ДАРОХРАНИ́ТЕЛЬНИЦА

0 комментариев

ДАРОХРАНИТЕЛЬНИЦА - один из сосудов священных, постоянно находящийся на святом престоле и предназначенный для хранения запасных Даров Святых.

Хотя скопированный с греческий термин   для обозначения Дарохранительницы встречается в древнерусских источниках уже в XV веке (Срезневский И.И. Материалы для словаря древнерусского языка. СПб., 1893. Т. 1. С. 27), слово «дарохранительница» в РПЦ получило широкое распространение только к конце XVII века; в описях имущества храмов и монастырей XVI - 1-й половины XVII веков этот термин не встречается (в значении Дарохранительницы употребляются термины «ковчег», «кивот», «скиния» и др.).

Ковчеги (лат. arca) для хранения Святых Даров - первоначально не только в храмах, но также и в домах верующих - известны с III века (смотри, например: Cypr. Carth. De lapsis. 26). Одной из их древних форм является голубь евхаристический - предание возводит появление такой формы к святителю Василию Великому (сохранился образец VI - середины VII веков; смотри: Evans. H. The Art in Byzantium. N. Y., 2001. P. 38; о ранневизантейской Дарохранительнице в виде голубя смотри также: Καλλίνικος Ν. Κ. ῾Ο χριστιανικὸς ναὸς κα τὰ τελούμενα ἐν αὐτῷ. ᾿Αλεξανδρεία, 1921. Σ. 234-235). Дарохранительница такого типа лиможской работы, вероятно, входила в состав убранства собора Рождества Богоматери в Суздале в домонгольский период (Воронин Н.Н. Зодчество Северо-Восточной Руси XII-XV веков. М., 1962. Т. 2. С. 39-40. Ил. 20; другая Дарохранительница лиможской работы, возможно, также суздальского происхождения, находилась в XIX веке в собрании графа Салтыкова до 1861 года; смотри: Стерлигова И.А. Византийский мощевик Дмитрия Солунского из Московского Кремля и его судьба в Древней Руси // Дмитровский собор во Владимире: К 800-летию создания. М., 1997. С. 255-272, 269. Примеч. 4). На Западе с VI века встречаются упоминания об употреблявшихся в тех же целях turres (буквально - башенка; смотри: Greg. Turon. Hist. Franc. X 31. 13; Venant. Fort. Carm. 7. 25).

В средние века как на Востоке, так и на Западе внешний облик Дарохранительницы мог иметь сходство с формами курильниц и реликвариев (Святые Дары хранились в ящичке внутри Дарохранительницы). Так, известна серебряная позолоченная Дарохранительница конца X века, изготовленная в Антиохии (19,6×20×39 см; сокровищница собора в Ахене) и позднее переделанная под реликварий святого Анастасия Персиянина; она имеет ковчег кубической формы, в одной из стенок которого устроена украшенная изображениями крестов 2-створчатая дверца наподобие церковных врат, апсида с арочными окнами и купол на колонках, увенчанный крестом (смотри: Grabar. S. 282-297; Glory of Byzantium: Cat. of Exhib. N. Y., 1997. P. 460-461. Cat. N 300).

В описях новгородского Софийского собора XVIII века упомянут «ковчег напрестолной, в котором содержится годовой Агнец…» (Описи новгородского Софийского собора. Вып. 2. С. 55, 127; Вып. 3. С. 112), т. е. Дарохранительница, украшенная изображениями 8 херувимов на стенках и крестом на крышке (неясно - плоское изображение креста или объемный крест на главке). В описи 1883 года упоминаются «ковчег серебряный небольшой, внутри и снаружи вызолоченный, наверху коего яблоко с крестом, в нем весу два фунта пятьдесят четыре золотника» (Описи имущества Софийского собора 1833 года / Издатели: Э.А. Гордиенко, Г.К. Маркина // НИС. СПб., 2003. Вып. 9(19). С. 507-644. С. 588) и «ковчег оловянный с крышкою на ножках с двумя рукоятками» (Там же. С. 589).

Дарохранительницы-ковчеги включали выдвижной ящик, иногда с несколькими отделениями, имели выдвижные (вверх или в стороны) передние стенки, а также съемные крышки, которые украшались главками наподобие церковных или сенью. Дарохранительница из псковского Троицкого собора «прекрасной работы и весьма древняя», небольшого размера (около 24×52 см) имела внутри 3 яруса, в каждом по 3 ящика, «все из позолоченного серебра; два из этих ящиков разделены каждый на четыре части» (Толстой. С. 38).

В позднем средневековье и особенно в Новое время Дарохранительницы под влиянием западноевропейских образцов становятся шедеврами ювелирного искусства: конструкция усложняется (растет в высоту), стенки украшаются круглой скульптурой и орнаментами, выполненными в технике ажурной ковки, филиграни, просечной чеканки. Например, Дарохранительница из Архангельского собора Московского Кремля (27,5×27,8×14 см; 1702. ГММК; смотри: Мартынова М.В. Художественный металл в интерьере Архангельского собора // Архангельский собор Московского Кремля. М., 2002. С. 399-430. Ил. 14; Костина. Кат. № 71. С. 101) представляет собой пример скромного декора: гладкий прямоугольный ковчег на ножках-шариках, крышка которого увенчана 3 главками, а стенки украшены гравированными изображениями «Тайная вечеря» и «Моление о чаше» (в надписи на крышке названа «ковчег», «святая скиния»). Золотая Дарохранительница из Благовещенского собора Московского Кремля (36×14 см; 1-я четверть XVIII века. ГММК - смотри: Царский храм. С. 219-223. Кат. № 72) украшена живописными эмалями (Страстной цикл), фигурами в технике эмали по рельефу (Распятие с предстоящими), драгоценными камнями, черневыми изображениями так называемой Троицы новозаветной, архангелов, апостолов, отцов Церкви; ковчег с 5 маленькими главками на крышке был в верхней части украшен 4 золотыми крылами с изображениями 8 архангелов в технике черни; стилистические особенности черневых и эмалевых образов свидетельствуют о влиянии западных барочных образцов. Ковчег Дарохранительницы мог быть увенчан литым изображением Распятия, помещенным под сень, украшенную главкой,- такова, например, Дарохранительница из кремлевской церкви Двенадцати апостолов (1728. ГММК; см.: Костина. С. 67-68. Кат. № 45).

Созданная в Болгарии для монастыря Вознесения Христова в Дечанах серебряная позолоченная Дарохранительница (1626. НИМ(С)), в надписи названная «святый кивот», имеет вид храма с изящными главками и ажурными пластинами по бокам со множеством изображений, в т. ч. персонажей античной мифологии (в основании центральной главки - нимфа и летящие сирены).

В результате помещения друг над другом 2 ковчегов возникли многоярусные Дарохранительницы. Так, ковчеги башнеподобной Дарохранительницы (XVII век. Национальный Киево-Печерский историко-культурный музей) разделены карнизами, Дарохранительницу венчает главка с куполом, стенки покрыты объемными, натуралистичными чеканными изображениями растений и плодов (Сокровища Киево-Печерского музея-заповедника: Фотопутев. К., 1984. С. 25).

В XVIII веке многоярусные Дарохранительницы имели ножки в виде звериных лап, их украшали рельефами и круглыми фигурами ангелов и святых (например, Дарохранительница мастера И.А. Равича. 1743. Национальный Киево-Печерский историко-культурный музей; смотри: Килессо С.С. Киево-Печерская лавра. М., 1975. С. 127 Ил. 107), а также гравированными сценами из Житий местночтимых святых (например, Дарохранительница из Михайловского Сковородского монастыря близ Новгорода. 1751. НГОМЗ). Дарохранительница работы мастера Ивана Семенова Щукина из ярославского Спасо-Преображенского монастыря (1738. ГММК; смотри: Костина. С. 230-231. Кат. № 179) декорирована эмалевыми дробницами с изображениями Страстного цикла и выполненными в технике просечной чеканки пышными орнаментами, напоминающими барочные резные иконостасы XVII-XVIII веков.

Дарохранительницы могли иметь ярусную композицию, напоминающую киворий-сень или колокольню. Такова, например, Дарохранительница из Успенского собора в Ярославле работы Афанасия Корытова (1769. ЯХМЗ; см.: Игошев. С. 107. Ил. 3): поверх основного ковчега, украшенного орнаментами и эмалями с изображением евангельских сюжетов, установлен 2-й ковчег в виде гробницы, осененной шатром с главкой, опирающимся на карниз барочной формы и колонки; по сторонам шатра размещены 4 фигурки ангелов с рипидами, обращенных к гробнице.

Функции Дарохранительницы могли выполнять иерусалимы, сионы-дискосы, дополненные покрытием, напоминающим архитектурные формы храма Гроба Господня (ротонда, купол). В новгородском Софийском соборе Дарохранительница в форме голубя («голубь серебряной золочен, весом три фунта двадцать седмь золотников без четверти» - Описи новгородского Софийского собора. Вып. 2. С. 69; «…одна лапка поломана и крыло надломлено» - Там же. Вып. 3. С. 113) находилась на жертвеннике вместе с 2 сионами-иерусалимами - византийским середины XI века и новгородским 1-й четверти XII века, а также панагиаром 1435 года работы мастера Ивана. Дарохранительницей служил, например, Большой Сион, заказанный великим князем Иоанном III для московского Успенского собора (1486. ГММК). Внутри него находится вращающийся на металлической оси серебряный позолоченный поддон-дискос с 36 овальными углублениями, расположенными в 3 ряда, вероятно для Святых Даров. Дарохранительница в виде иерусалима-сиона известны в православном искусстве Нового времени. Шедевром болгарской торевтики является серебряная золоченая Дарохранительница из монастыря святого Наума на Охридском озере, напоминающая ротонду храма Гроба Господня (1833. НИМ(С)), ее круглая, многоярусная форма близка иерусалимам, созданным в Новгороде XII века и в Москве XV века.

Дарохранительница, вероятно, издавна являлась распространенной формой вклада преимущественно от высокопоставленных лиц, прежде всего от русских государей: во время посещения в январе 1830 года Киево-Печерской лавры императором Николаем I была вложена Дарохранительница работы ювелира И.В. Кейбеля, установленная 13 января на престоле Великой церкви [Успенского собора.- М.М.] лавры (Евгений (Болховитинов). С. 330). Дарохранительницы составляли достопримечательность церковных сосудохранительниц. Так, в начале XIX века в соборе Святой Софии в Киеве находилась «гробница, или дароносица, старинная напрестольная серебряная, весом в 1 пуд и 2 фунта [ок. 17 кг]» (Там же. С. 72); упоминаются Дарохранительницы в описаниях церквей Пскова (Толстой. С. 38), вологды (Лукомский Г.К. Вологда в ее старине. СПб., 1914. С. 132, 173) и др.

Под влиянием западноевропейского искусства Дарохранительницам могли придавать иные формы. Серебряная Дарохранительница, созданная в Санкт-Петербурге мастером Ю.Н. Лундом (1787. ГЭ), представляет собой Голгофу, у подножия которой, под Распятием, помещена скульптурная композиция «Положение во гроб» (1000-летие русской художественной культуры: Кат. М., 1988. С. 245. Кат. № 338); в миниатюре она повторяет скульптурные группы, предназначенные для богослужений Страстной седмицы, получившие распространение в храмах Западной Европы в XV-XVI веков.

В искусстве Нового и Новейшего времени Дарохранительница в виде церкви могла быть исполнена в едином стиле с церковным зданием и его убранством, стать частью ансамбля архитектуры, скульптуры и живописи. Так, Дарохранительница мастера И.Л. Лео из церкви Воскресения Христова в составе Большого дворца в Царском Селе (середина XVIII века (?); ГМЗ «Царское Село») повторяет барочную архитектуру храма; Дарохранительница по проекту архитектора А.Н. Воронихина из Казанского собора в Санкт-Петербурге (около 1812 года; ГМИР) представляет собой антикизирующее сооружение в форме ротонды с 4 портиками, с главой в виде колонной ротонды меньшего размера; Дарохранительница по проекту архитектора К.А. Тона из храма Христа Спасителя в Москве (эскиз 1879; Научно-исследовательский Музей АХ, Санкт-Петербург) была спроектирована в историческом стиле.

Дарохранительницы изготавливали столичные ювелирные фирмы (Дарохранительница для храма Христа Спасителя в Москве выполнена московской ювелирной фирмой Хлебникова (Коварская С.Я. Произведения московской ювелирной фирмы Хлебникова: Кат. М., 2001. С. 10-11. Рис. 3)), а также монастырские мастерские, например Троице-Сергиевой лавры (Дарохранительница 1903 года, не сохранилась; смотри: Шитова Л.А. Серебряная мастерская Троице-Сергиевой лавры во 2-й половине XIX века // Троице-Сергиева лавра в истории, культуре и духовной жизни России: Материалы III Междунар. конф. Серг. П., 2004. С. 384-402. С. 387). В декоре Дарохранительниц помимо драгоценных металлов и камней использовался перламутр, символизирующий паломничество в Святую землю. Дарохранительница с перламутровыми пластинами была вложена в 1870 году в «перламутровую ризницу» Гефсиманского Успенского скита близ Троице-Сергиевой лавры (Черкашина Г.П. «Перламутровая ризница» Гефсиманского Успенского скита: (К вопросу о производстве и бытовании в России изделий из перламутра) // Сергиево-Посадский музей-заповедник: Сообщ., 2000. М., 2000. С. 329-349).

В современной русской практике Дарохранительница составляет обязательный предмет церковного обихода, постоянно находящийся на святом престоле. Наиболее частая форма - гробница с высокой сенью. Дарохранительница обычно накрывается высоким прозрачным (стеклянным) колпаком; в ковчеге внутри Дарохранительницы хранятся запасные Святые Дары - частицы Тела Христова, напоенные Кровью Христовой и высушенные (традиционно приготовление запасных Святых Даров должно происходить в Великий четверг); кроме ковчега со Святыми Дарами в Дарохранительнице может также храниться сосуд со святым миром. В стандартных русских изданиях Требника помещается чин освящения Дарохранительницы (в греческой традиции неизвестен), происходящий из Требника митрополита Петра (Могилы) 1646 года и состоящий из обычного начала, Пс 131, молитвы и главопреклонной молитвы , окропления святой водой и отпуста; Дарохранительница в этом чине названа «кивотом», т. е. «сосудом, в немже хранимы быти имут Божественныя Христовы Тайны» (Требник. С. 421-426).

Особый характер имеет Дарохранительница для совершения литургии Преждеосвященных Даров. Согласно древней практике, отраженной в т. ч. и в современных изданиях богослужебных книг, эта Дарохранительница, называемая «хлебоносцем» (калька с греческого ἀρτοφόριον), должна находиться на жертвеннике (Служебник. [Т. 2.] С. 420-421), но в современной традиции Преждеосвященные Дары хранятся на свтомя престоле, на специальном дискосе со стеклянным колпаком.

С Дарохранительницей по функции сходен сосуд для хранения антидора на протяжении Великого поста (когда антидор, приготовленный за полной литургией в воскресенье, должен раздаваться в конце литургии Преждеосвященных Даров в будние дни); такой сосуд упоминается, например, в описи новгородского Софийского собора 1789 года: «Ящик деревянной, обложен медью, а в нем держат антидор великопостной. Круг ящика наверху писаны святые» (Описи новгородского Софийского собора. Вып. 3. С. 116).

В католической Церкви функции Дарохранительницы выполняет так называемая гробница - запираемая на ключ ниша в стене алтарной части храма или отдельно стоящая конструкция, а также напрестольные кивоты и кивории; только в католической практике известна такая форма Дарохранительницы, как монстранция, или остенсорий, используемая для церемонии поклонения Телу Христову (смотри: Braun. 1932).

Иллюстрации:

Архив ПЭ.

©Православная энциклопедия

Литература
  • Толстой М.В. Святыни и древности Пскова. М., 1861. С. 38
  • Dalman G. Das Grab Christi in Deutschland. Lpz., 1922. S. 102, 104-105
  • Braun J. Das christliche Altargerät in seinem sein und in seiner Entwicklung. Münch., 1932
  • Grabar A. Le reliquaire Byzantine de la cathédrale d'Aix-la-Chapelle // Karolingische und ottonische Kunst. Werden. Wesen. Wirkung: Forschungen z. Kunstgeschichte und christl. Archaeologie. Wiesbaden, 1957. Bd. 3. S. 282-297
  • Большая иллюстрированная энциклопедия древностей. Прага, 1980. Илл. 319, 341
Статью разместил(а)

Попцов Александр Сергеевич

редактор

Приглашаем историков внести свой вклад в Энциклопедию!

Наши проекты