АВВАКУ́М ПЕТРО́В

0 комментариев

Священнослужитель, идеолог старообрядчества, писатель

Происхождение. Ранние годы жизни.

        Аввакум родился в семье священника, в 15 лет потерял отца. Его мать, «постница и молитвенница», по словам самого Аввакума, с раннего детства приучила сына к соблюдению постов и религиозному подвижничеству. Женив сына в 17 лет, мать Аввакума приняла монашеский постриг и вскоре скончалась.

       Аввакум переселился в с. Лопатицы. В 1641 г. был рукоположен в дьяконы, в 1644 г. – в иереи (попы). Он добросовестно относился к выполнению своих духовных обязанностей перед паствой, занимался лечением различных болезней своих прихожан, матери часто приводили к нему своих больных детей. Из-за своей прямоты, честности и ревностному выполнению обязанностей Аввакум нажил себе и немало врагов, особенно среди влиятельных людей в Лопатицах. Ему приходилось терпеть избиения, грабеж и даже попытки убийства.

         В итоге Аввакума изгоняют из Лопатиц собственные прихожане. Происходит это не раньше 1646 г. Он бежит в Москву и обращается за помощью к духовнику царя Алексея Михайловича Стефану Вонифатьеву и протоиерею (протопопу) Казанского собора Иоанну Неронову. Об Аввакуме доложили Алексею Михайловичу, но в итоге Аввакум был отправлен обратно в Лопатицы, где вновь проявил себя как человек строгих правил. Это вновь стало вызывать недовольство его паствы, и вновь Аввакум стал подвергаться насилию. Побывавший в селе воевода В. Шереметев, которому жаловались на строгость Аввакума, обратился к нему с просьбой благословить его сына и, получив отказ, бросил священнослужителя в Волгу. Аввакуму едва удалось спастись. В итоге Аввакум снова покидает Лопатицы и во второй раз едет в Москву.

        Там он получает назначение протопопом в г. Юрьевец-Повольский. После того, как Аввакум прибыл в этот город, он стал беспощадно преследовать всякое отступление от церковных правил и обличать пороки местного населения. Все это вызывало резкое недовольство людей, которые открыто угрожали ему убийством. Толпа, состоявшая из тысячи человек, собралась вокруг его резиденции, люди вывели Аввакума на улицу и до полусмерти избили. В итоге в 1652 г. Аввакум был вынужден бежать из Юрьевца и переселиться в Москву.

 

Аввакум в Москве. Протест против реформ патриарха Никона.

       Хотя в Москве Аввакума приняли прохладно, не одобряя его бегства из Юрьевца, в столице у него была поддержка высшего духовенства в лице Стефана Вонифатьева и Иоанна Неронова. Аввакум примкнул к образовавшемуся в Москве кружку Стефана Вонифатьева, члены которого принимали участие в проводившейся при тогдашнем патриархе Иосифе «книжной справе», т.е. процессе исправления и редактирования текстов переводов богослужебных книг. Тогда их усилия были направлены на подготовку издания полного церковнославянского текста перевода Библии. Участники кружка резко протестовали против западного влияние на православие и, в частности, против малороссов (украинцев) и греков, подверженных пагубному, по их мнению, влиянию католицизма. 

          В 1652 г. патриарх Иосиф скончался. Одним из первых кандидатов на патриарший престол был новгородский митрополит Никон. Он изначально находился в добрых отношениях с членами кружка Вонифатьева, что Аввакум объяснял желанием Никона втереться к ним в доверие, дабы они не препятствовали его избранию в качестве патриарха. В июле 1652 г. он был избран на патриарший престол и сразу же заявил о своем желании заняться устранением недостатков русской церковной практики. Он имел в виду, прежде всего, продолжение исправления богослужебных книг и обрядов в соответствии с греческими образцами. Никон отстраняет от дел прежних «справщиков», близких к кружку Вонифатьева, исправлявших книги, т.к. они плохо знали (или не знали совсем) греческий язык и не могли удовлетворять тем требованиям, которые предъявлялись к специалистам по исправлению богослужебных книг. Никон привлекает к этой деятельности специалистов во главе с Арсением Греком. Первым поводом для недовольства Аввакума и членов кружка Вонифатьева деятельностью Никона и его «справщиков» стало издание памятки, присланной в Казанский собор к Иоанну Неронову. В ней говорилось о необходимости совершения троеперстного крестного знамения и сокращения числа поясных поклонов во время молитвы. После этого произошла личная ссора Никона и Иоанна Неронова, в результате которого последнего препроводили в Симонов монастырь, где держали под стражей.

       Аввакум подал царю челобитную, в которой ходатайствовал за Неронова и протестовал против исправления книг и обрядов сторонниками Никона. Он стал одной из первых жертв преследования, которому подверглись противники Никона. В сентябре 1653 г. его бросили в подвал Андроникова монастыря, где он просидел 3 дня. Его уговаривали принять новые реформы, но тот отказался. Тогда патриарх Никон велел расстричь его. Но царь Алексей Михайлович заступился за Аввакума. Он не был расстрижен, но был сослан из Москвы в Тобольск.

 

Тобольская ссылка

          Прибыв в Тобольск, Аввакум вновь проявил себя как человек с крутым характером. Ряд его фанатичных и грубых выходок (так, он выпорол ремнем за один проступок дьяка Ивана Струну, а одного боярского сына, в церкви обругавшего его и архиепископа, велел бросить собакам, а также ревностно продолжал обличать реформы патриарха Никона)  привели к тому, что его приказано было увезти за р. Лену. Когда же он приехал в Енисейск, то из Москвы пришел  приказ везти его в Забайкалье с первым нерчинским воеводой А. Пашковым, посланным для завоевания Даурии.

          Пашков был, по словам Аввакума, «суров человек: беспрестанно людей жжет и мучит», а Аввакума ему прямо «приказано было мучить». Аввакум сразу же начал находить неправильности в действиях Пашкова, на что тот разгневался и велел сбросить протопопа и его семью с дощаника, на котором они плыли по р. Тунгуске. Аввакум не вытерпел и написал А. Пашкову послание, в котором укорял его за те испытания, которым он подверг его и его семью. Воевода же за это сначала сам избил его, а затем приказал дать ему 72 удара кнутом и бросить в Братский острог. Весной Пашков выпустил Аввакума на волю, но и на воле приходилось тяжело в диких местах, где Аввакум наравне с остальным отрядом Пашкова пролагал путь: тонули дощаники, бури, в особенности на Байкале, грозили гибелью, много раз приходилось сталкиваться лицом к лицу с голодной смертью.

         Шесть лет провёл Аввакум в Забайкалье, терпя не только лишения ссылки, но и жестокие преследования со стороны Пашкова, которого он всячески обличал.

 

Возвращение в Москву

          В 1663 г. Аввакум был возвращён в Москву. Обратный путь длился три года. Протопоп проповедовал во всех городах и селах, обличая реформы патриарха Никона. Первые месяцы возвращения в Москву были временем большого личного торжества Аввакума. Ничто не мешало москвичам, между которыми было много явных и тайных сторонников протопопа, восторженно его приветствовать. Царь Алексей Михайлович показывал расположение к нему, велел поселить его на монастырском подворье в Кремле» и, по словам Аввакума, «кланялся часто со мною, низенько таки, а сам говорит: „благослови де меня и помолися о мне“; и шапку в иную пору мурманку снимаючи, с головы уронил, будучи верхом. Из кареты бывало высунется ко мне, и все бояре после царя челом, да челом: протопоп! благослови и молися о нас».

         Вскоре все убедились, что Аввакум не личный враг Никона, а принципиальный противник церковной реформы. Через боярина Р. Стрешнева царь посоветовал ему если не присоединиться к реформам церкви, то, по крайней мере, не критиковать ее. Аввакум последовал совету: «И я потешил его: царь то есть от Бога учинен и добренек до мене», однако это продолжалось недолго. Вскоре он ещё сильнее прежнего стал критиковать архиереев и все нововведения введённый вместо принятого на Руси 8-конечного неравносложный 4-конечный крест, исправление Символа веры, троеперстное сложение, партесное пение. Аввакум отвергал возможность спасения по исправленным богослужебным книгам и даже послал челобитную царю, в которой просил низложить Никона и восстановить прежние обряды: «паки заворчал, написал царю многонько таки, чтобы он старое благочестие взыскал и мати нашу общую, святую церковь от ереси оборонил и на престол бы патриаршески пастыря православного учинил вместо волка и отступника Никона, злодея и еретика».

         На этот раз царь прогневался на Аввакума. Алексей Михайлович изначально относился к протопопу  как к тяжело страдавшему человеку,  но когда он из челобитной увидел, что протопоп восстает не только против Никона, но против всей вообще существующей церкви, он резко изменил свое отношение к Аввакуму. Как замечал сам протопоп: «Не любо стало как опять стал я говорить; любо им, как молчу, да мне так не сошлось». Велел царь сказать протопопу: «власти де на тебя жалуются, церкви де ты запустошил: поедь де в ссылку опять».

 

Новая ссылка и возвращение в Москву.

          В 1664 г. Аввакум был сослан в Мезень, где он продолжал свою проповедь и поддерживал своих приверженцев, разбросанных по всей России, посланиями, в которых именовал себя «рабом и посланником Иисуса Христа». В Мезени протопоп пробыл полтора года. В 1666 г. он был вновь привезён в Москву, где после тщетных увещеваний на соборе, собравшемся для суда над Никоном, его расстригли в Успенском соборе, в ответ на что он тут же наложил анафему на архиереев. Затем протопопа увезли в Пафнутьев монастырь и там продержали около года. И после этого не отказывались от мысли переубедить Аввакума, расстрижение которого было встречено большим возмущением и в народе, но безуспешно.

 

Ссылка в Пустозерск. Смерть.

          В это время его соратников казнили. Аввакум же в 1667 г. был высечен кнутом и сослан в г. Пустозерск. В 1672-1673 гг. Аввакум пишет автобиографическое произведение, известное как «Житие протопопа Аввакума, им самим написанное», уникальный литературный памятник XVII в. Аввакум положил начало жанру автобиографии в русской литературе, который до него практически не был представлен.

          14 лет он просидел на хлебе и воде в земляной тюрьме в Пустозерске, продолжая свою проповедь, рассылая грамоты и послания. Наконец, его резкое письмо к царю Фёдору Алексеевичу, в котором он критиковал царя Алексея Михайловича и ругал нового патриарха Иоакима, предопределило участь Аввакума. В 1682 г. он был сожжен в срубе в Пустозерске.

Мультимедиа

Смежные статьи
Литература
  • Бороздин А.К. Протопоп Аввакум. СПб., 1900.
  • Житие протопопа Аввакума, им самим написанное, и другие его сочинения. М.-Л., 1934.
  • Гудзий Н.К. Аввакум // Краткая литературная энциклопедия. Т. 1. М., 1962. С. 52-54.
  • Кожурин К. Я. Протопоп Аввакум: Жизнь за веру. М., 2011.
  • Паскаль П. Протопоп Аввакум и начало раскола. М., 2011.
Статью разместил(а)

Путятин Владимир Сергеевич

кандидат исторических наук

Приглашаем историков внести свой вклад в Энциклопедию!

Наши проекты