Jakovlević. 1970. S. 179).

Cамая поздняя известная рукопись Давида Редецкого - Анфология Пападики Ath. Laur. Ε. 173 (635) с заключительным кратким колофоном: «Написана сия книга рукою моею, малейшего монаха Давида Редестского, в лето 1436, индиктиона 14-го». Митрополит Софроний составил алфавитный список мелургов, чьи творения вошли в эту рукопись, и описал ее состав (аналогичный составу автографа Давида Редецкого 1433 года): пропедевтика к певческому искусству (краткое теоретическое введение, смотри в статье Пападики), прокимны, дохи (δοχαί), кекрагарии (смотри «Господи, воззвах»), аниксандарии, стихи полиелея, мегалинарии, непорочны, Трисвятое, изобразительные антифоны, многолетия (императору Иоанну, Августе Марии и патриарху Иосифу), херувимские, причастны (воскресные, седмичные и всего года), калофонические стихи, «прологи» по гласам, кратимы, богородичны (на все гласы), стихиры Минеи, Триоди и Пентикостария и др. песнопения (Σωφρόνιος (Εὐστρατιάδης). Σ. 56-62).

Давид Редецкий известен и как опытный мелург, произведения которого получили широкое распространение и копировались во многих греческих певческих рукописях до XIX века. Музыкальное наследие Давида Редецкого включает главным образом причастны. Воскресный причастен 1-го гласа, встречающийся с характеристикой «персидский» (περσικόν), известен по рукописям: Анфология Пападики 1527 года письма диакона Макария (Lesb. Leim. 258. Fol. 221-222v; см.: Χατζηϒιακουμής. Χειρόϒραφα Τουρκοκρατίας. Σ. 380), Анфология Пападики XVI-XVII веков (Athen. Benaki. 55 (TA 109). Fol. 18-25v; см.: Λάππα-Ζίζηκα, Ρίζου-Κουρουπού. Σ. 107), Ath. Karakall. 237, 2-я половина XVII века (Fol. 33v, с надписанием: «Давида монаха [из] Редеста»; см.: Στάθης. Χειρόϒραφα. Τ. 3. Σ. 463).

Воскресный причастен Давида Редецкого на глас βαρύς (или πρωτόβαρυς) весьма часто встречается в греческих музыкальных источниках: в Анфологии Lesb. Leim. 289 (fol. 32v - 34, между 1500 и 1550 годами), в Анфологии Пападики Lesb. Leim. 284 (fol. 64-65v, ок. 1600 г.), в Анфологии вечерни, утрени и Божественной литургии Athen. Acad. Sideridou 7 (p. 2-6, около 1650 года) (см.: Χατζηϒιακουμής. Χειρόϒραφα Τουρκοκρατίας. Σ. 29-31, 52-53 соответственно), в Анфологии Пападики Ath. Xeropot. 265 (fol. 79v-86, середина XVI века), в Анфологии Ath. Doch. 386 (fol. 100, сер. XVII в.) (см.: Στάθης. Χειρόϒραφα. Τ. 1. Σ. 31, 553). Этот причастен получил столь широкое распространение, что его мелос использовался для др. причастна - «Чашу спасения». Напр., в Анфологии Lesb. Leim. 291 (Fol. 12v - 13v, около 1600 года, письма иеромонах Самуила) помещен причастен «Хвалите», а над ним, в промежутках между строк, красными чернилами - «Чашу спасения» (см.: Χατζηϒιακουμής. Χειρόϒραφα Τουρκοκρατίας. Σ. 62, 380). Воскресный причастен в рукописях носит имя то Димитрия Редестского, то Давида Редецкого, на основе чего М. Хадзиякумис предположил тождество этих мелургов (см.: Χατζηϒιακουμής. 1980. Σ. 121. φωτοϒρ. 16). Однако тот факт, что в рукописи 1-й половины XV века Ath. Philoth. 122 содержатся одновременно причастны и Давида Редецкого (Fol. 224), и «Димитрия, маистора Редестского» (Fol. 222v, того же гласа), вероятно, опровергает предположение Хадзиякумиса. В этот же музыкальный кодекс входят 2 причастна Давида Редецкого на 4-й плагальный глас (см.: Στάθης. Χειρόϒραφα. Τ. 3. Σ. 497): воскресный (Fol. 228) и «Чашу спасения» (Fol. 228-228v), известный также по Анфологии Пападики 1527 г. письма диакона Макария (Lesb. Leim. 258. Fol. 244v-246; см.: Χατζηϒιακουμής. Χειρόϒραφα Τουρκοκρατίας. Σ. 380).

Причастен на литургии Преждеосвященных Даров «Вкусите и видите» распева Давида Редецкого помещен в его автографе Ath. Laur. Ε. 173 (635) (см. выше), а также в рукописях Ath. Laur. Ε. 25 и Ε. 32 (см.: Σωφρόνιος (Εὐστρατιάδης). Σ. 56-62).

Мелодический вариант Давида Редецкого для стиха «Яко судит Господь» (Втор 32. 36) из «фессалоникийского» полиелея Николая Кукумы «Раби Господа. Аллилуия» на 1-й глас найден в кодексе Ath. Ivеr. 974 (XV в. Fol. 130v; см.: Χαλδαιάκης. Ο Πολυέλεος. Σ. 398; Στάθης. Χειρόϒραφα. Τ. 3. Σ. 753).

Распетые Давида Редецкого стихиры Минеи 4-го гласа «Стефан доброе начало» (27 декабря) и «В шестый месяц послан бысть архангел» (25 марта) находятся в кодексе Ath. Laur. Ε. 155 (см.: Σωφρόνιος (Εὐστρατιάδης). Σ. 55, здесь же указаны и др. стихиры под именем Даниила монаха).

Аллилуиарий Давида Редецкого содержится в кодексах Ath. Laur. Ι. 81 и Κ. 188 (см.: Σωφρόνιος (Εὐστρατιάδης). Σ. 55).

©Православная энциклопедия

Литература
  • Χρύσανθος ἐκ Μαδύτων, ἐπ. Ϫυρραχίου. Θεωρητικὸν μέϒα τῆς μουσικῆς. Τερϒέστη, 1832. Σ. 354. Παράϒρ. 54
  • Παπαδόπουλος Γ. Συμβολαὶ εἰς τὴν ἱστορίαν τῆς παρ᾿ ἡμῖν ἐκκλησιαστικῆς μουσικῆς. ᾿Αθῆναι, 1890. Πρόλοϒος. Σ. 20
  • Vogel M., Gardthausen V. Die griechischen Schreiber des Mittelalters und der Renaissance. Lpz., 1909. S. 100
  • Σωφρόνιος (Εὐστρατιάδης), μητρ. Θράκες Μουσικοί // ΕΕΒΣ. 1936. Τ. 12. Σ. 54-62
  • Jakovlević A. David Redestinos i Jovan Kukuzelj u Srpsko-slovenskim Prevodina // ЗРВИ. 1970. T. 12. С. 179
Статью разместил(а)

Попцов Александр Сергеевич

редактор

Приглашаем историков внести свой вклад в Энциклопедию!

Наши проекты