ДАЛА́Й-ЛА́МА XIV

0 комментариев

ДАЛАЙ-ЛАМА XIV - буддийский деятель, духовный и политический лидер тибетского народа.

В трёх­лет­нем воз­рас­те при­знан ре­ин­кар­на­ци­ей Да­лай-ла­мы XIII. В свя­зи с втор­же­ни­ем в Ти­бет войск КНР в ше­ст­на­дца­ти­лет­нем воз­рас­те был вы­ну­ж­ден при­нять на се­бя обя­зан­но­сти гла­вы го­су­дар­ст­ва. В 1954 году по­се­тил Пе­кин, где встре­тил­ся с Мао Цзэ­ду­ном. Не­смот­ря на обе­ща­ния Мао вес­ти уме­рен­ную по­ли­ти­ку в Ти­бе­те, китайские вла­сти на­ча­ли фор­си­ро­вать ком­му­ни­стические ре­фор­мы. В на­ча­ле мар­та 1959 года в Лха­се вспых­ну­ло сти­хий­ное народное вос­ста­ние. Да­лай-ла­ма XIV, его ок­ру­же­ние и многие по­сле­до­ва­те­ли бы­ли вы­ну­ж­де­ны бе­жать в Ин­дию. Китайская ар­мия жес­то­ко по­да­ви­ла вос­ста­ние, но в ря­де рай­онов Ти­бе­та про­дол­жа­лась пар­ти­зан­ская вой­на. Уве­ще­ва­ния Да­лай-ла­мы XIV, ко­то­рый как буд­дист яв­ля­ет­ся сто­рон­ни­ком не­на­си­лия, ос­та­но­ви­ли бес­перс­пек­тив­ное во­оруженное со­про­тив­ле­ние.

В из­гна­нии в Ин­дии, в Дха­рам­са­ле (штат Хи­ма­чал-Пра­деш), Да­лай-ла­мой XIV бы­ло вос­соз­да­но ти­бетское пра­ви­тель­ст­во, про­дол­жав­шее пред­став­лять ин­те­ре­сы ти­бет­цев, не сми­рив­ших­ся с при­сое­ди­не­ни­ем Ти­бе­та к КНР. В 1963 годк Да­лай-ла­мой XIV бы­ла раз­ра­бо­та­на де­мо­кра­тическая кон­сти­ту­ция Ти­бе­та, со­глас­но ко­то­рой вер­хов­ная власть долж­на пе­рей­ти от Да­лай-ла­мы к все­на­род­но из­бран­ной Народной ас­самб­лее и на­зна­чае­мо­му ею пра­ви­тель­ст­ву. Эти прин­ци­пы по­этап­но вво­дят­ся в жизнь, и в начале XI века всей пол­но­той по­ли­тической вла­сти в ти­бетской эмиг­ра­ци­он­ной ад­ми­ни­ст­ра­ции рас­по­ла­га­ет уже не Да­лай-ла­ма, а пра­ви­тель­ст­во и пар­ла­мент. Офи­ци­аль­но за Да­лай-ла­мой за­кре­п­ле­ны лишь ду­хов­ные функ­ции, но он ос­та­ёт­ся национальным ли­де­ром.

На про­тя­же­нии всей жиз­ни Да­лай-ла­ма XIV стре­мит­ся ре­шить ти­бет. про­бле­му «сре­дин­ным пу­тём» - без во­о­руженной борь­бы за не­за­ви­си­мость, ока­зы­вая мо­раль­ное дав­ле­ние на КНР свои­ми кни­га­ми, вы­сту­п­ле­ния­ми, об­ра­ще­ния­ми в ООН, на встре­чах с пар­ла­мен­та­ми и ру­ко­во­ди­те­ля­ми мно­же­ст­ва стран, вклю­чая США, Ве­ли­ко­бри­та­нию, Фран­цию и др. В 1987 году он зая­вил о го­тов­но­сти со­гла­сить­ся на ав­то­но­мию Ти­бе­та в со­ста­ве КНР в слу­чае, ес­ли ус­ло­вия этой ав­то­но­мии бу­дут вы­пол­нять­ся. В 1989 году за свою ми­ро­творческую дея­тель­ность удо­сто­ен Но­бе­лев­ской премии ми­ра.

Да­лай-ла­ма XIV из­вес­тен не­три­ви­аль­ны­ми ин­тер­пре­та­ция­ми слож­ных во­про­сов буд­дий­ско­го ми­ро­воз­зре­ния (например, не счи­та­ет ве­ру в пе­ре­ро­ж­де­ния обя­за­тель­ной для ка­ж­до­го буд­ди­ста, по­сколь­ку этот во­прос от­но­сит­ся к сфе­ре от­но­си­тель­ной ис­ти­ны и го­раз­до ме­нее ва­жен, чем, например, по­ни­ма­ние шунь­я­ты). Важ­ны­ми эле­мен­та­ми мо­дер­ни­за­ции ти­бетского буд­диз­ма ста­ли ини­циа­ти­вы Да­лай-ла­мы XIV по вве­де­нию в учеб­ную про­грам­му мо­на­стыр­ских уни­вер­си­те­тов фа­куль­та­ти­вов по современной нау­ке, уч­ре­ж­де­ние тра­ди­ции пол­но­го мо­на­ше­ско­го по­свя­ще­ния для жен­щин, пре­дос­тав­ле­ние жен­щи­нам воз­мож­но­сти по­лу­че­ния выс­шей ти­бетской учё­ной сте­пе­ни ге­ше.

Не­отъ­ем­ле­мой ча­стью его дея­тель­но­сти яв­ля­ет­ся раз­ви­тие меж­ре­ли­ги­оз­но­го диа­ло­га. При­зна­ёт не­об­хо­ди­мость су­ще­ст­во­ва­ния мно­же­ст­ва ре­ли­гий, от­вер­га­ет про­зе­ли­тизм. Идеи Да­лай-ла­мы XIV обоб­ще­ны в его книге «Эти­ка для но­во­го ты­ся­че­ле­тия» (1999).

Иллюстрации:

Архив БРЭ.

© Большая Российская Энциклопедия (БРЭ)

Литература
  • «...Стра­да­ний рас­сеи­вать ть­му...». Кы­зыл, 1995
  • Farrer-Halls G. The world of Dalai Lama: an inside look at his life, his people, his vision. L., 1998
  • Stewart W. The fourteenth Dalai Lama: spiritual leader of Tibet. 2nd ed. Minneapolis, 2000
Статью разместил(а)

Попцов Александр Сергеевич

редактор

Приглашаем историков внести свой вклад в Энциклопедию!

Наши проекты