ДАМА́СК

0 комментариев

ДАМАСК - один из древнейших городов Ближнего Востока и мира, в настоящее время столица Сирийской Арабской Республики, современная резиденция православного Патриарха Антиохийского.

Географическое и экономическое положение.
Дамаск находится к востоку от горы Ермон (современная Эш-Шейх (Хермон)), у подножия восточного склона хребта Антиливан на границе Сирийской пустыни, вдоль берегов реки Аваны (современная Барада), единственного постоянного источника воды в регионе. Благодаря этому область Дамаска всегда была одним из самых богатых сельскохозяйственных регионов на Ближнем Востоке. Вино из Дамаска, особенно из Хелбона (к северу от Дамаска), было знаменито повсюду на Ближнем Востоке (Иез 27. 18; Strabo. Geogr. XV 3. 22). С древнейших времен через территорию Дамаска проходили караванные пути с севера на юг.

Древнейшие свидетельства.

Дамаск впервые упоминается в обнаруженном на стенах храма Амона в Карнаке списке сиро-палестинских городов, правители которых были захвачены фараоном Тутмосом III (около 1504-1450 годов до Р.Х.) после сражения при Мегиддо около 1482 года до Р.Х. Встречается и на статуе, найденной в гробнице Аменхотепа III (около 1417-1379 годов до Р.Х.), где перечислены несколько городов и государств, которые были в подчинении у Египта (или в дружественных отношениях с ним), а также в амарнских письмах и на табличке, найденной в Камид-эль-Лоз (Кумиди) (XIV век до Р.Х.). Согласно этим источникам, Дамаск в XV-XIII веках до Р.Х. находился в сфере политического влияния Египта. Земля Апум, в пределах которой располагался Дамаск, оказалась в центре противостояния между Египтом, государством хеттов и Митанни за господство в Сирии. О борьбе хеттов с Египтом за Дамаск и Апум во времена правления Аменхотепа IV говорится в 4 амарнских письмах (EA. 53, 107, 189, 197). Дамаск дважды упоминается в книге Бытие в связи с повествованиями о патриархах (Быт 14. 14-15; 15. 2). Однако отнесение этих упоминаний к конкретной исторической эпохе является предметом научных споров.

Арамейское царство Дамасское.
В X-VIII веках до Р.Х. Дамаск был столицей одного из государств арамеев - Дамасского царства (Арам-Дамаск; евр.     - 1 Пар 18. 5-6; ср.: Ис 7. 8). Первое упоминание о царстве Дамасском в письменных источниках встречается в рассказе о войне царя Давида с арамейским сувским царством (Арам-Цоба) (2 Цар 8; 1 Пар 18), ставшим доминирующей силой в Южной Сирии в первые годы правления царя Давида. Он одержал победу над Сувским царем Адраазаром в 2 сражениях (2 Цар 8. 3-8; 10. 15-19). Согласно сообщению 2 Цар 8, после сражения с Адраазаром Давид разбил армию арамеев из Дамаска и включил город в свое царство. Дамаск оставался под властью израильтян до времени правления царя Соломона, когда Разон, сын Елиады, бывший слуга Адраазара, собрав армию мятежников, захватил Дамаск и провозгласил себя царем (3 Цар 11. 23-25). Разон вскоре стал противником Израиля в союзе с идумеями (3 Цар 11. 25). Соломон не смог вернуть контроль над Дамаском, вокруг которого объединялись другие арамейские государства.

Влияние Дамаска усилилось при преемнике Разона Тавримоне. В IX-VII веках до Р.Х. арамейское царство Дамасское было главным противником Северного царства. Под предводительством Венадада (Бен-Хадад) (около 900 года до Р.Х.) Дамаск напал на Израиль после заключения союза с иудейским царем Асой и разграбил большую часть его северной территории (3 Цар 15. 16-22 = 2 Пар. 16. 1-6). Израильский царь Ахав сумел разгромить войска Венадада при Афеке (3 Цар 20. 26 сл.), но его самого в связи с пророчеством оставил в живых, заключив с ним договор (3 Цар 20. 35-42). Коалиция государств, созданная по этому договору, была направлена против Ассирии. Согласно анналам ассирийского царя Салманасара III, в битве при Каркаре (около 853 года до Р.Х.) Ассирии противостояла военная коалиция 12 государств, которую возглавлял царь Дамаска Ададидри. Одним из участников этой битвы был израильский царь Ахав (ANET. 278-279). Многие исследователи отождествляли Венадада I с Ададидри, полагая, что битва при Каркаре произошла в период между сражениями, описанными в 3 Цар 20 и 22. По мнению других ученых, повествование о войнах арамеев с Израилем первоначально не содержало имени израильского царя и было ошибочно отнесено к эпохе правления царя Ахава (см.: Pitard. Damascus. P. 6). Возможно, в нем имелись в виду сражения в начале VIII века между израильским царем Иоасом (или Иохазом) и Венададом III, сыном арамейского царя Азаила (ср.: 4 Цар 13. 14-19, 24-25).

Гегемония Дамасского царства в Южной Сирии и Палестине продолжалась и при Азаиле, захватившем престол около 842 года до Р.Х. (4 Цар 8. 7-15). Будучи вначале ослаблен противостоянием с Салманасаром III в 841 и 838 годах (а также, вероятно, и в 837 году), Азаил впоследствии укрепил свою власть и начал проводить политику по созданию империи. К времени его смерти арамейское царство Дамасское контролировало большую часть территории Южной Сирии и Палестины, включая Израиль (области к западу и востоку от Иордана), Иудейского царства, Филистии и, вероятно, государства в Заиорданье (4 Цар 10. 32-33; 12. 17-18). Пророк Илия получил от Господа повеление помазать Азаила на царствование в Сирии (3 Цар 19. 15), которое, видимо, смог исполнить только пророк Елисей (4 Цар 8. 7-15).

При преемнике Азаила, его сыне Венададе III (конец IX века до Р.Х.), империя арамеев распалась. Около 796 года ассирийский царь Ададнирари III осадил Дамаск и вынудил Венадада III заплатить большую дань. Израильский царь Иоас нанес поражение Венададу в 3 сражениях (4 Цар 13. 24-25), сумев вернуть города, захваченные прежде арамеями (4 Цар 10. 32). Из внебиблейских источников известно, что Дамаск также потерпел поражение в конфликте с правителем объединенных земель Хамата и Луаша Закиром (ANET. 655-656).

В 1-й половине VIII века до Р.Х. арамейское царство Дамасское переживало упадок и по сути стало вассалом Израиля во время правления Иеровоама II (около 782-748 годов; 4 Цар 14. 25, 28). Однако Дамаск играл ведущую роль в антиассирийской коалиции около 735 года наряду с Тиром, Израилем и др. Дамасский царь Рецин и израильский царь Факей пытались вступить в союз и с иудейским царем Ахазом, но его отказ (4 Цар 15. 36; 16. 5) привел к вторжению этих царей в Иудею и осаде Иерусалима. Тогда Ахаз обратился за помощью к Ассирии. Тиглатпаласар III вторгся в Сирию около 733-732 годов и разрушил почти все города в арамейском царстве (согласно его анналам, 591 город в 16 округах Арама - ANET. 283). Он также убил Рецина и переселил жителей Дамаска в Кир (4 Цар 16. 9; Ам 1. 5; 9. 7). Дамасское царство было разделено на области и вошло в состав Ассирийской империи. С этого времени Дамаск превратился в столицу ассирийской провинции (названной также Дамаск), что стало исполнением пророчеств о суде над Дамаском (Ис 17. 1, 3; Иер 49. 23-27). В Дамаске находился храм главного божества пантеона арамеев - бога грозы Хадада (см. упоминание в 4 Цар 5. 18 святилища «дом Риммона» в Дамаске), который, вероятно, был расположен на участке мечети Омейядов в нынешнем Старом городе.

Дамаск оставался под властью Ассирии до конца VII века. В 720 году Дамаск вместе с другими городами присоединился к Хамату, единственному независимому сирийскому царству, восстав против Ассирии. Однако Саргон II разбил войска мятежников при Каркаре. Хамат был включен в империю, а в 717 году в Дамаск были переселены изгнанники из ряда городов. Правитель Дамаска упоминается в списке высших ассирийских должностных лиц в 694 и 650 годах. Во время военной кампании против аравийских племен Ашшурбанипал использовал Дамаск в качестве плацдарма перед сражением 640 года. Дамаск., вероятно, восстановил независимость одновременно с крахом Ассирийской империи. Как и большинство государств в Южной Сирии и Палестине, Дамаск подпал под власть Вавилонии в 604 году, а после 539 году стал частью персидкойс империи Ахеменидов, сохранив, однако, положение одного из наиболее значимых и развитых центров региона (Strabo. Geogr. XVI 2. 20).

Дамаск в эпоху эллинизма и Римской империи.
В 333 году до Р.Х. Парменион, один из полководцев Александра Македонского, занял город без боя. С этого времени около 1000 лет Дамаск оставался под влиянием западных культур. В эпоху эллинизма город в основном находился в составе ближневосточного царства Селевкидов, хотя неоднократно оспаривался египетским царством Птолемеев. В Дамаск были поселены греческие колонисты, город получил статус полиса и пользовался правами внутренней автономии. Севернее старого арамейского города, ближе к речной пойме, возникли кварталы эллинистической застройки. Точная дата строительства «нового» эллинистического города неизвестна, предположительно его возникновение относится к 200-120 годам до Р.Х., когда центр Селевкидской державы смещается из Северной Сирии в Южную и возобновляется караванная торговля через Сирийскую пустыню по маршруту Дура-Европос-Пальмира-Дамаск. В 111 году до Р.Х. царь Антиох IX перенес свою столицу из Антиохии в Дамаск. Также при царях Деметрии III Эвкере (95-88 годы) и Антиохе XII Дионисе (87-84 годы) Дамаск был столицей уже распадавшейся державы Селевкидов. В 84 году до Р.Х. в битве с набатейским царем Аретой III Антиох был убит, и, видимо, из-за угрозы со стороны итуреев жители Дамаск в качестве правителя пригласили Арету (Ios. Flav. Antiq. XIII 15. 1-2; De bell. I 4. 7-8). Набатейские поселенцы образовали новый квартал Дамаска к востоку от эллинистического города. В 72 году город ненадолго был занят войсками армянского царя Тиграна II Великого, вступившего в войну с Римом. После его поражения в 69 году Дамаск стал независимым.

В 66 году до Р.Х. Дамаск захватили военачальники Гнея Помпея - Лоллий и Метелл (Ios. Flav. Antiq. XIV 2. 3; De bell. I 6. 2). На территории Сирии была образована римская провинция с центром в Антиохии; Дамаск перешел под протекторат Рима и вошел в состав Десятиградия (Декаполиса) (Plin. Sen. Natur. hist. 5. 74; Ptolem. Geogr. V 15. 22). Марк Антоний подарил Дамаск Клеопатре, но после победы Октавиана Августа над Египтом Дамаск вернулся в состав провинции Сирия. С 24 года до Р.Х. к Дамаску относилась и часть территории итуреев (до горы Ермон).

В Дамаске были большая иудейская община и множество синагог (ср.: Деян 9. 2). Возможно, часть иудеев была связана с ессеями, о чем говорит найденный в караимской генизе в Старом Каире «Дамасский документ», названный так потому, что в тексте неск. раз упоминаются те, которые «вступили в Новый Завет в земле Дамаска» (CD 6. 19; 8. 21; 19. 34; 20. 12). Поскольку фрагменты этого памятника встречаются и среди кумранских находок (5Q12, 6Q15 и др.), исследователи рассматривают его в контексте истории Кумранской общины (подробнее смотри встатье Кумран).

Именно в Дамаск отправился Савл с письмом от первосвященника, в котором разрешалось преследовать христиан. Однако на дороге ему явился Воскресший Господь, в результате чего Савл обратился ко Христу, став апостолом Павлом (Деян 9; 22; 26. 12-23). Набатейский царь Арета IV, разбивший Ирода Антипу, поставил во главе Дамаска своего наместника. К этому времени относится эпизод из жизни апостола Павла, описанный в 2 Кор 11. 32 и Деян 9. 25, когда ему пришлось бежать из Дамаска, спустившись по стене в корзине (он вернулся в город позже, проведя некоторое время в соседней Аравии - Гал 1. 17). Римский император Калигула (37-41) полностью передал Дамаск Арете, под властью которого тот находился до смерти царя в 39/40 годах. Иосиф Флавий сообщает, что в 66 году во время I Иудейской войны жители Дамаска убили 10,5 тысяч евреев (Ios. Flav. De bell. 2. 20. 2; 7. 8. 7 говорится о 18 тысячах, с женами и детьми).

После аннексии Римом полунезависимых сиро-палестинских княжеств на рубеже I и II веков по Р.Х. Дамаск оказался в безопасности в имперских владениях. Город пользовался особой благосклонностью императоров; в 130 году Адриан даровал ему статус «метрополии», а Александр Север - «колонии» (после 222 года).

Внутренний мир и порядок, установленные Римом, привели к бурному расцвету Дамаска и строительной активности. Рим. Дамаск занимал 115 га, насчитывал около 35 тысяч жителей; с учетом прилегающей сельской округи - 50-60 тысяч. В первые столетия по Р.Х. город был перестроен по новому плану. 4-угольные стены (1500×750 м) с 7 воротами окружили арамейский, эллинистический и набатейский кварталы, очертив пространство, в рамках которого Дамаск существовал почти все средневековье. В северо-западном углу обороняемой территории предположительно размещалась цитадель. Были прорыты новые каналы и выстроен акведук, снабжавший водой население. Южнее дороги от храма к форуму (бывш. агора) и параллельно ей город пересекала главная улица 25-метровой ширины (decumanus maximus). Улица унаследовала конфигурацию от арамейских времен, имела несколько изгибов, но называлась «Прямая», что вызывало ироничные замечания в литературе, в т. ч. в Деяниях святых апостолов (9. 11). Сакральным центром города оставался храм Зевса-Хадада, который получил латинское название Юпитера Дамасского. Святилище неоднократно перестраивалось в I-III веках. Храм стоял в центре обширного двора (120×80 м), окруженного портиком, его фрагменты сохранились до настоящего времени.

Несмотря на то что христиане были в Дамаске уже к моменту обращения апостола Павла, об истории христианской общины города в первые века по Р.Х. почти ничего не известно. Лишь в IV веке с расцветом соборного движения в Восточной Церкви появляются имена некоторых епископов Дамаска, участвовавших в Соборах эпохи тринитарных и христологических споров. Византийская эпоха внесла изменения в архитектуру Дамаска, связанные прежде всего со строительством христианских храмов. Впоследствии дамасские церкви неоднократно разрушались, и ни одна из ныне существующих, за исключением храма святой Анании, не содержит элементов византийских конструкций. Главная городская христианская базилика была возведена на месте храма Юпитера, по всей видимости, в 391 году, при императоре Феодосии I. Ее планировка и размеры, равно как и первоначальное наименование, точно неизвестны. Легенда о захоронении на ее территории главы святого Иоанна Крестителя (храм освящен во имя его) возникла после конца VI века.

Языческая культура Дамаска долго сосуществовала рядом с христианской; христиане составили большинство населения едва ли раньше середины IV века, а в сельской округе - еще позже. Тем не менее епископ Дамаска следовал в иерархии Антиохийской Православной Церкви непосредственно после патриарха. В эпоху христологических споров и церковных расколов V-VI веков сильные позиции в Дамаске имело монофизитство. Епископ Маммиан, сторонник Севира Антиохийского, в 518 году был низложен и сослан за приверженность монофизитству в числе многих сирийских иерархов.

В гражданской административной системе империи Дамаск был столицей провинции Финикия Ливанская. После 495 году с юго-восточной стороны от храмовой ограды был возведен дворец губернатора. В византийскую эпоху начала меняться городская планировка. Исчезло централизованное регулирование застройки, характерное для римского времени с его приверженностью к прямым линиям и далеким перспективам. Ввиду замены колесного транспорта вьючными животными отпала потребность в широких улицах. Прямоугольная сеть прямых римских улиц стала постепенно хаотично застраиваться.

В VI веке безопасность Дамаска напрямую зависела от вассального арабского государства Гассанидов, прикрывавшего Южную Сирию от набегов враждебных племен пустыни. Владения Гассанидов охватывали Дамаск полукольцом с востока и юга. В 80-х годах VI века произошел конфликт между византийскими властями и гассанидской верхушкой, союзные отношения были прерваны. Дамаск снова превратился в пограничный город на краю неконтролируемой пустыни.

В 613 году Дамаск был захвачен персами Хосрова II, которые не нанесли особых разрушений городу. Персид. гарнизон стоял в Дамаске до 628 года, на следующий год город вернулся под византийское управление.

Дамаск в средние века. Арабское завоевание.
Эпидемии, византийско-персидские войны и конфликт между Православием и монофизитством ослабили Византийскую империю, и она не смогла оказать серьезного сопротивления арабскому вторжению на Ближний Восток в 30-х годах  VII века. Войско полководца Халида ибн аль-Валида осадило Дамаск в марте 635 года. Население города, тяготившееся властью Византии и не рассчитывавшее на помощь извне, в сентябре открыло ворота арабам. Согласно позднейшей традиции, переговоры о сдаче Дамаска вел один из городских чиновников - Мансур, предок преподобного Иоанна Дамаскина. Мусульмане гарантировали неприкосновенность христианских храмов и имущества жителей, но были обложены подушной податью. Весной 636 года крупная византийская армия начала наступление на арабов, они оставили Дамаск и отошли в Заиорданье. В августе 636 года в битве на реке Ярмук византийская армия была разбита, и вскоре после этого арабы окончательно покорили всю Сирию. Дамаск был вторично занят ими в декабре 636 года. Халиф Умар назначил правителем города Язида ибн Абу Суфьяна, а после его смерти в 639 году - его брата Муавию. В 659 году Муавия был провозглашен халифом и стал основателем династии Омейядов (661-750 годы). Одержав верх в кровопролитной гражданской войне и утвердив свою власть во всем халифате, Муавия сделал Дамаск столицей. В эпоху правления Муавии и его преемников в середине VII - середине VIII веков Дамаск стал политическим центром всего Ближнего Востока и достиг процветания.

Количество мусульман, проживавших в Дамаске, пополнилось переселенцами из городов Хиджаза, они заняли дома греков, покинувших город, но тем не менее христиане в течение нескольких столетий после арабского завоевания оставались большинством населения. Арабы-бедуины, тяготившиеся урбанистической средой, предпочитали селиться на окрестных равнинах. Резиденция Муавии до его избрания халифом находилась в прежней ставке Гассанидов Эль-Джабии, в 70 км к югу от города. Перебравшись в Дамаск, Муавия обосновался во дворце, перестроенном из бывшей резиденции византийского губернатора.

Главным архитектурным памятником омейядской эпохи стала грандиозная мечеть, средоточие религизной жизни столицы мусульманской империи. Для строительства мечети был использован 1500-летний сакральный центр Дамаска - территория огромного двора, окружавшего прежде базилику святого Иоанна Крестителя. Строительство мечети на этом месте олицетворяло историческое преемство прежних цивилизаций Сирии. Сразу после арабского завоевания мусульмане отвели под мечеть юго-восточный угол храмового двора. Во 2-й половине VII века из-за роста числа приверженцев новой религии халифы Муавия и Абд аль-Малик неоднократно предлагали дамасским христианам уступить храм, но получали отказ на основании гарантий неприкосновенности христианских церквей, предоставленных Халидом ибн аль-Валидом при сдаче города. Однако халиф аль-Валид конфисковал базилику святого Иоанна и повелел разрушить ее. Кафедральным собором дамасских христиан стала церковь Пресвятой Богородицы (арабское аль-Марьямия) на Прямой улице, рядом с резиденцией православного Антиохийского патриарха. На месте храма святого Иоанна была выстроена громадная мечеть Омейядов. Глава святого Иоанна Крестителя, который почитается также и мусульманами как пророк Яхья ибн Закария, хранилась в особой гробнице у восточной стены мечети.

В 40-х годах VIII века государство Омейядов вступило в полосу кризисов и междоусобных войн. Халиф Мерван II в 744 году перенес свою резиденцию в Харран в Северной Месопотамии. Стремясь привести к покорности Сирию, он разрушил стены ее городов, в т. ч. Дамаска.

В литературе встречаются утверждения, что среди дамасских христиан VII-VIII веков преобладали монофизиты (яковиты), чем и объясняется быстрая сдача города арабам. Однако источники не подтверждают заметного яковитского присутствия в Дамаске, зато, напротив, содержат немало сведений о представителях православной общины. Уроженцем омейядского Дамаска был византийский церковный деятель святитель Андрей Критский († 740). Влиятельные позиции в государстве имел секретарь халифов Муавии и Абд аль-Малика Серджун ибн Мансур, отец преподобного Иоанна Дамаскина и фактический глава православной общины всего Исламского халифата. Иоанн Дамаскин занимал пост секретаря халифа до своего ухода в монастырь. По-видимому, из Дамаска происходили сводный брат Иоанна Дамаскина гимнограф епископ Косма Маюмский и агиограф Стефан Савваит († 807), которого церковная традиция считала племянником преподобного Иоанна Дамаскина. В житиях подвижников иудейской пустыни, написанных Стефаном Савваитом и дамаскинцем Леонтием на рубеже VIII и IX веков, упоминается множество выходцев из Дамаска, подвизавшихся в палестинских монастырях. Трех Антиохийских патриархов 2-й половины IX века - Николая, Феодосия и Симеона - позднейшая традиция называла уроженцами Дамаска. Этот город в VII-IX веках был одним из основных центров Православия на Ближнем Востоке.

В 750 году династия Омейядов была свергнута Аббасидами. Центр государственной жизни халифата сместился на восток, в сторону Ирака и Ирана. Дамаск превратился в малозначительный провинциальный город, жителей которого новая династия постоянно подозревала в нелояльности. Несколько раз во 2-й половине VIII - 1-й половине IX веков Дамаск оказывался центром мятежей против новой династии. В эпоху Аббасидов в городе почти не велось нового строительства, Дамаск редко упоминается в источниках.

Период середины VIII - начала XII веков был временем наибольшего упадка Дамаска. Население его значительно сократилось. 3 века смут и анархии, когда никто из жителей не мог чувствовать себя в безопасности, привели к кардинальному изменению городской застройки. Дамаск распался на ряд изолированных кварталов с социально однородным населением. Окруженные стенами и воротами, кварталы превратились фактически в изолированные города со своими мечетями, церквами, рынками, банями, органами власти и отрядами самообороны. Процесс дезинтеграции города сопровождался и религиозной сегрегацией. Мусульмане компактно селились в западной половине Дамаска, между мечетью Омейядов и цитаделью, иудеи - в юго-восточном районе, христиане - в северо-восточной части, у ворот Баб-Тума. Некоторые авторы видят процесс развития христианского квартала как маргинализацию и упадок христианской общины, сопровождавшийся сокращением ее численности и количества храмов. О числе и состоянии церквей Дамаска в средние века нет точных данных. Известно, что кафедральный собор Пресвятой Богородицы несколько раз подвергался разрушению. В 924 году, в период обострения межконфессиональной напряженности в халифате, на Ближнем Востоке прошла волна христианских погромов, в т. ч. пострадала церковь Пресвятой Богородицы, о которой хронист Евтихий Александрийский сообщал, что в свое время на ее украшение было истрачено 200 тысяч динаров. Была разбита золотая и серебряная утварь, фарфоровая посуда, испорчены или похищены дорогие облачения. Вторично собор подвергся разрушению весной 1009 года по приказу египетского халифа аль-Хакима. Тем не менее церковь была восстановлена, и в 1184 году арабский географ аль-Джубайр с восхищением отзывался о ее архитектуре и росписях.

Распад Исламского халифата.
В IX-X веках Дамаск оказывался под властью различных местных династий - египетских Тулунидов (869-905 годы), Ихшидидов (935-969 годы), неоднократно подвергался нападениям Хамданидов Северной Сирии (40-е годы Х века) и карматов Аравии (рубеж IX и X веков, 970). Во время похода в Сирию византийского императора Иоанна Цимисхия (975) правитель Дамаска выразил покорность Византии. В 976 году после отхода византийцев из Сирии Дамаск подчинился египетским Фатимидам и затем более 100 лет оставался под их властью. Население страдало от бесчинств военного гарнизона, набранного из магрибинцев. Столкновения с ними не раз сопровождались пожарами и разрушениями. В 1076 году эмир Дамаска вышел из повиновения Фатимидам и призвал на помощь турок-сельджуков. В 1079 году эмир Тутуш, брат сельджукского султана, установил власть над всей Сирией. В 1095 году после его смерти сирийские земли разделили между собой его сыновья. Дамаск стал владением эмира Дукака (1095-1104 годы), которому приходилось отражать нападения со стороны Фатимидов, багдадских Сельджукидов и крестоносцев. Реальная власть над Дамаском в этот период была сосредоточена в руках Тугтегина, прежнего воспитателя (атабека) эмира. После пресечения рода Дукака Тугтегин стал единственным хозяином Дамаска и основал династию Буридов, правившую городом до 1154 года.

В XII веке военно-политическое положение Дамаска, служившего связующим звеном между Египтом и мусульманской Сирией, было весьма сложным. Крестоносцы из Иерусалимского королевства угрожали земледельческой округе Дамаска - Хаурану и долине Бекаа, а в Северной Сирии у Буридов появился опасный соперник в лице династии Зенгидов, центр владений которых находился в Халебе. В противоборстве с ними Буриды не раз прибегали к союзу с крестоносцами. В 1148 году, во время 2-го крестового похода, крестоносцы попытались захватить Дамаск, осадив город. Это заставило просить помощи у Зенгидов и привело в конечном счете к установлению в Дамаске власти зенгидского эмира Халеба Нур ад-Дина. При нем Дамаск снова стал столицей обширного государства, охватывавшего всю Сирию. После смерти Нур ад-Дина в 1174 году и непродолжительной борьбы его преемника с бывшим вассалом Зенгидов египетским султаном Салах-ад-Дином Дамаск и Сирия перешли под власть Салах-ад-Дина, основателя династии Айюбидов. Объединив мусульманский Ближний Восток, он нанес решительное поражение крестоносцам в битве при Хаттине (1187), овладел Иерусалимом и отразил 3-й крестовый поход. В 1193 году султан умер и был похоронен в Дамаске. Сыновья и брат Салах-ад-Дина разделили его владения. Хотя политическим центром Айюбидов остался Каир, Дамаск сохранял свое значение. В 1-й половине XIII века он не раз переходил из рук в руки в ходе междоусобной борьбы различных ветвей Айюбидов.

С XII века начинается быстрый экономический подъем Дамаска, появляются сведения об архитектурных работах в цитадели, строительстве мечетей. К северу и югу от укрепленной территории Дамаска возникли плотно застроенные пригороды Эль-Укайба и Шагур. Город стал интеллектуальным центром исламского мира и суннитской ортодоксии, противостоящим фатимидскому шиизму и крестоносцам. Именно дамасские богословы в 1-х десятилетиях XII века несли в массы идею общемусульманской солидарности перед лицом крестоносцев и наступательного джихада, который сделали своей политической программой Нур ад-Дин и Салах-ад-Дин. Проявлением суннитского возрождения стало массовое строительство в Дамаске религиозных школ медресе. Первая была основана в 1098 году; к концу XII века их было 20, еще через столетие - свыше 80. Также быстро росла численность мечетей: к 1174 году свыше 400 внутри и вне города, хотя больше половины из них не имели постоянного штата служителей. Важной чертой архитектурного облика Дамаска стали мавзолеи-усыпальницы зенгидской и айюбидской знати, а также госпитали-маристаны, совмещенные с медицинскими школами. После землетрясений и осад неоднократно отстраивались стены города и цитадели.

Монголы и мамлюки.
Политическая карта Ближнего Востока радикально изменилась в середине XIII века с появлением монголов. В 1258 году, после взятия Багдада, монгольские войска вторглись в Сирию. При их приближении последний айюбидский эмир Дамаска аль-Малик ан-Насир бежал из города. В феврале 1260 года монгольский отряд во главе с полководцем хана Хулагу нойоном Кит-Бугой без боя вступил в Дамаск. Кит-Буга, принадлежавший к христианской общине несторианского толка, покровительствовал местным христианам, и они постарались отомстить мусульманам за вековые обиды. Среди прочего мечеть Омейядов была обращена в христианскую церковь. Однако в сентябре 1260 года египетские мамлюки в битве при Айн-Джалуте нанесли поражение монголам и выбили их из Сирии. В Дамаске начались погромы христиан, была разрушена церковь Пресвятой Богородицы.

После 1260 года Дамаск вошел в состав султаната мамлюков. Дамаск был одним из административных центров государства, вторым по значению после Каира. Во главе дамасской провинции ставились влиятельные мамлюкские лидеры, которые не раз бросали вызов султанам и пытались отделиться от Каира. Это внутриполитическое противостояние мамлюков осложнялось периодическими попытками монгольской династии Хулагуидов завоевать Сирию. В ходе одной из таких кампаний, в 1300 году, хулагуидский хан Газан на короткое время овладел Дамаском. Часть города была сильно разрушена. Еще более тяжелые последствия имело взятие города Тамерланом в 1401 году, сопровождавшееся массовыми разрушениями, гибелью множества жителей и отправкой в Самарканд квалифицированных ремесленников. В 1348 году, в промежутке между этими завоеваниями, Дамаск был опустошен эпидемией чумы. Источники повествуют о совместной молитве мусульман, христиан и иудеев в попытке отвести от Дамаска «черную смерть». Эпидемия сократила население города на 40%.

Несмотря на политическую нестабильность в мамлюкском Дамаске, постоянные мятежи и разрушения, городская экономика продолжала развиваться. Дамаск оставался основным рынком хауранского зерна, а также центром сложных ремесленных производств, в частности изготовления оружия. С XIV века в городе появляются фактории европейских купцов. Строятся новые рынки, разрастаются пригороды. Большинство архитектурных памятников мамлюкской эпохи расположено за пределами перенаселенного центра, вне городских стен, среди садов и каналов новых предместий. Численность населения Дамаска вместе с пригородами и окрестной усадебной застройкой по состоянию на XIII век оценивается отечественными исследователями в 40 тысяч человек, в зарубежной литературе - 80 тысяч до эпидемии «черной смерти» и 50 тысяч после. С XIV века Дамаск начинает уступать лидирующую роль в Сирии Халебу, расположенному на перекрестке трансевразийской торговли. Историки говорят и об упадке в области ремесла, особенно после нашествия Тамерлана.

Кризис переживала христианская община города, которую периодически преследовали мамлюкские власти. При Айюбидах и мамлюках православные все реже занимали значимые посты в государственной администрации. Понизилась культурная активность местных христиан, хотя творчество книгописца начала XIII века. Пимена Дамасского считается одной из вершин каллиграфии в истории книжности мелькитского Антиохийского Патриархата. В 1367 году патриархи Антиохии перенесли свой престол в Дамаск. С этого времени исчезает пост Дамасского митрополита, его функции переходят к патриарху. До XVII века в Патриархии периодически учреждалась вспомогательная должность «митрополита патриаршей кельи», ведавшего делами дамасских христиан.

Османская империя.
В 1516-1517 годах Мамлюкский султанат был разгромлен Османской империей. В сентябре 1516 года османский султан Селим I вступил в Дамаск. Первоначально город был передан под управление мамлюкского эмира Джанберди аль-Газали, перешедшего на сторону османов. Однако в 1520 году аль-Газали взбунтовался против Стамбула, и после подавления этого мятежа в Дамаске. было установлено прямое османское правление. За последующие полтора века в городе сменилось 133 турецких паши, многие из которых, чувствуя непрочность своего положения, старались быстро обогатиться за счет ограбления жителей. В XVIII веке, когда власть центрального аппарата управления Османской империи ослабела, в Сирии и других окраинных землях возвысилась региональная аристократия - айяны, многие представители которой получали высокие посты в провинциальном управлении. Так, в XVIII веке несколько выходцев из феодального клана аль-Азм в течение долгого времени были во главе Дамасского пашалыка. Дворец Асада-паши аль-Азема (1749), стоящий к югу от мечети Омейядов, считается одним из украшений города.

Османский Дамаск заметно выделялся на фоне других провинциальных городов империи. Это был один из важнейших центров торговли Ближнего Востока с Европой. В городе проживало значительное количество европейских, прежде всего французских предпринимателей, чьими торговыми партнерами и посредниками часто выступали местные христиане. При османах было построено множество «ханов» - торговых комплексов, сочетавших черты рынка, склада и гостиницы для приезжих торговцев. В не меньшей степени процветанию Дамаска способствовала его роль в организации хаджа. Город был местом сбора паломников из европейских и азиатских областей османского государства, следовавших в Мекку. Дамасский паша лично возглавлял паломнический караван в Мекку. В Дамаске паломники закупали продукты перед долгой дорогой через пустыню, на обратном пути продавали товары, приобретенные в Аравии.

Из подробных переписей населения и налогооблагаемого имущества, проводившихся османскими властями с XVI века, можно заключить, что количество жителей увеличилось с 52 до 57 тысяч и в XVII-XVIII веках оставалось примерно на том же уровне. К юго-западу от средневекового города, вдоль дороги хаджа, длинной лентой вытянулся новый квартал Майдан. Основные памятники османской архитектуры - мечети Дервишия (1574) и Синан-паши (1591) - были построены за городскими стенами, что подчеркивает дальнейшее разрастание пригородной застройки и смещение центра религиозной и экономической активности.

Христианская община Дамаска в XVI веке увеличивалась быстрыми темпами, в т. ч. и благодаря миграции христиан из сельской округи. В раннеосманское время христиане составляли 12% населения Дамаска, иудеи - 6%. Перепись 1569 года зарегистрировала в городе 1021 дом христиан, что соответствует 6290 человекам. Помимо традиционной зоны расселения у ворот Баб-Тума и Баб-Шарки в старом городе христианские районы появились в квартале Майдан. В городе действовало 5 общин: православных, яковитов (150 семейств в 1719 году), маронитов (50 семейств в 1710 году), небольшого числа армян и «франков», т. е. выходцев из Европы. С середине XVII века появились миссии католических орденов, которым удалось обратить в унию часть православных. После 1724 года из православного Антиохийского Патриархата выделилась униатская церковь, последователи которой приняли самоназвание мелькиты. Ввиду того что православная иерархия в Дамаске имела сильные позиции и пользовалась поддержкой османских властей, сторонники унии мигрировали из города в прибрежные районы Сирии и православные оставались преобладающей группой среди дамасских христиан.

В XVII веке в православной общине Дамаска было около 30 священников, в XVIII веке - 15-17 священников, а также 3 церкви: кафедральный собор Пресвятой Богородицы, церкви святителя Николая и святых Киприана и Иустины. Подземная церковь святой Анании между серединой XVI и серединой XVII веков была утрачена христианами и перешла во владение мусульман. Патриаршая резиденция, находившаяся рядом с кафедральным собором, была полностью перестроена в конце 50-х годов XVII века на средства, которые привез Антиохийский патриарх Макарий III из России. Дамаск был одним из центров арабской православной культуры, здесь жили многие деятели «мелькитского ренессанса» XVII века - патриархи Евфимий III, Макарий III, диакон Павел Алеппский и др. В XVIII веке примером высокого уровня православной культуры Дамаска служит летописание священника Михаила Барика ад-Димашки († после 1782 года).

Оккупация Сирии войсками египетского паши Мухаммада Али в 1831-1840 годах сопровождалась масштабными социально-экономическими реформами, активизацией контактов с Европой и прекращением дискриминации немусульманских меньшинств. С возвращением Сирии под власть султана в 1840 году продолжалась политика укрепления центральной власти и модернизации общества, росло европейское экономическое и культурное влияние. Под давлением великих держав Порта уравняла права христиан с мусульманами. Рост богатства и влияния христианских общин на фоне разорения мусульманских ремесленников и торговцев, чьи изделия не выдерживали конкуренции с товарами европейской промышленности, привел к росту социальной и межобщинной напряженности в Сирии. Самым кровопролитным конфликтом была Дамасская резня в июле 1860 года, в которой погибло от 2 до 6 тысяч христиан Дамаска и был сожжен христианский квартал старого города вместе со всеми церквами. Султанские власти, стремясь оправдаться в глазах Европы, сурово покарали виновных. Процессы культурной и технической модернизации продолжались: в Дамаске открывались иностранные школы, расширялись улицы для нужд колесного транспорта, начала выходить газета (1897), железные дороги связали Дамаск с Бейрутом (1895), Хайфой и Мединой (1908).

В начале XX века Дамаск стал одним из центров зарождавшегося арабского национализма. Османские власти преследовали национальное движение арабов, особенно после начала первой мировой войны. По приказу турецкого наместника Сирии Джемаль-паши десятки арабских националистов были казнены в Дамаске в мае 1916 года. В годы войны город стал главной базой турецкой армии, действовавшей на синайском направлении. Потерпев окончательное поражение осенью 1918 года, тур. войска оставили Дамаск, и 1 октября в город вступили бритаские части и их арабские союзники во главе с эмиром Фейсалом, сыном короля Хиджаза. Фейсал пытался создать в Сирии независимое арабское государство, однако державы Антанты приняли решение о передаче страны под мандатное управление Франции. В июле 1920 года французские войска, сломив сопротивление арабов, заняли Дамаск и свергли правительство Фейсала.

Период французского мандата в Сирии прошел под знаком перманентного противостояния французских властей и арабских националистов. В 1925 году в Сирии началось восстание под лозунгами обретения независимости. В октябре отряды повстанцев попытались овладеть Дамаском, и французские войска подвергли город бомбардировке, приведшей к большим жертвам и разрушениям. В то же время в мандатную эпоху Дамаск динамично развивался. В 1929 году был принят план застройки города. Возводились новые кварталы к северу и северо-востоку от старого центра, в 1932 году была создана современная система водоснабжения.

В годы второй мировой войны Франция признала независимость Сирии, однако урегулирование условий вывода французских войск в 1945 году сопровождалось новым всплеском напряженности и обстрелом Дамаска французской артиллерией 25 мая 1945 года. Вскоре, однако, все иностранные войска были выведены из Сирии и страна обрела полную независимость. Дамаск стал столицей независимого сирийского государства.

Современный Дамаск является крупным экономическим и культурным центром Ближнего Востока. В городе действуют Арабская АН (учреждена в 1919 году), Национальная библиотека, Сирийский университет (с 1923 года), Национальный музей (с 1921 года). Население Дамаска, составлявшее около 150 тысяч в 70-х годах XIX века и свыше 400 тысяч в 1955 году, в настоящее время достигает 4 миллионов человек.

Известные православные епископы Дамаска.
Магн (между 325 и 340 годами), Филипп (381), Иоанн (431), Феодор (между 445 и 451 годами), Иоанн (458), Маммиан (512-518 годы; монофизит), Петр (515), Фома (519; монофизит), Евстафий (553), Герман (588), Петр (около 734-743 годов), Агапий (813), Николай (839), Михаил (870), Сергий (1033), Михаил (XIII век), Иоаким (XIV век), Георгий (1576).

Археология, архитектура, изобразительное искусство.
От наиболее древних периодов практически не осталось материальных свидетельств. Данные археологии в основном периода эллинизма и римско-византийской эпохи. Исторические памятники сохранились в старом городе, а также в квартале Салихия (2 км к северу). Греко-македонские завоеватели спланировали Дамаск на основе так называемой гипподамовой системы, ее ячейки различимы на современных картах. Трасса центральной улицы в направлении запад - восток (decumanus maximus с рим. времен или via recta - Деян 9. 11) также сохранилась (Сук-эт-Тауиль), из архитектурного обрамления частично уцелела небольшая римская арка, ныне реконструированная (Баб-эль-Канисе).

При римлянах город был обнесен новой стеной, из ворот сохранились только восточные - Баб-Шарки (III век по Р.Х.). Рядом с ними располагается христианский район, один из домов которого прославлен как дом Анании, одного из первых христиан города. На его месте стоял языческий храм (сохранилось 2 алтарных камня с посвятительной надписью); от небольшой раннехристианской церкви уцелела подземная сводчатая часть. Ворота в юго-восточном углу старого города Баб-Кайсан были перестроены из римских в XIII-XIV веках, на башнях сохранились хризмы. С этими воротами христианская традиция связывает спасение апостола Павла в корзине через окно стены (2 Кор 11. 32, Деян 9. 25), в память чего во внутреннем помещении ворот устроена (1939) маленькая церковь апостола Павла, «что с окном».
Храм арамейского божества Хадада римляне перестроили в храм Юпитера Дамасского (I век до Р.Х., повторно перестроен при Септимии Севере (193-211 годы)); в его руинах открыт ряд греческих надписей гражданского содержания (III век). Часть монументального фронтона и колонн западных пропилеев внешнего двора храма сохранилась в комплексе крытого рынка-галереи Хамидия (конец XIX века). В христианское время храм был перестроен в базилику святого Иоанна Крестителя; иногда эту перестройку приписывают императору Феодосию I (379-395 годы), поскольку при нем был снесен алтарь старого языческого храма. После арабского завоевания базилика, как и другие церкви, получила право на защиту, о чем сообщал греческий текст на фрагменте колонны, найденном в 1909 году. Около 70 лет она оставалась главным христианским храмом города, но затем халиф аль-Валид (705-715 годы) добился постройки на его месте главной городской мечети.

Мечеть Омейядов, построенная между 705 и 715 годами (708-714/7155 годы, по Р. Бёрнсу),- основной историко-архитектурный объект города и один из важнейших памятников раннеисламской архитектуры. По преданию, на строительство и украшение мечети Омейядов были истрачены налоговые поступления с Сирии за 7 лет. Построена по образцу комплекса мечети пророка Мухаммада в Медине местными и византийскими мастерами. Молитвенный зал мечети (136×37 м), сильно пострадавший в пожаре 1893 года, с 3 поперечными нефами отражает план предшествующего римского храма и христианской базилики; из них заимствована большая часть колонн, нефы мечети. На пересечении нефов и трансепта высится купол (возведен заново после 1893 года), опирающийся на мощные квадратные пилоны. Между арками южного нефа находится мраморная постройка (после 1893 года), отмечающая легендарное место погребения главы святого Иоанна Крестителя. С севера к мечети примыкает прямоугольный двор, отделенный от городской застройки глухими стенами. Изнутри он окружен с 3 сторон портиками с 2-ярусными аркадами, со стороны молитвенного зала мечети также некогда имелась аркада. Нижние ярусы западных и южных стен двора и мечети относятся к римскому времени, сохранился южный 3-частный вход во двор римского храма. Южная стена мечети фланкирована 2 минаретами (1247 и 1488 годы), 3-й находится на середине северной стены (нижняя часть IX века, верхняя - конца XII века). В северо-западной части двора небольшое здание «общественной сокровищницы» (Куббат-эль-Хазне или Байт-эль-Халь) раннеаббасидского времени (788, по Р. Дюссо) - глухой 8-гранник, опирающийся на классический антаблемент на коринфских колоннах, сильно углубленных в культурный слой. В северо-восточной части двора располагается такое же сооружение, датирующееся XVIII-XIX веками.
Мозаики мечети Омейядов возникли одновременно с постройкой мечети. Они несколько раз реставрировались (конец XI, середина XII, конец XIII веков), позже были закрыты слоями обмазок и оставались неизвестными до реставрационной расчистки 1929 года; значительная часть мозаик является плодом реконструкции 1-й половины 60-х годов XX века. Сохранились фрагменты общей композиции (стены и своды портиков, софиты арок, дворовый фасад молитвенного зала) с изображениями деревьев, растений, водоемов и фантастических архитектурных сооружений с колоннами, арками и куполами - дворцы и сады Творца, ожидающие прихода праведника (возможно, идеализированный образ Дамаска; дальние страны и места паломничеств). Мозаики сохраняют многие черты позднеантичной живописи, их гамма зеленовато-коричневая с золотом. Мозаики «общественной сокровищницы» относятся скорее всего к XIII-XIV векам.

В Х-XI веках Дамаск приобрел типичную для восточного города застройку: кварталы отделяются друг от друга стенами, внутри их складывается инфраструктура с локальным рынком и мечетью (синагогой, церковью), дома выходят на улицу глухой стеной.

Во 2-й половине XII века, при атабеге Нур-ад-Дине (1154-1174 годы) и султане Салах-ад-Дине (1174-1193 годы), в Дамаске сложились основные типы сооружений: медресе (духовная школа) с мечетью и нередко с мавзолеем основателя, хамам (баня), маристан (госпиталь), хан (караван-сарай), сук (рынок в виде улицы-галереи). Образцовой постройкой стал маристан Нур-ад-Дина (1154, перестроен в 1283 году и в XVIII веке, ныне Музей истории арабской медицины и науки) - с вестибюлем, увенчанным ячеистым куполом (мукарнас), и внутренним двором с 4 нишами-айванами. При медресе Захирия находится мавзолей султана Бейбарса (после 1277 года), отделанный разноцветным мрамором и мозаиками с изображением деревьев и зданий на золотом фоне, имитирующими декор мечети Омейядов.

Из памятников османской эпохи следует отметить комплекс мечети Такия Сулеймания (1554-1560 годы), построенный турецким архитектором Синаном, а также 2 грандиозных строительных предприятия губернатора Дамаска. Асад-паши аль-Азема - хан Асад-паши (1752), перекрытый 9 куполами (центральный не сохранился), и сложный комплекс дворца Азема (1749-1752 годы, ныне Музей народных искусств и традиций) с характерным чередованием полос темного и светлого камня и цветной инкрустацией; этот дворец является самым ярким произведением из плеяды позднеосманских жилых резиденций, сохранившихся в Дамаске.

Перестройка части города в европейском вкусе началась в конце XIX века, получив особый размах во время французского мандата. В 1926 году французскими архитекторами был составлен генеральный план Дамаска. Застройка 20-30-х годов XX века хорошо сохранилась, стилистически близка к конструктивизму и ар деко.

Национальный музей в Дамаске - одно из богатейших художественно-археологических собраний Азии (основан в 1919 году, здание 1936-1961 годов). К уникальным можно отнести материалы из Угарита и Мари, обширное пальмирское собрание (мозаики, коллекция скульптурного портрета, реконструкция гипогея Ярхая, 108 год по Р.Х.), росписи молельного дома из Дура-Европоса. Главный вход в здание музея (1939-1952 годы) собран из уцелевших фрагментов омейядского замка Каср-эль-Хайр-эль-Гарби (Западный укрепленный замок), построенного в Сирийской пустыне при халифе Хишаме (724-743 годы), с элементами римско-византийской и персидско-месопотамской архитектуры.

Иллюстрации:

Архив БРЭ.

©Православная энциклопедия

 

Литература
  • Watzinger C., Wulzinger K. Damaskus: Die antike Stadt. B.; Lpz., 1921
  • Dussaud R. Topographie hist. de la Syrie antique et mediévale. P., 1927
  • Sauvaget J. Le plan antique de Damas // Syria. 1949. Vol. 26. P. 314-358
  • Сидорова Н.А., Стародуб Т.Х. Города Сирии. М., 1979. С. 11-81
  • Finegan J. The Archaeology of the New Testament. Boulder, 1981
Статью разместил(а)

Попцов Александр Сергеевич

редактор

Приглашаем историков внести свой вклад в Энциклопедию!

Наши проекты