БАРД

0 комментариев

Придворный поэт в средневековой Ирландии.

По античным источникам, Б. были известны в Галлии (в более широком значении — поэт, сказитель), а также широко представлены в Уэльсе VI—XV вв. Слово предположительно восходит к индоевропейской основе *gwerh — «хвала, благодарность» (ср. лат. gratus — «милый», «приятный»; «благодарный»).

Расцвет творчества Б. в Ирландии принято относить к XII—XV вв., хотя Б., с одной стороны, как противопоставленные филидам (сакрализованным поэтам-прорицателям) непрофессиональные поэты, упоминаются и в более ранних текстах. С другой — бардические школы существовали в отдельных районах Ирландии и Шотландии до XVII в. Б. были материально зависимы от местных правителей и зарабатывали на жизнь, в основном сочиняя для них хвалебные поэмы, панегирики и элегии.

Сохранились, однако, отдельные образцы чисто лирической бардической поэзии, а также стихов религиозного содержания. Б. принад­лежали также сатирические или хулительные стихи, сочинять и исполнять которые они получали право, если король или эрл отказывал им в истинном даре.

Язык поэзии Б. считался «темным» и непонятным, он строился на использовании особых метафор и ино­сказаний, понимание которых было частью профессионального обучения в бардических школах (длилось от 5 до 12 лет; в зависимости от длительности курса каждый Б. получал особый ранг). В этих школах будущие Б. занимались изучением метрики (так называемого прямого стиха — dán díreach), системы аллитераций и нормированием самого ирландского языка, который после XII в. начал распадаться на диалекты.

Лингвистические труды Б. дошли до нас в виде нескольких трактатов, в которых описано наддиалектное койне, используемое в бардической поэзии. Часто Б. были связаны с определенным королевским домом, но могли и свободно передвигаться по стране от одного короля к другому. В отличие от ряда других авторов панегириков и элегий этого времени Б., как правило, не были связаны с Церковью и не имели сана.

С начала завоевания Ирландии англичанами Б. воспринимались как элемент оппозиции, квалифицировались как «бродяги». Ирландской знати было запрещено принимать их в своих домах (см. Килкеннийский статут 1366, а также указы против бродячих поэтов и музыкантов 1537 и 1549). Однако сословие Б. продолжало существовать в Ирландии до XVII в. (последняя школа была закрыта в 1641). Но уже XV—XVI вв. можно назвать периодом упадка поэзии Б., вызванным внутренними социальными причинами (распад клановой системы, перераспределение функций внутри образованных классов, церковные реформы и др.).

Среди наиболее известных Б.: Фланн Мак Ленан (ум. 918), Эохайд Флойн (ум. 984), Мак Лиаг (ум. 1015), Миредах Шотландец (ум. 1224), Доннаху Мор О’Дали (середина XIII в.), Фяр Флах О’Гнив (начало XVI в.) и др. Само слово Б. вошло в обиход европейской культуры в XVIII в. после публикации «Песен Оссиана» Дж. Макферсона.

Дополнительная литература:

Breatnach L. Satire, Praise and the Early Irish Poet // Ériu. V. 56. 2005;

Carney J. The Irish Bardic Poet. Dublin, 1967;

Knott E. Irish Classical Poetry, Commonly Called Baric Poetry. Dublin, 1960.

 

Автор статьи: Т. А. Михайлова.

© Российская Историческая Энциклопедия

Литература
  • Mac Cana Pr. Praise Poetry in Ireland Before the Normans // Ériu. V. 54. 2004
  • McManus D. The Bardic Poet as Teacher, Student and Critic // Unity in Diversity. Dublin, 2004
  • Murphy G. Bards and Filidh // Éigse. V. 2. 1940
  • Ó Cuív B. The Linguistic Training of the Mediaeval Irish Poet // Celtica. V. X. 1973
  • Simms K. Bardic Poetry as a Historical Source // The Writer as Witness: Literature as Historical Evidence. Cork, 1987

Приглашаем историков внести свой вклад в Энциклопедию!

Наши проекты