ДАРИ́О РУБЕ́Н

0 комментариев

ДАРИО РУБЕН (псевдоним; настоящие имя и фамилия Фе­ликс Гар­сия Сар­мь­ен­то) - никарагуанский поэт, писатель, журналист, дипломат.

Сис­те­ма­ти­че­ского об­ра­зо­ва­ния не по­лу­чил (учил­ся в ча­ст­ных шко­лах, в учи­ли­ще ие­зуи­тов). С 11 лет со­чи­нял сти­хи в ду­хе В. Гю­го, пе­ча­тал­ся в прес­се (с 1879 года). В 1882 году, по­сле про­чте­ния в Национальном кон­грес­се по­эмы «Кни­га» («El Libro»), Дарио по­лу­чил пра­ви­тель­ст­вен­ную сти­пен­дию, но от­ка­зал­ся от по­сту­п­ле­ния в Ни­ка­рагуанский институт. Пер­вый опуб­ли­ко­ван­ный по­этический сборник «Эпи­сто­лы и сти­хи. Пер­вые за­пи­си» («Episto­las y poemas. Primeras notas», 1885) от­ра­зил раз­но­об­раз­ные влия­ния - испанского ба­рок­ко, кре­оль­ской ли­рической тра­ди­ции, мас­со­вой литературы, а так­же ро­ман­тиз­ма, с ко­то­рым Дарио род­ни­ла трак­тов­ка об­раза по­эта как по­сред­ни­ка ме­ж­ду ми­ром лю­дей и сфе­рой выс­шей кра­со­ты. В 1886 году Дарио уе­хал в Чи­ли, где про­бо­вал се­бя в раз­ных про­фес­си­ях, со­труд­ни­чал с га­зе­та­ми, вы­пус­тил сборники сти­хов «Ри­фы» («Abro­jos», 1887), со­че­таю­щий тра­ди­ции ро­ман­тиз­ма и ба­рок­ко, и «Риф­мы» («Ri­mas», оба 1887) - цикл лю­бов­ной по­эзии. Ми­ро­вую из­вест­ность по­лу­чи­ла книга сти­хов «Ла­зурь» («Azul», 1888), от­ме­чен­ная силь­ным влия­ни­ем французского «Пар­на­са» и сме­лы­ми экс­пе­ри­мен­та­ми с рит­мом и му­зыкаль­но­стью сло­ва.

В 1893-1898 годах Дарио - кон­сул Ко­лум­бии в Ар­ген­ти­не, где пе­ча­тал­ся в прес­се, про­па­ган­ди­руя французскую и латино-американскую куль­ту­ру. Сла­ву Дарио уп­ро­чил сборником эс­се о современных пи­са­те­лях «Вы­даю­щие­ся» («Los raros», 1893), а так­же книгой сти­хов «Язы­че­ские псал­мы» («Prosas pro­fa­nas», 1896), в пре­ди­сло­вии к ко­то­рой Дарио из­ло­жил основные прин­ци­пы латино-американского мо­дер­низ­ма, при­знан­ным гла­вой ко­то­ро­го он счи­тал­ся до кон­ца жиз­ни: аб­со­лю­ти­за­ция твор­че­ст­ва, про­ти­во­пос­тав­ле­ние кра­со­ты и искусства ре­аль­но­му ми­ру, ос­мыс­ле­ние дей­ст­ви­тель­но­сти в сим­во­лической фор­ме.

В 1898-1914 годах Дарио жил в Ев­ро­пе (Мад­рид, Па­риж). По­ис­ком кор­ней, ин­ди­ви­ду­аль­но­сти латино-американских на­ро­дов оз­на­ме­но­ван сборник «Пес­ни жиз­ни и на­де­ж­ды» («Cantos de la vida y es­pe­ran­za», 1905). В твор­че­ст­ве Дарио на­ка­ну­не 1-й ми­ро­вой вой­ны на пер­вый план вы­шли со­ци­аль­ные мо­ти­вы, пес­си­мизм, ощу­ще­ние бы­тия как тра­ге­дии: сборники «Бро­дя­чая песнь» («El canto errante», 1907), «Осен­няя по­эма» («El poema del otoño», 1910), «Песнь Ар­ген­ти­не» («Can­to a la Argentina», 1910).

Влия­ние Дарио на раз­ви­тие испано-американской по­эзии ве­ли­ко, его твор­че­ст­во поль­зо­ва­лось ог­ром­ной по­пу­ляр­но­стью и вы­зва­ло к жиз­ни мно­го­численные про­из­ве­де­ния про­дол­жа­те­лей-эпи­го­нов (так назваемые ру­бен­да­ри­сты).

Иллюстрации:

Архив БРЭ.

Сочинения:

Obras completas. Madrid, 1950–1955. Vol. 1–5;

Ли­ри­ка. М., 1967;

Из­бран­ное. М., 1981

© Большая Российская Энциклопедия (БРЭ)

Литература
  • Rama A. R. Darío y el modernismo. Caracas, 1985
  • Salinas P. La poesía de R. Darío. Madrid, 1998
  • Pedro V. de. Vida de R. Darío. Managua, 1999
  • Guido D. R. Darío: «soy un enfermo...». Managua, 2005
Статью разместил(а)

Попцов Александр Сергеевич

редактор

Приглашаем историков внести свой вклад в Энциклопедию!

Наши проекты