ДАНИИ́Л АЛЕКСА́НДРОВИЧ

0 комментариев

ДАНИИЛ АЛЕКСАНДРОВИЧ - святой князь московский, 4-й, младший, сын cвятого князя Александра Ярославича Невского.

Небесным покровителем Даниила Александровича был изображенный на его печати преподобный Даниил Столпник. После смерти отца Даниил Александрович получил в удел Москву, но поскольку к тому времени ему было около 3 лет, его взял под опеку дядя - великий князь Владимирский Ярослав (Афанасий) Ярославич, тиуны которого управляли Московским княжеством 7 лет (1264-1271 годы).

К началу 80-х годов XIII века относятся первые сведения о том, что Даниил Александрович стал принимать активное участие в политической жизни Северо-Восточной Руси. На 80-90-е годы XIII века пришлось обострение борьбы за владимирский великокняжеский стол между сыновьями Александра Невского - святым князем Димитрием Александровичем, который опирался на поддержку могущественного правителя западных улусов Орды темника Ногая, и Андреем Александровичем, искавшим помощи у ханов, сидевших в Сарае. Андрею, которого поддерживал также ряд русских князей, удалось к началу 1282 года отнять великокняжеский стол у старшего брата. В это время Даниил Александрович выступал на стороне князя Андрея. В 1282 году вместе с тверским князем Святославом Ярославичем и новгородцами Даниил Александрович участвовал в походе на Переяславль - центр удельного княжества Димитрия, войска которого встретили противников у Дмитрова. После 5-дневного стояния и переговоров был заключен мир.

С этого времени можно говорить о сближении Даниила Александровича с князем Димитрием Александровичем и тверским князем святым Михаилом Ярославичем. В 1285 году в отражении нападения литовцев на владения Тверского епископа Симеона участвовали не только тверские, но и московские войска. По предположению А.Н. Насонова (Насонов. 20022. С. 273), когда в 1285 году князь Андрей вновь попытался отнять великокняжеский стол у Димитрия, Даниил Александрович вместе с тверским князем Михаилом выступил на стороне великого князя Димитрия. Совместно они прогнали войско «царевича», которого привел из Сарая князь Андрей (в летописях говорится о том, что «Дмитрии, съчтася с братьею, царевича прогна, а бояры Андреевы изыма»; смотри, например: ПСРЛ. Т. 1. Стб. 526). Когда в 1289 году Михаил Ярославич «не въсхоте... покоритися» Димитрию Александровичу, Даниил Александрович выступил на стороне великого князя, с которым у него теперь установились особенно тесные связи. Вместе с другими князьями Даниил Александрович участвовал в походе великого князя на Тверь, закончившемся осадой Кашина и заключением мира.

В 1293 году Андрей Александрович и его союзник ярославский князь святой Феодор Ростиславич Чёрный отправились в Сарай к хану Тохте с жалобами на великого князя Димитрия. Хан выслал против Димитрия и его союзников войско во главе со своим братом Туданом (в русских летописях он именуется Дюденем), которое жестоко разорило земли великого князя и его сторонников. Обманув («обольстиша») Даниила Александровича, ордынское войско захватило и разорило Москву, опустошило московские «волости и села». (Войско Тудана разорило также Можайск, прежде входивший в состав Смоленского княжества, правитель которого - князь Феодор Ростиславич - был союзником ордынцев. А.А. Горский объясняет разорение Можайска ордынскими войсками тем фактом, что к началу 90-х гг. XIII века город уже являлся владением Даниила Александровича)

Когда в 1294 году Димитрий Александрович умер, Даниил Александрович стал во главе князей - противников Андрея, начавшего заявлять притязания на некоторые уделы. Как свидетельствует запись в новгородской Служебной Минее XII века (ГИМ. Син. № 161. Л. 260 об.; опубликована: Щепкина М.В., Протасьева Т.Н., Костюхина Л.М., Голышенко В.С. Описание пергаменных рукописей ГИМ. Часть 1: Русские рукописи // АЕ за 1964 год. 1965. С. 146), поздней осенью 1296 года новгородцы выгнали наместников князя Андрея и пригласили на новгородский стол Даниила Александровича, приславшего в город наместником своего сына Иоанна (смотри Иоанн I Даниилович Калита). Было заключено соглашение о союзе между Новгородом, Даниилом Александровичем и тверским князем Михаилом Ярославичем, по которому новгородцы обязались помогать князьям, «аже будет тягота... от Андрея или от татарина» (ГВНиП. № 4. С. 14). Поскольку к этому времени установилась традиция, по которой великий князь Владимирский был одновременно и новгородским князем, вокняжение Даниила Александровича в Новгороде означало то, что новгородцы хотели его видеть на великокняжеском столе. В грамоте Новгороду Михаил Тверской также назвал Даниила Александровича «братом старейшимь», т. е. признал верховенство над собой (Там же). Все это позволяет характеризовать Даниила Александровича как одного из главных участников политической жизни Северо-Восточной Руси в последние годы XIII века.

Если Даниил Александрович и Михаил Ярославич собирали силы для борьбы с Андреем и его ордынскими покровителями, то союзник московского и тверского князей - сидевший в Переяславле сын Димитрия Александровича Иван - отправился за помощью в орду Ногая. Еще до его возвращения Андрей Александрович привел из Сарая войско во главе с Неврюем и хотел идти походом на Переяславль. Даниил Александрович и Михаил Тверской, собрав войска, стали у Юрьева-Польского и закрыли Андрею Александровичу дорогу. Стороны не решились на войну. На съезде во Владимире был заключен мир, участники съезда «поделившеся княжением... и разъехашася коиждо в свояси» (ПСРЛ. Т. 4. Ч. 1. Вып. 1. С. 249). Условия заключенного соглашения нам неизвестны. Ясно только, что великому князю Андрею не удалось занять Переяславль, но он сумел вернуть себе новгородский стол. Исследователи предполагают, что на этом съезде Даниил Александрович и его союзники признали сидевшего в Сарае хана Тохту своим сюзереном, а он дал им ярлыки на их княжества.

Если в 80-90-х годах XIII века Даниил Александрович был членом, а затем главой сильного союза князей, противостоявшего Андрею Александровичу и его союзникам - ростовским князьям, то к началу XIV века положение осложнилось, т. к. Михаил Тверской перешел в ряды союзников великого князя Андрея. В 1300 году на новом съезде князей в Дмитрове произошел разрыв отношений между Михаилом Тверским и Иваном Переяславским. В записи о съезде в Лаврентьевской летописи, которая в заключительной части отражает летопись, составленную при дворе Михаила Тверского, в перечне участников Даниил Александрович указан на 3-м месте, после великого князя Андрея и самого Михаила. По всей видимости, Михаил уже не признавал Даниила Александровича «братом стареишим».

Однако именно в этой неблагоприятной ситуации Даниил Александрович предпринял ряд действий, направленных на укрепление своего княжества. Осенью 1300 года, поддерживая младших членов рязанского княжеского дома в их борьбе за главный стол в Рязанской земле, Даниил Александрович пришел с войском к ее столице - Переяславлю и нанес поражение войску князю Константина, который «некакою хитростью» был взят в плен. Даниил Александрович не остановился перед тем, что на стороне рязанского князя выступали ордынские войска (как отметил летописец, «много и татар избито бысть» - см.: ПСРЛ. Т. 1. Стб. 486),- это был смелый шаг, т. к. к 1300 году двоевластие в Орде прекратилось и все улусы подчинились власти хана Тохты. Ряд исследователей полагают, что в результате московско-рязанской войны в состав Московского княжества вошел рязанский город Коломна с прилегающими волостями.

Новый важный шаг был предпринят в 1302 году. 15 мая умер бездетный переяславский князь Иван Дмитриевич, по свидетельству Троицкой летописи перед кончиной благословивший «в свое место князя Данила Московского в Переяславли княжити, того бо любяше паче инех» (Присёлков. 1950. С. 350). По традиции выморочные княжества входили в состав владений великого князя Владимирского и Андрей Александрович послал своих наместников в Переяславль, осенью того же года он отправился в Орду, возможно за ярлыком на Переяславское княжество. Зимой 1302/1303 годов Даниил Александрович, ссылаясь на волю князя Ивана, послал войска, которые выгнали наместников великого князя и заняли Переяславль. Благодаря действиям Даниила Александровича Московское княжество к концу его правления стало одним из самых сильных княжеств Северо-Восточной Руси.

В браке с княгиней Агриппиной Даниил Александрович имел сыновей: благоверного великого князя Георгия (Юрия) Данииловича († 1325), Михаила, Александра († 1308), Бориса († 1320), великого князя Иоанна Калиту († 1340), Симеона († после 1322 года), Василия, Афанасия Данииловича († 1322), Даниила (РГБ. Ф. 344. № 99. Л. 37-37 об.; ДРВ. Ч. 6. С. 439-440) - и дочь Анну († до 1353 года) (ДДГ. № 2. С. 12).

Даниил Александрович скончался «на Москве в своеи отчине в черньцех и в скиме» 5 марта 1303 года (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 486). Эта дата читается в Лаврентьевской и Троицкой летописях. В более поздних летописных сводах, прежде всего в Софийской I летописи старшего извода, указано 4 марта, эта же дата приведена в «Книге степенной царского родословия» и позднее получила общее признание; в «Описании о российских святых» читается 14 марта (С. 57).

В Троицкой летописи (митрополичьем своде начала XV века) сообщается, что Даниил Александрович был похоронен «в церкви святого Михаила на Москве» (Присёлков. 1950. С. 351). Это неверное указание связано с тем, что к началу XV века прочно установился обычай хоронить московских князей в Архангельском соборе. В Рогожском летописце и Симеоновской летописи - текстах, отразивших тверскую редакцию того же московского свода,- говорится об основании Иоанном Калитой в 1330 году на княжеском дворе в Кремле монастыря в честь Преображения Господня, во главе которого был поставлен настоятель в сане архимандрита (смотри Московский в честь Преображения Господня мужской монастырь). В этой связи отмечено, что ранее Даниил Александрович устроил «архимандритию из святаго Данила за рекою», где была поставлена церковь, посвященная его святому патрону (ПСРЛ. Т. 15. Вып. 1. Стб. 46) (смотри Данилов во имя преподобного Даниила Столпника московский монастырь). По предположению В.А. Кучкина, для учреждения архимандритии Даниил Александрович воспользовался переездом в 1299 году во Владимир из Киева митрополита святого Максима. Однако известно, что со времени вокняжения Даниила Александровича Московская земля являлась частью Ростовской епархии, в 1273-1299 годах, вероятно, входила в состав Владимиро-Суздальской епархии. Таким образом, благословение на основание обители мог дать епархиальный архиерей. Поскольку в Архангельском соборе гробница Даниила Александровича не обнаружена, а она никак не могла быть забыта его потомками, есть веские основания согласиться со сведениями, приведенными в Степенной книге середины XVI века, что Даниил Александрович был похоронен в основанном им в честь своего святого патрона монастыре. Произведенные в Даниловом монастыре в 80-х годах XX века археологические раскопки не обнаружили следов каменного храма XIII века, но найденные многочисленные захоронения, остатки каменных надгробных плит с надписями, датируемые концом XV - 1-й половиной XVI века, говорят о существовании здесь кладбища, которое, очевидно, находилось рядом с несохранившейся деревянной церкви Даниила Столпника.

В том же летописном известии указывается, что Иоанн Калита «приведе» архимандритию в Кремль «и близ себе учини ю». Составитель летописного рассказа видел в этом деяние, свидетельствующее о благочестии Калиты и о его заботе об обители, которую он переместил на свой двор, «хотя всегда в дозоре видети ю» (ПСРЛ. Т. 15. Вып. 1. Стб. 46). Однако этот поступок сказался неблагоприятно на судьбе основанного Даниилом Александровичем монастыря и его гробницы, расположенной рядом с церковью Даниила Столпника. По рассказу Степенной книги, после переноса архимандритии и сам монастырь, «и села, и все наследие» были переданы под начало архимандрита Спасского монастыря. Со временем «нерадением архимандритов спасских» Данилов монастырь перестал существовать, на его месте сохранилась церковь, расположенная рядом с поселением, носившим название «сельцо Даниловское» (Там же. Т. 21. Ч. 1. С. 298).

Почитание.
Предание, записанное в середине XVI века составителями Степенной книги, повествует о явлении Даниила Александровича юноше из свиты великого князя Иоанна III Васильевича; святой упрекнул великого князя за то, что он забыл своего предка. После этого Иоанн III устроил «соборные панихиды» и стал раздавать милостыню, чтобы молились о душах его предков, но на судьбе монастыря и погребения Даниила Александровича это никак не отразилось. К 1-й половине XVI века относятся первые свидетельства о местном почитании Даниила Александровича как святого. В правление Василия III случилось чудо с князем И.М. Шуйским, который, несмотря на предупреждения одного из местных жителей, ступил ногой на камень, лежавший на могиле Даниила Александровича, чтобы сесть на коня. После такого поступка он едва не умер и исцелился лишь после того, как священник отслужил молебен у могилы Даниила Александровича. Уже в правление Иоанна IV Васильевича по молитве к Даниилу Александровичу исцелился больной сын ехавшего в Москву коломенского купца; юноша выздоровел, после того как его положили на гроб князя.

Поминание «благоверного великого князя-инока Данила» содержится в синодике великих и удельных князей и княгинь, отправленном в начале 1557 года из Москвы Константинопольскому патриарху Иоасафу II для внесения в патриарший синодик (Россия и греческий мир в XVI веке. М., 2004. Т. 1. С. 399). В 50-х годах XVI века были приняты меры для восстановления Данилова монастыря, в котором гробница прямого предка московских правителей была бы окружена должным почитанием. В конце 50-х годов в монастыре уже жила братия во главе со строителем. 6 декабря 1559 года Иоанн IV пожаловал обители волость на юге Московского уезда (смотри: Антонов А.В. К истории возобновления московского Данилова монастыря // РД. 2000. Вып. 6. С. 179-184). 18 мая 1561 года в присутствии царя и митрополита святого Макария был освящен построенный в монастыре каменный собор в память «святых отец седми Соборов и пророка Даниила» (ПСРЛ. Т. 13. С. 332). Царь установил обычай, по которому ежегодно он сам и митрополит с собором должны были посещать монастырь, где в этот день должны были совершаться заупокойные службы по Даниилу Александровичу. На могиле князя, по-видимому, в это время была установлена плита с надписью, сообщавшей о его кончине 4 марта 6811 (1303) года. Надпись сохранилась в копии конца XVII - начала XVIII веков.

30 августа 1652 года по повелению царя Алексея Михайловича и патриарха Никона нетленные мощи Даниила Александровича были перенесены в собор в честь святых Отцов семи Вселенских Соборов Данилова монастыря и положены в раке напротив правого клироса (об этом сообщала надпись на плите близ раки). По монастырской описи 1701 года, рака с мощами Даниила Александровича стояла в юго-восточном углу собора, перед иконостасом. В 1763 году рака со святыми мощами была перенесена в арку у левого клироса, между центральной частью храма и северным приделом. Деревянная рака имела серебряный оклад, устроенный на средства князя Ф.И. Голицына. В 1812 году французские солдаты похитили оклад, в 1817 году по проекту Е. Кафтанникова была изготовлена новая, серебряная позолоченная рака. В 1917 году мощи Даниила Александровича были перенесены в Троицкий собор Данилова монастыря и установлены под сенью у северо-восточного столпа, в 1929 году рака вернулась в храм святых Отцов семи Вселенских Соборов. В 1930 году Данилов монастырь был закрыт, 7 октября во время всенощного бдения мощи Даниила Александровича были перенесены в действующую приходскую церковь Воскресения словущего, расположенную рядом с обителью. Судьба святых мощей после закрытия этого храма в 1932 году неизвестна.

Сохранились частицы мощей Даниила Александровича. Одна частица, принадлежавшая некогда архиепископу Феодору (Поздеевскому), 29 мая 1986 года была передана в Данилов монастырь из США. Другую частицу вернул обители 17 марта 1995 года живший в США протоерей И. Мейендорф, получивший ее от академика Д.С. Лихачёва, которому ковчежец со святыней передал на хранение профессор И.Е. Аничков с наказом вернуть Церкви в благоприятное время. Аничков получил частицу мощей Даниила Александровича в 1929 году от неизвестного по имени архиерея в одном из северных городов России, где оба отбывали ссылку. В настоящее время металлическая позолоченная рака с частицей мощей Даниила Александровича находится в храме святых Отцов семи Вселенских Соборов (под северной аркой, ведущей в придел во имя Даниила Александровича), над ракой установлена резная деревянная сень. Ковчег с частицей мощей находится также в Троицком соборе монастыря. Кроме того, в обители имеется несколько икон с частицами мощей Даниила Александровича.

Имя Даниила Александровича как святого не упоминается в Уставе московского Успенского собора (около 1634 года). В 1677 году на церковном Соборе, обсуждавшем вопрос о канонизации святой княгини Анны Кашинской, было постановлено, что она заслуживает, как и Даниил Александрович, того, чтобы «панихиды, и литургии служити, и милостыню творити». Здесь же было отмечено, что хотя с мощами Даниила Александровича связаны «известная явления и чудеса», но служба в его честь не совершается: «Кондаков и тропарей не бысть и отныне и не есть» (ЧОИДР. 1871. Кн. 4. С. 15). Однако уже в Месяцеслове келаря Троице-Сергиева монастыря Симона (Азарьина) (середина 50-х годов XVII века) под 4 марта отмечается преставление «святаго благовернаго князя Данила Александровича Московскаго, и погребен бысть в Даниловском монастыре, пострижен и в схиме, от негож создан бысть монастырь тот, и многа исцеления Бог дарова от гроба его всем приходящим с верою» (РГБ. МДА. № 201. Л. 312 об.).

В 1724 году, при перенесении мощей святого князя Александра Невского из Владимира в санкт-петербургский Свято-Троицкий монастырь (смотри Александро-Невская лавра) 30 августа, в день обретения мощей Даниила Александровича, был установлен общий праздник святым Александру Невскому и Даниилу Александровичу. В 1805 году во имя Даниила Александровича был освящен придел в монастырском соборе в честь святых Отцов семи Вселенских Соборов.

Житие и служба.
На рубеже 50-х и 60-х годов XVI века в высших светских и церковных кругах возник замысел создания «Книги степенной царского родословия» - произведения, в котором древнерусская история изображалась бы как серия биографий правивших Русской землей государей и где уделялось бы значительное внимание и жизни, и посмертной судьбе членов династии Рюриковичей. В тексте Степенной книги, работа над которой была завершена в 1563 году, в перечне «новых чудотворцев» - членов династии Рюриковичей - под 4 марта значилось «Житие преподобнаго великого князя Данила Донскаго [так!], иже на Москве» (ПСРЛ. Т. 21. Ч. 1. С. 39). В Житие («Иже о блаженном великом князе Даниле сказания») внесены рассказы о чудесах у надгробия Даниила Александровича с князем Шуйским и коломенским купцом. Степенная книга называет Даниила Александровича «святым», «праведнодержавным» (Там же. С. 315). В сообщении о его рождении он характеризуется как «наследник Русьскому царствию» и «великий князь». Князь прославляется как миротворец, который даже в ходе междоусобиц «бес кровопролития брань утоляше и мир составляше», благодаря чему «ни от кого же неврежена бысть держава его» (Там же. С. 291, 296). Правление Даниила Александровича рассматривается как переломный этап в истории династии Рюриковичей и Русской земли, с ним связывали переход столичного статуса к Москве: «От Всеволода же Юрьевича и до Данила Александровича в Володимери державствоваху. От Данила же на Москве Богом утвержено бысть царствие Русских государей» (Там же. С. 4).

Повесть о Данииле Александровиче из Степенной книги под 4 марта включена в состав Миней Четьих Иоанна Милютина (ГИМ. Син. № 803), на ее основе была составлена краткая проложная редакция, изданная в 1662 году (Пролог. Март-Август. М., 1662. Л. 20-21). В конце XVIII века митрополит Платон (Левшин) на основе Степенной книги, летописей и «Истории Российской» князя М.М. Щербатова составил новое Житие Даниила Александровича ([Платон (Левшин), митрополит]. Служба и Житие преподобного и благоверного отца нашего Даниила, великого князя Московского. М., 1791).

В повестях о начале Москвы XVII века, где отразились народные предания, возникшие, по-видимому, не ранее середины XVI века, Даниил Александрович выступает как мифологизированный персонаж: великий князь Даниил Иванович, суздальский князь Даниил Александрович Невский (смотри: Тихомиров М.Н. Древняя Москва в XII-XV веках: Средневековая Россия на международных путях: XIV-XV века. М., 19922. С. 176-179). В тексте этих повестей отсутствуют следы почитания Даниила Александровича как святого. Лишь однажды он называется «благоверным князем», принявшим «мученическую смерть от прелюбодеев жены своея», и уподобляется святым князьям Борису и Глебу (Там же. С. 178).

Наиболее ранняя сохранившаяся служба Даниила Александровича была составлена по повелению патриарха святителя Иова († 1607) «тщанием и труды» С.Р. Алферьева и инока Сергия из переславль-залесского Данилова во имя Святой Троицы монастыря (РГБ. Ф. 310. № 300, список 2-й половины XVII века). Однако этот текст не получил распространения. В правление царей Иоанна V и Петра I Алексеевичей возникла его новая редакция, в которой уже многократно упоминалась рака, появившаяся в 1652 году. Новая служба Даниила Александровича была написана в 1711 году иеромонахом Чудова монастыря и справщиком Печатного двора Карионом (Истоминым) по заказу игумена Данилова монастыря Макария и старца Кариона (Борина). Еще одна служба Даниила Александровича была составлена при императрице Елизавете Петровне (ЦМиАР. КП 3945.6, список конца 50-х годов XVIII века), образцом для нее стала служба святому Александру Невскому. Опубликованная митрополитом Платоном в 1791 году вместе с Житием, она получила наибольшее распространение в обиходе РПЦ.

Иконография.
Существует 2 извода иконографии Даниила Александровича: в княжеских одеждах и в схиме. В Лицевом летописном своде 70-х годов XVI века ему отводится важная роль как основателю православного Московского царства. В миниатюрах свода Даниил Александрович представлен в княжеских одеждах, без нимба, фигура выделяется композиционно, цветом одежд, языком жестов. Изображен в сюжетах: рождение у святого великого князя Александра Невского сына (Древний летописец,- 1-й Остермановский том. БАН. 31.7.30-1. Л. 44); поход на Рязань против татар (2-й Остермановский том. БАН. 31.7.30-2. Л. 195 об.): Даниил Александрович на коне, впереди войска, в латах и княжеской шапке, вверху - он берет в плен рязанского князя Константина; съезд русских князей в Дмитрове (Л. 198 об.): Даниил Александрович 3-й слева, в синем плаще, его десница с указующим жестом (знаком приказания); передача Переяславля князем Иваном Дмитриевичем своему дяде Даниилу Александровичу, назначение наместников в Переяславль (Л. 202): Даниил Александрович справа, в синем плаще, с княжеским жезлом, на 2-м плане изображение Переяславля; пострижение и преставление (Л. 204 об.): Даниил Александрович на ложе, в схимнических одеждах, на фоне одноглавого храма Данилова монастыря; отпевание и погребение (Л. 205): на фоне Архангельского собора Московского Кремля, перед гробом 4 сына Даниила Александровича, вверху - сын Юрий, которого переяславцы не пускают в Москву на погребение отца, боясь, чтобы великий князь Андрей Александрович не занял их город. Изображение исторических событий связано с их изложением в Степенной книге в «Повести о богоснабдимом великом князе Данииле Александровиче Московском»; соответствующие миниатюрам тексты являются компиляцией выдержек из летописей, Степенной книги, Хронографов, Житий, повестей.

Наиболее раннее сохранившееся изображение Даниила Александровича - в стенописи Архангельского собора Московского Кремля, возобновленной в 1652-1666 годах по первоначальной программе 1564-1565 годов (Сизов Е.С. Датировка росписи Архангельского собора Московского Кремля и историческая основа некоторых ее сюжетов // Древнерус. искусство: XVII век. М., 1964. С. 160-174). Фигура святого помещена при входе в собор на южной стороне северо-западного столпа: Даниил Александрович с нимбом, в темно-коричневой монашеской мантии, охряная ряса перехвачена широким черным монашеским поясом с пряжкой, куколь схимы синего цвета (цвета одеяний те же, что и в миниатюрах Летописного свода), в правой руке князя - свернутый свиток, левая - в молении к благословляющему небесному покровителю преподобному Даниилу Столпнику. Даниил Александрович изображен средовеком с тонкими чертами лица, удлиненной полукруглой бородой с проседью, изможденным. В Архангельском соборе в схиме изображен также только брат Даниила Александровича - великий князь Димитрий Александрович Переяславский (в северо-западном углу на западной стене), что подчеркивает преемственность Москвы от Переяславля и избранную роль Московского госудрства с самого начала его истории. В росписи середины XVI века средней Золотой палаты царского дворца в Московском Кремле образ Даниила Александровича находился в откосе окна западной стены (Забелин И.Е. Домашний быт русских царей в XVI и XVII веках. М., 1990. Кн. 1. С. 164). В стенописи Грановитой палаты Кремля конца XVI века (возобновлена в 1882 году палехскими мастерами Белоусовыми по описи иконописца С. Ушакова) - Даниил Александрович в княжеских одеждах в откосе окна у царского места, напротив - его сын Иоанн Калита (Забелин. С. 168).

В Царском Титулярнике 1672 года «исторический портрет» Даниил Александрович помещен после его отца - великого князя Александра Невского (РГАДА. Ф. 135. Отд. 5. Рубр. III. № 7). К работе над Титулярником привлекались мастера Оружейной палаты Иван Максимов (ученик С. Ушакова), «золотописец» Григорий Благушин, патриарший иконописец Дмитрий Львов (ДАИ. 1857. Т. 6. № 43. С. 188-200; Успенский А.И. Царские иконописцы. С. 33, 162, 166-167). Как и другие великие князья, Даниил Александрович изображен с нимбом. Портрет носит условный характер: оплечный образ святого в княжеских одеждах, с крупными чертами лица, удлиненным носом, вьющимися короткими волосами и полукруглой бородой вписан в овал, исполнен в традициях «живоподобия».

В 2 других экземплярах Титулярника 1672-1673 годов, изготовленных по образцу 1672 года для царя Алексея Михайловича и царевича Феодора Алексеевича, в работе над которыми также принимали участие иконописцы Макар Потапов и Федор Юрьев Репьев, изображение более парадное - поясное, в овале, в руках Даниила Александровича - скипетр и держава, нимб отсутствует (РНБ. F. IV. 764. Л. 30; Эрм. 440. Л. 27). Портрет Даниила Александровича имеется также в титулярнике 1690-1698 годов (ГИМ. Муз. 4047), вложенном, согласно митрополиту Псковскому Илариону (Смирному), в Троицкий собор Пскова. Подобная традиция сохранялась в более поздних живописных портретах на холсте (конец XVIII века. ГРМ), на гравюрах и литографиях 1-й половины - середины XIX века (РНБ, смотри также: Адарюков, Обольянинов. Словарь портретов. С. 273), на костяных рельефах холмогорской работы, в серии небольших рельефных печатей (инталий) на зеленой сибирской яшме, вырезанных около 1723 года нюрнбергским мастером И.К. Доршем (ГЭ), по-видимому по заказу Я.В. Брюса (Даниил Александрович - оплечно, в княжеских доспехах).

На миниатюре в синодике Новоиерусалимского Воскресенского монастыря с изображением родословного древа русских князей и царей, выполненным собственноручно великой княжной Татианой Михайловной в 1676-1682 годах. (ГИМ. Воскр. 66. Л. 58), Даниил Александрович представлен вверху справа в схиме (Срезневский И.И. Родословное дерево русских князей и царей: Рисунок 1676-1682 гг. // ИИАО. 1863. Т. 4. Стб. 308-310. Цв. рис. 17). В росписи Благовещенского собора Казанского кремля (около 1694 года) Даниил Александрович изображен в княжеских одеждах (плащ с растительным орнаментом по светлому полю) в откосе окна северной стены, напротив святого князя Александра Невского (имя святого определено по графье, колорит изменился вследствии пожаров) (Сорокатый Н.В. Кафедральный Благовещенский собор Казани // Сокровища культуры Татарстана. СПб., 2004. С. 133, 137. (Наследие народов РФ; 5).

В иконописи основным иконографическим изводом является изображение Даниила Александровича в схиме. По описаниям в иконописных подлинниках XVIII - начала XX веков под 5 марта святой представлен «подобием сед, брада поменьше Власиевы и тупее, на главе схима, ризы преподобническия» (Филимонов. Иконописный подлинник. С. 283; смотри также: Большаков. Подлинник иконописный. С. 77); «подобием брада Сергиева, в шапке и во амфоре, сак лазорь, испод бакан» (БАН. Строг. 66. Л. 155); «типа русскаго, сед, борода не очень велика, но более средней величины и широковата, одежды монашеския, на голове схима» (Фартусов. Руководство к писанию икон. С. 200). В лицевой рукописи XIX века, выполненной по протографу XVII века (РНБ. Вяз. Q. 154. Л. 107), Даниил Александрович с короткой бородой, без куколя (Маркелов. Т. 2. С. 391).

На самой ранней из известных икон конца XVII - начала XVIII веков (ГМИР), написанной под влиянием царских мастеров Оружейной палаты, Даниил Александрович в схимнических одеждах предстоит Святой Троице ветхозаветной на фоне Данилова монастыря. Тип лика - «русский», полукруглая борода с сильной проседью, правая рука сложена троеперстно, в левой - развернутый свиток с надписью, типичной для икон преподобных: «Не скорбите убо братие моя, но по сему…» Данилов монастырь на иконе изображен с каменным, возведенным при царе Иоанне Грозном в середине XVI века одноглавым храмом святых Отцов семи Вселенских Соборов за каменными монастырскими стенами с башнями. Собор завершается рядами килевидных кокошников «вперебежку» (такую же систему расположения килевидных кокошников можно видеть на гравюре начала XVIII века П. Пикара (ГИМ)), с запада к храму примыкает ярусная колокольня с полукруглыми проемами и небольшим шатром. На заднем плане 2 главки храмов Покрова Богородицы и пророка Даниила 2-й половины XVII века; впереди на холмистом поземе - деревянная часовенка. Иконография Даниила Александровича в предстоянии Святой Троице выражала важную мысль о духовной преемственности собирателей православной Московской Руси. В Службе святого называют «домом Святыя Троицы», предстоящим «присно престолу Троичныя благодати». Мощи святого князя были принесены по повелению царя Алексея Михайловича и патриарха Никона в 1652 году в церкви святых Отцов семи Вселенских Соборов «на прославление Святыя Троицы» (РГБ. Унд. 300. Л. 59 об.- 60); над мощами был поставлен образ святого с изображением Святой Троицы (Опись Данилова монастыря 1701 года - РГАДА. Ф. 1188. Оп. 1. Ед. 102. Л. 2).

Иконы Даниила Александровича с изображением Данилова монастыря были распространены уже в XVII веке. Сохранился иконный образец конца XVII века мастера Ивана Носа (ГИМ): Даниил Александрович - в молении Спасителю перед высоким храмом, обитель окружена деревянной оградой-тыном, что отражает ранний этап монастырского строительства. 2-светный храм с карнизами на фасадах завершается 5 рядами ярусных полукруглых кокошников со стрельчатым верхом. Система расположения кокошников ярусами, а не «вперебежку» соответствует существующему варианту реконструкции храма (Ловкунас Н.А. Архитектурный ансамбль монастыря // Первый на Москве. С. 178). Внизу храм окружен низкой галереей с угловой 2-пролетной звонницей, на горизонте - часовня со стрельчатыми кокошниками. В XVII веке Даниил Александрович изображался в молитвенном предстоянии Спасителю (на иконах типа Спаса Смоленского) среди избранных святых, как на прориси иконописца В.П. Гурьянова (Маркелов. Т. 1. С. 341), где он представлен в левой группе, со скрещенными на груди руками и с надписью на нимбе: «Данiилъ Князь».

Вскоре после перенесения мощей святого великого князя Александра Невского в Свято-Троицкий монастырь Санкт-Петербурга (впоследствии Александро-Невская лавра) 30 августа 1724 года, в день празднования обретения мощей Даниила Александровича, был установлен общий праздник святым князьям и появились их парные изображения, например в местном ряду иконостаса храма святых Отцов семи Вселенских Соборов в Даниловом монастыре (Опись Данилова монастыря 1725 года - РГАДА. Ф. 1188. Оп. 1. Ед. 102. Л. 17). В приделе преподобных Симеона и Д. Столпников образы обоих святых князей находились в Деисусе (Описание святыя соборныя церкви во имя Седми соборов Святых Отец, каменная. 1726 - РГАДА. Ф. 1188. Оп. 1. Ед. 102. Л. 165 об.), а их парное изображение с благословляющим Спасителем вверху (1819, художожник С.В. Тарин) - на стене западного фасада храма (трапезной церкви).

Вместе в молении Святой Троице новозаветной святые князья написаны на иконе конца XVIII - начала XIX веков (возможно, около 1803 года - к 500-летию преставления Даниила Александровича и 100-летию Санкт-Петербурга) (ГМИР): святой князь Александр в княжеских одеждах на фоне красного занавеса осеняет царскую корону, скипетр и державу; Даниил Александрович в схиме, с поднятыми в молении у груди руками, на фоне Московского Кремля (изображения разделяет колонна как знак новой столицы России). Санкт-Петербург и Москва представлены здесь как 2 разных мира, связанные духовной преемственностью их небесных покровителей. Изображение обоих князей помещалось на сени над ракой Даниила Александровича (Опись Данилова монастыря 1813 года - РГАДА. Ф. 1188. Оп. 1. Ед. 109. Л. 4 об.), на хоругвях, например середины XVIII века (на лицевой стороне - Воскресение Христово) из храма святых Отцов семи Вселенских Соборов (Опись Данилова монастыря 1763 года - РГАДА. Ф. 1188. Оп. 1. Ед. 104. Л. 7). Парные иконы Даниила Александровича в схиме, со свитком: «Не скорбите убо, братие» и великого князя Александра Невского в княжеских одеждах были распространены и в начале XX века (Данилов мужской монастырь в Москве).

Императрицей Екатериной II в Данилов монастырь на раку святого был подарен покров из золотого глазета, с шитыми царской короной, гербами и живописным изображением горностаевых хвостов (мотив княжеской одежды), голубой, атласный, с золотым крестом (Опись 1763 года. Л. 34; Опись Данилова монастыря 1859 года - РГАДА. Ф. 1188. Оп. 1. Ед. 122. Л. 103-103 об). Покровы были вложены также фельдмаршалом С.Ф. Апраксиным, советником Дворцовой канцелярии А.Ф. Васильевым, полковником П.А. Южковым, позднее - графиней Апраксиной, Позняковым, московским купцом Горбуновым, купцом Пищальниковым, Ефросимовой (Опись 1763 года. Л. 34-36; Опись Данилова монастыря 1793 года- РГАДА. Ф. 1188. Оп. 1. Ед. 108. Л. 18а об.- 33 об.). На покрове 1797 года (на раку, обложенную в середине XVIII века серебром князем Ф.И. Голицыным) было вышито изображение Даниила Александровича в мантии золотого цвета и серебряной схиме, лик и руки исполнены живописно. На других покровах были помещены княжеские символы и образы: крест с ангелами, держащими корону (1807), Нерукотворный образ Христа (один из самых почитаемых великокняжеских и царских образов) с серафимами по сторонам (1801); по краям - тексты тропаря или кондака Даниила Александровича. На главу полагался воздух из золотой парчи или серебряного глазета с крестами, на мощи - схима (Опись Данилова монастыря 1760 года - РГАДА. Ф. 1188. Оп. 1. Ед. 102. Л. 18 об.- 19, 23, 48), одна из которых, вклад княжны С. Волконской в 1774 году, была с золотыми Голгофскими крестами, вышитыми по белому атласу (Опись Данилова монастыря 1789 года - РГАДА. Ф. 1188. Оп. 1. Ед. 107. Л. 28 об.).

В XVIII веке Даниил Александрович изображался в основном в монашеском одеянии, в частности на гравюре 1-й половины XVIII века М.Н. Нехорошевского с образом Владимирской иконы Божией Матери среди почитаемых русских святых, в 5-м клейме сверху на правом поле (РНБ. Собрание А.В. Олсуфьева - смотри: Ровинский. Народные картинки. Кн. 3. С. 493. № 1226; Атлас. Т. 3. № 1226). В середине XVIII века большой образ Даниила Александровича в схиме был поставлен у его мощей (Опись 1763 года. Л. 4-6). В нач. 60-х годах XVIII века он был украшен на средства купца М. Козмина серебряным позолоченным окладом (Опись 1789 года. Л. 2 об.), в 1840 году оклад был заменен новой серебряной чеканной позолоченной ризой с надписями на эмалевых дробницах (Описи Данилова монастыря 1843, 1859 годов - РГАДА. Ф. 1188. Оп. 1. Ед. 120. Л. 7 об.; Ед. 122. Л. 13 об.).

В живописных образах и иконах XVIII века сохранялась древняя иконография Даниила Александровича - схимника, предстоящего Святой Троице. Так, около 1794 года были выполнены 4 аналойные иконы Даниила Александровича в серебряных позолоченных чеканных окладах - святой в «монашеском великия схимы одеянии» со Святой Троицей в облаках, на одной - с Пресвятой Богородицей и Младенцем Иисусом Христом (Опись 1793 года. Л. 17). Видимо, подобная икона святого князя начала 60-х годов XVIII века (Опись 1763 г. Л. 117 об.) была поднесена епископом Крутицким Самуилом (Миславским), членом Святейшего Синода, императрице Екатерине II во время ее посещения Данилова монастыря 30 августа 1775 года, в день празднования памяти святого. Среди русских великих князей и царей, скопированных с гравированного портрета императора Петра I с баталиями работы П. Пикара (1717), Даниил Александрович присутствует на гравюре 2-й половине XVIII века с изображением в центре императрицы Екатерины II, ведущей за руку малолетнего сына Павла, вдали - Московский Кремль (Ровинский. Народные картинки. Кн. 2. С. 237, 239). В числе многих других святых Даниил Александрович (с непокрытой головой) запечатлен на складне-мощевике 2-й половины XVIII века (ГММК).

В XIX веке сосуществовали различные традиции иконографии святого. Так, на новой серебряной раке 1817 года (Опись 1859 года. Л. 12 об.- 13), выполненной в стиле классицизма, Даниил Александрович был представлен и в княжеских одеждах, и в схиме. На боковой стороне - чеканное изображение святого в рост, в горностаевой мантии, со скипетром в правой руке. Судя по выполненному акварелью и тушью чертежу раки Е. Кафтанникова, образ святого был помещен в круге на золотом фоне, по бокам - ветви, поддерживаемые ангелами (РГАДА. Ф. 1188. Оп. 1. Ед. 561. Л. 2). На верхней позолоченной доске раки имелся чеканный образ Даниила Александровича в схиме (на обороте доски - ковчежец с частью зуба святого князя Александра Невского) (Опись 1859 года. Л. 12 об.- 13).

В трапезной церкви храма святых Отцов семи Вселенских Соборов за правым клиросом находился живописный образ Даниила Александровича «в княжеском виде» (Опись Данилова монастыря 1824 года - РГАДА. Ф. 1188. Оп. 1. Ед. 112. Л. 4 об.). Ценным в художественном отношении считался храмовый образ из придела во имя Даниила Александровича (освящен в 1805 году). На пилоне слева, у центрального иконостаса нового каменного Троицкого собора Данилова монастыря (1838), стоял большой образ Даниила Александровича в молении Спасителю «письма иконного» (иконы в иконостасе писались в 1835 году Н.В. Щепетовым). На хоругви образ Даниила Александровича был вышит по малиновому бархату с золотыми ветвями и виноградом (на другой стороне - «Зачатие праведной Анны» по освящению северного придела). На эскизах 1868 года небольших овальных образков в оправе, заказанных по распоряжению архимандрита Иакова, Даниил Александрович - в горностаевой мантии и короне, со скипетром в руке (РГАДА. Ф. 1188. Оп. 1. Ед. 695). В церкви святителя Николая Чудотворца в Толмачах в верхней части пристенного киота находится круглая икона 1-й половины XIX века: Даниил Александрович - в княжеских одеждах, руки возле груди (ГТГ).

В начале XX века особенное распространение получила иконография Даниила Александровича в схиме, со скрещенными на груди руками, ориентирующаяся на традицию надгробных изображений. На чудотворной иконе из часовни Данилова монастыря (ныне в малом соборе в честь Донской иконы Божией Матери Донского монастыря) Даниил Александрович представлен с нимбом в виде лучей на фоне рассветного неба и темного пейзажа с небольшим деревянным монастырским храмом. На иконе этого времени из храма Сошествия Святого Духа на Даниловском кладбище фигура Даниила Александровича в синей схиме с белыми Голгофскими крестами возвышается над низкой линией горизонта, внизу, на берегу реки Москвы,- Даниловская слобода с домами и погостом, справа - шатровый деревянный храм с колокольней. Почитаемый аналойный образ с частицей святых мощей (церковь Покрова Богородицы Данилова монастыря) представляет Даниила Александровича в темных схимнических одеждах, с четками, на золотом орнаментированном фоне. Другой вариант иконографии (в горностаевой мантии, с поясным образом благословляющего Спасителя в облаках) встречается на иконе начала XX века, созданной в среднерусских иконописных селах (частное собрание, Москва).

В стенописи старообрядческого Покровского собора при Рогожском кладбище в Москве (1-я четверть XIX века, поновлена в 1897-1899 годах) Даниил Александрович изображен в схиме на южной грани северо-западного столпа средокрестья, напротив - святой князь Александр Невский. В росписи церкви Покрова Пресвятой Богородицы Данилова монастыря 2-й половины XIX века святой представлен с родителями, в княжеских одеждах, с прижатым к груди крестом и с мечом в левой руке, на фоне 5-главого Успенского собора Владимира. Образ Даниила Александровича был включен в программу росписи 70-х годов XIX века западной стены северного придела во имя святого князя Александра Невского в храме Христа Спасителя; у оконных арок и на дверях на северном фасаде храма (представлены «просветители веры Христовой в России, хранители этой веры от врагов и помощники в битвах») находились горельефные изображения Даниила Александровича в схиме работы скульпторов Н.А. Рамазанова, Ф.П. Толстого середины XIX века (Мостовский М.С. Храм Христа Спасителя / [Сост. закл. части: Б. Споров]. М., 1996п. С. 34, 36, 42, 78; Юбилейный справ. Имп. АХ: Список русских художников / Составитель: С.Н. Кондаков. Пг., 1914. Ч. 2. С. 269).

В композиции генеалогического древа российских государей в стенописи центрального свода парадных сеней Исторического музея в Москве 1883 года (артель Ф.Г. Торопова) фигура Даниила Александровича вполоборота влево, в княжеском одеянии, со скипетром в руке, в овале с растительным обрамлением. В ряду других святых князей он написан на северной стене в интерьере Вознесенского собора в Ельце (около 1888 года, художники А.И. Корзухин и К.В. Лебедев). Необычное изображение святого («милосердна начальника, вдов и сирот предстателя, нищих питателя») в княжеских одеждах, с крестом и денежным мешочком для раздачи бедным в руках - в росписи собора Всемилостивого Спаса (1900) Давидовой Вознесенской пуст.

Редким образцом житийной иконографии Даниила Александровича являются литографии 1903 года (выпущены Даниловым монастырем к 600-летию преставления святого) с сюжетами Жития и видом Даниловой обители - Даниил Александрович в среднике изображен в схиме, с небольшим одноглавым 3-апсидным храмом в руках как храмоздатель православной Москвы и основатель 1-го московского монастыря. В клеймах отображены важные события из его жизни: благословение святым великим князем Александром Невским; моление Даниила Александровича об устроении града Москвы; передача правления сыну Иоанну Калите; пострижение в иноческий образ и схиму; погребение в Даниловом монастыре; чудо от гроба в царствование Иоанна Грозного - явление князя И.М. Шуйскому; обретение и перенесение святых мощей при царе Алексее Михайловиче; вид Данилова монастыря с юго-восточной стороны.

В Даниловом монастыре существовала традиция изображения Даниила Александровича вместе с особо почитавшимся в обители преподобным Кассианом Римлянином (икона 2-й половины XIX - начала XX века из частного собрания в Москве). На небольшом паломническом образке этого извода 2-й половины XIX века (ЦМиАР) одеяние святого князя необычных цветов - зеленая ряса и красная монашеская мантия. По заказу настоятеля монастыря новомученика Феодора (Поздеевского), епископа Волоколамского, изучавшего наследие преподобного Кассиана, в 10-х годах XX века была написана икона Даниила Александровича и преподобного Кассиана вместе с небесным покровителем заказчика - великомучеником Феодором Стратилатом (частное собрание, Москва),- Даниил Александрович в схиме, со скрещенными на груди руками. Рельефные гипсовые иконы святого той же иконографии выполнялись в 20-х годах XX века наместником Данилова монастыря архимандритом Тихоном (Баляевым) (Церковно-исторический музей Данилова мужского монастыря в Москве).

Уникальное изображение Даниил Александрович с длинной бородой, в схиме и с короной на голове помещено в клейме на иконе «Собор святых великих князей, княгинь и княжон» 2-й половина XIX века (собор во имя равноапостольного князя Владимира в Санкт-Петербурге) - вместе со святыми князьями Александром Невским и Феодором Новгородским. В монашеском одеянии, со свитком в руке Даниил Александрович представлен в верхнем ряду на иконе Божией Матери «Знамение» с Собором благоверных князей и княгинь всероссийских, созданной в дар императорской семье к 300-летию Дома Романовых около 1913 года на московской фирме Оловянишникова (ГЭ, опубликована: Синай, Византия, Русь: Православное искусство с VI до начаала XX веков: Кат. выст. / Монастырь cвятой Екатерины на Синае, ГЭ. [СПб.,] 2000. Кат. R-62). Существовали иконы с фигурой Даниила Александровича в схиме в группе молящихся святых на Боголюбской иконе Божией Матери (1-я половина XIX века, частное собрание, Москва), а также его изображения с избранными благоверными князьями (икона 1-й половина XIX века из Покровского собора при Рогожском кладбище в Москве).

Важное место отводится Даниилу Александровичу на иконах Собора Московских святых конца XIX - начала XX веков. На 2 близких по иконографии иконах-пядницах (ЦМиАР) основатель Московского княжества изображен фронтально в центре, в схиме, по сторонам - Московские святители, мученики благоверный князь Михаил Черниговский и его боярин Феодор, блаженные Василий, Максим и Иоанн Большой Колпак, благоверная великая княгиня Евфросиния (Евдокия) Московская, преподобные Андроник и Савва; вверху - Владимирская икона Божией Матери как главная русская и московская святыня и текст тропаря: «Днесь светло красуется славнейший град Москва» (на обороте одной иконы - чернильный штамп мастерской: «1-я Московская Артель художественно-иконописная»).

На другой иконе возле раки с мощами святого Василия Блаженного в соборе Покрова Пресвятой Богородицы на Рву (ГИМ) Владимирской иконе Божией Матери предстоят в коленопреклоненном молении преподобные Сергий Радонежский и Варлаам Хутынский, Даниил Александрович в ряду других святых выступает как защитник Руси, в короне, княжеских одеждах, с большим мечом в руках, его облик уподоблен равноапольному князю Владимиру. Подобное изображение благоверного князя, в венце, с седыми волосами и бородой, встречается на иконе Московских чудотворцев 2-половины XIX века на восточной грани юго-восточного столпа Успенского собора ТСЛ (во 2-м ряду крайний справа). Поясной образ Даниила Александровича в схиме был помещен на поле Владимирской иконы Божией Матери с Собором Московских святых 1912 года, поднесенной московским дворянством наследнику цесаревичу мученику Алексию Николаевичу «в память первого посещения царствующего града Москвы» (Икона Пресвятой Богородицы Владимирская и Собор Московских чудотворцев: Его Императорскому Высочеству Государю Наследнику Цесаревичу и Великому Князю Алексею Николаевичу / Составитель: Е. Поселянин. М., 1912, 2000п. Ил. на обл.). Икона Даниила Александровича и других святых в серебряном окладе с эмалями указана на плане «расположения образов и икон в бывших опочивальнях Их Императорских Величеств в Большом Кремлевском дворце» начала XX века (архив ГММК, см.: Тарасов О.Ю. Икона и благочестие: Очерки иконного дела в императорской России. М., 1995. С. 243).

В составе композиций Соборов Русских святых Даниил Александрович представлен погрудно, в куколе, с бородой средней величины, в группе святых князей в 4-м ряду 3-м слева - на поморских иконах конца XVIII - начала XIX веков (МИИРК), 1814 г. письма П. Тимофеева из собрания ЦАМ СПбДА (ГРМ; прорись - Маркелов. Т. 1. С. 463), 1-й половине XIX века из деревни Чаженьга Каргопольского района Архангельской области (ГТГ). На иконе начала XIX века из Черновицкой области (НКПИКЗ) в центральной части 5-го ряда - необычный образ Даниила Александровича в монашеских одеждах, с непокрытой головой, с благословляющей двуперстно десницей и вертикальным свитком в покровенной руке, на нимбе надпись: «Прп(д) Даiилъ Кня(з)». Во главе группы подвижников XIV века (по дате преставления) он присутствует в росписи галереи, ведущей в пещерную церковь во имя преподобного Иова Почаевского в Почаевской Успенской лавре (живопись конца 60-х - 70-х годов XIX века работы иеродиаконов Паисия и Анатолия, поновлена в 70-х годах XX века).

В возрожденном в 80-90-х годах XX века Даниловом монастыре одним из главных стал образ Даниила Александровича новой иконографии 1984 года архимандрита Зинона (Теодора), созданный в традициях древнерусской иконописи XV-XVI веков,- Даниил Александрович в схиме, с изображением белого храма в левой руке, правая в молении обращена к храму. Этот извод стал образцом для других икон, например 1988 года письма Б. Андреева (Церковно-исторический музей Данилова мужского монастыря в Москве),- на боковых полях преподобный Даниил Столпник и пророк Даниил, на нижнем - вид Данилова монастыря. Большой ростовой образ Даниила Александровича 1985 года в живописной традиции (автор протоерей Вадим Смирнов) находится в Троицком соборе обители (руки святого воздеты в молении, взгляд направлен вверх). У святых мощей Даниила Александровича в храме святых Отцов семи Вселенских Соборов - икона 1985 года с 7 клеймами Жития, выполненная в иконописной манере с приемом стилизации форм народного искусства, в среднике -Даниил Александрович в схиме, со скрещенными на груди руками, на верхнем поле - Деисус, состав клейм восходит к литографии 1903 года (отсутствует клеймо с князем Шуйским), внизу - освящение строительства деревянного монастырского храма преподобного Даниила Столпника. На картине священника Сергия Симакова «Святой град Москва» (1987) Даниил Александрович с белым храмом в руках, 1-й слева среди Московских святых.

В северном приделе во имя Даниила Александровича церковь святых Отцов семи Вселенских Соборов - храмовый образ 1991 года в канонической иконописной манере, являющийся одним из лучших современных икон Даниила Александровича (Н. Шелягин, протоерей Вячеслав Савиных), в основе иконографии - роспись в Архангельском соборе Московского Кремля (в обратном переводе). В стенописи 1991 года этого придела - Даниил Александрович в княжеских одеждах, с развернутым свитком в руке (текст: «Любите врагов ваших, благотворите ненавидящим вас») вместе со святым князем Александром Невским и отроком Иоанном Калитой. В конце XX века для ковчега со святыми мощами Даниила Александровича в Троицком соборе Данилова монастыря иеродиаконом Серафимом (Шемятовским) в традициях древнерусской иконописи создан образ погребения святого. Единоличное изображение Даниила Александровича со свитком в правой руке (на 4 марта) и его образ с храмом в руке вместе с образом святого князя Александра Невского (на 30 августа) входит в состав прорисей для Миней МП работы протоерея Вячеслава Савиных и Н. Шелягиной (Изображения Божией Матери и святых Православной Церкви. М., 2001. С. 183, 328).

В современной иконописи одно из первых изображений Даниила Александровича в княжеской одежде, с мечом в руке, в басменном окладе написано в 1996 году (иконописец Е.С. Чиркова) для местного ряда нижней церкви в честь Преображения Господня храма Христа Спасителя. К 700-летию преставления Даниила Александровича исполнен большой ростовой образ, участвовавший в крестных ходах (в настоящее время в приделе Даниила Александровича собора святых Отцов семи Вселенских Соборов Данилова монастыря),- прямоличное изображение святого князя с храмом на плате в правой руке и массивным мечом в левой. Тогда же создан цикл иллюстраций в византийском стиле к Житию святого князя (миниатюры, заставки, буквицы - художники К.Ю. Бондарь, В.В. Фёдоров, А.Н. Солдатов), включивший сюжеты истории XX веков (Святой благоверный князь Даниил Московский, 1303-2003 годы. С. 10-106). В иконостасе 2001-2006 годов церкви великомученика Георгия Победоносца в Ендове (подворье Соловецкого монастыря) образ Даниила Александровича включен в деисусный ряд напротив преподобного Сергия Радонежского (бригада иконописцев под руководством С.В. Леванского, А.В. Масленникова). В 1997 году на Даниловской площади Москвы был поставлен памятник Даниилу Александровичу (скульпторы А.И. Коровин, В.П. Мокроусов, архитектор Д.С. Соколов). В 1998 года около монастыря воссоздана часовня с мозаичным образом Даниила Александровича на юго-западной грани в нише.

Иллюстрации:

Архив ПЭ.

©Православная энциклопедия

Литература
  • Филарет (Гумилевский). РСв. Март. С. 45-49
  • Дионисий (Виноградов), архим. О св. блгв. Данииле, вел. кн. Московском. М., 1898
  • Кучкин В.А. О дате основания моск. Данилова мон-ря // ВИ. 1990. № 7. С. 164-166
  • Беляев Л.А. Древние мон-ри Москвы по данным археологии. М., 1994. С. 101-151
Статью разместил(а)

Попцов Александр Сергеевич

редактор

Приглашаем историков внести свой вклад в Энциклопедию!

Наши проекты